{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

В чём проблема инфобизнеса?

Слово инфобизнес уже успело стать ругательством. Но так ли плохи эти курсы? И как можно сделать их лучше?

Что такое инфобизнес?

Сегодня рынок Инстаграма перенасыщен онлайн-курсами. Теперь любой уважающий себя блогер продаёт свои продукты. Марафон, чек-лист, наставничество — вот лишь неполный список того, что можно купить у лидеров мнений. Однако, как определить, что продукт — не какашка, а полноценное обучение, которое доводит учеников до результата?

Любой плохо спроектированный курс принято называть инфобизнесом. Это слово уже успело стать ругательством. Потому я бы хотел чётко определить понятия. Инфобизнес — это курсы, где информация является ключевой ценностью. Не менторская поддержка, не сообщество выпускников, не обратная связь от преподавателей и коллег. А именно информация.

В чём его проблема?

Последние три года я работаю в онлайн-образовании, плюс параллельно сам постоянно чему-то учусь. Заметил, что в самых крутых образовательных программах ключевая ценность — не информация.

Почему именно так? Объясню на примере. Допустим, ваш бывший одноклассник сейчас весит 150 килограмм. И он не может пройти без отдышки даже пару метров. А потом этот человек увидел рекламу курса от фитнес-блогера, за которым следит. И подумал, что неплохо бы сбросить вес хотя бы до 90 килограмм. Чтобы хотя бы та же прогулка давалась ему без усилий.

Что получит такой человек, если запишется на инфобизнес-курсы? «Так, ну ты запишись на приём к тренеру, сходи к врачу и сдай анализы. Начни соблюдать средиземноморскую диету, рецепт можешь загуглить. С тебя 10000 рублей». Но неужели проблема в этом? Что человек просто не знал, что ему нужно сделать? Скорее всего нет.

Он знает, что надо ходить в зал и заниматься с тренером. Но не ходит, потому что отец в детстве сказал: «Все тренеры — гомики». Или потому что нет ни одного друга, с кем можно вместе заниматься, а одному ходить стыдно. Такие установки мешают куда сильнее, чем отсутствие специальных знаний.

К сожалению, инфобизнес редко работает с такими проблемами. Обычно всё останавливается на поверхностном уровне — информации, которая нужна для достижения цели. И редко кто копает глубже.

Следуя такой логике, большинство современных вузов — это инфобизнес. Особенно заметно это стало в пандемию, когда говорящая голова лектора ничем не отличалась от курсов на Coursera.

Что влияет сильнее информации?

Я веду своё методическое агентство. И моя задача при проектировании курсов — выявить те самые страхи и барьеры, которые мешают ученику достичь своей цели, и помочь их преодолеть. Так вот нехватка информации — одна из самых непопулярных причин, почему люди ещё не достигли цели.

Сильнее всего влияют следующие факторы:

  • Предыдущий опыт ученика. Пробовал ли человек ранее сбросить вес? Чем закончилось?
  • Самооценка. Человек уверен в своих силах, или считает себя неудачником?
  • Друзья и знакомые. С кем человек общается — с подтянутыми и спортивными людьми, или другими людьми с лишним весом? Токсичное ли это окружение?
  • Окружающая среда. Что у него в холодильнике — здоровая пища или фастфуд? На каком расстоянии от дома расположен спортзал?

Информация поможет не так сильно, как менторская поддержка или сообщество людей, которые тоже хотят сбросить вес. Знание, что нужно записаться на приём к врачу, не поможет сменить токсичное окружение на поддерживающее. А знание, что привычка формируется за 21 день не исправит низкую самооценку человека, которая формировалась годами.

Потому любое обучение — это изменение поведения. Чтобы сбросить вес, ученик начинает делать зарядку, правильно питаться, сдавать анализы и так далее. Почти каждый человек знает, как важно это делать. Но почему-то не делает. Уж точно не потому, что ему недостаточно часто об этом говорили.

Эпилог

Качественное образование — это информация + что-то ещё. Менторство, сообщество, обратная связь на домашку и т.д. А иногда и информация не нужна, если тема и так заезжена.

Возможно, в комментарии подтянутся мои коллеги и дополнят статью своим видением качественного образования.

Я веду свой телеграм-канал Я ХЗ, где пишу про обучение и изменения в жизни. Подписывайтесь, если давно хотели что-то изменить в своей жизни, но всё никак не выходит.

0
47 комментариев
Написать комментарий...
Vyacheslav Teplyakov

Основная проблема инфобизнеса в том, что во главе угла стоит зарабатывание денег, а не решение проблемы клиента. Да и собственно понятие клиент тут не уместно, скорее закрытая продажа.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

к сожалению, вы правы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист
 Инфобизнес — это курсы, где информация является ключевой ценностью. Не менторская поддержка, не сообщество выпускников, не обратная связь от преподавателей и коллег. А именно информация.

Тогда вы сами себя загнали в угол, так как вся информация уже как лет 10 - 20 доступна бесплатно, надо только поискать, а следовательно если выдавать только её за "ценность" это просто лохотрон. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

Вообще, как мне кажется, цель инфокурсов, сэкономить время, и структурировать ту информацию, которая уже доступна. Условно, я не хочу смотреть 100 часов видео, хочу посмотреть 20, но самую важную выжимку. Но большинство инфокурсов даже с этой задачей не справляются. 

"большинство современных вузов — это инфобизнес" в этом есть доля смысла ) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

Да, в этом вся и проблема, покупаешь курс, а там вода от псевдоэксперта. 

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Тихомиров

Так им и не нужно особо стараться, люди все равно купят курс. Главное запихнуть все в красивую обертку, а результат создателей таких инфокурсов не волнует. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Муравьев

самое парадоксальное, что некоторые люди, покупающие курсы, и не хотят знаний. покупают курсы пачками, и либо не вникают, либо складывают в долгий ящик. мне кажется, естественно, что рынок подстраивается под этот странный, но прибыльный запрос) 

Ответить
Развернуть ветку
BFR Chanel

Так Кирилл и пишет, что для нормального образования одной только информации недостаточно:

 "Качественное образование — это информация + что-то ещё. Менторство, сообщество, обратная связь на домашку и т.д. А иногда и информация не нужна, если тема и так заезжена." 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

да, всё так)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

Себя я в угол и не загонял) Как раз топлю за то, чтобы в курсах была не информация, а что-то другое.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Тут еще момент в качестве примера не удачный приведен.
Научат во что бы то ни стало, это только детский сад и школа. Дальше идут другие учебные заведения, которые помимо дальнейших навыков социализации, учат человека дисциплине и тому, как учиться самому. Никто уговаривать не станет, никому ты не нужен, ходи и учись сам или не ходи и забей. Те кто эту школу не прошел, не способны учиться на платных курсах где просто на потоке подаётся информация. Заниматься регулярно, удерживать внимание, самомотивироваться. Получается ситуация как в анекдоте про то как поженились девочка модель и мальчик модель. Вроде все красиво, деньги потрачены, а результата нет.
Аналогично и с примером со спортом.
У меня есть друг, он в прошлом мастер спорта, какого не важно. У нас в компании есть прикол, осваивать всякие необычные штуки передвижения или тренажеры на ловкость, как то моноколеса, унииклы, баланс борды, сноуборды и т.п. И мы с ним две большие разницы. Я никогда спортом не занимался профессионально и вобще не спортивный и я беру эти вещи упорством, долго методом проб и ошибок. Он имея спортивный бекграунд, даже не находясь в спортивной форме, знает принципы тренировок, как тренироваться и хоть и не тренер, умеет научить и выстроить систему, которая максимально быстро приводит его или того кого он учит к результату. В итоге все сводится к тому, что если навыка к самообразованию у тебя нет, не инфобизнес виноват, все эти курсы дело добровольное. Если с инфобизом не пошло, то вы такой человек и надо искать или тренера или ментора с личным индивидуальным подходом. У меня сейчас такая ситуация с программированием, стопитсотвосьмая попытка выучиться, которая как я уже понял с помощью курсов или как выше написали "все есть везде бесплатно только надо поискать", нифига не проканает и инфобиз в этом не виноват.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Мне нужно для расширения кругозора по основной работе, нет цели стать сеньором и жить этим.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Это не просто чтобы было. Для того чтобы грамотно ставить и контролировать задачи и говорить со смежными специалистами на одном языке, ты должен понимать о чем ты говоришь, какие есть возможности и ограничения на решение задачи которую надо решить. Если ты руководишь проектами, ты не можешь взять котлету денег, бросить их в рандомных людей и сказать, мальчики, сделайте мне "хорошо" и при этом ничего в этом не понимать. Это так не работает. В грамотной постановке задачи, 50% успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Когда ты становишься в чем то реально хорош, появляется желание делиться этим знанием. Преподавание и умение объяснять и передавать другим другим людям изливая наружу то, что как тебе кажется очень складно находится у тебя в голове это очень крутой и многогранный скилл. Это вызов, грань развития и расширение компетенций, вполне может быть точкой роста. Возможно быть очень хорошим в чем то одном, но неполноценность в смежных категориях делает тебя менее ценным. в конечном итоге это тупик. Не даром же есть деление на софт и хард скиллс. Вот умение менторить, это прокачка софт.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатин

Любой "инфобизнесмен", даже начав с полезных курсов в практическом приложении (курсы по пению, ораторскому искусству, вышиванию etc) скатывается к попыткам толкать курсы о заработке.
Причем большая часть мудрости в этих курсах заключается в том, что покупатель тоже должен толкать курсы о заработке. Уроборос вцепился в свой хвост.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

спорное утверждение

Ответить
Развернуть ветку
Константин Илющенко

Автор забыл упомянуть, что таких как он называют инфоцыганами. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

это почему же?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

В том, что это наебалово.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Обучение  - это деятельность по развитию и закреплению навыков у обучаемого. Процесс состоит из нескольких компонентов - обеспечение информации согласно уровня подготовки обучаемого, контроль за усвоением информации, проверка создания и закрепления навыка на примерах.

А что такое инфобизнес, я не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Митроченков

Это когда люди, у кторых за душой ни гроша, рассказывают, как заработать миллионы. :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Филимонов

Ну понятно что пренебрежительное "инфобизнес" используется сейчас не совсем корректно, как называют джипом любой внедорожник. Просто так сложилось.
Ну инфобизнес если смотреть широко это и детсад и школа и вуз. И курсы в первую очередь.
Инфобизнесом по факту сейчас называют короткие курсы про софтскилы либо мотивацию, которые не принесут отдачи, так как по субъективному мнению окружающих очень поверхностны, не изменят поведение слушателей, не дают практических занятий. Ну и как следствие выпускники таких курсов не используют эти знания на практике и не меняют в реальности свою жизнь.
Все это описание мне очень напомнило классические вузы))

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

увы, с вузами так и есть) там же ещё и программа устаревшая

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Программа чего? Если вуз готовит синхронных переводчиков или философов что можно добавить в программе? У историков вообще заведомо устаревшие программы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

вы сами давно в вузе учились?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Хорошая статья, хоть и не очень новаторская. Да, настоящее обучение всегда про гораздо больше вещей, чем просто передача информации.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

На новаторство я и не претендую, много вы видели по-настоящему новаторских вещей?)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Я веду своё методическое агентство.
Это сильно отличается от саентологов?
(не хотел троллить, просто интересно узнать отличие от известного бренда)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

всё равно, что спросить «а сильно молоко отличается от зимней резины?»)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Все знают из анекдотов, жители какой страны любят отвечать вопросом на вопрос.
(сарказм)
Мы тут все учимся, хотим узнать что-то новое для улучшения легального отъёма денег от клиентов.
Можете подробнее рассказать про свою методическую технологию?
Есть ссылки по теме вашей методологии? 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk
Автор

я в канале постоянно пишу об этом)

Ответить
Развернуть ветку
Valentinka

Да, тема на сегодняшнее время очень актуальна, ведь поток учебной информации столько огромен, что уже тяжело отделить "зерна от плевел"))
Я сама давно в инфобизнесе, как контенщик, и с каждым годом замечаю, что авторство какого-то идейно-информационного, полезного контента, уже на начальном этапе теряет свою уникальность в погоне за конкуренцией и целью заработать как можно больше. От того качественных, поистене развернутых в своей теме продуктов ocowork.ru так сложно найти среди всего этого потока.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Чижов

С интересом прочитал статью, благодарю за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Якунина

Актуальная тема, определенно заставляет задуматься

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Добро пожаловать.

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда