{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровая трансформация бизнеса – от идеи до деталей

Больше 30 лет я отдал бизнесу, и последние 5-6 из них я являюсь абсолютным сторонником цифровизации в бизнесе. Это путь, который я нащупал сам, перебрав немало вариантов. С помощью этого метода я буквально заново выстраиваю бизнес тех, кто приходит ко мне за помощью. Цифровая трансформация не просто помогает предпринимателям выстоять в непростое время, но и позволяет им выйти на новый уровень в бизнесе. В этой статье я собрал ответы на вопросы о цифровой трансформации, которые мне задают чаще всего.

Зачем нужна цифровая трансформация бизнеса?

История любого предпринимателя начинается с первых шагов в продажах. В моём случае это были пресловутые клетчатые баулы и лавка на рынке под открытым небом. Поэтому я совершенно точно знаю, что и безо всякого KPI можно купить подешевле и продать подороже. Только придётся часами стоять под дождём и зноем, торговаться до хрипоты, а главное – зависеть от тысячи факторов, которые либо позволят тебе заработать, либо нет. Оцифровка же делает бизнес стабильным, предсказуемым, а грамотная оцифровка делает его ещё и приносящим хорошие деньги.

Что такое цифровая трансформация?

Цифровая трансформация – это изменение структуры бизнеса. В первую очередь этот процесс нацелен на то, чтобы отсечь всё лишнее. Лишними могут быть операции, процессы, должности, целые структуры – что угодно. Всё это, как правило, жрёт ресурсы, но не приносит пользы. Цифровая трансформация подразумевает ещё и новый взгляд на функции в бизнесе. Часто это звучит жестоко, но бизнес больше не строится на хороших отношениях и старых добрых личных связях. В нём больше нет людей – есть функции, которые кто-то выполняет. Мы можем души не чаять в конкретном человеке, но если он не выполняет свои функции, в бизнесе ему не место.

Как это работает?

Конечно, в каждом случае есть нюансы, но в целом переход “на цифру” включает в себя следующие этапы:

  • Работа над структурой. Как я и писал выше - оставляем необходимый минимум функций и избавляемся от лишнего. Каждому члену команды при этом выдаётся предельно понятное описание требований к его работе и механизма вознаграждений. Нам важно, чтобы каждый человек в проекте чётко понимал, как именно он зарабатывает деньги. И как он может заработать больше!
  • Работа над целями. Всё по общим правилам целеполагания - нам нужна конкретная достижимая цель, обозначенная во времени. При этом цель формулируется и для бизнеса в целом, и для каждого сотрудника в частности.
  • Работа над системой контроля. Как показывает практика, именно контроль жрёт львиную долю ресурсов любого предпринимателя. Задача цифровой трансформации - снять с него это бремя. Переход на систему KPI, регулярные отчёты без лишней воды и чётко распределённые зоны ответственности - вот что важно сформировать в ходе цифровизации.

Что может помешать трансформации?

Мешает, как правило, недостаток знаний, квалифицированных кадров или финансирования, а также руководство, которое боится перемен. Последнее – чаще всего. При этом если глава компании опасается что-то менять, то его команда и подавно. Это можно понять. Перемены – это всегда шаг в пустоту, а владельцам бизнеса всегда есть что терять. Но важно понять, что в этом плане трансформация похожа на визит к стоматологу: придётся всё раскурочить, будет, мягко говоря, неприятно, но если оставить как есть – всё окончательно развалится.

С чего начать?

Лучший способ – сесть и обзвонить всех бывших клиентов. То есть всех тех, кто по каким-то причинам отказался от ваших услуг. Очень важно не поручать это дело никому, а именно самому за это взяться. Сразу скажу – процесс чрезвычайно неприятный. Вряд ли кто-то из бывших клиентов ушёл от вас, потому что всё было слишком хорошо. Не объясняйтесь, не оправдывайтесь – просто фиксируйте свои проколы. Зачем? Затем, что только от тех, кого вы подвели, можно узнать, над чем вам нужно работать, что вы упускаете из внимания. Всё, что вы запишете, сложится в аккуратный план дальнейшего развития.

Как быть сотрудникам?

Выше я уже писал, что им ваша затея, вероятнее всего, не понравится. Но – хорошо это или плохо – не нам с вами выбирать. Мир меняется, вместе с ним меняется и бизнес. У тех, кто упорно цепляется за привычное и знакомое, всё меньше и меньше времени. Поэтому не только начальству придётся адаптироваться к новым правилам. Да, сотрудников придётся обучать, теперь от них будут ждать других результатов. Я бы предложил разослать всей команде «письмо счастья» - в этом письме предложите адресату самостоятельно выбрать курсы профессионального обучения и переквалификации. После начинается момент истины: предложите, чтобы за эту программу платила не только компания 50 на 50, к примеру. Тогда ценность этого знания умножится в разы. Заинтересованным помогите получить необходимую квалификацию, а с незаинтересованными лучше всего мягко расстаться.

Наглядный пример

Вы знакомы с сетью “Улыбка радуги”? На старте этого проекта я был его генеральным директором, и тогда мы терпели серьёзные убытки. Например, в одном из 10 магазинов инвентаризация после первого месяца показала минус 470 тысяч рублей. Весьма ощутимо, а по тем временам - чудовищно много. Но гораздо обиднее было даже не сама потеря денег, а то, что в скором времени выяснилось - воруют не посетители, а сотрудники. Почему они так повели себя? Потому что я им это позволил. Я не оговорил заранее правила, не прописал их детально и чётко! Этот инцидент положил начало цифровой трансформации проекта “Улыбка радуги”: мы начали работу над конкретными инструкциями для сотрудников, полностью автоматизировали контроль за их выполнением. И дело пошло в гору! Сегодня в сети магазинов “Улыбка радуги” более 1000 торговых точек, и я с радостью наблюдаю, как этот проект растёт, развивается и приносит пользу людям.

Закончить хочется народной мудростью: не так страшен чёрт, как его малюют, и не так страшна цифровая трансформация, как кажется на первый взгляд. Да, это не быстро, это потребует серьёзных усилий, но бояться тут нечего. Остаться на обочине и потерять дело своей жизни – вот это действительно страшно. Дерзайте!

0
2 комментария
максим яценко

"С помощью этого метода я буквально заново выстраиваю бизнес тех, кто приходит ко мне за помощью"...
я бы за такое наказывал! ассы, мать вашу!

Ответить
Развернуть ветку
IA F

Я не понял почему обычные "аналоговые" подходы к оптимизации процессов и оргструктуры вдруг стали называть цифровой трансформацией.
Что тут цифрового?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда