Работать чтобы жить, а не наоборот. Как я перестал все контролировать и при этом увеличил доход сервиса

Расскажу о том, что сделал для того, чтобы преодолеть мертвую точку в бизнесе.

Всем привет! Меня зовут Александр, мне 38 лет, и я живу в Москве. По первому образованию я инженер, по второму - экономист-менеджер. Как технарю мне всегда было интересно совмещать обе специальности. Вот почему после 13 лет в найме решил открыть свой небольшой автосервис.

Многие думают, что основные сложности в автосервисе - когда клиентов мало или не хватает хороших мастеров-профи. Отчасти это так, однако это все решаемо, если ориентироваться на качество и думать о своей репутации. Главная проблема - это когда автосервис уже загружен на полную, а прибыли хватает только на оплату всех издержек, и сколько ни мучайся - результат один и тот же. Думаю, что не я единственный, кто столкнулся с такими сложностями. Поэтому я решил поделиться своей историей. Возможно, мой опыт будет кому-то полезен.

Небольшая предыстория

В авторемонт я пришел уже с небольшим опытом работы механиком, поэтому неплохо знал, как все работает изнутри. Для меня приоритетом в работе всегда были честность, качество и в принципе человеческий подход. Думаю, это и стало причиной быстрого подъема моего бизнеса. Где-то через 3 месяца после запуска у нас появились первые постоянные клиенты. Они видели, что мы работаем качественно и на совесть, поэтому звали своих знакомых и друзей.Через год с небольшим я посмотрел, что дела идут неплохо, поэтому взял небольшой кредит на расширение. У нас появилась новая техника, еще два механика и маркетолог. Старые клиенты продолжали ходить к нам, а за счет рекламных акций стали появляться новые.

Сервис растет, а доходы - нет

Казалось бы, все шло как по маслу, но только на первый взгляд. Для себя я выделил две ключевые проблемы:

  • Для начала - я просто очень устал. С самого начала я практически жил в автосервисе - график 7/0 по 13-15 часов. Все для того чтобы контролировать процессы и качество. И дело не в том, что я был из тех начальников, которые любят контролировать все и вся. Нет, я с удовольствием снял бы с себя такую ношу, если бы мог. Но в автосервисе ты либо следишь за всем сразу, либо что-то упускается и все сразу же летит в трубу.

    Каждый день был как день сурка: приходилось разруливать одни и те же вопросы - то клиент недоволен ремонтом (в основном сроками), то еще что. А когда я вложился в расширение, задачи будто стали только больше: надо контролировать еще больше процессов! Я все чаще ловил себя на мысли, что жизнь проходит мимо меня. Стрессы, нервы, раздражение, конфликты с родными… В отпуске не был два года! А после того, как замаячила угроза развода, я понял, что с меня хватит. Пора что-то менять.
  • Когда я брал кредит на расширение, то думал, что дальше сильно вырастут и обороты. Но все оказалось сложнее. По итогу ремонтный цех хоть и был загружен каждый день, но давал прибыль в основном только на покрытие затрат, которые тоже стали больше. Проблема была в том, что люди чаще всего приходили за бюджетными или сезонными ремонтами: замена масла, шиномонтаж, ремонт кузова после зимнего сезона, замена тормозных дисков и колодок и др.

    А если клиенты приезжали со сложными случаями, где можно было больше заработать, механики, которые могли сделать такую работу, часто были уже загружены. В итоге клиентам приходилось либо ждать, либо уезжать в другой сервис - и чаще всего они выбирали второе. Мы пробовали бороться с проблемой по-разному: пытались вручную отслеживать загрузку, перенастраивать рекламу и так, и сяк. Но выхлоп от этого часто был небольшим.

Поиск решений

Неужели все предприниматели так живут? Должно же быть какое-то решение... Я поговорил со знакомыми бизнесменами, прочел десятки статей в интернете об опыте больших автосервисов, сходил на несколько их презентаций. Еще побывал на паре курсов личностного роста для предпринимателей, выцепил для себя несколько интересных идей. В итоге я лишний раз убедился, что никакого волшебного средства для решения всех проблем нет. Нужно работать в комплексе. И вот что я придумал.

  • Решил взяться за свое мышление. Из курсов и опыта больших франшиз мне стало понятно, что растут только стратеги - те, кто реально думают на много шагов наперед. А в этом мне явно нужно было прибавлять, и подтверждение тому - провал с расширением. Я увидел потенциал для роста, но не увидел, что проблемы внутри автосервиса просто не дадут нормально вырасти. Итого - потраченные нервы и деньги (кредит только недавно закрыл).
  • Просто физически нереально все контролировать в одиночку. Решил все-таки разгрузить себя и нанять в помощь управляющего. Управляющий сейчас есть практически в каждом более-менее крупном сервисе, поэтому решил, что если я хочу расти, надо в чем-то повторять за лидерами. Новичков не рассматривал - специально взял человека уже с опытом, хоть это и стоило дороже. За два года постоянных нервотрепок понял, что лучше заплатить чуть больше деньгами, чем собственным здоровьем.
  • Полностью переделал систему мотивации. Я понял, что часть проблемы с контролем в том, что сотрудники финансово не заинтересованы в том, чтобы работать быстро. Мастера-консультанты в основном работают на процентах, как и механики - поэтому им не так важна скорость. Когда я как следует “копнул”, выяснил, что из-за этого на процентах сейчас мало кто работает. Многие автосервисы перешли на выработку.

    Выработка считается на основании нормочасов, прописанных на одну работу. Проще всего описать это так: замена тормозных колодок - не сложная процедура, занимает по стандартам производителя 1 нормочас. Механик, например, получает 300 рублей за каждый нормочас. То есть он получит 300 рублей за работу по замене колодок. Но 1 нормочас на замену колодок - это усредненная величина для среднего механика. Высококлассный спец с опытом сделает это быстрее. При этом он получит все те же 300 рублей, зато сможет быстрее переключиться на другие заказы.

    Здесь, конечно, можно попасть в ловушку: механики могут начать халтурить чтобы успеть сделать больше заказов и заработать больше. Но это можно предотвратить за счёт гарантийного ремонта. Если клиент обращается по гарантии, и причина обращения в ошибке механика, то накосячивший механик ремонтирует эту машину бесплатно. Решил попробовать внедрить эту систему мотивации у себя.
  • Написал правила работы для всех сотрудников, распечатал крупным шрифтом и развесил на стенах (не на виду у клиентов, конечно). Отдельно для механиков, отдельно для мастеров-консультантов. Например, мастеру-консультанту нужно обязательно поприветствовать клиента, назвать его по имени и заполнить за него небольшую анкету с вопросами. Один из самых важных - откуда клиент узнал о сервисе. В зависимости от его ответа мы определяем как работает реклама.
  • Решил автоматизировать процессы по максимуму. Все-таки на дворе 2021 год, а сотрудники столько всего вручную делают. И времени уходит больше, и клиентов мы обслуживаем из-за этого медленнее, а значит, принимать новых тоже можем в ограниченном количестве. Искал готовые системы для автоматизации, которые продают без франшизы (франшиза для меня это слишком дорогое удовольствие).

    Оказалось, что для автосервиса давно уже много чего удобного придумали. Больше всего мне понравились STOCRM, Автодилер и Wilgood Soft. Из этих вариантов выбрал на тест Wilgood Soft. Выходило немного дороже, чем первые две системы, зато было больше функций и для автоматизации работы, и для маркетинга. Решил, что если этот софт мне подойдет, возьму его на постоянку.

Что по итогу

После того, как я поменял многое в автосервисе и в себе, прошло почти четыре месяца. Время подводить первые итоги.

  • Обдумываю многое наперед и больше не гонюсь за тем, чтобы быстро что-то менять. Предпочитаю сначала протестировать (желательно бесплатно), а потом уж внедрять всерьез. Звучит банально, но иногда истину не усвоишь, пока свои шишки не набьешь. Чтобы реже ошибаться, купил большую доску и повесил в кабинете. Выписываю на ней стратегии по микрошагам и на каждом оцениваю, какие будут препятствия и проблемы. Этому способу, кстати, я научился на тех курсах роста.
  • Нанял управляющего в автосервис и теперь могу хоть немного дистанцироваться от контроля. Некоторые дни вообще не езжу в сервис. Освободилось время на себя и семью. Даже отпуск подумываю взять на пару недель. Поначалу было трудно доверять управление кому-то еще, но желание сохранить брак и здоровье перевесили. Работу управляющего отслеживаю либо лично, либо удаленно через софт.
  • Автосервис потихоньку прибавляет в доходах. Во-первых, за счет новой мотивации: сотрудники теперь заинтересованы работать быстрее и при этом меньше халтурить. В этом им еще помогает софт: у мастеров-консультантов при оформлении заказа для постоянного клиента все данные о нем и его авто вбиваются автоматически.

    Проблема с планированием загрузки тоже вроде решилась. Система сама отслеживает загрузку каждого мастера. За счет этого можно контролировать общую загрузку в сервисе и заранее распределять механиков на разные типы работ. Теперь мы всегда оставляем кого-то из механиков “дежурным” на сложные работы, но за счет того, что в системе все видно, можем быстро переключать людей на разных клиентов. При большом потоке заказов очень помогает.

    Кроме этого, мы пользуемся данными в софте о разных марках и моделях автомобилей и самых частых неисправностях на них. Дальше передаем информацию маркетологу, который запускает рекламу и рассылки. Раз в несколько недель делаем акцию на особенно нужную клиентам услугу. Средняя конверсия в заезд с них - где-то 5-6%. На нашем рынке это неплохо.

По итогу за четыре месяца наполняемость заказ-наряда выросла в среднем на 30%, а средний чек - на 25%. Обороты тоже подросли. Раньше было хорошо, если выходили где-то в 3 млн рублей в месяц, а сейчас получается достаточно стабильно выходить за 4 млн. Мне кажется, что это не предел и еще во многом можно и нужно прибавить. Было бы желание, а силы и способы найдутся. В этом я уже убедился.

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

Я всегда говорю, за каждым успешным мужчиной стоит женщина, припугнула разводом и человек зашевелился, головой думать стал!
Отличная статья!
У меня хороший знакомый попал в точно такую же ситуацию, сделал свой сервис популярным, но денег не увидел, зато стал его рабом, плюнул и ушел в самозянятые простым установщиком сигнализаций. Говорит, хоть жить начал, моторную лодку купил, рыбачит.

Ответить
Развернуть ветку
Line at Line

"Припугнуть разводом" - это типично женская манипуляция. Причем манипуляция жёстко негативная и деструктивная. В состоянии стресса может дать и обратный эффект. Меня пугали разводом ровно один раз, после того, как я сказал "Ок. Вот расписание работы нашего ЗАГСа, когда идём разводиться?", манипуляции стали позитивными или нейтральными: "Милый, у тебя всё получится!". И мне это нравится куда как больше. )

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Александр Фролов
Автор

Ух, столько комментариев и просмотров! Честно говоря, даже не ожидал, что мой скромный текст получит такое обсуждение...

Ну мне возможно повезло чуть больше в браке. Жена, признаться, разводом меня не пугала всерьез, но я же тоже не вчера родился. Я догадывался к чему все может прийти, если ничего не поменять в образе жизни и в самом автосервисе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Роншаков

чел, искренне жаль, что тобой так манипулируют. *Шёпотом* беги от неё, спасайся

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Константин Мазаев

Я просто развелся нахер и все. Теперь за моими успехами стою только я. Спать стал нормально, время свободное появилось, зарабатывать стал больше, путешествую, спорт. А эти все приколы, про то что мы без них пропадем (если нет вп) - фикция. Посуда моется, машинка стирает. На уборку достаточно 5 часов в неделю. Это в разы меньше чем на скандалы и болтовню. Если баба - не ценит, и не является твоим единомышленником, то грошь цена таким отношениям.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий

Грустная история. Не дай бог до такой жизни докачусь

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кабельтов.ру

Отдает рекламной статьей софта. Минимум конкретики, рассказ как всё было плохо и как всё стало здорово после автоматизации

Ответить
Развернуть ветку
Айрат А

Поначалу читал и было интересно, но на этапе когда дошло до софта, тоже сложилось такое мнение))
Штука бесспорно нужная и удобная в автосервисе, но из трёх озвученных контор слышал только о второй, но ценники ппц. 
P/s/ сами пользуемся софтом которая начинается на единичку, в принципе устраивает и конфигураций хватает, а по цене вроде дешевле озвученных автором)) 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Фролов
Автор

Не знаю, почему у вас сложилось такое мнение. Я в тексте хотел как раз выразить другую мысль и подчеркну ее еще раз. Автоматизация это штука полезная, но всех проблем она не решает. Я сейчас оглядываюсь назад и понимаю, что если бы я не разгрузил себя, не поменял отношение к бизнесу, не сделал бы новую систему мотивации и контроля, вряд ли мне сильно помогли бы  настройки в софте. Все хорошо, когда работает в комплексе - и собственник, и люди, и автоматизация. Но когда вообще все делаешь вручную, расти тоже сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg March

Отличная статья, спасибо за опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фролов
Автор

Рад, что вам понравилось. Надеюсь, пригодится)

Ответить
Развернуть ветку
Ma Fia

Молодец! Так держать. И не забывайте делиться опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

Все по делу и без лишней "воды", спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Anfer

А можно просто поднять цены. Выставить заградительные.

Клиенты которым нужно качество, останутся и будут обращаться, а те кто не может - пойдет дальше.

Ну и индивидуальный подход никто не отменял. Старому клиенту скидки и почет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеевич

Могут не понять клиенты, такого подхода

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Skripka

Голдратт рекомендовал ничего не менять, пока не найдёшь ключевое ограничение)

В других случаях у изменений будут и положительные, и отрицательные последствия.

Что победит - неизвестно)

Ответить
Развернуть ветку
Антон В.

Начал за здравие, закончил за упокой... Сам являюсь хозяином сервиса, и столкнулся с теми же проблемами, однако все эти проблемы перекрывает одна страшнейшая - ЛЮТЕЙШИЙ КРИЗИС КАДРОВ. Объявления о поиске сотрудников висят у всех сервисов, мое без перерыва уже полтора года. За все это время пришел один человек, который после собеседования вышел на работу, а не загасился. Попробуй поменяй мотивацию - люди разворачиваются и уходят, благо вакансий десятки на авито. Также каждый второй это алкаш, косепор или просто придурок, которому плевать на свою трудовую репутацию. Может конечно вся эта писанина актуальна в крупных городах, но в регионах едва ли... Автосервис это низкомаржинальный бизнес и с этим надо смириться. Или по кайфу работа или лучше менять сферу деятельности. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Константинов

Полностью согласен. Доход он увеличил исключительно за счёт снижения зарплаты работникам, они просто ещё не допетрили, что стали получать меньше, а работать больше, как поймут, так и автор поймёт проблему кадров.
И как вообще можно утверждать, что % не мотивирует к скорости работы, а нормочас с какого-то перепугу мотивирует (ну разве только тем, что зп урезали :) ), кажется он с окладом перепутал... 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
H0ttabych .

Чтобы кризиса кадров не было, надо более-менее достойную зарплату предлагать. Скажем, хотя бы от тысячи долларов для молодого специалиста. Две для специалиста с адекватным опытом. Тогда и не будет недостатка в кадрах.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Андрей Матигин

Растите выше! Ждём новых статей о вашем опыте

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Новицкий

Хорошая нативка

Ответить
Развернуть ветку
Evan Parker

Хей это круто! Мне тоже в последнее время ближе лагом и скандинавский подход к работе.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Колосов

Что подразумевается под скандинавским подходом к работе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Башкиров

Мне немного не хватило фотографий «кухни» ;)
И цифр. А так добрая статья, позитивная ;))

Ответить
Развернуть ветку
Антон В.

Кстати, автор, Вы пишете, что к Вам ехали только колодки менять, масло, а вот работы на которых можно заработать мимо бла бла... А Вы в курсе, что сервис как раз и зарабатывает на колодках, масле и продаже запчастей? Я 4 года бился именно за клиентов на базовое техобслуживание (черт дернул изначально заработать репутацию моторного сервиса). Именно базовое ТО, несложный ремонт, подвеска - основной, быстрый и с наименьшей ответственностью заработок. Я сейчас наоборот сложные работы стараюсь не брать, это позволяет и персонал иметь с более низкой квалификацией (читай обучать молодежь), и шансов, что кто-то накосячит на крупную сумму минимум. Какой смысл капиталить движок, когда лучше перебрать за это время 5 подвесок (а то и больше)?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фролов
Автор

Ну вы же сами написали выше про проблему кадров. Раз вы тоже собственник СТО, то знаете, как тяжело найти кого-то нового. В Москве все то же самое, что вы описали. Молодежь идти в механики не хочет, а та что приходит - мало что умеет. Зато зарплату сразу хотят как у опытного механика.

У меня в автосервисе изначально была команда из взрослых мужиков примерно моего возраста. Им тоже надоедает каждый день все простенькое: чинить колодки, менять масло и т.д. И получать одни и те же деньги за простые работы тоже надоедает - они не студенты уже, им семьи кормить надо. А мне кадры такие терять не хочется, как и деньги за хороший, пусть и сложный ремонт.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Роншаков

Мужик, с большой буквы М! Очень понравилось, как гармонизировались ценности, от явного перекоса в сторону работы, до баланса. 

Я учился у мужика, который фанатеет от системного мышления, ему бы твою статью, как рекламу использовать. 

Пиши пожалуйста ещё, с удовольствием почитаю! 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фролов
Автор

Спасибо большое за оценку!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Сергеевич

   Цитата "Проблема с планированием загрузки тоже вроде решилась. Система сама отслеживает загрузку каждого мастера. За счет этого можно контролировать общую загрузку в сервисе и заранее распределять механиков на разные типы работ" конец цитаты.     Ну вот, именно все это академик Глушков ещё в 1962 году предлагал вводить потихоньку. Огас называется.

Ответить
Развернуть ветку
Maks Shark

Типичная реклама софта.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Lebedev

Если кратко, то вопрос в повышении операционной эффективности.
Советую автору прочитать небольшую книгу без воды - https://www.litres.ru/elena-strelcova-2127/molekula-upravleniya-kak-regulyarno-dostigat-celey-ko/

Ответить
Развернуть ветку
РФ05

Автосервис - это невыгодно. Посмотрите видео об этом у Х##. Ну и опыт моих знакомых говорит то же самое. Не на#бёшь не проживёшь. В этом бизнесе только так. Доходным может стать только профильный сервис (типа бнв, хонда, мб) с, естественно, работниками, имеющими опыт с определённой маркой.

Ответить
Развернуть ветку
Антон В.

Ну наё**ть нет необходимости если продаешь запчасти. Но хватает только на обязательные платежи и зарплату себе. Всё, запаса почти нет. Я вот за 3 года насобирал на ремонт одного бокса, сейчас буду потихоньку делать.

Ответить
Развернуть ветку
Honey Badger

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Репяшенко

Удачи в дальнейшем.

Ответить
Развернуть ветку
rarik 24

Очень интересная статья, удачи автору)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Нистратов

Классная история, спасибо, мотивирнуло с утра

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Торбин

Да, хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Панченко

Интересный опыт, спасибо!
Было бы супер-полезно увидеть ещё одну статью про, собственно, этап открытия автосервиса: как искали помещение, как искали персонал, как делали ремонт, как покупали оборудование, сколько было расходов на всё, где брали первых клиентов, как проверяли на первых порах, что работники не халтурят, и т.д., и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Майя Стадник

Странно видеть тучу обсуждений по поводу того, насколько умны женщины (в частности, жена автора), угрожая разводом - при том, что автор статьи ВООБЩЕ не писал о том, что жена говорила о разводе... Он пишет "замаячила угроза развода", и всё. Чем она, эта угроза, ему замаячила, ещё хз...
Сама статья - класс! 

Ответить
Развернуть ветку
Vitto Zotti

Автор, чтобы нейтрализовать обвинения в рекламе софта, напиши адрес своего сервиса и телефон. Я приеду.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Андреев

Незатейлевая реклама СиАрЭм-систем для автосервисов)) 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Евдокименко

Я тоже ИП. и тоже много времени провожу на работе уже 15 лет, но чтобы мне жена хоть как-то намекнула о разводе - никак и никогда. Дал жене почитать статью и она сказала, что даже мысли никогда не было о разводе, значит там нет любви. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гордов

Да тут почитаешь комментарий, ужаснешься, женщины вовсю ищут "перспективных", читай богатых, якобы чтоб семью мог прокормить. Благо, что жизнь реальная не такая, какая в интернете, на самом деле есть много нормальных, которые полюбят тебя, даже если ты и грузчик с 25-30к и не будут угрожать разводом. Да, это не бизнесвумены будут и всякие в этом духе, тоже будет девочка, которая работает где то баристой тоже где то за 25-30к, зато будет любовь и ты сможешь не бояться, что от тебя ждут "успешности и карьерного роста", что тебя могут бросить из-за твоей "неуспешности"

Ответить
Развернуть ветку
Gary Osdord

Красавчик! Выбрал путь и идёшь намечено! Спасибо, что рассказываешь о своём опыте.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Новодворская

Спасибо за статью!
У меня друг в автосервисе работает, работает у своего отца. Передам ему эту историю, может будет полезна :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Бардик

Может я чего-то не понимаю, но здесь всякое отсутствие логики. " я практически жил в автосервисе - график 7/0 по 13-15 часов" и в тоже время: " прочел десятки статей в интернете об опыте больших автосервисов, сходил на несколько их презентаций. Еще побывал на паре курсов личностного роста для предпринимателей", но это невозможно. Никак. И ещё, я всегда чувствую фальш. Это статья как будто написана не душой и опытом, а составлена на заказ по шаблону.
Простите, если ошибаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фролов
Автор

Ну а в чем здесь отсутствие логики? К счастью, в кабинете мне никто не мешает читать статьи. А презентации и курсы личного роста - их почти все сейчас можно онлайн проходить. Иногда да, нужно было отлучиться из автосервиса. Но я потом приезжал и все равно до поздней ночи сидел.

Ответить
Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда