Почему мы прогоняем стартаперов, а они нас потом еще и благодарят

Ребята с горящими глазами и гениальной идеей просят разработать IT-решение для запуска продукта. Непременно хотят использовать технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Думают только о том, как инвесторы выстроятся в очередь, и сколько денег в итоге получится заработать.

Всем привет! Я Кирилл из WB—Tech. Расскажу, как мы вежливо советуем стартаперам, которые к нам обращаются, как им дальше предпринимательствовать — и не потерять все. Выборка у нас достаточно большая: 117 обращений с января 2021 года.

Спойлер: работать в найм советы не даем, хотя это — как утверждают умные люди — лучший способ заработать деньги.

Когда действующий бизнес приходит к нам, то такой заказчик, как правило, знает, что хочет получить, и как все должно работать.

Однако стартаперы приходят обычно с голой идеей и большой мечтой.

С чего обычно начинают стартаперы, и почему они в большинстве лажают

Часть стартаперов раньше что-то слышали об MVP (минимальный продукт), необходимости предпроектного исследования и создании прототипа. Но идея продукта кажется им такой гениальной, будто риска провалиться у нее нет.

Они считают, что идея — самое ценное, и незачем тратить деньги на прототип, который в итоге не пригодится. Идея же сразу и непременно выстрелит — какие еще прототипы, чего вы нам тут глупости рассказываете!

К сожалению, реальная статистика говорит о том, что 92% идей превращаются в тыкву.

А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой.

И вот здесь важно прислушиваться к здравому смыслу, а не к эго.

Как стартаперы встречаются с реальностью и за что они нас благодарят

При обращении стартап обычно ставит задачу по реализации какого-то мощного решения. Чтобы сразу как Фейсбук, но только зелененький.

Мы знаем, как одну и ту же задачу решить различными способами. Обычно советуем не создавать сразу что-то космическое, а предлагаем использовать готовые инструменты. Так проще, дешевле и быстрее.

Это может шокировать некоторых, но мы осознанно показываем стартапу альтернативу: «можете сами за такие деньги, можете с нами за такие или вот такие деньги».

Пример сравнительного анализа трех вариантов реализации стартапа:

На этом этапе часть стартаперов (из тех, кто умеют слушать мнение экспертов) понимает свои сильные и слабые стороны — и ребята уходят пилить MVP на Tilda или Bubble. Потом многие благодарят, что сэкономили на разработке, внедрив наши советы.

Другая часть стартаперов понимает, что своих ресурсов нет, да и сроки поджимают, и тогда мы начинаем проект консалтинга. Под каждый продукт мы подбираем подходящие способы реализации. Сравниваем плюсы и минусы каждого. Считаем затраты на создание прототипа. Оцениваем потери в случае неудачи всего проекта. Результатом становится пошаговый план действий.

И вот здесь еще часть проектов приходит к дзену: проект, оказывается, не так прост даже на этапе MVP, и денег потребует очень много.

А если мы делимся со стартаперами бенчмарками расходов на маркетинг в их нише (если у нас есть такие кейсы), то можно увидеть, как прямо во время Zoom-звонка в уголках глаз хлопцев и дивчин появляются предательские капли как прощание с мечтой о Бентли.

Реальный кейс: клиент, который хотел начать свой стартап с технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, выбрал самый простой вариант разработки.

Таблица выше — это был как раз для него прогноз, мы вдвое сократили сроки и стоимость от изначально планируемых. И затем уложились в бюджет и сроки.

Стартап — это не игрушки

Не игрушки, а очень даже процессная и проектная деятельность.

Запас денег и эмоциональных ресурсов на старте у всех ограничен.

Если сразу вложить весь бюджет в самую лучшую реализацию одной большой идеи, у вас не будет кэша, когда что-то в процессе изменится (а что-то всегда меняется). Без денег на голом энтузиазме команда или основатель стартапа долго не протянет.

Если начать с создания упрощенной версии продукта, то при отсутствии product market fit, можно быстро сделать пивот и протестировать еще несколько идей.

Проделанную вами работу будут оценивать только по бизнес-результатам. Инвесторы и банкиры не хотят разговаривать с теми, кто не может показать выручку в кассе. В глазах окружающих ценность незаконченного проекта околонулевая.

Будьте экономными! И будьте рассудительными!

Так в завершение переиначу знаменитую фразу Стивена Джобса.

Почитать еще про низкобюджетную разработку можно в нашем блоге.

Если планируете стартап, обязательно прочитайте статью про предпроектное обследование.

0
165 комментариев
Написать комментарий...
K. D.

Ожидала видео, как прогоняют стартаперов. Досадно, что в статье этого нет

Ответить
Развернуть ветку
Roman F

В заголовке же "почему", а не "как".

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Надо бы снять видео поездки на 101 километр в уличный железнодорожный туалет за тряпками. Только гнать подобных лекторов, у которых то неправильно, это неправильно, все неправильно. И один и тот же набор слов. Стартапперы, горящие глаза, MVP какой-то. Вы хоть раз хоть один реальный пример покажите хоть с чем-то. Например с теми же тряпками

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Антипов

Да видео было бы к месту, думаю что многим было бы интересно посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Prohorov

Ссаными тряпками?)

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

На Ютубе можно любое видео найти, если постараться

Ответить
Развернуть ветку
Michael Kachala

Согласен с идей поста, но удивительно, что люди идут в старт-ап не понимая таких простых вещей. Сначала MVP на коленке, потом проверка product market fit, затем pivot если надо. Это же просто основа стартаперства, про которую рассказывают везде, и уж инвесторы точно должны быть в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Cyril Dubson
Автор

Спасибо, все верно.

Ответить
Развернуть ветку
Andronik Amasyan

Смотря что делать. Если, модный сегодя, очередной градусник, то да. А как на коленках что-то серьезное?

Ответить
Развернуть ветку
Aliev Ruslan

Сначала кастамер девелопмент, пилить мвп на галлюцинациях - деньги на ветер

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Камильянова

сайт на питоне? оригинально и смело, но зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Потому что Python может!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

Думаю имелся ввиду backend с зоопарком либ под ml и data science

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Крис Тумакова

Без денег на голом энтузиазме команда или основатель стартапа долго не протянет - вот это спорное утверждение. Много проектов годами по рынку ходят, выигрывают в каких-то хакатонах и премиях, получают гранты, а продаж нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Без денег и без продаж - вещи немного разные.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Видимо, очень высокий энтузиазм. Или хобби такое, кто же им запретит иметь такое хобби.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Virtanen

Идея может быть хорошей, как кантовская вещь в себе, но слабо интересовать клиентеллу и как результат - слабые продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Степаньков

Цитаты Джобса в статью только неуверенные в себе люди ставят.

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Там моя цитата, не Джобса

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Elizaveta Minaeva

Как бы все так… но есть достаточно примеров, когда делалось без MVP и взлетало (правда это про highly motivated технарей в команде во многом) — тот же Spotify — и когда кастдевилось и делалось MVP — и не взлетало.

Но in general ваш подход благороден ) мое почтение!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
 тот же Spotify

Как раз Spotify часто приводят в пример как подход через MVP, потому что в первой версии там не было вообще ничего)

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Спасибо за приятный отзыв!
Согласен, что примеров достаточно, и действительно, это в основном связано с технологичностью. Большинство же стартапов не связаны с технологичностью продукта.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Уваров

Поделитесь бенчмарками расходов на маркетинг?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Какая ниша?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Sergey Mazur

Согласен с автором.  Чаще всего так происходит, потому что фаундеру сложно "упростить" свой продукт до MVP (кажется, что упрощенная версия не будет работать и не будет pmf  именно из-за того, что продукт "сырой").  Особенно эта проблема заметна в B2B.

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Да, можно с боем убеждать стартаперов убрать больше половины фич. Все хотят классный продукт и пилят его бесконечно (пока есть деньги). И никто не хочет делать маркетинг

Ответить
Развернуть ветку
Aliev Ruslan

Определенно, в б2б такого понятия как стартап не существует, потому что любая боль была заткнута человеко- ресурсами ещё полвека назад. На западе: если вы не из списка топ 10 - даже не пытайтесь. В России: если вы не в близких - даже не пытайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Марта Носова

Лоу и ноу код еще живы? Удивительно

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Zapier с выручкой 140 млн долларов в год и ростом YoY 40% с вами не согласится, он живее всех живых.

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy Gaydarzhy

Были какие-то признаки, что они скоро умрут?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Синицкий

Стартап на тильде? Шта? ) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mazur

Да, вполне себе рабочая модель. Знаю проект, который начинал с разработки на конструкторе типа Тильды.  Проект полетел и уже с выручкой в несколько млн рублей переделали уже все в собственную разработку. 

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Лендинг на Тильде. Очень популярный инструмент для этих целей. Посмотрите в галерее Тильды, какие там классные можно лендинги делать на Zero Code

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Cyril Dubson
Автор

А вот Bubble - это не только лендинги, но и что угодно другое, инструмент-мощь.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Михневич

Респект! Но зачем делать MVP, если можно показдевить?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Попробуйте без MVP покастдевить медицинскую сферу, например, и потом расскажите о результатах.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Sergey Mazur

Сразу после этого надо делать MVP. Спрос подтверждается только продажами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Вот тут поспорю! После таких книг у русских фаундеров как раз вопросов еще больше появляется. Другой у нас в стране деловой менталитет, не подходит прямой перенос лин техник.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
sseo

"Однако стартаперы приходят обычно с голой идеей и большой мечтой."

Непонятно зачем вообще они к вам приходят. Может это не стартаперы?
Нормальные стартаперы вообще денег ни у кого со стороны не просят. Тут работает 3F (в т.ч. крауд в любом его проявлении). К вам то зачем ходить?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Сколько людей столько и подходов к проекту. Выше вот писали про акселераторы и гранты.
Допустим деньги нашлись, но в команде не всегда закрыты все компетенции, и к нам приходят за быстрым прототипом.
Конкретно к нам приходят чаще всего по рекомендации или после поста в фейсбуке, где я кейсами делюсь.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Non Existence

Есть такие стартаперы, типа wannabe (хочу быть). У них вообще ничего нет, есть только идея кнопки в шоколаде плюс старткэп. Так вот, очень многие желают у них этот старткэп отобрать, и предлагают им всяческие клубы, наставников и.т.д и.т.п. Сейчас даже школьники создают стартапы на сэкономленные на обедах деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Guseva

Я думала таких стартаперов уже и нет)))) Логично же, что сначала спрос нужно проверять на простом чем-то) 

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

100%

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Гусев

Не знаю. Мы первый миллион долларов заболтали на новом проекте быстрее, чем кто-то начал предлагать деньги. В наших странах, это не развито. Бюджеты на бизнес 5000$ люди ищут…

Ответить
Развернуть ветку
Non Existence

Многие компании покупают патенты напрямую из институтов. Зачем тратить деньги на целый штат программистов, если нужна всего одна бумажка с алгоритмом. Проблема "стартаперов" в том, что они пытаются продавать дома вместе со строительными лесами. Сейчас в основном покупается не продукт, а опыт разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Asker Ragimov

Раз такие невысокие шансы, зачем вообще запускать бизнесы? Не проще на диване лежать и в перерывах копирайтером или вебкам подрабатывать?

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

На диване можно, кто ж вам запретит. Если еще и песенку петь “я лежу на камушке ла-ла-ла, где ж вы мои долларушки ла-ла-ла”, то совсем релакс будет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Loginov

Вот! Тем более впереди всё равно смерть маячит. Потому лучше полежим на диванчике, всё тлен

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

Странно... Зачем раскрывать глаза стартаперам, если они несут вам деньги? проводить оценку рекламной компании? Это проблема стартапера, а ваша задача - реализовать его проект в соответствии с его хотелками и заработать свою скромную копеечку.

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Нам неинтересны проекты, которые принесут копеечку и уйдут в ящик.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
sseo

стартаперы несут деньги?
это уже вызывает когнитивный диссонанс :)

Давайте все таки называть этих людей как то иначе, но это ТОЧНО не стартаперы.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
MaxBig

А есть еще примеры таких расчетов? Для друга интересуюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Есть, найдите меня в Фейсбуке, поделюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Заголовок огонь! 0=)

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Спасибо! И он не кликбейт, а реальный. 

Ответить
Развернуть ветку
Sokol

Почему сейчас все хотят даром за амбаром? Понятно же разумным людям что если запускаешь бизнес то будут расходы и иногда большие. Вот что у голове у таких людей?      

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Делают оптимистичный бизнес-план, когда в реальности надо умножать предполагаемые расходы на 2,5

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Кирилл Шкет

"А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой."
Практика показывает, что большинство всё же выбирает второй вариант. Рынок отсеивает худших)
Лучший стартап за последний год на мой взгляд этот. Благодаря хорошей бизнес-модели

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Это круто! У технологичных стартапов немного другая история, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Petr

Кирилл, привет!

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Привет!

Ответить
Развернуть ветку
Кир

Лучший ноукодер - Вадик Михайлов

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

Возможно!

Ответить
Развернуть ветку
Novoreg

можно ходить по аксерераторам бесконечно с одним прототипом и поднимать там по несколько лямов, этим заниматься можно до посинения потому что этих акселераторов бесчиленное множество. примеры кто так делает известны, могу поделиться если не знаете. так что тут херню автор написал.

Ответить
Развернуть ветку
Novoreg

на свои деньги умные люди не делают стартапы

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

на старте и кастдеве почти все на свои делают

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
sseo

верно

Ответить
Развернуть ветку
sseo

Для предсказания жизненного цикла стартапа не нужно заниматься экстраполяцией от текущего состояния рынка и продукта на нем.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bogoyavlenskiy

Бесузловно, есть несколько подходов к запуску проекта - самому "пилить", нанимать команду и тд.. Кирилл предлагает некую алтернативу, когда продукт разрабатывает студия, которая на этом специализируеться (на стартапах). Это хорошее решение, и имеет право на жизнь, если есть немного денег (не миллионы) стоит обратится к ребятам и сразу получить MVP, это сэкономит средства и время.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Design

Спасибо, очень познавательно. Запускали несколько MVP для своих проектов на Тильде. С теми тулзами, что у них сейчас доступны, такой процесс был применим для 95% проектов (от образовательной площадки, до платформы по аренде кемпингов). 

Ответить
Развернуть ветку
Cyril Dubson
Автор

!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Шкет

Пока дело только с ними и имею ) холодный расчет всегда побеждает 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Sokolov

Достала эта игра слов. 

Ответить
Развернуть ветку
Non Existence

Гипноз.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

В MVP (Minimal Viable Product) главное - не "minimal", а "viable".

Замена рабочих систем лендингами с низкокачественными интеграциями, а реальных технических демо, слайдами - это та самая bad practice, которая не позволяет тех. стартапам оторваться от земли.

Проблема в "масштабе теста". Кто-то думает, что тест технологии - это сбор заявок на сайте, а кто-то, что тест — это рабочий высококачественный прототип и реакция клиентов на него. И очень часто вторые правы.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Студия заказной разработки даёт советы вселенского масштаба - быть или не быть. Ещё смешнее, думаю, слушать советы от разработчика - там всё всегда печально и лучше сразу повеситься

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Sukhoverkhov

Цену себе разработчики, конечно, набивают здорово. Но вот лично я бы ограничился на месте стартаперов - Вордпрессом с плагинами. По крайней мере, на начальном этапе.

А в дальнейшем - по правде сказать, совершенно не факт, что движок отечественной разработки за несколько сот тысяч окажется лучше бесплатного...

Ответить
Развернуть ветку
162 комментария
Раскрывать всегда