{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти копирайтера

Мы в Teksty.ru уже семь лет занимаемся созданием оптимизированного контента и постоянно набираем авторов. Поэтому накопилось немало опыта в этом вопросе, которым я спешу с вами поделиться, чтобы в дальнейшем мне меньше приходилось отвечать на вопросы о том, где найти автора.

Да, лень — не только двигатель прогресса, но и стимул для написания текстов.

Где искать

Самые очевидные каналы, которые мы испробовали:

- Биржи текста

Первое, что приходит на ум, это вот эти вот копеечные галеры, где порабощено немало хороших авторов, пишущих за копейки. Но проблема в том, что здесь запрещено общение вне биржи и авторам давать контакты нельзя под угрозой порки розгами (блокировки). Мы сами писали контакты, но получали предупреждение. Можно вставлять, конечно, свои контакты в файл с техзаданием или находить другие способы.

Но тут многие все равно боятся уходить с биржи, потому что просто уже привыкли здесь работать, и не понимают, зачем им работа в нестабильной среде вне биржи. Кто-то банально втянулся в систему рейтингов и мечтает попасть в топ биржи, а кто-то видит здесь гарантии и безопасность.

В общем, здесь мы давно не ищем авторов ввиду большой трудозатратности процесса. Но это никак не исключает использование инструмента вами. Например, первого своего автора мы нашли именно на бирже семь лет назад, еще до того как запустили услугу. Мы заказывали тексты для своего сайта и заметили аномально хорошие статьи. Этот автор до сих пор работает у нас, но уже на должности главного редактора.

- Биржи фриланса

Здесь все намного быстрее: создал проект – отобрал претендентов. Проблема в том, что на биржах фриланса сложно найти хорошего автора по рыночной цене. Здесь большинство авторов выше бюджета, а недорогие поголовно недостаточного уровня. Ценообразование это вообще отдельная тема, которую я раскрою чуть ниже.

Но и на биржах бывают исключения. Четыре года назад мы начали работу с одним автором из топ-10, чей тариф вполне вписывался в наши рамки. На следующие годы это был наш ведущий автор, который при огромной производительности выдавал очень качественные тексты. Для нас этот автор до сих пор эталон качества и производительности. Но этот случай скорее исключение. На биржах мы тоже сейчас уже не ищем авторов.

- Сайты для поиска работы

Здесь, конечно же, охват большой, но аудитория все-таки ищет работу в офисе и стабильность. Сдельная оплата на удаленке многими воспринимается как патология. После нескольких попыток мы полностью исключили этот канал поиска, так как пришли к выводу, что основная масса нужных нам авторов обитает в других местах.

- Соцсети

А вот здесь можно легко найти очень много претендентов. Размещение вакансии в одной из групп в ВК приносит примерно 40 заявок. Отсев идет, конечно, серьезный, но когда есть из кого выбирать, всегда можно найти нужного автора. Именно здесь обитают авторы, которые не подозревают о своих способностях и очень недооцененные заказчиками. В данный момент мы размещаем объявления исключительно в соцсетях.

Как составлять объявление

Я требую указать:

  1. Три лучших текста. Чтобы понять уровень, часто бывает достаточно одного абзаца. Нет смысла ковыряться в больших портфолио.
  2. Опыт работы. Средний текст у человека, пишущего полгода, говорит о возможно хороших перспективах сотрудника. Такого будет просто обучить и подтянуть по качеству. Если у автора посредственный текст и опыт 5 лет, то тут уже очевидно, что это потолок возможностей.
  3. Диапазон цен. Если автор изначально дороже, чем бюджет проекта, нет смысла забирать его время.

Что я не требую:

  1. Абсолютную грамотность. Автор должен быть просто грамотным. Знать все правила русского языка должен редактор. Это совершенно разные профили должности, поэтому глупо требовать абсолютную грамотность у автора.
  2. Полную погруженность, постоянно быть онлайн. Хорошие авторы уже имеют достаточно заказов и вряд ли бросят все, чтобы окунуться в неизвестность. У нас авторы могут начать с 2 статей в неделю, но выйти на максимальную производительность в течение 2-3 месяцев. Вы должны постепенно выиграть конкуренцию у текущих проектов автора и получить максимальное количество его времени.

Вообще любые барские фразы в объявлении, типа «должен», «обязан», «бесплатное тестовое» сразу отсекают лучших авторов.

Как отсеивать

И все же отсекать надо, но лучше когда это делаете вы. У нас несколько этапов отбора.

Первый – правильность отклика на вакансию.

Если ты указал, что писать надо на почту, прикрепить 3 лучшие работы, а человек пишет в личные сообщения или присылает закрытую для просмотра ссылку на гугл-диск, как же он сможет выполнить техзадание, которое намного сложнее этих простых условий? Сначала у меня не было этого этапа отбора. Я писал, что ссылка не работает, что вы забыли еще указать вот это. Но в итоге это все было напрасно. Невнимательный автор – изначально плохой автор, и все эти люди отсеивались на следующих этапах.
На этом этапе отсеивается примерно 10% претендентов.

Второй – цена.

Всегда прошу указывать вилку тарифа от и до. Если автор стоит дороже, чем наш тариф, то нет смысла его теребить. Никогда не торгуюсь по цене с автором – в услугах это неприлично. Раньше мы привлекали более дорогих авторов, просто предлагая им наш тариф. Многие соглашались. Но в итоге все равно наша работа выполнялась по остаточному принципу и объемы были небольшими. В итоге эти авторы работали с нами недолго. Поэтому такую тактику мы исключили. Именно по этой причине я редко пишу цену за работу, мне важно видеть, как себя оценивает сам автор.

Оказалось намного эффективнее наоборот отбирать хороших авторов с более низкой ставкой, чем у нас. Получив тариф выше желаемого, такие авторы еще лучше и больше пишут, и работают у нас годами. Скажу сразу: мы не ставим разные тарифы разным авторам. Есть тариф на проекте, и все, кто к нему допущен, пишут по одинаковой цене. Единственная разница: к более дорогим проектам допускаются более опытные авторы.

Третий – качество текстов.

Здесь отсеивается больше всего – примерно половина. У авторов существует заблуждение, что надо иметь огромное портфолио. В большинстве случаев качество текста понятно после трех предложений. Если они не связаны между собой логически, здесь уже никак не вытянуть качество никакими инструкциями и обучением.

Несмотря на кажущуюся доступность этой работы (достаточно ноутбука и интернета) и наличие огромного количества копирайтеров, здесь все намного сложнее: автор должен иметь очень высокий IQ, чтобы обработать большой массив информации и выдать удобоваримый текст. Да, автор – это повар, который из какой-то жижи и кашицы делает вкуснейшие десерты. И каждый раз, когда я читаю тексты наших авторов, я удивляюсь, какой это компьютер надо иметь в голове, чтобы так много информации обработать и так умело разложить все на блюде.

Четвертый этап – тестовое задание.

Я всегда оплачиваю тестовое задание. Даже если оно никуда не годится, меня это стимулирует тщательнее проводить отбор на предыдущих этапах. Бесплатное тестовое отпугивает хороших авторов и показывает вас как работодателя не в лучшем свете.

Здесь отсеивается примерно 80%. Кто-то просто не отвечает, кто-то берет задание в работу, но не делает, а кто-то делает, но плохо.

Зато после успешного прохождения этого этапа можно почти точно сказать, что мы нашли автора.

Пятый этап – работа.

Но есть еще пятый этап, о котором авторы только подозревают, – реальная работа. Здесь мы уже оцениваем остальные качества, такие как обучаемость, способность слышать критику и ответственность. Бывает, что хороший автор совсем не слышит наших замечаний.

На этом этапе практически уже нет отсева. Те, кто прошел предыдущие уровни, в редких случаях отсеиваются. Иногда авторы сами уходят. Кто-то выгорает, тогда мы предлагаем другую работу – редактора или семантиста. И человек работает дальше. Бывает, что автор так и не выходит на нужный нам уровень или начинает писать хуже, у кого-то могут просто поменяться жизненные планы и человек уходит в другую сферу.

Сколько платить

Очень болезненный вопрос для всех. Особенно для копирайтеров, которые под любой вакансией, размещенной в соцсетях, обязательно напишут, что маловато. Причем даже тогда, когда тариф явно выше рынка.

На самом деле уверенно могу сказать, что нет прямой зависимости между стоимостью автора и качеством текста. Часто видишь, как довольно посредственный автор устанавливает космический ценник и наоборот, автор-бриллиант пишет за копейки. Автор оценивает свою работу субъективно, и она зависит в первую очередь от таких факторов:

  1. Места проживания. Средний уровень зарплат в городе и уровень расходов.
  2. Производительности. Человек считает, сколько он хочет зарабатывать в день. Парадокс: опытные высокопроизводительные копирайтеры часто имеют более низкий тариф, чем новички, пишущие две статьи в неделю.
  3. Прохождения курсов копирайтинга. Чтобы оправдать стоимость своих курсов, многие тренеры внедряют выпускникам мысль, что теперь их труд стоит тоже очень дорого. В итоге имеем кучу авторов без опыта и заказов, но с высоким ценником. Начинающий автор неизбежно должен начинать с низкого тарифа и нарабатывать навык. Другой вопрос, что надо не забывать этот тариф регулярно повышать, а то так можно навсегда застрять на уровне текстовой биржи и в итоге наоборот деградировать.

Во время последнего отбора я отправил редактору портфолио и попросил оценить их по шкале от 1 до 4:

- 1 – некорректно заполнена форма – отсевать;
- 2 – плохо;
- 3 – удовлетворительно – есть шанс доучить;
- 4 – хорошо.

Редактор получил только тексты, без указания опыта и тарифов.
В итоге средняя оценка редактора по группам распределилась следующим образом:

  • дешевые – 3,2;
  • средние – 3,7;
  • дорогие – 3,3.

Как видим, выраженной зависимости между ценой и качеством нет.

Как контролировать работу и результат

Первое, что мы сделали, это написали инструкции. Они очень упростили работу и нам, и авторам. Освоив один раз наши инструкции, автор дальше может просто заниматься своими прямыми обязанностями – писать хорошие тексты.

Техзадание. Мы всегда собираем статистику поисковых запросов и даем подробное ТЗ со структурой статьи и подзаголовками. Многие дают только тему и полную свободу автору, и в итоге получается пусть и красивый, но бесполезный текст, который не содержит ответов на запросы пользователей. Правильная семантика и ТЗ – это обязательное условие для текста, который полюбят и люди, и роботы.

Вот пример структуры статьи, которую получает автор. Пример полного техзадания можно скачать здесь.

Редактура. Нет смыла требовать абсолютную грамотность от автора, когда есть редактор. Но каждый автор имеет свой набор стилистических ошибок и заблуждений, которые редактор выявляет и подобно логопеду исправляет этот дефект письма. У редактора мотивация простая – облегчить себе работу. Поэтому ему нет смысла тыкать автора в описку или пропущенную запятую, но есть смысл обучить автора, если выявлены повторяющиеся ошибки.

Редактор – ключевая фигура. Именно от него зависит качество текстов на выходе. Если вы хотите нанять авторов, не имея редактора, готовьтесь получить разочарование. Каким бы ни был прекрасным автор, без техзадания и редактуры он, увы, не выдаст шедевр. Часто хорошие авторы получают негатив от заказчика, который не смог составить четкое ТЗ или не имеет понимания, по каким критериям оценить готовый текст.

Именно по причине наличия четких инструкций, адекватной редактуры и отсутствия негативной обратной связи многие авторы предпочитают работать в агентствах, а не напрямую с клиентами, которых еще надо найти, подстроиться под их требования и надеяться, что заказы будут идти равномерно без простоев и завалов.

Конечно, заказать тексты в контент-студии намного проще и быстрее, а часто даже дешевле. Я это утверждаю не только потому, что у меня контент-студия. Просто так вам не надо искать, отбирать, обучать, контролировать авторов, заниматься редактурой и корректурой.

Но в некоторых случаях вам все же проще самим нанять авторов:

  1. Надо делать простую работу. Например, заполнять карточки товаров, рерайтить новости и т. д.
  2. У вас есть свой редактор, способный контролировать качество работы.
  3. Нужен узкоспециализированный экспертный контент. Вся работа строится вокруг экспертности и личности автора.

Вот тогда, надеюсь, вам и пригодится моя инструкция.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Самый действенный способ.
Даете одно и тоже задание скажем 3-4-5 копирайтерам, находите самого адекватного и работаете с ним. Всё. Вы нашли себе сотрудника на долгие годы или пока он не пропадет неожиданно, а потом всё по кругу повторяем.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну у меня процент конверсии примерно 4%. Т.е. чтобы найти одного толкового надо получить 25 заявок. Так, что воронка должна быть шире. Может оказаться, что из пяти все пять слабые. 

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда