{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ошибки, с которыми наверняка столкнутся начинающие поставщики из малого бизнеса

Участие в государственных и корпоративных закупках может дать малому бизнесу существенный импульс развития благодаря получению надёжных долгосрочных контрактов. Однако если небольшая компания решает выйти на рынок российских тендеров, то она почти наверняка столкнется с неожиданностями. Что нужно делать, чтобы избежать неприятных сюрпризов, – рассказывает главный эксперт учебного центра федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг» Александр Кузнецов.

Допустим, вы нашли интересную закупку, где бы вы хотели поучаствовать. Найти ее, в общем, можно двумя путями. Первый – получить приглашение от заказчика. Любой заказчик вправе приглашать к участию на свои закупки любое количество известных ему поставщиков, это не является нарушением закона (нарушением будет предоставление таким поставщикам конкурентных преимуществ). Второй путь – найти закупку самостоятельно, подписавшись на бесплатную рассылку тендеров на специализированных электронных площадках. Итак, мы нашли электронное извещение, изучили техническое задание и решили, что поучаствовать в закупке мы готовы. Что делать дальше?

Первое. Получить электронную подпись.

В подавляющем большинстве закупок от участника требуется электронная подпись (ЭП), имеющая статус усиленной квалифицированной по 63-ФЗ и выданная авторизованным удостоверяющим центром (УЦ). Получить ее можно за один-два дня, обратившись в любой УЦ, имеющий лицензии ФСБ и Минсвязи РФ. Обратите внимание на то, чтобы в комплекте с ЭП был криптопровайдер – специализированное программное обеспечение, позволяющее использовать ЭП при работе с браузером. Доля закупок, по которым у участника не будет требоваться электронная подпись, незначительна и снижается с каждым годом.

Важно! Без электронной подписи вы не сможете подписывать решения о направлении заявки и заключении договоров. Начинающий поставщик может узнать о требовании электронной подписи в последний момент и просто не успеть ее получить.

Второе. Зарегистрироваться.

Все электронные закупки проходят на специализированных электронных торговых площадках (ЭТП). Ваша закупка будет проходить на одной из них, поэтому там и нужно пройти аккредитацию. Этот процесс представляет собой заполнение электронной формы на сайте ЭТП и занимает не более минуты. Правда, рассматривают такую заявку до 5 рабочих дней, в порядке очереди, поэтому лучше направлять ее заранее. Рекомендуем сэкономить время и зарегистрироваться на всех федеральных ЭТП сразу через регистрацию в ЕРУЗ – Едином реестре участников закупки, на сайте https://zakupki.gov.ru. Такая регистрация пройдет за 1–2 дня, однако она требует учетной записи организации на портале Госуслуг и, верифицирует вас для всех заказчиков на всех федеральных ЭТП.

Важно! При участии в госзакупках, а также закупках для МСП по 223-ФЗ регистрация в ЕРУЗ обязательна. Будет ошибкой полагать, что регистрация в качестве поставщика на одной из ЭТП позволит вам направить заявку на закупку на другой площадке без регистрации в ЕРУЗ.

Третье. Понять, что нужно включить в состав заявки.

Закупка может проходить как коммерческая, либо по нормам 223-ФЗ, либо по нормам 44-ФЗ – зависит от того, кем является заказчик и какие деньги (бюджетные или внебюджетные) он тратит. В любом случае в закупочной документации будет указан полный порядок проведения процедуры. Зачастую этот документ состоит из полусотни страниц со сложными терминами. Нас главным образом должен интересовать раздел с требованиями к заявке поставщика – там будет самое главное, что именно мы должны направить заказчику в своем предложении. Важно! Вы должны понимать не только, какие документы вы должны направить в составе заявки, но и как она должна быть оформлена. Шаблоны форм, как правило, представлены в документации, однако если возникают вопросы – не стесняйтесь обратиться к заказчику за разъяснениями. Самая популярная ошибка поставщиков – это невнимательное знакомство с закупочной документацией и, как следствие, – непредоставление требуемых сведений в заявке, что влечет за собою отклонение такой заявки заказчиком.

Четвертое. Внезапно: деньги!

Вы не были готовы к тому, что участие в закупке может потребовать от вас денег? Причем, это может сделать и заказчик, и ЭТП. Не пугайтесь: от заказчика, как правило, деньги вам вернутся, просто заказчику требуется страховка от недобросовестных поставщиков. Эта страховка называется обеспечением заявки, устанавливается заказчиком в определенных случаях (при этом не может превышать 5% от начальной цены контакта) и может быть предоставлена либо деньгами на банковский счет, либо банковской гарантией. Потерять это обеспечение можно в том случае, если заказчик выберет вас победителем закупки, предложит заключить договор, а вы уклонитесь от его подписания.

Также деньги от поставщика на этапе направления заявки может потребовать и ЭТП – в том случае, если регламент секции предусматривает внесение депозита за участие в торгах. Здесь нужно смотреть тарифы конкретного оператора – они могут существенно отличаться. Отметим, что на ЭТП «ТЭК-Торг» в 2021 г. при участии в торгах с начальной ценой до 100 тыс. рублей сбор с поставщиков не взымается.

Важно! Ознакомьтесь заранее с регламентом секции – требуется ли внести средства на счет площадки. На многих ЭТП без внесения средств направление заявки будет невозможным, и не помогут даже сканы платежных поручений. Не поучаствовать в закупке по такой причине, когда уже составлено предложение и направлено обеспечение заявки, бывает особенно обидно.

Годовой объем государственных и корпоративных закупок в 2020 году по официальным данным Единой информационной системы составил около 30 трлн рублей. При этом все большее количество компаний, в том числе малого бизнеса, выходят на рынок тендеров в качестве участников закупок. Этому способствуют и снижение в последние годы требований к поставщикам, и появление новых сервисов электронных торговых площадок, которые позволяют быстро и легко зарегистрироваться в качестве поставщика, получить электронную подпись и, при необходимости, получить финансирование в кредитных организациях. Дополнительную информацию о возможностях поставщиков можно получить здесь: https://www.tektorg.ru/service.

0
5 комментариев
Татьяна Плесецкая

Как во время! Спасибо за советы! 

Ответить
Развернуть ветку
ТЭК-Торг
Автор

Рады, что статья оказалось вам полезной!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Sorokina

👍

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Всё красиво и хорошо до момента неоплаты услуг / товаров, что случается ОЧЕНЬ ЧАСТО. И никакие личные договоренности и юридические бумажки не помогут. Потом кассовый разрыв, кредиты и пока бизнес и личные накопления.

Ответить
Развернуть ветку
Peter K.

Думал, что будут описаны какие-то нюансы, а тут обычная банальщина. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда