{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Валерий Пеньков. Одной ногой в диджитал и по уши в блогерстве

Продолжаем нашу бодрую рубрику о людях, которые меняют рынок заказной разработки в России. Четвертый гость – Валерий Пеньков, основатель «Студии Т». У Валерия свой блог на YouTube, который называется «Одной ногой в диджитал», где он берет интервью у представителей лучших диджитал-студий России. Мы решили взять интервью у него самого.

В – значит Валерий

Когда готовилась к интервью, с удовольствием посмотрела твой блог. Мне видится некоторый застой на рынке и хочется рассказывать больше вдохновляющих историй про тех, кто старается его менять. И вот ты точно один из этих людей.

Это довольно необычно и неожиданно слышать. Меня такие вещи всегда пугают… Бывает, на какую-нибудь конференцию приедешь, люди подходят и говорят: «Я смотрю твой блог, это так классно». И даже не знаешь, как отреагировать на это. Какая-то такая, странная штука.

Но это же классно. Ты почти медийная личность. Даже не почти, а медийная. У тебя часто берут интервью?

В формате прямо интервью – нет, редко. Это, наверное, третье или четвертое. Больше просто вопросики типа: «А зачем ты это делаешь?», «А что тебе это дает?», «А как?», «А что?», «Есть ли какие-то плюсы для студий?».

Самому комфортно отвечать на вопросы или тебе больше нравится их задавать?

Я вообще всё это придумал, потому что интроверт. Не люблю все эти выступления, мне комфортнее слушать. И в жизни, и в компании я, наверное, тоже больше слушатель, чем рассказчик. Поэтому с другой стороны экрана мне не так комфортно.

Хорошо, постараюсь тогда не особо тебя напрягать, чтобы всё прошло максимально безобидно. Первый вопрос лежит на поверхности: студия называется «Т» – это дань уважения «Топовой студии»?

Да, всё так. Мы изначально думали, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Решили, что в Томске мы будем самыми лучшими, поэтому мы будем «Топовой студией». Жили с этим названием года четыре или пять, потом уже это стало немножко пóшло что ли. «Топовая студия? Камон, как-то это уже несерьезно».

Сначала сократили до «Т-студии», чтобы была ассоциация ещё и с Томском, раз мы здесь в основном. Потом решили почему-то перенести букву – что мы не «Т-студия», а «Студия Т». Но юридически мы «Т-студия», и поэтому половина нас зовет то «Т-студией», то «Студией Т».

Название – это вообще моя боль. Мне с периодичностью раз в квартал хочется его поменять, но я понимаю, что к нему уже много чего привязано и оно у кого-то уже на слуху, поэтому лучше этого делать не стоит. Но каждый раз мне хочется за него взяться!

На какое хотел бы поменять?

Хотелось бы просто какое-то слово, которое ассоциируется с диджиталом, наверное. Либо не ассоциируется, но легко произносится, как у «Чипсы». Студия «Чипса» – идеально!

А ты писал, что компания зарегистрирована на жену. Она работает в команде сейчас?

Она сначала была просто менеджером, потом аккаунт-менеджером. Сейчас выполняет роль больше коммерческого директора, руководит всеми менеджерами. Я передал ей практически все дела. Всё, что я делал самостоятельно, сейчас делает она. Справляется с этим успешно, а я уже занимаюсь больше стратегическими штуками: планирование пытаюсь внедрить, у кого-нибудь возьму интервью, что-нибудь подслушаю и через жену пытаюсь все эти свои хотелочки внедрить в компанию.

Она руководит процессами, а я больше такой, как в английском футболе, талисман ходячий: «О, да! Давайте здесь поднажмем, тут сделаем!» Короче, она молодец и рулит.

Вам удается оставлять работу на работе или это непрерывный процесс?

Скорее, непрерывный. То есть да, дома мы говорим про работу, вечером обсуждаем какие-то планы. Очень сложно это разграничить и я не знаю, насколько это нужно разграничивать вообще. У нас нет на этой почве конфликтов и нам пока вроде не надоедает, что мы постоянно думаем о работе.

Т – значит Томск

А как вообще началась история студии? Как всё завертелось?

Я перепробовал кучу бизнесов: у меня была своя транспортная компания, у меня было свое такси, мы даже покупали двадцатитонную фуру. Но параллельно с этим мне был очень интересен интернет и всё, что с этим связано.

Тогда только начинались сайтики, HTML. Никаких учебников не было, сами ковыряли всё это. Сначала для себя страничку персональную сделали, потом играли в какие-то игрушки лет в 18 – для какой-нибудь нашей команды сделали страничку, какой-нибудь форум развернули. И вот так по чуть-чуть понеслось.

Знакомые стали просить что-то сделать – здесь десять тысяч, здесь пятнадцать тысяч. И в какой-то момент просто количество денег, получаемое от этих маленьких «заказиков», превысило количество денег, которые я получал где-либо на работе, из другого бизнеса. Стало понятно, что надо в этом развиваться. Так, собственно, и стартовало всё. Но я сначала был один: сам рисовал дизайн, верстал, натягивал на какую-нибудь CMS-ку.

Кто стал вашим первым крупным клиентом? Крупный в смысле «О боже, наконец мы известны!»

Блин, смотря что считать крупным. Что для тебя крупный клиент? Просто в разные периоды развития компании понятие крупного клиента разное. Когда к нам пришел, например, Томский политехнический университет, по уровню масштаба для Томска это считалось: «Ни хрена себе! Мы взяли главный университет города!» А сейчас думаешь: «Ну камон, пришел бы сейчас какой-нибудь университет, мы бы пятьсот раз еще подумали, работать с ними вообще или нет».

Но из последних – наверное, когда мы работали с «Альфа-капиталом». Это структурная компания «Альфа-Банка», которая занимается инвестициями. Вот с ними было прикольно, у них своя целая команда отлаженная.

А, ну и больше всего я радовался, когда мы работали с «Яндексом». У них там куча своих дизайнеров, сотни своих арт-директоров, а они всё равно обратились к нам как субподрядчикам, чтобы мы оформили дизайн и написали какие-то гайды, шаблоны, как работать их людям, и это было так... Наше эго, короче, немного потешилось.

Когда я готовилась к интервью, узнала, сколько у тебя было этих бизнесов, какое-то неимоверное количество. Но они все были аналоговыми. Получается, что студия стала первым цифровым. А ты думал запускать еще какие-то цифровые стартапы, продуктовые истории?

Ну мы же все об этом так или иначе думаем. Всегда появляется момент, когда какой-нибудь программист простаивает, и ты такой: «Вот сейчас я тебя нагружу, придумаю какую-нибудь идею». Но к каким-то серьёзным результатам эти мысли пока не привели.

В какой-то момент мы начали пилить свою CRM-ку. Мы поняли, что нам не подходит решение, которое есть на рынке, взяли за основу один фреймворк, начали надстраивать нужные модули. И в какой-то момент я действительно подумал, что это можно масштабировать и продавать. Но под это надо либо брать отдельную команду, либо прямо разворачивать бизнес, но мы пока не готовы, не потянем.

К – значит Команда

Расскажи, кто у вас сейчас в команде?

Если по отделам, то у нас есть разработка именно для веба: дизайнеры, проектировщики, фронтенд, бэкенд, тестировщик.

Есть отдел мобильной разработки. Мы пока успели сделать всего одно приложение, сейчас ещё одно в работе, поэтому у нас там всего один разработчик на фронтенд, один на бэкенд и дизайнера мы выдергиваем с разработки по сайтам.

Есть SMM-отдел, там у нас 4-5 человек. Есть отдел рекламы, там один директолог и один таргетолог. И четыре менеджера, которые рулят всеми этими процессами. И есть еще ребята, которые участвуют везде по чуть-чуть: копирайтеры, фотографы, видеографы.

Интересный стек, разноуровневый.

Да, раньше всё было совсем в одной каше, сейчас мы стараемся выделить конкретные отделы и в каждом назначить своего руководителя – чуть-чуть развязать им руки, чтобы они были более самостоятельны и ответственны.

Ты упоминал про простой разработчиков. Как вы решаете проблему с загрузкой? Когда освободился специалист, что с ним делаете? Помимо обучения есть какие-то интересные варианты?

Как я говорил, у нас есть CRM-ка, а её можно пилить бесконечно, поэтому в 80% случаев те, кто освобождается, занимаются ей. На самом деле, за последний год у нас практически не было случаев, когда человек сидел бы без дела больше одного дня. То есть загрузки много и мы чаще в поисках каких-то дополнительных рук, а не куда пристроить специалиста. Но ни на аутстафф, ни на аутсорс не отдаем – всё внутри только.

А что с HR? Я увидела, что вы начали его искать. Это тебя интервью с iBrush так вдохновило?

Мне как минимум в двух интервью говорили, что HR – это самый важный и нужный человек. И с Nimax мы общались, они сказали, что у них получилось совместить функции офис-менеджера и HR, когда у них было 30 человек и не было такой нагрузки.

Правда, остальные меня убеждают, что, скорее всего, это не получится, потому что это будет либо хороший HR и плохой офис-менеджер, либо хороший офис-менеджер и хреновый HR. Но я всё ещё надеюсь, что мы найдем такого человека.

Получается, сейчас специалиста у вас нет, а над HR-брендом работать нужно, кто это делает?

Мы сами по чуть-чуть. Если это просто рекрутинг, то между менеджерами распределяем, либо я сам в этом процессе участвую. А если мы говорим именно про развитие бренда, корпоративной культуры, вот это всё внутреннее и внешнее, то процентов на шестьдесят этим занимаюсь я, процентов на двадцать в это втянуты SMM-щики, потому что они часто организуют какие-то наши внутренние мероприятия, транслируют вовне, что мы делаем. Ну и все остальные по чуть-чуть. Стараемся всей командой.

Тяжело нанимать людей в Томске?

Я думаю, мой ответ не будет уникальным – везде тяжело. Но в Томске вообще какая-то особая история, потому что у нас есть какие-то крупные компании, там человек по 200-300, про которых мы даже не знаем. Они сидят и пилят какой-нибудь продукт для каких-нибудь Эмиратов или на Америку работают, и с их зарплатами мы конкурировать, естественно, не можем. Поэтому когда мы предлагаем разработчику – условно – 100 тысяч рублей, они предлагают 200-300 и совсем другие перспективы. Поэтому нанимать сложно, да. Мы, по сути, выращиваем стажеров из джунов, более-менее миддлов и стараемся их удерживать именно корпоративной культурой.

Как ты думаешь, могут ли студии монетизировать эту свою суперспособность выращивать людей для рынка?

Я думаю, да. Многие студии к этому и придут, будут просто выращивать людей. Мы, по сути, этим и занимаемся, но сейчас так завуалированно, потому что мы еще параллельно и денежку зарабатываем, а будем просто выращивать людей.

На самом деле, мы даже до пандемии планировали делать офлайн-курсы в Томске, даже запилили какой-то лендинг под это дело. Хотели делать именно по фронтенду, по бэкенду и по дизайну. Думали, что за офлайном будущее, что люди как раз будут приходить, мы им дадим наставничка, составим какую-то лайтовую программу и, как сейчас модно говорить, «никакой теории – чисто практика». Но теперь это все делают, поэтому мы отложили это уже в долгий ящик.

В последнем интервью ты говорил, что хочешь сто человек. Почему именно сто?

Это я так, от балды ляпнул. У нас на этот год план стоит примерно до пятидесяти человек вырасти. Мы проанализировали, как мы двигаемся, сколько людей мы набираем. То есть мы в начале года выставили цели по отделам, сколько мы где хотим денег, сколько мы где хотим людей, клиентов, какие где должны быть KPI. И примерно прикинули, что до конца года мы вырастем примерно пятидесяти, то есть будет 45-50 человек. Ну а в целом да, хочется просто больше, мощнее, сильнее.

Вы поняли принцип, по которому строятся заголовки. Этот про Продвижение

Вижу у тебя за спиной дипломы. У вас достаточно необычный стек по наградам, то есть не только «Тэглайны», «Руварды» и «Золотые приложения», но еще конкурсы международные есть. Кто этим занимается?

Ещё мы подавались на разные отраслевые, даже по нефтянке были, по какой-то коммерции еще тоже какие-то странные конкурсы. Некоторые – это инициатива клиента. Та же самая нефтянка: мы даже не знали об это, они нам рассказали, что проводится конкурс сайтов и они хотят в этом конкурсе победить. «Нам надо самый крутой сайт в нефтяной сфере».

Ну а так – я занимаюсь. Это отнимает кучу времени, но я подаюсь на всё.

Судя по дипломам за спиной, это хорошая инициатива и она приносит плоды.

Как минимум это очень круто для команды – для тех, кто это делал. Каждая наградка же очень сильно подбадривает.

То есть человек-Валера на вашем сайте – это ты?

Да, пиарщик Валера надувной – это я, моё alter ego.

А по поводу фестивальных кейсов – вы изначально стараетесь делать приложения и сайты фестивальными? Или просто у вас есть работа хорошая и вы ее подаете? Как это происходит идеологически?

Очень по-разному. Бывает, что клиент приходит и говорит: «Ребята, я хочу победить в таком-то конкурсе». Либо: «Хочу такую-то награду, мне это нужно как дополнительный инфоповод». Поэтому мы изначально стараемся затачиваться под это.

Иногда мы сами понимаем, что как раз у нас за этот год вся работа какая-то сервисная, разработка, всё такое техническое. И нам нечего будет подать на какой-нибудь «Золотой сайт», «Рейтинг Рунета», и мы начинаем пилить какой-нибудь внутренний HR-сайтик или еще что-нибудь такое, где мы сможем показать, что мы можем.

Бывает, случается искра безумия с клиентом и мы говорим, что можно же сделать классные фотки, можно же сделать крутую анимацию, и потом заодно податься на конкурс. И он такой: «Блин, точно, давайте так и сделаем».

Ты в одном из интервью говорил, что на «Тэглайне» отжюрил 2 000 работ. Серьезно?

Да, но не отжюрил, а только отсмотрел, потому что оценивал из них я максимум штук 150-200. Там же каша огромная: и перформанс-маркетинг, и всякий SMM, и всё замешано. То есть то, в чем я не понимал, я просто пропускал. Видел, но пропускал. А то, что мог, оценивал, да. Но это тоже очень поверхностная оценка.

Как-то мы говорили, что ты смотришь примерно по визуальному образу: ну, вроде симпатично. Если очень симпатично, ты заходишь на сайт, смотришь. Но понимая ограниченность времени, оцениваешь нормально очень маленькое количество работ.

Откуда берется основная часть лидов у вас в агентстве?

Думаю, как у всех – банальное сарафанное радио. Либо менеджер из одной компании ушел в другую компанию и потянул нас за собой, либо мы сделали, например, сайт нефтянки, они начали советовать нас, так и разрастается.

Но вообще нет такого, что какой-то канал работает лучше всего, всё в комбинации. Кроме сарафанного радио ещё работает история «в рейтинге видел вас где-то, какая-то наградка мелькала, в соцсети подсунулся какой-то ваш пост». То есть такое комбо.

У вас внутри агентства достаточно сильно развиты рекламные компетенции: SMM-щики, видео, — вся эта история. Помогает ли это продвигаться самим? Сапожник с сапогами?

Я думаю, это помогает очень для HR, потому что люди видят весь этот движ и хотят участвовать в этом движе. Это же всегда со стороны кажется очень креативным, интересным – все эти съемки, весь этот продакшн. Но в один из моментов мы транслировали очень много видео, очень много SMM, и мне кажется, размылась эта граница.

Нам потом было сложно вернуться к тому, что мы занимаемся разработкой. Люди стали обращаться к нам, думая что мы SMM-компания. В какой-то момент люди стали думать, что мы занимаемся видеопродакшном, поэтому сейчас мы стараемся больше смешивать всё, что транслируем.

«Одной ногой»

Хочу тебя порасспрашивать немножко про «Одной ногой». Чувствуешь себя настоящим журналистом, когда берешь интервью?

На самом деле, нет. Мне всё время хочется как-то прокачать эту компетенцию, посмотреть, как это делают другие, но дальше Дудя я так ни разу так и не добрался. И когда я смотрю на себя со стороны, мне всё время немножечко больно. Мне кажется, что, блин, чувак, вот здесь надо было додавить, вот здесь надо было чувствовать себя поувереннее, вот здесь надо было погромче говорить, здесь зачем ты сказал пятьсот раз «окей» или еще что-то. Короче, нет, я не чувствую себя журналистом.

Как тебе вообще эта идея пришла в голову?

Это было довольно взвешенное решение, потому что я вообще не люблю выступать, у меня есть… Можно назвать это детской травмой. Словом, у меня есть страх больших публичных выступлений, но, как мы знаем, на нашем рынке они нужны. Нужен пиар. Но мало того, что выступления – это страшно, так у них еще и довольно маленький охват. То есть 200 человек это посмотрели, и всё. Бывает, что где-то есть запись, но чаще всего она на непонятных ресурсах, у кого-нибудь в блоге, который посмотрят еще 20-30 человек.

И мы думали, чего такого придумать, чтобы всё время быть на виду, решили делать видосы. И, естественно, интервью казалось самым доступным, самым простым, с чего можно начать. Ну и просто попробовали просто и оказалось, что люди очень охотно соглашаются. Все же хотят тоже побывать в экранчике, чувствовать сразу какую-то свою значимость. Что вот у меня хотят взять интервью – значит я что-то из себя представляю, я такой вот деловой. Поэтому все с удовольствием соглашаются. Как я сейчас с этой стороны экрана.

Как ты выбираешь гостей?

По-разному – было два героя, например, которые сами меня пригласили. А в целом я выбираю либо тех людей, к которым у меня самого есть какие-то личные вопросы, которые мне самому нравятся, либо те, про кого я понимаю, что будет интересно.

Либо директор юморной, креативный, очень хороший спикер, и я понимаю, что круто будет его слушать, даже если люди вообще не в теме. Но чаще всего это те, с кем я сам хотел бы просто поговорить. А если интересно мне – будет интересно кому-то ещё.

Если ребята в других городах, то вы прямо берете команду и едете туда и снимаете?

Да, весь продакшн находится тоже здесь, в Томске, то есть мы берем видеографа, один раз брали звукаря. Чаще всего это просто я и видеограф вдвоём летим в какой-нибудь город.

Было такое, что гость просто невозможно скучный, вы сняли и ты думаешь: «Господи, что с этим делать?»

Я не знаю, что с такими делать. Слава богу, пока у меня таких случаев не было. Случалось, что я понимал, что посмотрит не так много людей, как хотелось бы, но в целом всё нормально было. Не знаю, наверное, больше промоутировал бы.

Если бы я понимал, что гость скучный, я бы, наверное, задавал какие-то более компрометирующие вопросы, пытался бы втянуть больше людей в диалог, поговорить о каких-нибудь интернет-персонах или ещё о чем-то.

Ещё я вижу, что подписчиков у вас достаточно, а лайков не очень много на видео, хотя там просмотров куча и контент очень интересный. Как ты думаешь, почему так?

Я всё время задаюсь этим вопросом, почему люди не любят как-то проявлять себя, как-то реагировать на эти видео. Я не знаю, как заставить их лайкать и комментировать. Пока что это моя боль.

Когда я придумывала вопросы про рынок, я специально решила не задавать всяких холиварных, так что по касательной. Ты общаешься с многими людьми на рынке. Видишь разницу между мышлением старого диджитала и новыми ребятами, компаниями, которые недавно пришли и готовы творить, фонтанировать идеями?

Ну да, да. Старые – они, естественно, консервативные, как мы. Не любят удаленку, не любят всех этих молодых, которые неусидчивые, чересчур креативные, начинают все эти темы про выгорание и вот это вот всё.

Новые студии – они очень быстрые и дерзкие, но их хватает очень ненадолго. Мне кажется, с этим надо научиться как-то работать. Но это не только к студиям относится, а вообще к людям, к этому новому поколению. Просто надо привыкнуть, что они такие, и научиться с этим работать.

А старые – да, мы все консервативные такие, медленные, но пока что на своей этой инерции ещё движемся.

И куда движемся?

Пока что вперёд, надеюсь.

Кем ты восхищаешься, кого считаешь крутым на рынке?

Мне безумно нравится, что делают Nimax. Вернее, всё то, что они транслируют наружу. И какие-то продукты и части позиционирования студии Чулакова.

Ещё безумно нравится в визуальном стиле всё, что делают ONY. Это вообще отдельный запредельный уровень, я прямо каждый раз смотрю и думаю: «Ребята, это высший пилотаж».

Но если брать целостно как компанию, то мне больше всего нравится Nimax.

Ты же недавно был как раз у них в гостях?

Да, как раз последнее интервью вышло с Nimax.

Они классные, да, мы тоже дружим с ними. А что вообще, на твой взгляд, нужно делать, чтобы стать уважаемым на рынке?

Всё банально: нужно нормально делать и быть хорошим дружелюбным человечком. Просто нужно быть открытым и всё будет хорошо.

Интервью: Алиса Машкова

Редактура: Кирилл Малышев

Иллюстрация: Света Назарова

Арт-директор: Саша Юдин

0
2 комментария
Валерий Пеньков

По-прежнему считаю, что это не много странно, непривычно и хз интересно ли кому-то вообще, но спасибо за интервью :)

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Костин

Прям такой гармоничный и интересный разговор получился. Читаю на одном дыхании. Пошел дочитывать дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда