{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Иван дело всей жизни искал

Эта статья финализирует мой трехлетний цикл поиска дела всей жизни, и, надеюсь, будет полезна тем, кто проходит через подобное — хотя бы показав, что они не одиноки.

Бывает, что годы идут, и ты не задумываешься о деле своей жизни. Тебя интересуют деньги, власть, и прочие навязанные общественно-культурными стереотипами представления о счастье. Однако три года назад, под влиянием обстоятельств, я начал серьезно думать о том, чем заниматься.

К своему кризису среднего возраста я подошел достаточно успешным менеджером на стыке финансов и IT. Начинал я свою карьеру самоучкой-энтузиастом, вокруг меня всегда было много проектов, а у меня самого была куча идей. Но через годы работы в найме я заметил, что горшочек с идеями перестал варить. Я легко находил решения чужим задачам, развивал чужие идеи, проекты и бизнесы, но сам не мог придумать практически ничего, что меня бы потом вдохновляло, хотя чужие проекты приносили все меньше и меньше удовольствия.

Последние три года я в том числе занимался этим поиском. Всерьёз рассматривать финтех как дело всей своей жизни я уже не мог. Было бы странно не зарабатывать на своем солидном багаже знаний и опыта, но вкладываться всей душой в проекты этой сферы, как я делал ранее, мне расхотелось. Расскажу, к чему я пришел по прошествии трех лет.

Итак, очередной финтех-стартап был закрыт инвестором, я кое-как рассчитался с командой и остался на улице, выгоревшим и разочарованным. От алкоголизма и депрессии меня спасла психотерапия, в процессе которой я к тому моменту находился год.

Какие у меня оставались варианты:

1. Программировать в найме.

Забить на менеджмент, пойти программировать в найм. Благо, уверенному мидл разработчику рынок предлагает куда лучшие условия, чем сениорному менеджеру продукта, при этом в большой компании у тебя минимум ответственности и максимум материальных бенефитов.Программировать я учился, чтобы вырваться из убогости окружающего меня в офлайне мира, мне нравится писать код, но не нравится делать это в условиях сжатых дедлайнов и плохого менеджмента, естественных спутников экспансивно растущей новой индустрии. В отличие, от, например, строительства, где ты можешь хорошо строить дома и быть обеспеченным работой до конца жизни, поскольку критерии того, что такое «хороший дом» достаточно объективны, большая часть IT-проектов — это игра пациентов психбольницы, из которой сбежали врачи, где из игрушек — только пилы, дрели и строительные леса, оставшиеся от ремонта. О каких-то внятных критериях тут говорить не приходится, для того, чтобы нормально выполнять свою работу, приходится брать управление процессом в свои руки, и мне проще съесть своего менеджера и самому стать менеджером.

2. Работать менеджером продукта в найме.

В представлении бизнеса продакт — это такой волшебный клоун. Он должен уметь делать волшебство: достигать странных, часто противоречивых целей, имея неясную зону ответственности и размытые полномочия. И делать это весело и задорно, чтобы «вдохновлять» людей и развлекать руководство. Имея бэкграунд в бизнесе, играть в эти игры мне скучно, если не сказать — противно. Хотя работа над продуктом мне нравится, как и работа с людьми.

3. Делать свой стартап

После долгой череды неудач, когда я попробовал всё, от форекса до медиа, для стартапа была необходима идея, которая бы меня вдохновляла. А с этим, как я уже говорил, были проблемы. Да и начинать что-то новое, не имея моральных и физических сил, было тяжело.

Мне везло, и одни периоды жизни сменялись другими. Я познакомился с массой прекрасных людей, которые работали в офлайне и были счастливее, чем люди из волшебных райских кущ айти с золотыми офисами и кокосовыми печеньками с жирными опционами. На тот момент мне уже было очевидно, что меня вдохновляет работа с людьми и работа на результат, а не процесс. При этом меня продолжают драйвить сложные задачи.

Тогда же я начал задумываться о том, чтобы меньше работать с онлайном и возможно, вообще уйти в реальный сектор.

Вот идеи, которые возникли у меня на этом этапе:

1. Уйти в индустрию кофе

Открыть свою кофейню или обжарку. Я неплохо (для специалиста) разбираюсь в кофе. Мне нравится продукт, нравится индустрия гостеприимства, мои женщины не всегда запоминают ночь — но всегда запоминают завтрак. Ральф Рюллер, основатель The Barn, инвестбанкир, ушедший в индустрию кофе — мой кумир. Около полугода я ходил с этой идеей, общался с инвесторами, познакомился с кучей людей, с некоторыми из которых я рад дружить до сих пор. В какой-то момент я понял, что, вероятнее всего, у меня всё рано или поздно получится, мне станет скучно, мозг будет требовать более комплексной пищи для переваривания, и в итоге я займусь чем-то еще.

2. Стать инструктором по горнолыжному спорту

Пока большинство моих сверстников вдохновлялись психопатами-фаундерами IT компаний, я нашел для себя другой источник вдохновения. Попав на горнолыжные склоны я увидел людей которые получают удовольствие от работы, занимаются чем-то, что приносит пользу людям, имеют свободное время и работают в красивейших местах мира.

Мне всегда нравилось учить, я люблю спорт, хотя вырос абсолютно неспортивным человеком. Поразмыслив, я понял, что вложив пару миллионов рублей и несколько лет, я вполне смогу остаться жить в горах и стать инструктором или сотрудником горной службы. При этом обилие физических нагрузок, адреналина и общения с людьми успокоят мозг, который постоянно находится в поиске сложных задач.

С другой стороны — каждый год безжалостная машина любительского спорта производит сотни прекрасных талантливых спортсменов, которые ввиду разных факторов (и это чаще всего не отсутствие мотивации или природных данных) остаются без дела своей жизни, и занимать их место выгоревшему, но еще умеющему зарабатывать менеджеру, который решил изменить свою жизнь, мне было бы стыдно. При всей красоте картинки внутри я понимал, что создан не для этого и это не мое место.

3. Сменить сферу деятельности на медицину.

Помимо хороших учителей, меня всегда вдохновляли врачи. Начиная с того, насколько ощутимую пользу они приносят, заканчивая тем, какое количество сложных и нерешенных проблем лежит перед нами в медицине.

К сожалению, медицинское образование требует долгих лет обучения, создано для молодых и терпеливых (не в плане времени, а в плане способности переносить унижения), и нейрохирургом в виду возраста мне уже не стать.

Все эти мысли могут показаться вам странными, но я предельно откровенен и отвечаю за каждое свое слово, эти идеи преследовали меня, и я объективно и с разных точек зрения их оценивал. В итоге я смог квантифицировать свои порывы (самостоятельно и с помощью других людей) и пришел к списку критериев того, что мне важно и нужно:

Свобода

— Моё дело должно приносить доход, даже если я какое-то время им не занимаюсь.

— Я не должен жертвовать своими ценностями и принципами в обмен на деньги.

— Я имею право выбирать, где и как жить, и сколько времени и когда именно тратить на работу, а любые рабочие договоренности касаются только производимого мной результата и затребованного мной ресурса.

— Я хочу открыто говорить и писать о том, что я делаю, поскольку дело, которым я занимаюсь — это важная часть меня.

Устойчивость

— Моя новая сфера занятий не должна быть серьезно подвержена макроэкономическим рискам и политической конъюнктуре (условно — врач найдет место даже среди заключенных в концлагере, а вот датасаентист скорее всего нет)

— У меня должна быть возможность заниматься этим делом в разных географических точках, без жесткой привязки к одному месту.

Человеческие отношения

— Я хочу работать с людьми, приносить ощутимую пользу, общаться.

— Я хочу учиться у людей, с которыми общаюсь, и учить их тому, что знаю.

— Я не хочу жертвовать людьми и отношениями в угоду бизнесу. Бизнес это всего лишь договоренность людей делать что-то вместе, а не кровожадный бог, алчущий свежей крови.

Ощутимая польза

— Я хочу чтобы люди пользовались моими услугами или покупали у меня что-то, потому что им нравится то, что я делаю, а не потому что я могу придумать хитрую воронку продаж, которая заставит кого угодно продать родную мать.

— Я хочу, чтобы мои услуги/продукты активно рекомендовали.

Достойный заработок

— Я люблю деньги и совсем не альтруист. У меня появилось много хобби, которые требуют денег, у меня есть ребенок (и на одном я не остановлюсь), я хочу зарабатывать и тратить. То, чем я занимаюсь, должно в достаточной мере обеспечивать меня.

Чем все закончилось?

В итоге я консультирую в области менеджмента продуктов и продуктовой разработки, основал компанию nbs.vc, которая занимается мобильными приложениями в области когнитивно-поведенческой психотерапии, сам учусь на психотерапевта и надеюсь в будущем выучиться на клинического психолога.

Звучит как био в инстаграме — но жизнь гораздо сложнее.

Консалтинг продавать сложно, ведь, как я говорил выше, большинству бизнесов не нужно решение конкретных задач — им нужно, чтобы ты их развлекал, но на безопасном расстоянии, сидя в клетке, в обмен на ведро баланды.

В nbs.vc я только привлекаю инвестиции, это долгий и мучительный процесс.

Учиться я только начал и практика будет приносить мне деньги в лучшем случае через несколько лет. Моральные принципы и уважение к этому делу не позволяют мне написать «инстаграмм-психолог» и вести онлайн-марафоны, как и вообще работать с человеческой психикой без профильного образования.

Почему именно такой выбор?

Консалтинг.

Большой опыт в управлении продуктами и финтехе у меня уже есть, и глупо этим не пользоваться. Консультирование — оптимальный способ сохранять и приумножать этот опыт, не вписываясь в корпоративные иерархии, при этом решать сложные задачи в разных индустриях и работать с людьми.

Разработка приложений с психотерапевтическими практиками

Это интересная пока не занятая ниша, которая скоро будет заполнена аналогично приложениям с медитациями. Я верю, что научно-обоснованные подходы эффективнее религиозных практик. Вдобавок это бизнес, не зависящий от того, где я нахожусь, потенциально приносящий хороший доход, позволяющий опробовать свой подход к управлению компанией и людьми, будучи единственным ответственным за результат. Если пишешь и рассуждаешь о чем-то — будь готов пробовать это на практике и даже облажаться с этим.

Работа психотерапевтом

Это реализация потребности в работе с людьми, моей предрасположенности к пониманию других людей, экологичная реализация желания помогать другим, а также любви к глубоким разговорам.

Возможно всё изменится в будущем, ведь наша психика подвижна и то, что сегодня кажется делом всей жизни, может померкнуть в новых обстоятельствах, поэтому я не буду зарекаться и оставлю себе свободу выбора. Дело всей жизни надо выбирать каждый день, даже если это одно и тоже дело.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и управлении продуктами

Об авторах

Статью написал Иван Кузнецов, отредактировала Надежда Коротченко а иллюстрацию нарисовала Лиза по мотивам обложки Michael Sevier к англоязычному изданию «Сказки об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах» Л. Н. Толстого

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Alex Ulex

Млин.

Помнится я начинал с открытия компьютерного клуба. 03г.
Потом взаимозачёты.
Потом порно студия онлайн :)
Потом цех по производству пенопласта.
А потом мелкий продаван сам на себя в мелком городке + сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Крутой опыт! 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

Ещё была попытка написать видео платформу для онлайн порно. С оплатой. Но мы даже не предполагали что и как, поэтому заглохла на начальном этапе.

Да и с интернетом тогда плохо было :)

Ах да, ещё преподом был :(

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда