{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Осталось денег на 2 недели. Закрывать стартап? Или выживать?

Эта история — моя собственная. Но интереснее всего здесь ваши комментарии. Расскажите, как бы вы поступили на моем месте, и как было бы поступить правильно — с вашей точки зрения.

Команда Локали в нашем центральном офисе в Роттердаме, август 2020 Из архива команды Локали

Привет, это Ник Недельчук. С 2018 года я делаю Локали — платформу, с помощью которой путешественники могут найти близких по духу, проверенных местных жителей в 350+ городах на всех континентах. Местных жителей мы так и называем — «лóкали». А сами они могут организовать для вас индивидуальную прогулку или пригласить присоединиться к небольшой группе в 4-6 человек в авторский тур.

Вишенка на тортике — мы реже работаем с гидами, и чаще с «живыми» людьми, которые занимаются чем-то еще: учатся в зарубежном университете, работают в международной компании, развивают свой бизнес или стартап за рубежом. То есть с локали можно узнать гораздо больше интересного, чем с гидом — не только историческую справку о достопримечательностях. Некоторые бронируют прогулки с Локали, чтобы подготовиться к переезду в новую страну, узнать побольше инсайдов о жизни на новом месте. Локали — свой человек в каждом городе.

В предыдущих сериях:

  • в июле 2019-го я бросил работу руководителем глобальных ИТ-проектов в штаб-квартире IKEA в Нидерландах;
  • поднял $176 тысяч инвестиций от частных бизнес-ангелов через Твиттер;
  • добился 200+ продаж в месяц с околонулевым бюджетом на маркетинг;
  • получил стартап-визу Голландии, а позже и ВНЖ предпринимателя;
  • угодил в equity-free акселератор Madeira Startup Retreat (они сейчас набирают новый батч, кстати говоря);
  • попал в short-list самых многообещающих стартапов Нидерландов по версии самой местной экосистемы — благодаря этому, мне даже удалось пожать руку принцу Константину — брату нидерландского короля и наследнику Романовых 😎 Принц Константин занимает роль спецпосланника Правительства Нидерландов для индустрии стартапов, которая очень важна в Нидерландах. В Амстердаме стартапы, к примеру, дают феноменальные 14% от общего количества рабочих мест в городе.
Летим с командой в акселератор на Мадейру. Январь 2020. Из архива команды Локали

Но все это было до 15 марта 2020.

Тогда Европа закрыла свои границы, а весь мир полетел в тартарары. Случилось немыслимое — индустрия, занимающая 9% глобального ВВП и растущая на треть быстрее всей мировой экономики, схлопнулась в ноль. В дополнение к отсутствию продаж мы получили очередь из путешественников, требующих возврат за несостоявшиеся поездки: всего более $25 тысяч.

Первые месяцы новой нормальности

В эпоху локдаунов мы вошли подготовившись — у нас были инвестиции, их хватало до сентября 2020. Учитывая отсутствие продаж, нам пришлось серьезно сократить расходы, но сохранить команду и продолжить деятельность удалось.

Сидя дома, мы решили максимально сосредоточиться на продукте, сделать его удобнее и качественнее для наших пользователей, автоматизировать многие процессы, чтобы подготовиться к росту после пандемии.

С другой стороны, начали проводить эксперименты с альтернативными продуктами на базе маркетплейса. Ведь технология есть, поставщики — тоже. Осталось сместить фокус с путешествий и начать продавать то, что сейчас востребовано.

Вот что мы попробовали в итоге запустить:

1. Курсы подготовки к поступлению за рубеж (ведь более сотни локали переехали за рубеж, поступив в университет).

Главные минусы:

  • сложно масштабировать (находить крутых преподавателей тяжело)
  • маленький рынок (ежегодно учиться за рубеж из России уезжают 12-16 тысяч человек: если 1000 из них воспользуются нашими услугами — целых 6-8% всего рынка — то это нам принесет лишь $147,000 в год net-выручки), еще и сезонность
  • некоторые студенты, не поступив в желаемый вуз, винят в своей неудаче преподавателя и школу, требуют назад деньги; в нашем случае, был такой 1 клиент на 20 студентов в четырех потоках

2. Курсы изучения иностранного языка (ведь несколько десятков локали занимаются преподаванием языка; кроме того, они живут в среде, и могут научить студентов разговорному языку, провести интерактивное занятие с носителем).

Главные минусы:

  • рынок очень конкурентный, его плотно занимают такие гиганты как Skyeng, iTalki
  • стоимость привлечения клиента высока, привлекать новых студентов сложно — ведь недостаточно попасть в целевую аудиторию; записаться на курсы изучения языка — серьезное обязательство, люди его принимают неохотно, не все и не сразу;
  • риск ухода с платформы после первых занятий крайне велик.

3. Помощь в поиске работы за рубежом (одна из наших локали — рекрутер в крутом амстердамском агентстве, которое закрывает позиции для ведущих финтех-компаний Европы).

Главные минусы практически точь-в-точь совпадают с курсами подготовки к поступлению за рубеж. Только здесь шанс трудоустроиться без гражданства и ВНЖ Европы еще меньше — бороться с законами статистики и вероятностью, которая против нас — сложно.

Оффлайн-мероприятие для сообщества в офисе WeWork на Белорусской в Москве. Повод — запуск подкаста «Граждане мира» об историях переезда. Гости подкаста — локали. Из архива команды Локали

Динамика ни по одному из этих продуктов нас не воодушевила. Общий оборот смог компенсировать лишь до 25% от того, что было до пандемии – мы топтались на уровне $4,000 GMV в месяц без уверенного роста.

Кроме того, на том или ином этапе, в каждом продукте мы разочаровались. Симпатия к тому, что делаешь, играет важную роль в развитии любой инициативы.

К сожалению, эпоха «после пандемии» в сентябре не наступила. В августе я сидел за монитором, глядя на наш банковский счет и profit&loss sheet в соседнем окошке, и понимал:

Денег в компании осталось на 2 недели. Как быть?

Мнения экспертов на этот счет разнятся. Чаще всего я слышу следующее:

  • Здоровая ситуация — когда в компании на банковском счету средств на 12 месяцев беспрерывной работы. Даже если больше никаких продаж. Если денег меньше — нужно срочно привлекать инвестиции.
  • Если на банковском счету средств на 6 месяцев работы компании — пора бить во все колокола. Ваши дни сочтены, и если вы в самое ближайшее время не поднимете раунд — пиши пропало.
  • Если на банковском счету компании средств на 3 месяца работы — все, уже ничего не сделаешь. Нужно срочно закрывать бизнес, увольнять сотрудников и искать что-то новое, чем заняться в ближайшее время. Мы ведь не хотим стать компанией, которая кинула сотрудников, партнеров и клиентов, закрывшись ни с того, ни с сего, и не выполнив своих обязательств?

Я грязно нарушил все эти правила. И оказался наедине с P&L-кой, предрекающей смерть через 2 недели. Часы тикают.

Я понимал:

  • мы не сможем заплатить зарплаты команде в сентябре (а у них ипотека, кредиты и вот это все)
  • мы просрочим платежи подрядчикам (простите, юристы и бухгалтера, разработчики, дизайнеры)
  • я сам окажусь в трубе, поскольку лимит по кредитке практически исчерпан, а нужно платить за квартиру, еду — ну хотя бы вот это.

Текущие инвесторы не готовы были поддерживать проект, а новые осенью 2020 даже смотреть на тревел боялись.

Выход был очевидным — это все, пора закрывать Локали, нет ни единого рационального аргумента, по которому стоило продолжать бороться с ветряными мельницами и тратить самое драгоценное, что у нас есть — время.

Особенно очевидным это стало в сентябре — когда началась новая волна пандемии, и европейские страны одна за другой вновь заговорили о возвращении локдаунов. Ни о каких путешествиях и речи не шло.

В итоге, во мне сработало детское упрямство:

— Неужели я сдамся и закрою проект? Разве ради этого уходил с теплого денежного места в глобальной штаб-квартире всемирно известного бренда? Разве я смогу простить себе такое простое решение — сойти с дистанции, пусть и кажется, что вперед идти невозможно?

В своих глазах мы всегда хотим быть героями: которые вот так возьмут и пойдут против течения, сделают то, что другим кажется невозможным. Это юношеский максимализм, который, впрочем, позволяет порой творить чудеса.

Я решил идти напролом и забить на правила.

Мы не платили команде всю осень.

Мы вслепую бились и старались сделать продажи, каждый день надеясь, что вот-вот, завтра получится прорыв. Но прорыва не происходило. В сентябре наш GMV — вновь $4,500.

В октябре стало получаться немного лучше. GMV поднялся до $7,000. Мы сделали новый продукт — тревел-боксы — небольшие подарочные наборы с локальными штучками из Парижа, Барселоны и многих других городов. У этого продукта тоже оказалось много недостатков (например, дороговизна пересылки и ненадежность — посылки из Европы терялись или приходили с колоссальной задержкой из-за коронавирусных ограничений).

В ноябре продажи вновь упали до $5,800 — казалось, света в конце тоннеля нет.

Из команды начали медленно уходить ключевые участники:

  • контент-лидер
  • маркетинг-лидер
  • коммьюнити-лидер
  • дизайнер
  • operations и customer care

Ощущение декаданса заполнило все вокруг. Стало тяжело двигаться — не только в плане развития компании, а вообще. Ну то есть это когда утром вставать из кровати даже не хочется. Надежды оставалось все меньше, поддержки со стороны — тоже. Весь мир — против тебя.

Команда стартапа — это всегда как семья. У вас друг с другом химия, вы как лучшие друзья, делаете что-то невероятное и выдающееся. Вместе участвуете в потрясающих приключениях, летаете по миру, строите следующий грандиозный проект в тревел, который прогремит на весь мир.

Конечно, когда члены семьи решают покинуть вас, это воспринимается как предательство. Было очень сложно смириться с решением тех ребят, кто не выдержал осень 2020 года. Это ведь не просто коллега с работы ушел. От ухода каждого становилось невыносимее и тяжелее.

Ноябрь 2020 мы встретили командой из 4 человек, которые проявили наибольшую выдержку, лояльность и настойчивость на пути к цели:

  • Иванка, моя жена, наш операционный директор с самого начала работы Локали. Иванка продолжила вести одна весь operations, общение с клиентами, поддержку, еще и соцсети, включая создание контента — переняв всю работу от ушедших участников команды.
  • Олег Горбатюк — наш ведущий разработчик, который присоединился к проекту в 19 лет в качестве стажера. За 2 года в Локали Олег и эту осень превратился в настоящего CTO и бизнес-партнера, на которого можно положиться целиком и строить вместе любой бизнес.
  • Сергей Чебыкин — со-основатель, с которым мы вместе работаем над Локали с первых шагов, наш технический директор, архитектор и advisor.
Сентябрь 2020. Мы с Иванкой переехали назад из Нидерландов в Москву, где все очень дешево. Работаем в коворкинге «Рабочая Станция» на Балчуге. Слева от нас — Дара из Customer Care и Юля, head of growth. Обе примут решение покинуть команду через 2 месяца. Из архива команды Локали

Когда декаданс превратился в ренессанс

Я не знаю, как долго мы бы протянули без зарплат.

Я вернулся из Голландии в Россию, а для своей квартиры в Гааге нашел временных квартирантов. Они платили аренду, которую я больше не мог себе позволить.

Мы узнали наверняка все предельные лимиты для кредиток, которые были в использовании, а также то, насколько еще в минус, за пределы лимита, мы можем выйти.

Один раз, промозглым утром, я сидел на набережной Москва-реки и понимал, что у меня нет денег, чтобы позавтракать.

Огромное спасибо друзьям и близким, которые время от времени выручали какими-то крохами, которые позволяли сводить концы с концами. Мне с вами очень повезло ❤

Я не сдавался и без конца экспериментировал.

Октябрь 2020. Одна из гипотез — Локали может организовывать путешествия для экспатов по России. Это фото — из нашей экспериментального роудтрипа во Владимир. Вокруг меня — Дилан из США, Алекс из Британии и Элиф из Турции. Из архива команды Локали

Поворотный момент произошел в декабре. Туризм возвращался, и все больше людей проявляло интерес к путешествиям внутри России. Формат индивидуальных городских прогулок Локали для этого не пользовался спросом, поэтому мы подготовили новый, более расширенный вариант — авторские туры. Те же локали, тот же аутентичный опыт поездки в гости к другу, только программа на несколько дней, включает в себя все составляющие, а путешествие проходит в небольшой группе с другими участниками.

Мы начали с авторского тура в Мурманск на Северное Сияние, который я проводил самостоятельно. Зимой я слетал из Москвы в Мурманск четыре раза, промерз насквозь! Выступал в роли организатора в пилотном продукте, а на месте нас сопровождали и организовали программу локали — местные жители. К концу сезона нашел надежных ребят из местных жителей, которые подходили по концепции нашей платформе, и передал все дела им, переключившись на другое направление — Восточную Пруссию с ее средневековыми замками, немецкими городками и курортами.

Мой второй авторский тур на Северное Сияние — 18 января 2021. Из архива команды Локали

Формат для внутрироссийского туризма оказался востребованным, и GMV резко пошел в гору:

  • в декабре мы растем в 2 раза — до $11,500 — что уже сопоставимо с тем, что было до пандемии, со всем открытым миром
  • в январе продажи подскакивают еще на 60% — до $18 тысяч — а это уже даже больше, чем у нас было в последние месяцы до пандемии
  • в феврале мы устанавливаем абсолютный рекорд, продав практически на $40 тысяч, с более чем двухкратным ростом к предыдущему месяцу.

Всего, за 3 месяца, рост GMV — в 6.5 раз. Рост net-выручки — в 6 раз. Начинаем расплачиваться с долгами, снова получаем зарплаты.

Хэппиэнд?

Не совсем.

После победной зимы нам еще достанется внезапное закрытие для россиян Турции, которая весной начинает приносить до 80% оборота, или очередная волна короны со всероссийским страхом получить новый локдаун.

Тем не менее, мы ни разу не упадем ниже докризисного уровня, а весь 2021 год будем прибыльными и продолжим развиваться без привлечения инвестиций.

GMV по кварталам с начала работы Локали. За 2021 год с января по июль мы уже сделали в 2 раза больше продаж, чем за весь 2020 и 85% от всего докризисного 2019 года. Слайд из презентации для инвесторов Локали

В июне 2021 мы вновь вернулись в Нидерланды, в июле выпустились из программы equity-free акселератора Google Growth Lab. В батче мы были вместе с FlowWow, FaceApp, Uploadcare и другими. Сейчас наша стратегия — масштабируемый рост на российском рынке, и экспансия на рынок США.

Но интереснее всего станет дальше — осенью 2021 года, и в особенности в 2022 году, когда мы ждем восстановление международного туризма, вокруг которого изначально наш проект и был построен. Мы рассчитываем превратить Локали в звезду постковидных путешествий.

Так стоило продолжать, когда денег оставалось вперед лишь на 2 недели?

Хотя этот вопрос риторический, мне будет интересно узнать ваши мысли, а еще лучше — ваши собственные истории. Попадали ли в такую ситуацию, и какой выход нашли для себя лично?

Вот мои собственные выводы:

  • Если ты — фаундер, очень важно вовремя остановиться. Грустно смотреть на ребят, которые тратят годы своей жизни на продукт, а люди им не пользуются. Не хочется стать таким же.
  • Для меня главным критерием является вопрос — какой мой прогресс за год? Если я чувствую, что не стою на месте, значит все не зря. Даже в условиях пандемии и локдаунов, количество наших подписчиков выросло с 40 до 80+ тысяч с марта по ноябрь. Если бы прогресса не было — я бы радикально изменил сферу деятельности.
  • Цитата из подросткового дневника: «Самая темная ночь — перед рассветом». Я продолжал ее повторять все самые сложные месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Конечно, когда ночь длится год, этого не выдержит никто. Но 3-4 месяца — вполне терпимо.
  • Наверное, каждый успешный предприниматель в ранние годы попадал в ситуацию с кассовым разрывом и полным финансовым крахом, когда кажется — это все. Во всяком случае, об этом особенно любят писать в книгах. В этих же книгах дается вывод, что такой опыт многократно прокачивает самого предпринимателя и строит по-настоящему крепкие команды. Что ж, подпишусь здесь под каждым словом.
  • Для участников стартап-команд. На ранних стадиях, особенно в период первых проб и неудач, сложно поверить, что ваш проект — тот самый единорог. Даже если это Airbnb. Вот, посмотрите это интереснейшее интервью с основателем Брайаном Чески (на английском) — он рассказывает о первых месяцах и годах Airbnb — представьте, что вы были бы в команде вместе с ним, долго ли бы вы продержались? Каждый хотел бы стоять у истоков Google, Яндекс, Facebook и многих других известных на весь мир компаний. Но в самом начале даже с этими ребятами не было ничего ясно. Быть в founding team стартапа — это верить, уметь эту веру не терять даже в самые сложные времена, и идти напролом — несмотря ни на что. Именно такие команды создают легендарные продукты. Говорят, успех приходит после того, как ты занимаешься своим делом как минимум 1000 дней фултайм. Странно, что многие из решивших попробовать себя в стартап-мире, сдаются раньше. С другой стороны, если учесть, что большинство сдается гораздо ранее тех самых 1000 дней, путь к 1% стартапов, которые станут единорогами, уже не кажется таким невозможным.

За тем, как у нас будут развиваться события, можно следить в моем Телеграм-канале или в Инстаграм. Я там всегда пишу о своих новых публикациях на VC.

Отдельное спасибо ребятам из Нетологии, которые пригласили меня в качестве эксперта на свое занятие, где мы со студентами и разобрали впервые этот кейс. Дискуссия получилась такой интересной, что о ней захотелось написать отдельную статью.

0
208 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Кочанов

Ого как вас долбануло. Со стороны казалось, что самое дно было летом, а осенью вы уже как-то начали выплывать обратно...

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nedelchuk
Автор

Нет, летом были еще денежки, и мы не так устали плыть против течения. Наверное, самая труба была в ноябре-декабре. Особенно в безнадежном московском декабре, когда мы жили бесплатно на квартире у нашего инвестора вот с таким жизнеутверждающим видом за окном 🤪 Это нас так поддерживали полтора месяца — за что огромное спасибо, поскольку средств на съем какой-либо квартиры тогда не было 🤦🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Io Eau

Ха, я снимал 3 года квартиру в этом доме на фото - не такое уж плохое место этот ваш парк победы, сейчас приходится ездить гораздо дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nedelchuk
Автор

Не самое плохое, согласен) Там еще два магазина — Мираторг и Пятерочка) Заходишь в Мираторг — оказываешься в России здорового человека) Заходишь в Пятерочку — в России курильщика) Не знаю почему, но это запомнилось больше всего))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Вот из-за этого подхода все ваши стартапы и еле живые. Пятёрочка отличное место, что бы бюджетно закупиться простой едой. Но нет, надо врубать понты. Вот примерно такой же подход просматривается и со всеми вашими стартапами. Ищите нишу попрестижнее, забываете про массовый сектор, где все бабки, по итогу более прагматичные люди купаются в лавэ, а вы сидите переживаете кризис за кризисом. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В массовом сегменте нужен огромный капитал + желательно админ ресурс, связи (в России особенно), тогда как в нише «попрестижнее» можно счастье и со скромным бюджетом попытать.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Мы вроде как на VC, тут вроде обсуждаются IT стартапы. Что бы сделать хороший продающий и проносящий прибыль ресурс (сайт/приложение) надо всего лишь быть хорошим фулл-стеком на уровне мидла и немного думать головой. Денег нужно практически ноль. Если у тебя помимо всего прочего есть хорошая идея которой нет на рынке - то это огромный бонус и отсутствие конкуренции. Понятно, что что бы построить мясной цех нужно не обязательно материальный, но хотя бы временно-трудовой ресурс. Опять таки жизненный опыт решает, но всё это успешно преодолевается большинством желающих. Капитал и админ ресурс нужен уже на больших оборотах, но на этом уровне всё это нужно в абсолютно любой стране для ведения крупного бизнеса. Мы же говорим о стартапах и малом бизнесе, продающие ресурсы и гаражные производства успешно запускаются массово и повсеместно. О крупном бизнесе речи даже близко не шло, там другие правила игры и о них речи не было. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Это it еще больше касается, чем массовее сегмент, тем дороже привлечение клиента и тем ниже средний чек от него, иногда клиент может стоит десять чеков.
Массовый клиент не хочет платить, зато хочет дорогие сервера загружать и еще требовать что-то и жаловаться.
Все массовое в it уже заняли яндекс, мыло и сбер с прочими тиньковыми.
Если у вас маленький капитал, то должны быть либо маленькие амбиции, либо специфичнее тема, это азы любого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Мне кажется вы недооценивайте рынок и смотрите с точки зрения айтишника. Небольшие интернет магазинчики составляют основу рынка в 9 сферах из 10 и купаются в прибыли. Превратить маленький магазинчик в большой и масштабировать уже другое дело, не спорю, но просто ваша ремарка про амбиции немного оторвана от реальности, рынок насыщен потребителем до нельзя. Есть 5 перенасыщенных ниш и 500 где даже близко нет насыщения. Я так понял вы крутитесь именно в этих 5 самых популярных перенасыщенных нишах, отсюда у вас туннельное зрение на проблему.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Маленькие интернет-магазины купаются в прибыли????
Сразу бы писали, что вы из диванных, чего буквы тратить?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Мы с вами по всей видимости из очень разных сфер. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Чем вы занимаетесь? 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Вопрос не чем, а где. Долго не мог понять, почему у нас с вами такое полярное мнение, хотя вроде говорим об одном и том же, а потом зашёл к вам в профиль и увидел, что ваш бизнес в Ростове-На-Дону. Тогда, конечно же, всё вышесказанное мной не имеет смысла применимо к вашей ситуации. Речь о Москве и о микроретейле в Москве. Тут огромный cashflow, на который сел и краник прикрутил по любому направлению. В Ростове вы лучше меня знаете как дела обстоят.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У меня на Ростов-на-Дону приходится менее 10% продаж, Москва стабильно дает 20-25%, остальное приходится на всю остальную страну.
Покажите свой интернет-магазин, который купается в прибыли. Полагаю, вы обычный диванный болтун, который оборот путает с прибылью. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

У тебя все заказывать надо через почту, я вообще удивлён, что твой магазин ещё выжил. Это полумёртвый формат изначально. Должна быть точка продаж с моментальной выдачей (понятно, что со складом), иначе это всё никому не нужно, даже если ждать под заказ всего два-три дня. Либо ты продаёшь сейчас, либо купят у другого. Причём для этого даже не нужен свой склад, во многих сферах достаточно просто выступать в роли ритейлера, это отработанная годами схема. С твоей схемой работы я не удивлён, что ты всё время жалуешься на жизнь и тяжкость выживания бизнеса. Отправка по почте это вообще очень сложно и то, чем не будет заниматься 99% клиентов (поэтому они и уходят к твоим конкурентам). Делай живые склады, достаточно одного склада в любой промзоне Москвы, что бы нормально жить. Всё остальное боль, ерунда и выживание. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

С чего ты решил, что у меня почта основной канал доставки? Она на третьем месте уже. Основные это пункты самовывоза и постаматы.
Покажешь свой магазин? Или обычный болтун?
Ты хоть знаешь какой капитал требуется на склады в промзоне и чтобы забить его товаром по конкурентоспособной цене?
Ты уверен, что это ниша маленького интернет-магазин?
Где ты забил голову этим мусором? Не ходи больше по тем помойкам, читай классическую бизнес литературу лучше, если хочешь с найма свалить. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

А ты смешной деревенский барыжка, ещё и с самомнением. Бизнес литература обычно пишется васянами вроде тебя, для таких же васянов, которые не могут построить нормальную бизнес модель и годами плачут на ВЦ, какие кругом все плохие и какие налоги высокие. Смешно смотреть на таких как ты. Я в этой индустрии уже 20 лет как, и московский микро-ретейл знаю как свои пять пальцев. Склад в Москве стоит копейки если у тебя есть мозги и ты умеешь немного писать и читать, и не бросаешься на первое попавшееся предложение, которые все обычно проплачены и выше реального рынка раз в 10 (прикинь на авито можно продвигать объявление за деньги, как и на всех подобных ресурсах, на что и ведутся деревенщины вроде тебя, на кого и рассчитано, аналогично с офисами, реальная цена офиса в центре Москвы - копейки). Товар по конкурентно-способной цене на складе по твоим словам у тебя уже есть, так что тут уже в твоих словах что-то не сходится, это уже твои проблемы, что ты там городишь. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Покажи свой бизнес, болтун. 100500 букв уже потратил, а по сути ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

«Небольшие интернет-магазинчики купаются в прибыли» 😂😂😂😂
Тут просто больше ничего комментироватт даже не нужно)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Если продавать какие-нибудь там развивающие игры для детей от 7 до 9 лет, или прочую ерунду, чем половина ВЦ и занимается, то конечно там прибыли ноль и клиентов два человека раз в три недели. Есть тонна сфер где масса покупателей и рынок даже на половину не насыщен. Я думаю писать тут что-то бесполезно. Знаешь - знаешь. Нет - нет. Если ты не знаешь на чём в 2021 в Москве делать деньги, то я даже ничего советовать не буду - бесполезно изначально. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты обычный болтун, перестань щеки надувать, лопнешь же.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Деревенский барыга из глубинки с еле продающей бизнес-моделью учит Москвичей как на самом деле дела обстоят в Москве, это забавно на самом деле. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ну у тебя то и такого бизнеса нет, не завидуй. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Завидовать твоему деревенскому сарайчику с запчастями, который еле в плюс выходит? А ты смешной. К твоему сведенью есть масса способов зарабатывать в разы проще и в разы больше. Особенно смешно как ты взял за основу торговлю по пересылке, и тебе нужно сначала удалённо оплатить по банковскому квитку, даже не по киви какому-нибудь, запчасти, а потом ты их уже высылаешь. Это самая ущербная бизнес модель, которую я вообще видел на ВЦ вообще. Рядом с тобой 10 точек где запчасти здесь и сейчас, понятно, что никто покупать у тебя не будет никогда практически. Так что можешь бесконечно плакаться на ВЦ о высоких налогах и том, как трудно вести в России бизнес, но проблема исключительно в тебе. Тебе вообще, тут сто раз объясняли, что твои познания в экономике ущербны и смешны, и твои высказывания с твоим самомнением это просто клоунада. Особенно радует, как ты задвигаешь про Москву и здешние цены на аренду хотя в глаза их не видел а потом заднюю даёшь, когда тебя по фактам размазывают. В общем считаю нет смысла тратить буквы на человека с таким низким интеллектуальным развитием и таким высоким самомнением, тебе уже сто раз указали на то, кто ты есть, достаточно зайти в твой самый популярный пост и почитать комментарии, где тебе сотни людей высказали примерно всё тоже самое, что и я. 

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Это очень смешно))
Без иронии, ржал в голосину с каждой строчки этого придуманного бреда)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Дай ссылку на свой бизнес, а там и посмеёмся. А то непонятно, кто у нас тут такой голосистый. Ты ещё один провинциал из глухой деревни, как второй комментатор, который пишет из головы как в Москве бизнес строить, или кто вообще? Хотя, вообще, по смайликам, которые ты оставляешь уже примерно понятно твоё социальное положение и уровень развития. 

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Причем тут мой бизнес, разве речь не шла о том что в москве маленькие ИМ поголовно рубят капусту с дикой маржой?)
Ну допустим мой выбивается из этого стройного ритма и если я дам ссылку то ты найдешь ряд недочетов, что дальше то?)

Показывай эти кучи суперприбыльных ИМ который прям вот встали на поток и хреначат-хреначат, или станет всем очевидно что просто помелом поводил

А уж делать умозаключения насчет меня на основании смайликов это просто клиника))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Давай ссылку, там и поговорим. А насчёт смайликов - все верно, давно замечено, что только персонажи вроде тебя так используют смайлики. 

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Ссылку на что? О чем речь вообще, о моем конкретном ИМ или все таки об огромном количестве купающихся в прибылях?

Не делай себя настолько же смешным, насколько глупым и никчемным, пытаясь в анализ смйликов)
Персонаж 🤡

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Так ты ссылку на свой бизнес предоставишь, или мы и дальше будем перебрасываться "остроумными" комментариями?

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

В третий раз - зачем тебе мой бизнес? Я тебе сразу скажу, в прибыли не купаюсь, в отличии от твоего мнимого огромного количества ИМ в Москве.
То что ты найдешь какие-то неидеальности, не зная внутренности и статы, скажешь что вот из-за них то я до сих пор не на порше катаюсь, что это поменяет?

Ты говорил о том что в москве маленькие ИМ купаются в прибылях - ну и где они? Показывай

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Ну то есть, ты уже в третий раз отказываешься предоставить ссылку на свой бизнес, что бы мы могли хотя бы понять о чём речь и оценить бизнес модель? Я просто абсолютно уверен, что раз так там какая-нибудь ущербная клоунада, а ля доставка цветочных горшков в южном бутово с восьми утра среды до полудня четверга голубиной почтой, или что-то в этом роде. Или предоставь ссылку или тут не о чем говорить. Я ни разу не видел, что бы грамотно построенный микро-ретейл в Москве испытывал хотя бы минимальные финансовые трудности. 

Ответить
Развернуть ветку
Hey You

Окей, ладно, говно у меня, а не бизнес, теперь показывай купающихся в прибылях

Ответить
Развернуть ветку
Илья Нестерович

Хороший сайт с хорошей идеей сделать разработчику реально не проблема. 
А вот раскрутить этот сайт, сделать его популярным - это уже другая история. И совсем недешевая

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Другая но вовсе не дорогая, если ты грамотно все делаешь - топ 10, а если редкая ниша, то топ 3 яндекса/гугла вполне посильная задача. Кроме того, SEO-шники берут тонну бабок за примитивную работу, которую любому относительно неглупому человеку элементарно сделать самому, особенно если речь идёт о сайте с хорошей идеей. 

Ответить
Развернуть ветку
205 комментариев
Раскрывать всегда