{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Облажались с аудиторией и производством в Китае, но вышли на 55 млн рублей за 2020 год: история ошибок компании Atmeex

Мы начали производить и продавать приборы по очищению воздуха в конце 2019 года. Первое время всё шло наперекосяк, но мы переосмыслили все процессы и за год увеличили выручку в 2 раза.

На выставке

Всем привет! Я — Николай Белоусов, управляющий партнёр Atmeex. Мы производим систему приточной вентиляции для жилых помещений. Проект начинался как AirNanny: основатель проверил качество воздуха в своём доме, ужаснулся и стал искать решение. Ни одно не было достаточно удобным, и тогда он занялся производством собственного.

Я пришёл в команду в сентябре 2020 года, через 10 месяцев после старта продаж. Мы ошиблись везде, где могли: с продажами, сотрудниками, производством. Но смогли исправить большую часть проблем и удвоить выручку. В этой статье мы рассказывали, с чего всё начиналось. А сейчас поделюсь историей провалов и подъёмов первых полутора лет после начала продаж.

Протестили несколько приборов для очистки воздуха и решили разработать свой

Предприниматель Сергей Кофейников семь лет руководил компанией по производству промышленного вентиляционного оборудования. В какой-то момент ему стало интересно, как с воздухом работают в бытовом секторе — в жилых помещениях.

Кофейников установил у себя в доме специальные датчики и выяснил, что с чистым воздухом в его жилище всё очень плохо: влажность не превышала 25% при норме в 50%, уровень углекислого газа достигал 2000 ppm при норме 600 ppm, а показатель опасных ультрадисперсных частиц PM 2,5 зашкаливал: 90 мкг/м³ вместо 25 мкг/м³.

Это не просто цифры — частицы PM 2,5 оседают в лёгких, вызывают кашель, насморк и при накопительном эффекте приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку лёгких.

Кофейников задумался, как очистить воздух в своём доме. Он протестировал несколько гаджетов: увлажнитель, проветриватель, внутренний фильтр, обеззараживатель и нагреватель. Пользоваться сразу несколькими приборами было неудобно: приходилось управлять каждым отдельно, к тому же они шумели. «Хор» гаджетов напоминал предпринимателю шум вокзала. Так Кофейникову пришла идея запустить собственный продукт — тот, который устроит его по всем параметрам.

На разработку и тестирование прибора ушло два с половиной года — с 2017 по 2019. Кофейников собрал команду инженеров и промышленных дизайнеров и договорился о производстве в Китае. Там прототип создаётся гораздо быстрее, чем в России. Например, собрать прототип мотора в России пообещали за 3 месяца, а в Китае сделали это за 2 недели.

В итоге к осени 2019 года фабрика в Китае изготовила партию из 680 приборов AirNanny — системы приточной вентиляции с увлажнением. Она работала так: прибор подаёт свежий воздух с улицы, фильтрует его от загрязнителей, обеззараживает, подогревает, увлажняет и вытесняет некачественный воздух через вентиляцию на кухне и в санузле.

В декабре 2019 года стартовали продажи. У команды не было чёткой цели, она рассчитывала через 3 месяца выйти хотя бы на 100 розничных продаж в месяц. Но дела шли не очень хорошо: к апрелю продали 300 устройств, к июлю — ещё 380. И это опт с розницей.

Я объясняю плохие продажи четырьмя факторами, разберу каждый косяк по отдельности. Может быть, это убережёт вас от наших ошибок.

Сергей Кофейников с прибором AirNanny и верой в светлое будущее чистого воздуха

Первый промах: ошиблись в целевой аудитории

Сначала мы решили продавать устройство молодым родителям, отсюда и название — AirNanny. Прибор задумывался для установки в детскую. Поэтому в основном настроили таргет-рекламу на женщин с маленькими детьми. Они охотно оставляли заявки, но прибор не покупали. Например, в один из первых дней продаж на сайте оставили 120 заявок. Ни одна не привела к продаже.

Мы организовали опрос: обзванивали купивших прибор клиентов и тех, кто отказался. Получили 100 ответов клиентов и 100 — отказников. После этого пазл сложился: мы поняли, что промахнулись с аудиторией.

Тогда проверили гипотезу и повернули фокус на другие сегменты:

  • Мужчины и женщины (в соотношении 71% на 29%), которые живут у больших магистралей и проспектов в мегаполисах. Им важен свежий и чистый воздух в помещении, но проветривание не решает проблему из-за шума и грязи за окном.
  • Люди, которые делают ремонт или строят дом. Они подбирают лучшие решения для комфортной жизни, в том числе и по вентиляции.
  • «Гики» — люди, которые любят технологии и гаджеты, мониторят рынок и тестируют интересные новинки.
  • Аллергики. Наше устройство хорошо очищает воздух от пыли и аллергенов.

Гипотеза подтвердилась: продажи новым аудиториям стали быстро расти. Компания сменила название бренда с AirNanny на Atmeex, чтобы отстроиться от ассоциаций с товарами для детей.

Второй промах: долго не могли найти эффективный канал продаж

Мы перепробовали 10 каналов. Некоторые принесли только разочарование и потерю денег, а другие помогли нам выплыть. Расскажу о каждом из них.

1. Начали с бартера

Первые 20 устройств раздали знакомым, блогерам, друзьям в обмен на отзыв.

Не могу сказать, что это прибыльный канал, но наш продукт был новым на рынке, непонятным. И бартер был единственным способом, чтобы о нас вообще начали говорить.

2. Пробовали продавать устройство через собственную розницу: отделом продаж из пяти человек

Попробовали этот способ, но не смогли поднять выручку больше 3,5 млн рублей в месяц, дальше мы упёрлись в квалификацию продавцов, в количество ресурсов и в цену.

Работу отдела продаж обеспечивают не только сами продажники, но и ещё шесть сотрудников: маркетологи, SMM-специалисты, специалисты по логистике и монтажники, которые совершают сервисные выезды. Это выезд к клиенту до продажи, когда сотрудник осматривает квартиру покупателя и выбирает место для установки устройства.

Мы посчитали все косты на собственную розницу и поняли, что экономика не складывается. Переменные затраты занимали 87,5% от выручки, если считать постоянные расходы, это убыточная модель.

3. Пробовали запускать SEO, но доверились не очень хорошему подрядчику

Исполнитель неправильно составил семантическое ядро, и почти весь трафик оказался нецелевым (93%). Например, подрядчик написал статьи про аллергию вместо очистки воздуха.

4. Покупали контекстную рекламу и таргет

Здесь хорошо «зашли» брендовые запросы конкурентов.

5. Пробовали сотрудничать с дизайнерами интерьеров: чтобы они рекомендовали нас клиентам

Мы не уделили этому каналу достаточно времени, и он не взлетел. Обучать дизайнера продукту, настраивать систему отслеживания лидов — очень долго. Это может сработать, если у тебя 3 дизайнера, а если 300 — нет.

6. Запустили свой YouTube-канал

Каждый ролик был ответом на возражение клиента, но продвигать видео мы не научились и не стали заморачиваться. Сейчас оттуда приходит примерно 4 лида в месяц.

7. Тестировали вебинары, где рассказывали о нашем продукте

Пускали туда холодный трафик.

8. Попробовали контент-маркетинг

На следующий месяц после статьи в крупном издании наша выручка выросла вдвое.

9. Участвовали в B2B-выставках

Например, в первый месяц после участия в выставке «Мир климата» удвоили выручку в первый месяц.

10. Когда мы поняли, что наш клиент — человек, который сейчас делает ремонт, решили продавать через чаты жилых домов

Эта мысль пришла спонтанно: мы получили заявку на 700 тысяч рублей в рознице. Таких цифр ещё не было. Оказалось, один клиент установил у себя наше устройство, ему понравилось, и он бесплатно порекомендовал нас в общедомовом чате. Соседи собрались и организовали совместную закупку.

Мы загуглили чаты ЖК в Москве и начали писать админам. Не отсеивали никакие ЖК, написали во все, которые были открыты. Многие нам не ответили. Из 40 чатов, в которые мы обратились, только 3 человека согласились взять на тест устройство Atmeex. Мы предложили им такие условия: дарим наш прибор, они пользуются 2 недели, если не понравилось — возвращают его, а если понравилось, рекламируют в чате.

Но канал оказался непредсказуемым: неизвестно, какая аудитория живёт в этих домах. Один раз рекомендация в чате привела к 10 продажам, а две другие не принесли ни одной. При этом прибор нам никто не вернул — минус 100 тысяч рублей.

11. Поработали с блогерами

И получили непредсказуемый результат. Вкладываешь 150 тысяч рублей в рекламу, а продаж — ноль. Сделали вывод, что аудитория у блогеров очень неоднородная. Иногда всё очевидно: есть канал «Всё для стройки», вроде там целевая аудитория, но внизу под шапкой канала маленькая приписка «своими руками». Тут мы понимаем, что это клуб очумелых ручек, которые не готовы платить $1000 за чистый воздух.

Мы подсмотрели один лайфхак у украинской компании Ajax Systems, производящей беспроводные системы безопасности. Они тестировали аудитории, покупая у блогера с большим охватом рекламу в непрофильной соцсети.

Например, на YouTube подписано несколько миллионов человек, но реклама в этом канале очень дорогая, 1,5-2 млн рублей. При этом у того же блогера есть Instagram и Telegram-канал. Там почти та же аудитория, что и на YouTube, но реклама гораздо дешевле — от 5 до 30 тысяч рублей.

Мы попробовали пару раз протестировать рекламу в непрофильных соцсетях, а если она «выстреливала», шли уже на YouTube к тому же блогеру.

Скриншот поста Wylsacom в Facebook. Реклама у него тоже не дала особых результатов. Источник https://www.facebook.com/wylcom/photos/a.1553742914851487/3518030841756008/

Пока не могу сказать определённо, будем ли мы продолжать такие тесты. Результаты бывают противоположными. Пока лучше всего «выстрелил» Instagram-канал о высоких технологиях Involta. Мы отдали за рекламу 150 тысяч рублей. Благодаря ей к нам пришло 30 международных дилеров и дистрибьюторов. Кажется, что стоимость лида высокая, но это не так: вес лида был очень большой.

В целом по соотношению вложенных денег и полученных лидов выигрывает Telegram.

12. Основной канал продаж мы нашли благодаря ребятам из Ajax Systems

Они работают по модели B2B2C: продают товары дилерам и дистрибьюторам, которые в свою очередь перепродают конечным потребителям.

Мы пошли по тому же пути, и с июля 2020 года основным каналом продаж (95%) стали дилеры и дистрибьюторы. В этот момент мы полностью закрыли свою розницу и перекинули весь ресурс — продавцов и маркетинг, — на работу с дилерами. В августе наша выручка увеличилась в два раза.

Дилеров искали так: выгрузили в CRM базу 2GIS — более 5 тысяч компаний, которые продают кондиционеры и другую климатическую технику. И начали обзванивать в холодную.

Придумали одну хитрость: под YouTube-роликами конкурентов часто спрашивают, где купить их продукцию. И они оставляют адреса и телефоны дилеров. Я поручил одному человеку собрать эти контакты, и обзвон мы начали именно с них.

С некоторыми дилерами встречались лично. Перелёт туда-обратно, ещё 2-3 часа на встречу и этот дилер может принести $500 тысяч в год.

Также мы искали дистрибьюторов, которые перепродают товары дилерам. Так просто нагуглить их нелегко, как правило, это немедийные компании с ужасным сайтом 1993 года, но оборотом 2 млрд рублей. Мы стали спрашивать у наших дилеров, у кого они покупают кондиционеры. И таким образом вышли на дистрибьюторов.

Для дилеров мы придумали классные условия:

  1. Готовим для них исследование нашей целевой аудитории и лучшие механики продаж: на примерах показываем, как настраивать контекстную и таргетированную рекламу. Получается, собственная розница стала для нас полигоном, на котором мы плотно контактировали с покупателями и экспериментировали с продажами. А сейчас передаём наш опыт дилерам.
  2. Отдаём дилерам готовые брендовые сайты официальных представителей Atmeex. Рисуем им персонализированные буклеты.
  3. Написали дилерский кабинет, в котором есть обучение по продажам, продукту и монтажу устройства. Обучение длится 2 часа, после чего нужно сдать тест. Как только менеджер на стороне дилера проходит этот тест, его данные автоматически публикуются у нас на сайте в разделе «Где купить». Когда пользователь на сайте смотрит, где купить устройство, и выбирает свой город, открываются контакты дилеров.

Все входящие розничные заявки мы передаём дилерам через CRM-систему. Когда дилер берёт заявку в работу, у него открываются контакты клиента. Эта заявка становится недоступна для других дилеров.

Первое время у нас было много брака — подробнее расскажу чуть позже, и некоторые дилеры начали уходить. У нас была очень неповоротливая система возврата: новое устройство направляли в город, где живёт клиент. Искали в том же городе монтажника, который забирал рабочее устройство, приезжал к клиенту, демонтировал сломанное и устанавливал новое. Неисправное отправлял нам в сервис — в Москву. В общем, долго, сложно и затратно.

Поразмыслив, мы открыли авторизированные сервисные центры на базе дистрибьюторов. Регулярно отправляем в эти центры новые устройства. Если у клиента что-то сломалось, мы меняем прибор в течение двух дней. Клиенты каждый раз изумляются и говорят, что не видели такого сервиса. Дилеры тоже остались довольны.

Сейчас мы сотрудничаем с 160 дилерами в России, Украине, Беларуси и Казахстане. Дилеры могут продавать только конечным пользователям, а дистрибьюторы — покупателям и другим дилерам. И мы жёстко контролируем, чтобы розничные цены везде были одинаковыми.

Конверсия в заявки с разных рекламных каналов

Третий промах: поначалу было много брака

Первые месяцы мы получали много жалоб на брак. Нам пришлось сделать в России отдельное сборочно-разборочное производство. Каждое устройство, которое приходит из Китая, мы полностью проверяем, разбираем и оставляем на двухдневный контроль.

Пришлось даже написать софт, который подключает все устройства по Wi-Fi и сам управляет приборами, проверяя их исправность. Разработка длилась 4 месяца и обошлась нам в несколько сотен тысяч рублей.

Так выглядит наша программа, которая проверяет устройства на брак

После проверки мы отбраковываем часть товаров, а остальные отправляем на продажу.

Кроме проблем с качеством китайские партнёры допустили ошибки в разработке. Приведу самый болезненный пример. Пульт от Atmeex работает на протоколе передачи данных ZigBee — это беспроводная связь, как Bluetooth или Wi-Fi.

В какой-то момент у нас по всей стране в каждом втором устройстве начали «отваливаться» пульты. Они теряли связь с приборами. Чтобы устранить баг, пришлось физически забирать все устройства из разных городов, вести в Москву и там чинить. Мы нашли исполнителей, заплатили им «конские» деньги и в итоге выпустили прошивку, которая решила эту проблему с ZigBee.

В отдельном помещении мы тестируем устройства на брак

После таких инцидентов мы разочаровались в китайском производстве и начали подумывать о переносе в Россию. По стоимости производства расходы примерно одинаковые, основной вопрос — компонентная база. В России дисплеи не производят.

Но скорость внесения изменений перевешивает. Объясню на примере. После первого года работы, зимой 2021 года у нас замёрзли почти все устройства, установленные в Сибири. Оказалось, смазка внутри двигателя не выдерживает даже слабый минус.

Мы купили 10 разных смазок, которые должны работать при -40. Разобрали 10 моторов, вытащили старую смазку, смазали новой, положили в морозилку на 3 дня и провели 30 тысяч циклов этого мотора. Только одна из 10 заявленных смазок соответствовала характеристикам.

Затем мы сообщили своим подрядчикам в Китае, что в следующей партии нужно использовать другую смазку. Когда они произведут следующую партию, упакуют и она приедет в Россию, пройдёт 3-4 месяца. Если бы производство было здесь, я бы спустился на первый этаж и сказал: «Пацаны, с завтрашнего дня мажем вот этим!» Всё.

Пока мы ищем производственную площадку в России, уже наняли директора — человека, который 14 лет руководил заводом BOSCH. Дальше будем искать поставщиков и формировать сборочный и тестировочный процессы.

Четвёртый промах: в команде часто менялись директоры по продажам, а менеджеры по продажам работали плохо

После ошибки с аудиторией, поиском каналов и браком, на плохие продажи повлияло ещё и отсутствие хорошего руководителя.

За первый год мы трижды поменяли руководителя отдела продаж. В итоге я сам временно взял на себя эту функцию.

Мы нанимаем по принципу: хочет, может, хороший человек. «Хочет» — это про энергию, горящие глаза. Когда человек идейный, вдохновлённый. «Может» — значит профессионал с навыками менеджмента. Он должен понимать, как устроены переговоры, «дожимать» ключевые сделки, знать инструментарий. «Хороший человек» — это про принципы. Например, руководитель может быть профессионалом с горящими глазами, но токсичным. Тогда он отравит половину команды.

У большинства кандидатов не хватало какого-то одного пункта.

Один из них не до конца изучил CRM, не понимал, как с ней работать. Это открылось через 3 недели после интеграции с блогером, в которую мы влили кучу денег. Руководитель жаловался, что у нас мало лидов. И я случайно наткнулся на пачку заявок, там было несколько десятков лидов, которым мы ни разу не звонили.

Мне кажется, на рынке дефицит классных специалистов. Когда я собеседую людей, часто вижу маркетологов, которые просят 200-250 тысяч рублей, но не понимают, что такое конверсия.

И ведь за собеседование, даже за 2-3, сложно понять, какой перед тобой специалист. А на рабочем месте уже за 3 дня можно понять, что это ошибка.

Прибор AirNanny в интерьере

Но всё это окупилось — продажи выросли вдвое

За 2020 год мы продали 1218 приборов и получили 55 млн рублей выручки. После того, как переосмыслили аудиторию, каналы продаж, исправление брака и позицию руководителя отдела продаж, количество проданных устройств начало расти. Для сравнения: к августу 2021 года мы уже продали 1500 приборов Atmeex. Год планируем закрыть с показателем 4-5 тысяч устройств по России.

Сейчас 95% наших продаж приходится на территорию России. Также мы продаём устройства ещё в 3 странах. С дилером из Беларуси подписали договор на $100 тысяч. А в Казахстане и Украине только начинаем работать, дистрибьюторы делают первые тестовые поставки на $22 тысячи.

Мы поставили себе внутренний «план 100». Это миссия на 5 лет: к 2026 году выйти на рынки Европы и Северной Америки и достигнуть выручки $100 млн.

После того, как поставили этот план, нам стало легче принимать решения. Если мы на развилке и не знаем, куда повернуть, спрашиваем себя, ведёт ли этот шаг к «плану 100». Так мы решили вопрос с собственной розницей: поняли, что не сможем масштабировать её в других странах, и закрыли это тупиковое направление.

Ещё одна лично моя задача в компании — довести продукт до идеала, снизить до минимума количество брака. Когда начались проблемы с браком, я сказал себе, что ситуация нормализуется, если мне будет не стрёмно поставить Atmeex моим родителям. Они как раз мой целевой клиент: живут около большого проспекта, у них очень грязно и шумно. И сейчас я как раз планирую установить им наш прибор. Значит, проблема с браком почти решена. Когда дойдём до поставленной цели, я напишу об этом в отдельной статье.

0
218 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Titov

"есть канал «Всё для стройки», вроде там целевая аудитория, но внизу под шапкой канала маленькая приписка «своими руками». Тут мы понимаем, что это клуб очумелых ручек, которые не готовы платить $1000 за чистый воздух" 

А вот и ещё один промах. Презрение к клиентам держите при себе. 
Если человек способен сам приклеить плитку или заменить выключатель, но не спешит покупать апгрейд "люстры Чижевского" - это не повод походя записывать его в нищеброды и унтерменши.

Ответить
Развернуть ветку
feiry fairy

У продажников ЦА это ЛОХ. Который развесит уши и купит здесь и сейчас любое дерьмо, не изучая, не сравнивая.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Belousov
Автор

почему так категорично?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kite

- потому что при 145м3 в час, вы заявляете, что хватит 5 "человекам"

- понавставляли свистоперделок, часть которых работает только в умах маркетологов

Ответить
Развернуть ветку
215 комментариев
Раскрывать всегда