Как я поднималась на Эльбрус

Как зайти на Эльбрус офисному клерку, пожизненно освобожденному от физкультуры? Человеку, годами сидевшему в кабинете в толстых стенах бюджетного образовательного учреждения?

Я — Марта. Бывший бухгалтер, экономист, финансовый директор, а последние 4 года предприниматель. Именно за эти последние 4 года я поверила в себя больше, чем за всю предыдущую жизнь. Я постоянно ищу новые проекты и вписываюсь в них с горящими глазами. И теперь это не только про бизнес.

Еще больше про мои проекты можете прочитать в моем телеграм канале

Итак. Впереди новая высота. В буквальном смысле. Символично: один из моих бизнес-проектов именно так и называется — «Высота». А сейчас меня ждет Эльбрус!

Так как же на него зайти? Спросите об этом только после того, как вы ответили себе на вопрос «Зачем». Этот вопрос будет еще не раз появляться в вашей голове в базовом лагере, на тренировочных выходах и во время восхождения. Поэтому у вас должен быть готов ответ. Он будет четкой мотивацией, чтобы не развернуться и не бросить все на полпути.

Но эта статья все-таки не про «Зачем», а про «Как». С этим вопросом намного проще.

Для начала — организация и финансовая часть.

1. Мы купили тур «Восхождение на Эльбрус» у фирмы XGuide в декабре 2020 года по акции за 19 000₽ на человека. Но из-за того, что мы переносили даты тура на июль, стоимость изменилась. В итоге мы пошли за 48 000₽ для двоих взрослых? я и мой муж Денис.

2. Сразу после оплаты нам выслали список одежды и оборудования для тренировочных выходов и восхождения. Еще дали ссылку на тренировки, чтобы подготовить тело к нагрузкам. К своему стыду, я ее так и не открыла.

3. Из одежды и оборудования по факту был смысл купить только водоотводящее термобелье и носки. Все остальное, начиная с трекинговых ботинок и заканчивая каской с фонариком, выдают в прокате прямо при отеле.

4. Я этого не знала и вот, что купила:

⁃ термобелье верх и низ, это первый слой одежды;

⁃ флисовая кофта — второй слой;

⁃ ветро- и водозащитные брюки и мембранную куртку — третий слой;

⁃ большой рюкзак;

⁃ трекинговые ботинки и гамаши;

⁃ трекинговые палки;

⁃ солнцезащитные очки и горнолыжную маску;

⁃ флисовую шапку, балаклаву, баф, трек носки.

Итог: чуть более 63 000 ₽ потратили только на меня.

В аренду мы взяли на месте:

⁃ пуховую куртку — пуховку;

⁃ штурмовые перчатки и пуховые перчатки — верхонки;

⁃ штурмовые горные ботинки и «кошки»;

⁃ ремни для обвязки, страховочные усы, ледоруб, каску;

⁃ мне маленький рюкзак для штурма.

Аренда на 4 дня на двоих — 13 800 ₽.

5. У нас было 2 тренировочных выхода внизу и 1 большой репетиционный выход наверху на скалы Пастухова. За первые 4 дня мы пользовались канатками, трансфером к месту старта, покупали перекусы, воду, колу, фрукты. То есть дополнительно еще в районе 10 000 ₽ надо брать с собой.

6. При штурме вершины есть 2 варианта:

- идти с базового лагеря «Бочки» с высоты 3700 м до вершины ногами;

- доехать из «Бочек» на ратраке до высоты 5100 м и только остаток пути ногами.

Ратрак наверх стоит 10 000 ₽ на одного, вниз — 5000 ₽. Мы взяли туда и обратно, потому что это быстрее и удобнее, поэтому еще плюс 30 000 ₽ к бюджету поездки.

7. Никакой ратрак не помог бы мне зайти на гору, если бы я не начала готовить тело заранее. С декабря 2020 я стала заниматься йогой 2 раза в неделю по 1,5 часа. Денис говорил, что это ненастоящие тренировки, но я-то знаю, как йога тренирует выносливость. Огромное спасибо моему тренеру — за 3 недели до отъезда, несмотря на жару и дожди, мы дополнительно каждое утро занимались по 40 минут силовыми тренировками. Без этой подготовки я бы даже на Чегет не зашла.

Итого наш бюджет составил 165 000 ₽, включая 63 000 ₽ на одежду и снаряжение

Переходим к самому восхождению.

Наша группа — 19 человек и 2 гида Максим и Динар.

0 день тура

Заселение в отель Юсенги на высоте 2100 м. Участников тура забирал трансфер из аэропорта или жд вокзала Минеральных Вод. Поужинали, взяли в прокат одежду и оборудование для тренировочных выходов. Потом организационное собрание.

С нами были наши дети. Для них мы забронировали двухместный номер на время нашего отсутствия.

1 день

Завтрак, как и ужин, был организован в отдельной столовой в зоне хостела в отеле. Готовили сотрудники турфирмы. В целом все вкусно. На высоте часто бывают проблемы с пищеварением, поэтому важно есть простую, хорошо обработанную пищу. Завтрак — каша с сухофруктами, ужин — макароны с курицей.

Обеда нет, потому что в обеденное время мы были на первом тренировочном выходе к водопаду Девичьи слезы. Представьте картину: идет группа экипированных людей с трекинговыми палками, в солнцезащитных очках. Все с одышкой, пот со лба, язык на плечо. А впереди вприпрыжку гид: в панамке, налегке и без палочек взлетает на крутые склоны. В первый день мы дошли до высоты 2700 м пешочком.

2 день

Пошли на верхнюю станцию канатки на горе Чегет. Высота 3100 м. Картина примерно такая же: группа идет организованно и тяжело, у меня пот со лба заливал очки, а гиды как ни в чем не бывало. Когда Динар сказал, что эти выходы — прогулочка, примерно 10 % от нагрузок на Эльбрусе, мне захотелось домой.

Завтрак и ужин были в столовой при отеле. Перекус в обед — чебуреки в кафе на верхней станции. Вечером мы взяли в прокат горное оборудование и одежду для штурма.

3 день

С утра попрощавшись с детьми, отправились в базовый лагерь «Бочки» на высоту 3700 м. Туда мы добрались по канатной дороге от Долины Азау до станции Гара Баши. Мы поехали по старой канатке. Там верхняя часть кресельная. Представьте: вы, старенькое кресло, высота и горы. И скрип колесиков на опорах. Страшненько. Я вообще боюсь высоты.

«Бочки» — старый лагерь для альпинистов. Были построены еще в конце 1970-х годов. Кажется, с того времени там не многое поменялось. Каждая бочка оборудована двухъярусными кроватями и рассчитана на 10 человек. В прихожей — умывальник с ведром и обогреватель для просушки вещей. К счастью, есть свет и розетки. Настоящим альпинистам очень мало надо для комфорта. Когда мы покупали спальник, я не знала для чего он нам понадобится, но, увидев кровати в бочках, сразу поняла.

На территории есть вагончик-столовая и 2 деревянных уличных туалета. Во всем лагере режим строгой экономии воды. Пить можно, умываться и мыться нельзя. В общем, хоккеисты не бреются, а альпинисты не моются. Такая примета.

После расположения начались альпинистские занятия. Нас учили завязывать страховку, восходить змейкой, падать с горы и зарубаться ледорубом. Очень весело, особенно когда получается.

4 день

Пожалуй, был самым сложным для меня. Потому что в этот день в 6:30 утра мы вышли из базового лагеря с целью дойти до скал Пастухова. Высота 4700 м.

На прогулочных выходах мне хоть и было тяжеловато, но я шла всегда в первой части группы. До скал Пастухова я доплелась замыкающей. Наверно, я вообще не дошла бы, если б не Денис. Он нес мой рюкзак и пел мне песни. Мы поднимались на склон под углом 45 градусов 4 часа 20 минут. Это жестко. И идешь ты в горных ботинках с кошками, которые, как 2 гири по 2 кг, за ноги тянут тебя на дно.

Знаете что самое страшное на высоте? Горная болезнь.

Горняшка, как ее тут принято ласково называть, накрывает беспощадно. И какой бы ты ни был крутой и накачанный спортсмен, если твой организм не справится с высотой, ты не зайдешь.

Мои личные симптомы горной болезни — давящая на виски головная боль, заложенный нос и сильная одышка. Ты вроде вдыхаешь, а воздуха в груди больше не становится.

Часть пути до Пастухов я шла в группе, но в какой-то момент поняла, что больше не могу. Очень устала. В глазах были синие и желтые пятна, дыхание, как у паровоза.

Я, и со мной, конечно, Денис, вышли из группы и пошли в моем темпе. Я вспомнила простое правило, которое часто рассказываю нашим ученикам на курсе — сила маленьких шагов. Главное — идти. Хоть как. Отмечала впереди себя точку — камень либо льдину причудливой формы — и ставила себе задачу дойти до нее без остановок. Доходила, останавливалась и дышала. Так мы поднимались с 4300 м до 4700 м почти 1,5 часа. 20—30 шагов сделала, 1—2 минуты подышала.

Так я дошла до Пастухов. Ребята, я выносила и родила троих детей и могу сказать, что этот подъем был физически сложнее.

Те, кто не дошел до скал, к штурму допущены не были. Это 5 человек. Еще двое умных молодых людей на следующее утро добровольно отказались от восхождения. Итого из 19 человек к штурму были готовы 12.

5 день

Формальный день отдыха, без подъемов и тренировок. Еда и сон.

Сложным для меня этот день был эмоционально. Все разговоры только про восхождение, как кого накрывает, как теряют сознание на горе, не доходят и разворачиваются и даже умирают.

В какой-то момент настроение мое упало. Я стала сомневаться, надо ли мне вообще туда идти. Однако, к вечеру я взяла себя в руки и постаралась ощутить счастье в моменте. Да какая по большому счету разница дойду или не дойду. Я уже тут. Для меня, чей спорт — пара этажей без лифта — это вообще гигантское достижение! Я в таком сильном и красивом месте! Со мной мой муж! Дети на связи и штурмуют прилегающие к отелю поляны с ягодами. Ну что может быть прекраснее!

Я снизила значимость и мне стало легче. Выписала на бумажку мои желания и пожелания моих друзей. Решила, что дойду куда смогу.

В 22:00 мы проводили тех, кто пошел на штурм пешком. Только представьте, они вышли из базового лагеря в 22:00, чтобы к 10:00 оказаться на вершине. 12 часов в пути по плану! А потом еще спуск.

Наш же выход был назначен на 4:00 утра.

День Штурма!

В 2:54 я проснулась с четким желанием дойти до вершины! Вот такой вид открылся мне, когда я вышла из бочек. Друзья, это фантастика! Гигантский белый действующий вулкан с двойной вершиной на фоне черного неба, украшенный гирляндой из налобных фонариков альпинистов. Мое сердечко в этом кадре.

Быстрое чаепитие, очень быстрые сборы. В 4:02 мы уже в ратраке начинаем движение наверх.

Ребята, если будете в горах, то обязательно заберитесь повыше, чтобы встретить рассвет. Рассвет на Эльбрусе — нереально. Ни одна камера не передаст это сумасшествие!

На седловине меня стала одолевать горная болезнь. Знаете, как стучит ваше сердце? А теперь представьте, что оно стучит со всех сторон головы. И прям под каской пульсирует. Где-то полчаса я была уверена, что мое сердце переехало в затылок и теперь пытается вырваться оттуда. Помогли небольшая стоянка, цитрамон и аспирин.

После седловины начинается крутой подъем на вершину, с которого часто срываются альпинисты. Поэтому там висят перила, к которым ты должен застегнуться своими «усами».

Сейчас я думаю, что мне помогло взобраться по перилам и вообще добраться до вершины.

Если несколько реально действующих правил, которые помогли и мне.

1. Во время подъема никогда не смотрите по сторонам. Только вниз и вперед на ботинки впереди идущего товарища. Любые повороты головы — захотелось посмотреть сколько осталось впереди или оглянуться назад — чреваты головокружениями и учащением и без того безумного пульса. Все фотки сделаны на стоянках.

2. Уйдите мыслями в другое место. Это как медитация в ходьбе. В таких условиях это сложнее, конечно, но тоже реально. Если есть возможность, крутите в голове ваши любимые песни или фильмы. Знаете, что крутилось у меня, когда я поднималась? «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную...» Бред, ага, но помогало отвлечься от боли и напряжения.

3. Кто-то говорит, что лучше очень медленно, но идти. А кто-то, как я, за то, что если надо остановиться, то остановись и отдышись. Я бы не дошла до Пастухов без передышек и периодического ухода в себя. «И на Тенистой улице я постою в тени..»

Когда заканчиваются перила, начинается тропа зомби. Это относительно ровный участок, идущий по хребту до вершины.

Зомби — это все альпинисты, которые идут по этой тропе и их шатает после тяжелого пути. Динар встретил нас на зомби-тропе выкрикивая: «Я зомби, зомби, а-а-а! Где мои мозги-и-и?»

В этом месте я поняла, что я дошла! Дошла! Доплелась! И я тут!

На вершине самой высокой горы в Европе и России! 5642 метра!

Еще в июне я сидела в ресторане «Высота 5642» в Адлере и ела десерт «Эльбрус», а 1 августа я тут! Все реально!

Слезы от счастья от усталости, от осознания, что я смогла, от ощущения, что тут я ближе к папе, и как он мною гордится сейчас, от силы желаний моих друзей и близких, которые я донесла в нагрудном кармане.

Мне сложно заставить себя поплакать внизу. Вроде понимаю, что надо, а не могу. На вершине заставлять не надо было, слезы сами текли ручьем.

Я открыла себя в этот момент. Встретилась с маленькой эмоциональной Мартой, которая часто не получает должного внимания от серьезной бизнесвумен Марты. Это замечательно. Стоит того, чтобы забраться на Эльбрус.

В заключении я хочу выразить огромную и искреннюю благодарность моей любимой преподавательнице по йоге Лагуткиной Дарье за физическую да и эмоциональную подготовку. Спасибо, нашим заряженным гидам, Строчков Максим, Закиров Динар, всей нашей команде, с кем мне посчастливилось готовиться и жить эту неделю, и моему супругу Денису, который все это придумал, организовал и буквально затащил меня на вершину! Спасибо всем за это самое невероятное приключение в моей жизни!

97 комментариев
Ermolaev Ilya

Я считаю, что нужно ставить памятник.

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Vasiliy Leytman

потраченному на прочтение времени))