Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте
Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.
Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт
Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.
А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯
Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь
Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.
На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.
Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.
Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок
Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.
Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.
Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов
Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.
Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.
Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.
А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:
Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.
Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.
Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.
Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.
Лол. То есть чуваки даже сверху ничего не накинули?
Ну они приходят и выжигают поляну, это просто же, кого не купим убьем на корню.
Российский венчурный рынок он такой)
Подтверждаю. Мне тут один российский «бизнес-ангел» затёр как я должен уползти в канаву, лечь лицом в грязь и даже не сметь в сторону стартапов смотреть, т.к. я ничтожество.
Комментарий недоступен
есть Морейнис, но когда в последний раз слышал о нем, он предлагал $100к за 40% от бизнеса. Т.е. не соизмеримо с ангельской помощью на Западе, конечно.
Еще есть как минимум Павел Черкашин, но даже не знаю, приезжает ли он когда-нибудь в Россию из солнечного Сан-Франциско)
В общем-то, когда в стране нет возможности создавать международный бизнес, инвесторам стартапы внутри этой страны мало интересны. А когда интересны - их сразу перетягивают в США.
На Западе цифры отличаются не кардинально. Если это просто ангел инвестирует в просто стартап, а не Sequoia в Facebook.
Get €55K investment for up to 9% equity (30K cash + 25K program)То есть за 9% биза — тридцатка в руки и на 25 их же собственных курсов по неизвестной цене.
https://startupwiseguys.com/saas-milan/
Это акселератор, причём европейский — в Штатах несколько иная картина.
YCombinator даёт 125k. за 7% (без всяких там «столько-то за программу» — всё кэшем).