{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы пережили пандемию и остались в большом спорте

Юрий Гусев, руководитель проекта «Лига Чемпионов Бизнеса»

Пандемия сильно ударила по спортивной отрасли. Можно сказать, отправила ее в нокаут. Под запретом оказались все массовые мероприятия, закрывались фитнес-центры, бассейны, отменялись матчи и спартакиады. По данным Business Research Company, рынок сократился почти на 16%: с $459 млрд в 2019 году до $388 млрд в 2020-ом.

Нашу компанию, которая занимается развитием корпоративного спорта в стране, эта история, конечно, тоже затронула. Но в отличие от других игроков, которым пришлось закрыться, мы не только остались в индустрии, но и развили новые направления бизнеса. Рассказываю, как это удалось.

Наша сфера

Бренд «Лига Чемпионов Бизнеса» известен многим организациям в России. За 11-летнюю историю в нашем проекте приняли участие более 3 тыс. спортивных команд компаний из разных отраслей (промышленность, розничная торговля, госсектор, банки, IT, страхование и т.д.) и 56 тыс. игроков. Мы устраиваем для них чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, киберспорту два раза в год (сезон «весна» и «осень – зима»).

Корпоративный спорт сейчас на пике популярности. Компании знают, зачем он нужен и чем лучше обычного корпоратива с алкоголем и танцами. Когда 11 лет назад мы только затевали эту историю, такого понимания не было. Все начиналось с «холодных звонков», когда я сам выходил на HR’ов компаний, чтобы убедить их, как это круто.

В 2010 году с нами играли всего 92 команды, в 2015 – уже 304. Максимальное количество было в 2019: 478 команд и 658 киберспортсменов.

Что произошло во время пандемии

Когда весной прошлого года из-за коронавируса запретили все массовые мероприятия, нам пришлось отменить все чемпионаты и внутренние турниры для компаний, которые приносили основной доход. Мы с коллегами буквально за один–два дня перешли на удаленную работу и благодаря слаженной команде быстро адаптировались к новым реалиям.

К концу года потеряли не больше 20% своих участников в чемпионате. Да, это убытки, но не такие большие по сравнению с тем, что случилось в спортивной индустрии в целом.

Пережить сложные времена помогла диверсификация бизнеса, а именно онлайн-направления, которые начали развивать еще пару лет назад. К 2020 году у нас уже был опыт проведения онлайн-турниров по шахматам, киберспорту, онлайн-викторин (квизов). Сначала из-за невысокой прибыльности мы не рассматривали их как перспективные, но потом все изменилось.

Играют все

Развивать киберспорт мы начали три года назад. Тогда опросили сотрудников в разных в компаниях на предмет того, нужны ли им такие соревнования. HR очень удивлялись, когда видели заинтересованность людей в этих турнирах. Вообще я считаю, когда хочешь что-то узнать – спроси. И станет ясно, нужно это людям или нет. Вещь, казалось бы, очевидная, но нередко бизнесмены пренебрегают этим правилом, развивая то, что хочется им, а не людям. Я в теме большинства классических командных видов, но тут пришлось изучать специфику киберспорта. Если хочешь достигнуть хороших результатов, обязательно придется погружаться в процесс и аналитику, не получится отдать все кому-то на откуп.

В 2018 году мы вложились в организацию киберспортивного направления, это были в большей степени затраты на штатных сотрудников. Сейчас уже можно сказать, что во время пандемии эти расходы окупились.

Нам повезло, что киберспорт развивался и до истории с коронавирусом. Минпросвещения даже разрешило школам проводить уроки по киберспорту. Пандемия только подтолкнула это направление, а мы поймали волну. В прошлом году, когда многие сотрудники захотели попасть к нам на соревнования, получилось убить двух зайцев: провести внутренние турниры для компаний и пригласить команды в чемпионат Лиги по киберспорту.

Мы боремся за время наших клиентов. Понимаем, что чем больше интересных «фишек» будет на турнире, тем выше вероятность того, что людям захочется прийти к нам в будущем.

Одна из самых популярных игр в киберспорте – World of Tanks. Ее создала белорусская компания Wargaming. Они наши партнеры, и их сотрудники участвуют в чемпионате Лиги. Для поклонников «танков» это очень круто – поиграть на турнире с разработчиком их любимой игры. Еще у нас играли ребята из известной киберспортивной организации Gambit Esports, а одна из самых популярных площадок для игры в «конту» Faceit была представлена игроками из Англии, Сербии, Румынии, Литвы и Кипра. Их игры мы транслировали на английском языке.

К концу прошлого года число участников соревнований по киберспорту увеличилось примерно на 20–30%. За время пандемии мы провели более 20 внутренних турниров для «Росатома», «Ростелекома», «Райффайзенбанка», аэропорта Домодедово, «Уралсиба», «Россети», Сбера, «Ланита», «М.Видео», «Эльдорадо», AmRest и др., тогда как до этого было всего 2–3 в год.

Организация внутреннего киберспортивного турнира может стоить от 200 тыс. до 1,5 млн руб. Бюджет зависит от количества команд и игроков, трансляций, аренды специальной студии для красивой картинки. Аудитория здесь моложе, чем в других чемпионатах. Примерно половина – в возрасте 25–45 лет, 40% – 21–25 лет. 10% старше 45 лет (это в основном «танкисты»).

«С ферзя ходи»

Еще мы стали активно проводить квиз-викторины. Руку набили, когда делали их для своих сотрудников. В течение двух месяцев, когда все были на домашнем карантине, мои коллеги, еженедельно сменяя друг друга, становились ведущими квиза и придумывали свои вопросы на игровую неделю.

Для поддержки корпоративного духа в компаниях во время пандемии мы организовали чемпионат по квизу («Квиз-лигу») в рамках ЛЧБ. Она проходила на протяжении месяца каждый будний день. Участие было бесплатное.

В викторинах участвовали не только компании из Москвы, но и из других городов: Воронежа, Красноярска, Санкт-Петербурга, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга, Калининграда, Орла, Нижнего Новгорода и т.д. Потом многие из них остались с нами. Так что пандемия помогла расширить географию клиентов. Теперь квизы проводим за деньги. Они стоят от 50 до 200 тыс. руб., в зависимости от формата, количества людей и дней.

Хорошо «выстрелили» шахматы. Кстати, в мире уже есть онлайн-матчи по этому виду спорта. Например, олимпиада ФИДЕ (Federation Internationale des Echecs – FIDE, международная шахматная федерация), где соревнуются команды из разных стран. Наши шахматные онлайн-соревнования стали во время вынужденной самоизоляции стали очень популярными. Да и сейчас они идут нормально, людям нравится. Организовать шахматный турнир стоит 50–200 тыс. руб.

Кроме диверсификации, удержаться на плаву очень помогла поддержка клиентов. Они оплатили участие в весенних чемпионатах в январе – марте. Когда стало ясно, что из-за введенных ограничений ничего не состоится, компании не попросили деньги назад, а сохранили их на будущий сезон. Доверие – это очень важно. Мы благодарны каждому из наших клиентов за поддержку.

Бери и делай

Постепенно мы восстанавливаемся, но к прежним объемам пока вернулись не на всех направлениях. Например, в 2019 году в чемпионате по футболу за один сезон участвовали 96 компаний, сейчас их будет 76. В волейболе – 48 вместо допандемийных 60. В баскетболе число не изменилось (играет 42 команды), как и в настольном теннисе (36 команд). Аудитория киберспорта увеличилась до 500–700 человек.

Мы обязательно сохраним все онлайн-форматы, которые хорошо шли в пандемию: и шахматы, и викторины, и киберспорт. Несмотря на то что сейчас нет запрета на проведение офлайн-мероприятий, востребованность дистанционных турниров осталась.

Еще будем развивать новое направление – well-being программы (направленные на улучшение жизни сотрудников) по спортивной тематике.

На рынке сейчас эта история развивается, но, по моему мнению, нет качественных продуктов именно со спортивным уклоном. Сейчас мы изучаем потребности компаний – их «боль», общаемся с HR-отделами, чтобы сформировать востребованное предложение.

Я считаю, что для успешного проекта нужно создавать новый рынок. Не идти туда, где уже работает много конкурентов и демпинговать по цене, а придумывать что-то уникальное. Надо делать, надо пробовать, не бояться ошибаться. Не откроется ни одна дверь, пока не дернешь за ручку. Есть хорошее выражение: «Нет» у тебя уже в кармане». Все в твоих силах и успех придет, если все сделать нормально. Прогнозы по объемам спортивного рынка тоже воодушевляют: к 2025 году они достигнут $600 млрд, а к 2030 году – $826 млрд. Это более чем двукратный рост.

0
1 комментарий
Борис Васильев

Интересно, перспективно.
Написал в личку.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда