{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.

Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.

Сначала мы с партнерами грезили кубками. Считали, что только победы на соревнованиях могут доказать, что «Лига Роботов» лучше остальных

От новичков до чемпионов России за полгода

Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.

Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.

На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.

Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?

Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм

Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.

В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.

Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.

Мы так сильно хотели победить всех и вся, что забыли: мы вообще-то обучаем детей

Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы

Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.

В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.

Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.

Но мы все изменили.

Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.

В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.

И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.

Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.

Раньше основой нашего подхода к образованию был результат и большее количество знаний. Сейчас — постоянная работа над мышлением. Трудный путь, ошибки и ответственность помогают детям самим достигать вершин

Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.

В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.

В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.

Сколько команд по робототехнике в мире состоят из одного человека? Ноль. А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль. Создание любого сложного продукта — это долгий и тяжелый путь, с которым вряд ли справишься в одиночку

Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.

Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.

У нас с ребенком есть соглашение: он может собрать все что хочет в свободное время. Это не только открывает у детей второе дыхание, но и учит преодолевать трудности обучения. Сначала теория, потом практика, а после — свободное творчество

Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты

Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.

Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.

Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.

Какой вывод команда сделала из этой истории? Следующий год они сами сбивали на тренировках робота инфракрасным излучением, чтобы никто не смог ему помешать. И в этом главная победа: не первое место, а жажда вызова, готовность решать новые задачи

Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории

В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.

Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

В тот год мы навсегда вошли в историю WRO. До 2017 не было такого, чтобы только русская команда справилась с дополнительным заданием. И эта заслуга ребят, которые спотыкались на ошибках, но всегда шли дальше в своем темпе

Осознали, как можем помочь пустыне российского образования

Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.

Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.

Наш путь — это пример для родителей, учителей и других школ дополнительного образования. Дайте ребенку возможность отвечать за свое обучение, не тренируйте их на золотые медали. Они пройдут тяжелый путь сами и станут чемпионами

Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.

Мы не готовим к шаблонам ЕГЭ, не заставляем детей учить бесконечное количество пустых фактов. Мы учим их мыслить, решать задачи творчески, преодолевать трудности.

Отдам миллион любому, кто победит меня в споре

Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

0
636 комментариев
Написать комментарий...
greg chudnoff

Если серьезно, то вся эта робототехника - баловство для разнообразия жизни замученных уроками школьников, не более.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Викторов

А я был бы и щас рад пособирать, вот только семья, ребенок, работа, мальчик 34 года.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Что останавливает? 34-летний мальчик? Запрещает собирать?

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Тупо некогда

Ответить
Развернуть ветку
Олег Марченко

Вы явно «гуманитарий», раз такие выводы делаете 🙄 изучите подробнее, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Олег, зачем гуманитариев ругаете?)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Марченко

Я вообще не понимаю этого деления 😂 мне кажется так называемые «гуманитарии» (сами себя так называть многие) - это те, кому в школе плохо объяснили и не привили интерес к математике и другим связанным наукам

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Согласен) Сам по первому образованию - культуролог. Сейчас - на 2 курсе магистратуры матмеха, полет нормальный

Ответить
Развернуть ветку
Олег Марченко

👍

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Мне кажется так называемые «технари» (сами себя так называть многие) - это те, кому в школе плохо объяснили и не привили интерес к литературе и другим связанным наукам.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

У меня есть интерес к литературе, но не считаю это важным навыком. Технарь.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Вот видите. А если бы относились к этому навыку чуть серьезнее, то перечитали бы ветку, и поняли бы уровень иронии. Но увы, технарю главное гвоздь забить, неважно куда.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Я даже статью не читал,сразу в комменты.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Разделения гуманитарий - технарь выдумана, её нет - все люди думают, имеют когнитивные функции, мыслят.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а вы на выходных проблемы гильберта решаете?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

У Гильберта проблемы?

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Выезжаем!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Зачем? Мы решаем реальные проблемы, связанные с практикой - там задач много больше и они сильно дальше двигают мышление, чем просто сферические кони в вакууме. Хотя я учился на мехмате НГУ https://www.youtube.com/watch?v=qdnPpSZa3G0&ab_channel=%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

У меня так получилось, что я в школе ограничился только 9 классами, и считал себя математическим кретином, то есть чистым гуманитарием. В 20 лет решил закончить вечернюю школу, там преподаватель математики, буквально за два урока доказала мне, что я в ее предмете разбираюсь. 

Так что, да все зависит от учителя, и как он умеет объяснять. В основной школе, у нас был учитель, работавший по принципу «ты работа меня не бойся, я тебя не трону». В вечерней мне попался человек, который и учить любит, и предмет знает.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Совершенно верно, кадры решают всё

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Интерес либо есть, либо нет. Если человек не может в математику и в естественные науки изначально, то тогда он вряд ли сможет впоследствии.  Хотя, с другой стороны,  от того что ты гуманитарий или же наоборот технарь,  не следует что, будучи даже технарём, ты не будешь считать роботов - баловством. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Lobanov

Вот именно что была не нужна, а потом "приспособили". Велосипед тоже не сразу за изобретением колеса последовал. Прогресс не стоит на месте, а фантасты уже все расписали(или задали курс). Так что роботизация это лишь вопрос времени и финансов.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Что именно вы предлагаете мне изучить?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Знаете, если бы не занялся ещё в школьные годы радиолюбительством, то, хрен знает, чтобы я делал и вошёл бы в мир IT или нет. ))

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

вы бы сразу во фронтенд пошли бы и не парили бы себе мозги про "железячное" программирование или бекенд=)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Ну, вот через несколько лет и войду во фронт )))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Блэт, выучить принципы ОС это баловство. Аплодирую стоя.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Можете присесть.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Такое 'баловство' считаю мне в жизни больше дало, чем все школьные годы.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Это потому, что физики в почете, а лирики в загоне.

Тем не менее, если бы вы в школе не учили русский язык, то это "баловство" не смогли бы никак применить в жизни. Если бы не учили географию, то до сих пор считали бы, что Земля плоская - что, впрочем, никак не влияет на устройство в жизни, но само мо себе странно. И т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Фундаментальные проблемы школы хорошо обоснованы в статье, дело не в предметах, а в подаче, когда давай давай, быстро глотай, понимать не надо, зубри и отвечай, дальше поехали.
Меня тошнило от большей части предметов из-за этого, редкие учителя (с историей и информатикой мне повезло) были учителями от бога и их уроки были интересны, на остальное я забивал, благо у меня, как у хулигана, не было проблемы списать.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Тема большая и необъятная (в одной статье уж точно) и здесь фокус больше был, скорее, на школы по робототехнике - но всё же расскажу простой пример:
Меня учила учительница по математике, сделал там пятикратным победителем всяких олимпиад по математике и вместе со мной еще 10 человек - учительница от Бога.
Через 10 лет меня снимает на камеру паренек молодой, я ему что-то задал задачку простую (люблю просто перекидываться задачками, как семечки для мозга) - он просто тупой оказался. Говорю - ну да, деградация образования. Он мне - да я не виноват, так-то я умный просто училка (именно училка) стрёмная (именно стрёмная). Оказалось, что его "стрёмная училка" - это моя же Лариса Александровна. Он отжимался 60 раз.
Но! Прикол в том, что именно системе такие как она уже не нужны, они плохо готовят к ЕГЭ (потому что они готовят фундаментальное мышление, которое пригодиться в жизни, а не к тупорылому тесту егэ). Как-то так

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

ЕГЭ это приговор текущей системе образования, которая с одной стороны погрязла в коррупции и без единого теста уже не может существовать, с другой стороны, сама концепция образования, что ты не должен стать умным, должен тест написать, ущербна в корне. Без ЕГЭ нельзя, с ЕГЭ еще хуже ))))
Нужно упор на частные школы делать, освобождать их от налогов, платить им из бюджета столько же, сколько тратится на ученика в обычной школе, чтобы их тариф был гуманее и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Фундаментальные проблемы школы, похоже, существуют лишь в вашем хулиганском сознании. Очень много учеников заканчивают школу на отлично, не имея к школе никаких претензий.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А многие ли из них чего-то добиваются в жизни?
Куда не глянь, а капитаны сплошь такие троечники как я.
Которым срать на чью-то оценку, много важнее разобраться в сути.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Конечно многие. Оглянитесь вокруг. Джоан Роулинг отлично закончила школу. Барак Обама стал лучшим в гавайском универе. И т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Мы же вроде про нашу школьную систему говорим?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Вроде да. Но западная школьная система еще хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

С чего бы она хуже? Вам так первый канал сказал?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Я первый канал не смотрю, рвотные позывы. А сказал знакомый учитель из Алабамы.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

из Небраски? :))))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В США нет единого стандарта обучения, поэтому очень трудно сравнить. Школы финансируются от налогов на местную недвижимость, чем богаче район, тем лучше будет школа и наоборот. Если это школа для негров, то возможно, она будет хуже чем наша.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Барак как там хусейнович, конечно, прям отличный пример )

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Эти примеры ничего не стоят, т.к. я тоже могу накинуть из головы список из десяток очень крутых людей, даже не окончавших универ. Думаю, вы и сами их знаете

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Никого не интересует, что вы можете накинуть из головы. Вашего мнения вообще не спрашивали.

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Зачем же такая агрессия? Никого не хотел обидеть, высказал свою точку зрения - как и вы.
Если у вас был плохой день - надеюсь, всё наладится, и удачи вам!)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

А много ли они знают?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Навыки "лирика" очень сильно помогают "технарю" писать грамотно коммиты в git, а также деловые письма.
Но "хардами" все-таки , для него являются технические навыки.

П.С. писать грамотно очень важно, особенно в деловой переписке.
Слава богу, есть автокорректоры...

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Автокорректорами сегодня мало пользуются даже журналисты VC. Так гуманитарка сегодня дискредитирована.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Очень странно. Он сейчас встроен даже в клавиатуру.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

По-моему сейчас всё строго наоборот 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В том и дело, как раз вне учебной скамьи знаний получаешь больше. Помню как на первую работу пришёл, где прямо сказали, что фундаменталка - ок, остальное - забудь. Да, нас учили тем вещам, что уже устарели: элементная база, ГОСТы и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

А что не баловство?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Ракеты самонаводящиеся создавать 

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Созерцать Единое

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Да в общем-то всё в этом мире баловство, пока не приносит денег (но и это так себе критерий). Просто речь о том, что далеко не каждый выпускник этой школы роботов в итоге станет робототехником или вообще айтишником/инженером. Занимаются дети - классно! Занимались бы футболом или игрой на саксофоне - не менее классно. 

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Ну в детство подобное увлечение может заложить основы которые как раз будут важны айтишнику. Футбол и саксофон тоже не менее классно, думаю стоит попробовать все

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Отнюдь, пока вы не сделаете, соберете из профилей алюминевых корпус для дрона, сами поймете какие бесколлекторные движки заказать, какую плату и охлаждение поставить, запрограммировать, откалибровать, понять где акселлерометр, где гиросенсор (не гироскоп) и прочее - Причем когда первы раз всё сделали перепоняли и математику процесса, и физику и информатику и, естественно, первые 3 раза дрон полетел строго вам в лицо, а не как надо - Вы ничего не поняли.
Робототехника - самый эффективный способ познания сегодня, если её преподают правильно. Вопросы?

Ответить
Развернуть ветку
633 комментария
Раскрывать всегда