{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Из офиса к гончарному кругу: как уволиться из IT-компании и стать кумиром гончаров со всего мира

Многое в жизни Александра Бердин-Лазурского произошло по воле случая: преподаватель сопромата решил быть дизайнером и за один вечер под пиво изготовил себе портфолио. Потом за годы приятной работы вырос до арт-директора и... выгорел. Тогда он понял, чем на самом деле хочет заниматься и как на этом зарабатывать.

Этим рассказом компания ВсеИнструменты.ру запускает серию о том, как сотрудники компаний бросают работу ради собственного дела, связанного с ручным трудом.

Гламур и глаз в персике

По образованию я — преподаватель сопромата. После института я остался там и вел этот предмет. Параллельно работал в мастерских, вел предмет «станочное дело» и практику у студентов.

Шел 2006 год, по дороге домой я купил газету «Работа» и прочитал там объявление: в гламурный журнал Глянец требуется дизайнер. Забавно, как раз в этот день я размышлял, что было бы здорово работать дизайнером в гламурном журнале. У своего друга, который имел опыт в дизайне, я спросил, что мне нужно знать для такой работы. Нужен был CorelDRAW и еще несколько программ. Я позвонил в Глянец, они пригласили прийти и принести портфолио. Я пошел спрашивать у друга, что такое «портфолио». Он говорит: «Это работы, которые ты делал». А если я ничего не делал? Он говорит: «Нужно сделать».

Я пришел к нему, и мы за один вечер сделали совершенно уродские картинки. Одной из них был анимированный черно-белый рисунок с персиком. Персик две секунды был неподвижен, а затем открывался изнутри и оттуда подмигивал глаз.

Мы записали эти «работы» на CD-RW, и я пошел устраиваться на работу к большому начальнику. На диске, где было портфолио, не прочиталось ничего, кроме черно-белой анимации с персиком. Я наврал, что эта работа из последних, очень остроумная. И будущий начальник сказал, что я принят на зарплату в 10 000 рублей. Так я стал дизайнером.

На своем последнем месте я проработал лет шесть и сильно прокачался — пришел дизайнером и увольнялся уже арт-директором. Мы занимались приложениями для Ватикана, работали с США, Лондоном, Парижем.

Смысл жизни и керамика

Дальше, как и положено, я выгорел. У дизайнеров возникает профдеформация: ты начинаешь испытывать физическую боль от чего-то некрасивого. Арт-директор занимается поиском компромиссов между дизайнером, заказчиком и всеми остальными. Часто нужно сделать не красиво, а так, чтобы соответствовало бюджету, цели, тестированию и прочим нюансам. Такими решениями обычно все довольны, кроме меня.

Я заработал аутоиммунную болезнь. На такой волне хорошо подумать, о чем ты жалеешь, а о чем нет. К тому времени я уже начал заниматься керамикой и хотел делать именно это.

Я был избалован гигантской зарплатой в IT. Ты получаешь большое количество денег почти просто так, они у тебя всегда есть. Они теряют ценность для тебя. Я ушел сначала в неоплачиваемый отпуск, а потом просто перестал работать. Это даже нельзя назвать увольнением, это был просто спад.

Мастерская

Дизайн в IT — это когда люди долго водят мышкой около компьютера, но в физическом мире ничего не изменяется. В гончарном деле ты создаешь вещь, которая может просуществовать тысячу лет, хочешь ты этого или нет. Поначалу это меня и торкало.

Оказалось, что я могу применить свой дизайнерский бэкграунд и техническое образование. В керамике все это хорошо сошлось.

К моменту увольнения у меня уже была печка и нужное оборудование. Я занимался гончарным делом как хобби, крутил чашки. Только одна печка стоила мне 200 000 рублей, вход в керамическую индустрию в принципе дорогой. Параллельно я начал заниматься токарным делом. Кстати, оборудование для этого я покупал на ВсеИнструменты.ру.

Ко мне пришла девочка, она закончила курсы по керамике и хотела мастерскую. Я предложил снять помещение в центре города с большими окнами, крутить перед окном. Чтобы люди ходили по улице и смотрели на прекрасных нас.

Я начал развивать мастерскую и тогда получил интересный опыт по обучению рук. До этого я был абсолютно безрукий человек. Оказалось, что если что-то повторять много раз и применять к этому, какие-то подходы, можно научиться мастерить.

Мне неинтересно производство, потому что один гончар не сможет заработать много денег. Три года я не мог выйти на свой прежний уровень дохода в IT (и не вышел до сих пор), но я гораздо лучше чувствую себя физически. За почти четыре года я попробовал и столярку, и токарные, и гончарные работы, а сейчас мы пытаемся зарабатывать на производстве керамической глазури.

Эмпирическое занятие или делай как для себя

Сейчас нас пять человек, из маленькой мастерской в 30 метров мы выросли до большого пространства. У нас два помещения: двухэтажное и одноэтажное в 300 метров.

У нас есть школа. Сюда приезжают люди со всей страны учиться глазурной химии, потому что в России нигде этому не учат, и никто этого не знает. К нам отправляют учиться технологов с заводов, мы их консультируем.

Еще я делаю инструменты из карбида вольфрама для гончаров. В России нет таких инструментов, я делаю их вручную.

Гончарка и керамика — эмпирическое занятие. Люди делают горшки из глины, потом практически наугад покрывают их разными веществами и их смесями, чтобы вода не разрушала посуду. Все книги на эту тему сегодня — это просто рецепты всевозможных покрытий.

Все эти рецепты можно рассчитать — это смеси оксидов и особенности их взаимодействия между собой. Я решил улучшить это направление и сделать приложение для расчета рецептов Seger. Я сделал дизайн, нанял разработчика, который написал код. Это очень узко специализированная штука. В мире ею могут пользоваться около 2000 человек. Но она красивенькая.

В этом приложении я воплотил принцип дизайна: нужно делать то, что хочешь ты и это в любом случае понравится какому-то проценту людей. Сейчас у моего приложения около 1000 скачиваний. Конечно, в мировом масштабе это ничтожно мало.

Инструменты для гончарного дела я сделал для себя такие, чтобы мне самому было приятно работать с ними. Российские гончары, которые в качестве инструментов используют консервные банки, видят цены на мои инструменты по 4 000 рублей и считают, что я сошел с ума. Сейчас мы часто рассылаем их по миру гончарам бесплатно. Они потом сами докупают наборы, потому что наши инструменты сделаны хорошо.

Гончарный маркетинг и мои деньги

В России никто не знает объем рынка гончарки и керамики. Я думаю, по всей стране этим занимаются 50-60 000 человек, это активное комьюнити. У магазинов, которые продают гончарный стафф, база покупателей примерно по 20 000 человек. Нужно понимать, что часто это специфические люди, которые копают глину в лесу, не ведут Instagram и вообще интернетом не пользуются.

Я не использую никакую рекламу своего бизнеса. Я просто веду Instagram, рассказываю о том, что я делаю. Вокруг меня собралась необычная аудитория. Обычно за гончарами следят те, кто покупает посуду. Вокруг меня — сами гончары. Поэтому все мои попытки продавать посуду проваливаются.

Сейчас у меня в Instagram 16 000 подписчиков. По моим подсчетам, это примерно половина всей аудитории, которую я могу привлечь на этой площадке вообще. На наши гончарные курсы приходит 8-9 человек в месяц. В начале года я вешаю объявление об обучении и его бронируют на 12 месяцев вперед.

На обучение я беру мастеров, чтобы они могли у меня учиться, а я мог учиться у них. Чтобы происходил диалог высокого уровня. Две недели подряд мы занимаемся с ними либо глазурной химией, либо гончаркой. Это стоит 40 000 рублей, проживание не включено. Люди едут к нам в Самару из Владивостока и Украины, до локдауна ехали и из Европы.

Я до сих пор никак не веду бухгалтерский учет. У меня одно правило: я должен заработать больше, чем я трачу (минимум 130 000 рублей на аренду), без спадов, не работать в ноль.

Когда я сильно болел, я понял, что цели сами по себе не имеют смысла. Имеет смысл то, как ты живешь в настоящем. Сейчас ко мне приезжают люди, которым действительно интересно гончарное дело, а мне интересно с ними. Наверное, еще важно исполнять свои желания. Мои желания сейчас не многомиллионные.

Будущее и конкуренты

Гончарная сфера — новое и не занятое направление для России. Потихонечку у меня появляются конкуренты. Я всегда буду конкурировать с массмаркетом, с менеджерами, которые будут хотеть больше продавать, больше производить, увеличивать обороты. И я всегда у них выиграю.

Мои инструменты станут хуже, если не делать их вручную, а поставить на поток. Мы можем сделать рукоятку под руку определенного человека — это как самурайский меч. На потоке невозможно добиться подобного качества.

Мне интересно создавать новые глазури для керамики, пробовать экзотические ингредиенты. Чтобы зарабатывать на этом, мы сделали подписку: подписчик на три месяца каждые четыре недели получает по 8 новых глазурей небольшими партиями.

У меня еще много идей. Я записываю их в Trello, пересматриваю карточки, когда есть свободное время, и начинаю делать. При этом я не планирую на долгую перспективу. Мне нравится ощущать, что завтра я могу просто исчезнуть.

Если ты сидишь в офисе, но хочешь попробовать какое-то приятное ремесло

Ответь себе, сколько денег нужно, чтобы не умереть с голоду длительное время. Это должна быть четкая сумма, которую нужно накопить. На эти деньги нужно суметь прожить сколько угодно времени. Да, это должна быть довольно ощутимая сумма.

Пойми, кто от тебя зависит. 500 рублей на дошик с колбасой ты можешь заработать в любой день. У меня были дни, когда деньги заканчивались совсем. Тогда я находил ВКонтакте школьников, которым были нужны логотипы для кланов. Это был отличный способ срубить быстрых денег. Я ставил только одно условие: никаких правок. Клиент либо берет логотип, либо нет. Деньги сразу после согласования. В 90% случаев схема срабатывала, и я не тратил время на капризы с правками.

Признайся себе, что ты любишь делать больше всего. Ты можешь сказать «Я люблю смотреть кино. И это все, что я люблю». Я одно время работал арт-директором отделения кинотеатра. Собственно говоря, мне нравилось смотреть какие-то старые мультфильмы 1980-х годов на большом экране. Я это и делал, получал минимальную сумму, но я был доволен. Мало кто понимает, но чтобы получать деньги, не надо мучаться. Нужно получать деньги за то, что ты любишь и делаешь хорошо.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Zharckov

Увлекательно) почти киношная история. 

Ответить
Развернуть ветку
ВсеИнструменты
Автор

Жизнь каждого человека - увлекательное приключение, достойное романа или кино. Просто, где-то будет чуть больше драмы, комедии или спецэффектов) 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Limbo

Не соглашусь, у большинства, жизнь как в романах Кафки)))

Ответить
Развернуть ветку
ВсеИнструменты
Автор

Бывает) кому-то в жизни подмигнула Фортуна, кому-то - персик))) 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Limbo

и тут опять не соглашусь, персичек, вполне достойная награда)))

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда