Как адаптироваться к работе на удаленке и эффективно работать с командой, если ты — менеджер

А в свободное время наслаждаться морем и солнцем.

Коренные жители Кипра

Привет, меня зовут Полина. Я руководитель направления оформления и доставки продуктов в СберМаркете. Работаю здесь четыре месяца, с самого старта полностью удаленно. И чувствую себя частью сплоченной команды. Даже несмотря на то, что я живу на Кипре, наши лиды разработки — в Питере и Красноярске, а дизайнер проекта — в Уфе.

Когда я искала работу, точно знала: мне не хочется сидеть в московском офисе, а хочется команду с подходом remote-first. Однако в удаленке есть свои подводные камни. Полтора года назад, когда она неожиданно ворвалась в нашу жизнь, мне, как и большинству других специалистов, потребовалось время на адаптацию.

Я решила поделиться своими лайфхаками и наблюдениями о том, как пережить дистанционный онбординг, развивать команду, когда нет шанса встретиться с ней вживую и, несмотря на дистант, сохранить вовлеченность в проекты.

Рекомендации основаны на личном опыте и пригодятся тем, кто еще выбирает между офисом и удаленкой. Буду рада дополнениям в комментариях :)

Удаленка: гайд для новичка

1. Найдите удобное место для работы

Это звучит странно, но организация рабочего пространства на самом деле заметно влияет на эффективность. Удобный стол, удобный стул — маст-хэв дистанта. А тем, кому нравится работать в окружении других людей, в качестве альтернативного офиса может подойти уютная кафешка.

Лично мне на удаленке просто необходимы:

  • Большой стол, где помещаются все мои записи и книги. А еще во время рабочих встреч я делаю на столешнице рисунки и заметки. Поэтому мне важно, чтобы она была белой :)
  • Вид из окна. Не закрывайтесь в четырех стенах: это может провоцировать головные боли, тревогу и усталость. Простая возможность посмотреть вдаль благотворно влияет на работу и состояние психики.
  • Уверенность, что место, где я работаю — это место, где я работаю. Больше оно никак не используется. Я не ем за рабочим столом, не смотрю фильмы: это пространство только для рабочих задач. Такая привычка помогает легко переключаться в режим «офис» — и сохранять на удаленке баланс и границу между работой и жизнью за ее пределами.

  • Четкое расписание. Я точно знаю, во сколько начинается и заканчивается рабочий день. Все как в офисе :)
  • Одежда. Пока вы подключаетесь к коллам в пижаме из кровати, ваш мозг будет сопротивляться и сохранять уверенность, что вы на отдыхе.
Иногда и без стола круто

2. Не погружайтесь сразу

Несмотря на то, что пандемия давно перевела всех в домашние офисы, нам может быть сложно без личного общения.

Поэтому любому новичку-управленцу на дистанте стоит дать себе немного времени освоиться в коллективе. Мне, например, помогла серия «приветственных» 10-минутных созвонов с коллегами.

Пообщайтесь со всеми, с кем будете пересекаться в процессе. Но не пытайтесь сразу детально разобраться в том, кто чем занимается и какие проекты сейчас в работе. Просто знакомьтесь. Как только начнете понимать, что происходит, сможете разобраться с деталями.

Я много раз сталкивалась с тем, что новички с первого дня с головой уходят в детали проекта, быстро теряются и паникуют. Разобравшись, они же стесняются приходить и повторять вопросы с первой встречи.

Лайфхак: последовательный осмысленный старт эффективнее хаотичных действий, ценность которых вы не можете осознать, пока не освоитесь на новом месте.

3. Побудьте пользователем

Многие забывают примерить на себя роль пользователя перед началом работы. Но это важный этап: когда вы начнете работать над сервисом или продуктом, ваши ощущения от него навсегда перестроятся. Грубо говоря, вы станете нерепрезентативным (как представитель аудитории).

Свой первый рабочий день я провела как обычный пользователь: заказала продукты сестре в общагу, пособирала разные корзины, проверила всю воронку продаж.

Также на старте полезно следить за метриками. Именно метрики могут дать рациональное понимание, что вообще из себя представляет и куда движется продукт.

До того, как набрать серьезных задач, важно нарисовать собственные CJM (Customer Journey Map) и Big Picture (карту всех стейкхолдеров и зависимостей) продукта, пообщаться с коллегами насчет актуального и legacy-кода. То есть того, что перешел «по наследству» от предыдущих разработчиков.

Лайфхак: не пытайтесь сразу брать большие задачи. И не пользуйтесь чужими схемами — попробуйте построить и валидировать у руководителя свои. Времени много не займет, а вот понимание продукта появится гораздо быстрее.

4. Переписывайтесь

На удаленке никуда не деться от видеоконференций, но многие вопросы можно гораздо быстрее обсудить в Slack или Telegram. В некоторых ИТ-компаниях до сих пор проводят встречи по любому поводу. Это утомляет и снижает эффективность работы. Время очень ценно: сделайте этот тезис частью корпоративной культуры и откажитесь от бессмысленных совещаний.

Мы в СберМаркете боремся с бесконечными звонками ради звонков. Например, не назначаем их без согласованной адженды.

Все командные встречи у нас разделены по компетенциям. В рамках работы над большим продуктом время от времени встречаются продакты и отдельно проводится командный синк.

Вся остальная коммуникация остается за кадром — в основном это треды в чатах. Общие статус-встречи проходят реже. Их обычно ведет проджект или продакт-лид и, чтобы не занимать на них чужое время, мы придерживаемся четкого регламента.

Лайфхак: представьте, что во времена офиса вам приходилось бы всем коллективом участвовать в 10 совещаниях за день. Всегда формулируйте четкую повестку встречи, список людей, которым нужно на ней присутствовать, и регламент.

Удаленка: гайд для менеджеров

1. Не отбирайте ответственность

Сегодня я руковожу работой нескольких продактов. Свою команду я собирала с нуля. И найм, и онбординг проходили удаленно.

Для многих руководителей дистант стал большим стрессом: ты не видишь команду и тебе кажется, что если ты не найдешь способа ее контролировать, то все развалится. Чем они заняты в своих домашних офисах? Вдруг не работой? Часто вокруг этой тревоги вырастает микроменеджмент: вы сами провоцируете рост недоверия внутри команды и взаимный дискомфорт.

Руководителям старой (да и не только) школы бывает сложно принять то, что люди могут хорошо работать, даже если не контролировать их от и до. На удаленке у лидеров такого склада появляется соблазн все сделать самостоятельно или, наоборот, насыпать коллеге столько задач, чтобы он точно ни на минуту не заскучал.

Неуверенность в команде не ведет ни к чему хорошему. В коллективах, которые держат в ежовых рукавицах, выше текучка и процент выгорания.

Лайфхак: ваша задача в процессе онбординга — дать новичку все необходимые инструменты, поставить четкие цели на пару дней/неделю, проговорить острые углы. И отпустить. Обозначьте, что к вам всегда можно (и нужно) обратиться, если будут вопросы. Логика тут такая же, как в прорисовке CJM: погружаясь в проблему самостоятельно, намного проще разобраться в вопросе и освоить все важные для работы навыки.

2. Будьте ментором

Менторство — это осознанный и эффективный инструмент управления, который позволяет выстроить комфортные отношения с подчиненными.

Менеджерам с большим опытом работы может быть проще адаптироваться к новым условиям, а вот младшим сотрудникам очень важно на старте ощущать поддержку и учиться. На удаленке эти особенности онбординга становятся особенно значимыми.

Лайфхак: растить специалистов внутри компании — круто. Я топлю за то, чтобы мы брали в команду джунов и развивали их в мидлов именно на наших задачах и проектах. Удаленка подарила нам возможность работать со специалистами со всего мира, а менторские программы помогут им быстро расти в компании — даже в отрыве от команды.

3. Сохраняйте позитивный настрой и мотивацию

Больше никакого тимбилдинга: сходить в пятницу в бар с коллегами уже не получится. Что остается? Вдохновлять! Конечно, этот совет помогает не только на удаленке, но именно там стоит уделить этому максимум внимания.

Полтора месяца назад ко мне в команду пришла девушка, которая до этого всего год проработала продактом, причем не в онлайн-ретейле. Мы поручили ей функцию дозаказа товаров: сложную фичу для тех, кто уже все оплатил, но вдруг вспомнил, что забыл сметану — и хочет докинуть ее в «закрытую» корзину.

Это сложный продукт, в котором участвует много кросс-команд. Плюс UX и много договоренностей с разработчиками. Но новая сотрудница смогла все затащить, а я практически не участвовала в ее работе. Не бойтесь делать шаги навстречу сотрудникам. Сложные задачи дают буст.

В СберМаркете выстроилась культура взаимопомощи и уважения, которую мы стараемся поддерживать на дистанте. Для меня это очень ценно. В других компаниях бывало по-разному. Классика токсичной коммуникации, с которой я встречалась в реальной жизни: «у вас проблемы, потому что в команде одни женщины». Или «мы не можем договориться, потому что для этого нужно присутствие всех в офисе».

Лайфхак: помните, что ваша команда — крутая. Обращайте внимание на ее успехи.

4. Проводите чекапы

Вам нравилось вместе пить кофе по утрам? Организуйте утренний кофе-звонок. Обсудите новости, настроение и планы, покидайте друг другу мемасики и проявите эмпатию, если у коллег что-то идет не так.

Такие ритуалы скрепляют команду. Это пригодится при недопонимании в сложных рабочих моментах. Или тогда, когда кому-то из сотрудников понадобится поддержка. Прийти с проблемой или косяком к руководителю, с которым налажена связь, проще: нет страха быть непонятым.

5. Следите на коммуникацией

При личном общении эмоции считываются намного легче, чем при общении онлайн. Поэтому важно следить за формулировками и пресекать любую токсичность внутри команды.

В сложных ситуациях недопустимы пренебрежение, перекладывание ответственности, «ревность» со стороны сотрудников или надменное поведение. Все это ведет только к выгоранию и снижению эффективности.

Лично мне в конфликтных ситуациях помогает формула Розенберга. Важно сосредоточиться на переживаниях конкретного человека (без перекладывания негатива на другого) и задать себе несколько вопросов: «Что я чувствую?», «Как я вижу происходящее?», «Как бы я хотела, чтобы это было?»

Пример: сотрудник зафакапил сроки, хотя мы оговаривали конкретное время. Если разложить мои эмоции по формуле Розенберга, получится вот что: «Я чувствую себя странно, потому что мы договаривались, что задача будет сделана к среде» и «Я бы хотела ставить точные сроки — или заранее передоговариваться на другие».

Тут нет формулировки «ты плохой». И это важно.

Вместо послесловия

  1. Не бойтесь попасть в новую команду в условиях удаленки. Работать из московской кофейни, с Кипра, из Уфы — это супер.
  2. На старте попробуйте получше узнать людей в команде: кто они? Что любят, а что нет? За что отвечают? Не углубляйтесь в детали, попробуйте просто присмотреться к окружению и процессам. Когда сориентируетесь, вернетесь с осмысленными вопросами.
  3. Станьте пользователем продукта, в котором работаете, до того, как углубитесь в его разработку.
  4. Не злоупотребляйте видеоконференциями: всегда спрашивайте себя, можно ли решить вопрос в переписке. Если все-таки нужен звонок, напишите адженду и придерживайтесь регламента.
  5. Дайте команде быть автономной. Не отбирайте у коллег ответственность и помогайте после того, как вас об этом попросят. Менторство без микроменеджмента — прекрасный инструмент «воспитания» сильных менеджеров.
0
15 комментариев
Написать комментарий...
Olga Kuriatina

Очень полезно, спасибо!
Совет «Побудьте пользователем» давно пора включить во все онбординги на свете, на удаленке или нет. Это и погружает в продукт быстрее, и подсвечивает косяки эфективнее.

Ответить
Развернуть ветку
Polina Chizhova

+100500 
<3 <3 <3 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Интересует вопрос налогов.

То есть у вас оформлено все официально через трудовой договор и вы планируете платить НДФЛ 30% через 2 месяца, да?

Или же у вас что-то типа контракта через ИП? Сомневаюсь, что сбер так делает.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мороз

👍

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аббасов

Молодчинка, так держать! Долой функционерщину, больше творчества и самостоятельности. Но ты лучше расскажи, как в условиях удаленки борешься с лишним весом) А то как-то, лично у меня, килограммы набираются ...

Ответить
Развернуть ветку
Polina Chizhova

Саша ахаха. 
Спасииибо!

У меня есть 3 лайфхака для нормальной головы, для физики и для энергии: 

1. Утром спорт (я плаваю чаще всего) — очень лениво, но приучила себя выходить из дома и ходить/плавать/бегать/йожить/растягиваться. Что-нибудь. 
2. Вечером спорт. Я часто бегаю или просто хожу по 4-5км с подкастом в ушах. Очень разгружает голову. 
3. Не перекусывать в течение дня всякими вкусняшками! Очень хочется, но не надо. Можно пожевать овощи, если ну прямо очень хочется. А так, четко завтрак-ланч-ужин. 

Ответить
Развернуть ветку
Fin Storm

Хорошая статья, спасибо Полина
А что посоветуете тем кто хочет на зимовку поработать на Кипре? Какой регион? где искать жилье? цены на базовые вещи для жизни та в целом какие советы дадите?

Ответить
Развернуть ветку
Polina Chizhova

Спасибо! Рада, что понравилось :) 

Я живу в Лимассоле — это довольно большой и активный город. Жила до этого в Пафосе, но там было слишком спокойно и я переехала. 

Но цене на жизнь (если сравнивать с Москвой) то хочется выделить именно рестораны — это единственное, где реально дороже, в других категориях ну может быть чуть-чуть :) 
По квартире Лимассол самый дорогой на Кипре — тут у меня небольшая квартира в 200 метров от моря в городе, и это 850 евро в месяц. Когда я жила в Пафосе квартира в 2 раза больше была 650 (при годовой аренде) 

Все можно найти на bazzeraki — это местный Авито. Там есть ВСЁ. Там я и нашла квартиру. 
А вообще, тут есть все для жизни и если ок спокойная размеренная жизнь, бег по набережной, море и теплый климат — очень приятно. Люди прекрасные. Есть горы, где можно трекать. 
По поводу зимы — я еще не зимовала, но говорят, что бывает промозгло и ветрено. Но посмотрим) 

Ответить
Развернуть ветку
Fin Storm

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ismailov

Привет, Полина!
Очень интересно, спасибо! А СберМаркет позволяет работать из другой страны? :)

Ответить
Развернуть ветку
Polina Chizhova

Рада, что полезно! :) 
Да, у нас нет с этим проблем. Уже на первом собеседовании я проговорила, что живу не в России и это не было стоппером 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Polina Chizhova

Все хитрее — резидент и налоговый резидент это разные вещи. Налоговым резидентом становишься после 183 дней непрерывного проживания в другой стране за календарный год. Я на Кипре около 5 месяцев, но выезжала несколько раз и в этом году под налоги не попадаю и попаду только летом следующего года. У Кипра и РФ есть договоренность об отмене двойного налогообложения — можно платить налоги на Кипре. Да, трудовой договор придется поменять. Тут по внутренней договоренности с HR все делается. У Сбера очень много таких кейсов, но все индивидуально. Через пол года буду думать по поводу этого вопроса. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Возможно ваш вопрос решится немного иначе, так как согласно налоговому кодексу слово «подряд» относится не к 183 дням, а к 12 месяцам. То есть в течении 12 месяце нужно отсутствовать в сумме 183 дня.

«Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).»

Но в любом случае интересно будет узнать, какое решение с налогами примете.

Ответить
Развернуть ветку
Polina Chizhova

Надо перепроверить, спасибо! :) но в любом случае, уже все проговорила с командой и это не будет проблемой, отпишусь! 

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mishin

Полина привет!
Спасибо за дельные советы по организации удалённой работы. Для себя отметил микрознакомства, свои карты, стать клиентом своего продукта.

Про менторство вопрос. Я обратил внимание что у нас в Германии, в Zalando очень часто менторят специалистах из других команд. 2 и 3 руководителей не менторили своих продактов, но поддерживали менторство со стороны. Какие плюсы и минусы ты видишь в таком подходе?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда