Из офиса к гончарному кругу: как уволиться из IT-компании и стать кумиром гончаров со всего мира
Многое в жизни Александра Бердин-Лазурского произошло по воле случая: преподаватель сопромата решил быть дизайнером и за один вечер под пиво изготовил себе портфолио. Потом за годы приятной работы вырос до арт-директора и... выгорел. Тогда он понял, чем на самом деле хочет заниматься и как на этом зарабатывать.
Этим рассказом компания ВсеИнструменты.ру запускает серию о том, как сотрудники компаний бросают работу ради собственного дела, связанного с ручным трудом.
Гламур и глаз в персике
По образованию я — преподаватель сопромата. После института я остался там и вел этот предмет. Параллельно работал в мастерских, вел предмет «станочное дело» и практику у студентов.
Шел 2006 год, по дороге домой я купил газету «Работа» и прочитал там объявление: в гламурный журнал Глянец требуется дизайнер. Забавно, как раз в этот день я размышлял, что было бы здорово работать дизайнером в гламурном журнале. У своего друга, который имел опыт в дизайне, я спросил, что мне нужно знать для такой работы. Нужен был CorelDRAW и еще несколько программ. Я позвонил в Глянец, они пригласили прийти и принести портфолио. Я пошел спрашивать у друга, что такое «портфолио». Он говорит: «Это работы, которые ты делал». А если я ничего не делал? Он говорит: «Нужно сделать».
Я пришел к нему, и мы за один вечер сделали совершенно уродские картинки. Одной из них был анимированный черно-белый рисунок с персиком. Персик две секунды был неподвижен, а затем открывался изнутри и оттуда подмигивал глаз.
Мы записали эти «работы» на CD-RW, и я пошел устраиваться на работу к большому начальнику. На диске, где было портфолио, не прочиталось ничего, кроме черно-белой анимации с персиком. Я наврал, что эта работа из последних, очень остроумная. И будущий начальник сказал, что я принят на зарплату в 10 000 рублей. Так я стал дизайнером.
На своем последнем месте я проработал лет шесть и сильно прокачался — пришел дизайнером и увольнялся уже арт-директором. Мы занимались приложениями для Ватикана, работали с США, Лондоном, Парижем.
Смысл жизни и керамика
Дальше, как и положено, я выгорел. У дизайнеров возникает профдеформация: ты начинаешь испытывать физическую боль от чего-то некрасивого. Арт-директор занимается поиском компромиссов между дизайнером, заказчиком и всеми остальными. Часто нужно сделать не красиво, а так, чтобы соответствовало бюджету, цели, тестированию и прочим нюансам. Такими решениями обычно все довольны, кроме меня.
Я заработал аутоиммунную болезнь. На такой волне хорошо подумать, о чем ты жалеешь, а о чем нет. К тому времени я уже начал заниматься керамикой и хотел делать именно это.
Я был избалован гигантской зарплатой в IT. Ты получаешь большое количество денег почти просто так, они у тебя всегда есть. Они теряют ценность для тебя. Я ушел сначала в неоплачиваемый отпуск, а потом просто перестал работать. Это даже нельзя назвать увольнением, это был просто спад.
Мастерская
Дизайн в IT — это когда люди долго водят мышкой около компьютера, но в физическом мире ничего не изменяется. В гончарном деле ты создаешь вещь, которая может просуществовать тысячу лет, хочешь ты этого или нет. Поначалу это меня и торкало.
Оказалось, что я могу применить свой дизайнерский бэкграунд и техническое образование. В керамике все это хорошо сошлось.
К моменту увольнения у меня уже была печка и нужное оборудование. Я занимался гончарным делом как хобби, крутил чашки. Только одна печка стоила мне 200 000 рублей, вход в керамическую индустрию в принципе дорогой. Параллельно я начал заниматься токарным делом. Кстати, оборудование для этого я покупал на ВсеИнструменты.ру.
Ко мне пришла девочка, она закончила курсы по керамике и хотела мастерскую. Я предложил снять помещение в центре города с большими окнами, крутить перед окном. Чтобы люди ходили по улице и смотрели на прекрасных нас.
Я начал развивать мастерскую и тогда получил интересный опыт по обучению рук. До этого я был абсолютно безрукий человек. Оказалось, что если что-то повторять много раз и применять к этому, какие-то подходы, можно научиться мастерить.
Мне неинтересно производство, потому что один гончар не сможет заработать много денег. Три года я не мог выйти на свой прежний уровень дохода в IT (и не вышел до сих пор), но я гораздо лучше чувствую себя физически. За почти четыре года я попробовал и столярку, и токарные, и гончарные работы, а сейчас мы пытаемся зарабатывать на производстве керамической глазури.
Эмпирическое занятие или делай как для себя
Сейчас нас пять человек, из маленькой мастерской в 30 метров мы выросли до большого пространства. У нас два помещения: двухэтажное и одноэтажное в 300 метров.
У нас есть школа. Сюда приезжают люди со всей страны учиться глазурной химии, потому что в России нигде этому не учат, и никто этого не знает. К нам отправляют учиться технологов с заводов, мы их консультируем.
Еще я делаю инструменты из карбида вольфрама для гончаров. В России нет таких инструментов, я делаю их вручную.
Гончарка и керамика — эмпирическое занятие. Люди делают горшки из глины, потом практически наугад покрывают их разными веществами и их смесями, чтобы вода не разрушала посуду. Все книги на эту тему сегодня — это просто рецепты всевозможных покрытий.
Все эти рецепты можно рассчитать — это смеси оксидов и особенности их взаимодействия между собой. Я решил улучшить это направление и сделать приложение для расчета рецептов Seger. Я сделал дизайн, нанял разработчика, который написал код. Это очень узко специализированная штука. В мире ею могут пользоваться около 2000 человек. Но она красивенькая.
В этом приложении я воплотил принцип дизайна: нужно делать то, что хочешь ты и это в любом случае понравится какому-то проценту людей. Сейчас у моего приложения около 1000 скачиваний. Конечно, в мировом масштабе это ничтожно мало.
Инструменты для гончарного дела я сделал для себя такие, чтобы мне самому было приятно работать с ними. Российские гончары, которые в качестве инструментов используют консервные банки, видят цены на мои инструменты по 4 000 рублей и считают, что я сошел с ума. Сейчас мы часто рассылаем их по миру гончарам бесплатно. Они потом сами докупают наборы, потому что наши инструменты сделаны хорошо.
Гончарный маркетинг и мои деньги
В России никто не знает объем рынка гончарки и керамики. Я думаю, по всей стране этим занимаются 50-60 000 человек, это активное комьюнити. У магазинов, которые продают гончарный стафф, база покупателей примерно по 20 000 человек. Нужно понимать, что часто это специфические люди, которые копают глину в лесу, не ведут Instagram и вообще интернетом не пользуются.
Я не использую никакую рекламу своего бизнеса. Я просто веду Instagram, рассказываю о том, что я делаю. Вокруг меня собралась необычная аудитория. Обычно за гончарами следят те, кто покупает посуду. Вокруг меня — сами гончары. Поэтому все мои попытки продавать посуду проваливаются.
Сейчас у меня в Instagram 16 000 подписчиков. По моим подсчетам, это примерно половина всей аудитории, которую я могу привлечь на этой площадке вообще. На наши гончарные курсы приходит 8-9 человек в месяц. В начале года я вешаю объявление об обучении и его бронируют на 12 месяцев вперед.
На обучение я беру мастеров, чтобы они могли у меня учиться, а я мог учиться у них. Чтобы происходил диалог высокого уровня. Две недели подряд мы занимаемся с ними либо глазурной химией, либо гончаркой. Это стоит 40 000 рублей, проживание не включено. Люди едут к нам в Самару из Владивостока и Украины, до локдауна ехали и из Европы.
Я до сих пор никак не веду бухгалтерский учет. У меня одно правило: я должен заработать больше, чем я трачу (минимум 130 000 рублей на аренду), без спадов, не работать в ноль.
Когда я сильно болел, я понял, что цели сами по себе не имеют смысла. Имеет смысл то, как ты живешь в настоящем. Сейчас ко мне приезжают люди, которым действительно интересно гончарное дело, а мне интересно с ними. Наверное, еще важно исполнять свои желания. Мои желания сейчас не многомиллионные.
Будущее и конкуренты
Гончарная сфера — новое и не занятое направление для России. Потихонечку у меня появляются конкуренты. Я всегда буду конкурировать с массмаркетом, с менеджерами, которые будут хотеть больше продавать, больше производить, увеличивать обороты. И я всегда у них выиграю.
Мои инструменты станут хуже, если не делать их вручную, а поставить на поток. Мы можем сделать рукоятку под руку определенного человека — это как самурайский меч. На потоке невозможно добиться подобного качества.
Мне интересно создавать новые глазури для керамики, пробовать экзотические ингредиенты. Чтобы зарабатывать на этом, мы сделали подписку: подписчик на три месяца каждые четыре недели получает по 8 новых глазурей небольшими партиями.
У меня еще много идей. Я записываю их в Trello, пересматриваю карточки, когда есть свободное время, и начинаю делать. При этом я не планирую на долгую перспективу. Мне нравится ощущать, что завтра я могу просто исчезнуть.
Увлекательно) почти киношная история.
Жизнь каждого человека - увлекательное приключение, достойное романа или кино. Просто, где-то будет чуть больше драмы, комедии или спецэффектов)
Не соглашусь, у большинства, жизнь как в романах Кафки)))
Бывает) кому-то в жизни подмигнула Фортуна, кому-то - персик)))
и тут опять не соглашусь, персичек, вполне достойная награда)))