{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.

Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.

Сначала мы с партнерами грезили кубками. Считали, что только победы на соревнованиях могут доказать, что «Лига Роботов» лучше остальных

От новичков до чемпионов России за полгода

Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.

Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.

На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.

Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?

Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм

Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.

В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.

Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.

Мы так сильно хотели победить всех и вся, что забыли: мы вообще-то обучаем детей

Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы

Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.

В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.

Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.

Но мы все изменили.

Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.

В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.

И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.

Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.

Раньше основой нашего подхода к образованию был результат и большее количество знаний. Сейчас — постоянная работа над мышлением. Трудный путь, ошибки и ответственность помогают детям самим достигать вершин

Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.

В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.

В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.

Сколько команд по робототехнике в мире состоят из одного человека? Ноль. А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль. Создание любого сложного продукта — это долгий и тяжелый путь, с которым вряд ли справишься в одиночку

Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.

Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.

У нас с ребенком есть соглашение: он может собрать все что хочет в свободное время. Это не только открывает у детей второе дыхание, но и учит преодолевать трудности обучения. Сначала теория, потом практика, а после — свободное творчество

Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты

Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.

Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.

Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.

Какой вывод команда сделала из этой истории? Следующий год они сами сбивали на тренировках робота инфракрасным излучением, чтобы никто не смог ему помешать. И в этом главная победа: не первое место, а жажда вызова, готовность решать новые задачи

Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории

В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.

Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

В тот год мы навсегда вошли в историю WRO. До 2017 не было такого, чтобы только русская команда справилась с дополнительным заданием. И эта заслуга ребят, которые спотыкались на ошибках, но всегда шли дальше в своем темпе

Осознали, как можем помочь пустыне российского образования

Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.

Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.

Наш путь — это пример для родителей, учителей и других школ дополнительного образования. Дайте ребенку возможность отвечать за свое обучение, не тренируйте их на золотые медали. Они пройдут тяжелый путь сами и станут чемпионами

Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.

Мы не готовим к шаблонам ЕГЭ, не заставляем детей учить бесконечное количество пустых фактов. Мы учим их мыслить, решать задачи творчески, преодолевать трудности.

Отдам миллион любому, кто победит меня в споре

Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

0
636 комментариев
Написать комментарий...
Ленин-гриб

Автор, вы делаете крутые вещи, занимаетесь технологическим развитием и учите этому детей. Минусов всегда можно отыскать, а вот плюсов у вашей деятельности однозначно больше! Где, как не в сфере робототехники, ребенок поймет устройство всего нашего "неживого" будущего :) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Имхо, в будущем все будут программистами, а такой кружок как раз дает шанс это понять и освоить, когда вживую видишь результат работы своего кода.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
в будущем все будут программистами

Пиздец, как скучно станет жить.

Не станет актеров - кино смотреть не будем. Не станет писателей - читать не будем. Не станет певцов ртом, музыкантов, юмористов и циркачей. Не станет ментов, следаков и судей - нас всех замочат. Не станет врачей, и мы, замоченные, просто сдохнем. 

Не, я на такое будущее не подписывался.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты не понял, читать и писать код, будет так же необходимо, как сейчас читать и писать тексты, это не отменяет необходимости в других профессиях, просто они все будут программисты так или иначе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да, я такой!

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Толсто и неумно. Курьеры уже сейчас заменяются дронами, а дворники - уборочными машинами. А вот врача, учителя, мента, актера никак машиной не заменишь, как не старайся.

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K
А вот врача, учителя, мента, актера никак машиной не заменишь

Учителей уже частично заменили онлайн образованием.
Замена для врачей диагностов - искусственный интеллект плюс полная цифровизация медицинских историй и инструментальных исследований. Программируемые хирургические роботы тоже уже есть.
Замена полицейских - тотальное видеонаблюдение плюс анализ видеопотока. В Москве уже камеры на дорогах их почти заменили.
Актёров прекрасно заменяют мультфильмы уже лет 100, а недавно вон Мегафон с Брюсом Уиллисом рекламу надипфейчил.

Во всех вышеприведенных примерах на 100% может и не получится заменить человека, но на 90% - вполне.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Насчет врачей - это вы загнули. Пересмотрите Доктора Хауса, что ли. Одно дело простуду лечить, другое - осложнения после коронавируса на фоне аутоиммунного заболевания, отягощенного врожденной дисфункцией печени.

Насчет полицейских - тоже. Посмотрите видео о последнем разгоне митинга, что ли. Как насчет следователей, судей?

Насчет актеров - тоже. Невозможно бесконечно смотреть Брюса Уиллиса, он еще жив а уже всех тошнит.

И т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K
Насчет врачей - это вы загнули. Пересмотрите Доктора Хауса

Причём тут художественное кино? Большинство врачей абсолютно не похожи на доктора Хауса. Как правило, они выдвигают достаточно стандартные, наиболее вероятные гипотезы, основываясь на фактических симптомах, данных анализов и истории болезни. При необходимости подтвердить/опровергнуть гипотезу назначаются доп исследования. Никто не высылает команду ординаторов домой к пациенту искать плесень под раковиной. При этом типичный приём врача длится 15-30 минут, большую часть которого занимает ручное заполнение истории болезни.
Все это может заменить ИИ уже в ближайшем будущем.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

ИИ никогда не распознает шизофренический бред или обман в целях получить больничный.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander 27

Каким таким онлайн-образованием учителей частично заменили? Удалёнкой? Так это временно. Онлайн-курсами? Так там такие же преподаватели работают. Разговоры про скорую замену врачей на ИИ — это сказки из категории "светлого будущего". Актёров заменяют мультфильмы? Самому не смешно? Просто посмотрите на объёмы рынков кинематографа и мультипликации. К тому же при создании мультфильмов без актёров ну никак не обойтись. На счёт полицейских аналогично врачам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Это вопрос ОЧЕНЬ отдаленного времени.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

"мента",простите, в Сингапуре уже заменяют "Робокопом"

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Пруф в студию, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Заставили меня гуглить ...

https://trends.rbc.ru/trends/industry/613f04739a7947af25776881

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

А зачем обычным людям читать и понимать код? Для того же программисты и нужны, создавать простые интерфейсы, для автоматизации чего только можно.
А не чтобы заставлять пользователей вручную ковыряться в системе

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ну дык раньше тоже самое говорили, зачем простому смертному читать уметь, все что нужно, батюшка ему объяснит доступным и простым языком, ведь для этого батюшка и нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

@Денис Демидов , не в ту сторону воюете. Не надо всем подряд уметь программировать. Оставьте работу для "писцов 21-го века" хотя бы лет на 50.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А я и не воюю, пытаюсь чутка в будущее заглянуть, а для этого нужно свои хотелки убрать, иначе буду не будущее наблюдать, а свои хотелки))))
Профессиональные писцы никуда не денутся, просто уровень будут свой повышать, цифровизация всех работой загрузит.  

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Вот именно=) заставляете нас расти над собой)) А мы хотим уже наконец смузи попить,а не новую спецификацию фреймворка читать

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Жизнь боль...
Я вот тут решил стартапчик замутить, сейчас подтягиваю свои программисткие скиллы, а то кроме нативного PHP и С++ вообще не бум бум, чтобы если и не самому пилить, то хоть понимать что требовать  и как это должно выглядеть, голова уже пухнет от этих Зандстров, ларавелов и прочих вуев с бутсрапов...

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Можно попробовать найти технического фаундера, аля Возняк на минималках, а самому побыть Джобсом на минималках ;/)

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

И какой язык учите? Я рекомендую подтягивать фронтенд, мне кажется он сейчас легче для входа в ИТ.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Лару учу, краем глаза на симфони смотрю, фронтент мне всегда тяжело давался, скорее всего закажу кому нибудь.
Мне в IT входить не надо, я туда давно вошел, просто отстал маленько от современного подхода, все на нативном PHP ваяю, но это уже не то пальто, так никто сейчас не работает серьезно, только фреймворки и модели.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Продаван я и так всю жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Вот именно поэтому программистов в будущем не будет, программированием будет заниматься ИИ. Для того, чтобы условный будущий Демидов мог расслабленно заняться своим пивком, без необходимости парить мозг ларавелями.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А ИИ кто починять и делать будет? А проверять, что там ИИ накодил?

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Вы сравнили палец на руке с хвостом у кошки.
За сотни лет развития медицины, простым людям не мешает жизнь не знание, как оперировать аппендицит, или какой антибиотик принимать в их случае - для этого обращаются к профессионалам.

Я, как и большинство людей понятия не имеем - как чинить машину, мы обращаемся к нужным людям.

Такие навыки превращаются в массовость, только если:
/ Их можно быстро применить и получить пользу, причём в одиночку. Читать - делаешь сам, сразу получаешь информацию, напарник не нужен. Водить - доезжаешь до точки А, напарник не нужен.

Я как разработчик могу сказать, что в реальной жизни очень мало задач, которые я мог бы автоматизировать для себя в одиночку. А чтобы ещё и быстро(как с чтением) получить пользу - таких вообще нет

Если уж заглядывать в будущее, то скорее появится интерфейс, которому ты говоришь, что тебе нужно - он это делает, или старается (умный дом будущего, например)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вас послушать, так в майкрософте идиоты собрались, раз добавили возможность программки в обычные таблицы вставлять? 

Я, как и большинство людей понятия не имеем - как чинить машину, мы обращаемся к нужным людям.

Понятия в теории как раз имеют очень многие, как бы не большинство, но не умеют это на практике, это как уметь читать Пушкина, но не уметь составить ему конкуренцию. 
Насчет умного интерфейса возможно, но скорее сверх высокоуровневый язык, где ты плюс минус простыми словами пишешь что и как должно быть.
Это будет нужно в очень многих профессиях, начиная от архитектора, заканчивая медиком. 

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Но подавляющему большинству из тех, кто таблицы использует, не то что программы в них не пишут, даже не знают, о такой функции. Это сделано для узких специалистов и узких задач

Сейчас даже большинство разработчиков игр заново не пишут код, а работают на довольно высоком уровне - на движках.
Для архитекторов, и тем более медиков, мб и будут такие же движки, но на ещё более высоком уровне, почти как текущие интерфейсы в обычных программах.

А вот учёные-врачи, умеющие писать код - такие уже есть, но это всё-таки отдельная профессия (и больше наука, чем лечение)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ну чистый код сейчас мало кто пишет, даже на PHP работают через фреймворки, хотя казалось бы, сам PHP по сравнению с тем же Си и есть фреймфорк))))
Тогда как Си фреймвор для ассемблера, на котором мне довелось в свое время код писать.
Большинство вряд ли будет писать код, но читать его должны быть способны, это как раньше водителей автомобилей готовили, объясняя устройство автомобиля и теорию ремонта.

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Если взять текущее положение дел, то просто так начать читать код - не возможно. Надо знать очень много вещей, и даже не поверхностно.
Например:
/ Сам ЯП, на котором это написано
/ Использующиеся инструменты (фреймворки, библиотеки, всякие вещи из инфраструктуры - кафка, БДшки и прочее)
/ Иметь понимание предметной области

Я вот разработчик, но я не смогу нормально прочесть и что-то разобрать в коде линукса, или винды. Потому что я не программирую ОС, и далёк от Си
Так же я не смогу разобраться в коде Unity, Unreal Engine, или моей стиральной машинки.

Как и люди, написавшие всё это, не имея хотя бы минимального опыта в моей области, не смогут прочитать код, который пишу я.

В текущем виде, пока программы создаются с помощью написания кода - я уверен, что не программисты их читать не будут.
Если конечно, речь не про самое базовое, аля у себя в браузере найти нужный элемент и поменять текст, чтобы сделать фейковый скриншот)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если вы прочитаете научную статью (не научпоп) физика ядерщика или микробиолога, вы поймете о чем она? Но ведь вы же умеете писать и читать?
Так и в будущем будет, никому не нужно будет понимать код ядра ОС, но знать условный питон для автоматизации каких либо операций в своей работе придется. 

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Аргумент хороший) Я вашу логику понял, но пока остаюсь склонен к своей версии. Надёжных аргументов, как всё это будет на самом деле, у нас нет, так что увидим в дальнейшем ;/)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Чем больше будет цифры в нашей жизни, тем больше будет желающих узнать как это работает или из-за любопытства, или из-за банального страха.
Это по вебу хорошо видно, когда появились миллионы говнокодеров на PHP именно на любопытстве. Эти говнокодеры получат на любой работе преимущество над остальными, остальным придется подтягиваться, чтобы просто быть конкурентоспособными.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Научпоп да,а что насчёт "боевой статьи"?))
Там рецензента трудно бывает найти)))
Не говоря уж о обычных читателях)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Вы в суть смотрите: жрать нечего будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

А мы это. Возьмём все и поделем (шариков)

Ответить
Развернуть ветку
633 комментария
Раскрывать всегда