{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как руководителю перебороть дискомфорт при негативном стимулировании сотрудников? Личный опыт

При управлении коллективом каждый начальник вынужден использовать метод «кнута и пряника». Разумеется, пряник приятен не только тому, кто его получает, но и тому, кто им одаривает. Необходимость делать замечания, читать нотации, лишать премии предсказуемо портит настроение, особенно когда наказание необходимо применить по отношению к сотрудникам, которые уже стали для тебя почти семьей.

Без наказаний нельзя обойтись ни на одном предприятии. Причин для этого много. Есть тип исполнителей, которые понимают только метод «кнута». Иногда даже у самых старательных случаются ошибки. Пренебрежительное отношение к работе при чрезмерно либеральном стиле руководства – тоже не редкость.

Однако дать универсальный ответ на вопрос «как научиться наказывать» невозможно. Ведь каждый коллектив –уникальный организм, которому требуется свой «способ лечения».

В женском коллективе зачастую хорошо работает эмоциональный подход. Если сотрудница понимает, что нотацию ей читает человек, который действительно огорчен и переживает за ее промах, это подействует эффективнее, чем сухой формальный выговор или обезличенный штраф, оповещение о котором придет из бухгалтерии. Главное в этой ситуации – искренность и харизма. Фальшь легко считывается.

Об этом хорошо написано в книге Оливии Фокс Кабейн «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять». Побороть же робость помогут специальные тренинги.

На предприятии, деятельность которого четко регламентирована, где нет права на ошибку (например, в военных организациях), такой стиль наказаний категорически не подойдет. Напротив, все должно быть сухо, формально и по уставу. Никаких намеков на эмоции начальника.

В военных учебных заведениях этому способу руководства обучают очень эффективно, важно все: от командного голоса до осанки.

Между этими двумя стилями негативного стимулирования множество промежуточных вариантов, которые должен выработать сам руководитель, хорошо изучивший свой коллектив.

Как научиться командовать

Давайте уточним формулировку. Командовать или управлять? Раз уж вопрос был задан мне, расскажу именно об управлении.

Хороший управленец обязательно имеет соответствующее образование. Это может быть обучение в ВУЗе, в MBA, в бизнес-школе, на бизнес-курсах или на тренингах. Даже если человек одарен с рождения, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию с помощью книг и самообразования.

Однако образование не может гарантировать, что человек станет хорошим руководителем. Только тот, кто сумеет заработать авторитет и найти подход к коллективу, сможет возглавить предприятие.

Пример. В небольшой кондитерской компании произошла полная смена руководства. Директор назначил новую заведующую производством - Светлану Викторовну (имя вымышленное). Разумеется, в коллективе назначение было принято в штыки. Каждая инициатива Светланы Викторовны встречала негативную реакцию и настороженность. Ведь многие надеялись, что высокие должности будут предложены уже работающим сотрудникам.

За несколько недель Светлана Викторовна смогла крепко взять управление в свои руки. Показала, что готова работать как в дневную, так и в ночную смену, не пользуясь привилегиями. Помогала всем, кому требовался совет или поддержка. Уволила сотрудника, который демонстративно саботировал ее решения. Чтобы заработать авторитет руководителя, ей пришлось использовать как популярные, так и жесткие меры. И это сработало.

На чем строится мой опыт управления людьми?

На моем столе лежат книги, в которых можно почерпнуть массу полезного для руководителя:

· Ицхак Адизес. Развитие Лидеров;

· Ицхак Адизес. Идеальный Руководитель;

· 36 стратагем — древнекитайский военный трактат. Перевод Малявина В.В.

· Роберт Грин. 48 законов Власти.

Можно было бы дать ответ - книги и саморазвитие сделали из меня управленца. Однако это не так. Тщательное изучение книг – не гарантия успеха. Издано много литературы по эффективному ведению бизнеса и о том, как стать миллионером. Однако победителями становятся единицы.

Можно стремиться к должности руководителя, но не подходить на эту роль из-за своего психотипа (по Адизесу). Можно прочитать древнекитайский трактат, но не понять его философии. В результате руководство человека, неспособного управлять, приведет только к краху компании.

Помимо блестящего знания законов бизнеса, руководителю необходимы интуиция и большой жизненный опыт работы с людьми.

Философия, психология, педагогика, сопромат, юриспруденция, финансы, программирование и многое, многое другое – руководитель должен иметь представление обо всех этих сферах, и постоянно в них совершенствоваться.

Руководитель должен внушать подчиненным уверенность в том, что сможет решить любую проблему. Абсолютно любую.

Пример. В субботу, когда я еще был на предприятии, мастер ночной смены сообщил о поломке крыльчатки на двигателе. Вызвать специалиста по ремонту ночью – невозможно. Неисправность грозила остановкой производства, но я сумел за 10 минут смастерить крыльчатку из… консервной банки. Разумеется, это было временным решением, но продержаться до утра изобретательность помогла.

В обязанности хорошего руководителя входит умение находить выход из любой ситуации, с чем бы она не была связана: с людьми или технологиями.

0
1 комментарий
Николай Черных

Как руководителю перебороть дискомфорт при негативном стимулировании сотрудников?
Так и как?
Личный опыт -где?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда