Кейс: как мы арендовали гостиницу на юге и ничего не заработали

На днях я поговорила с предпринимателями, которые в 2018 году арендовали гостевой дом в Геленджике, и выяснила, почему нужно чётко фиксировать все принципиальные вопросы в договоре заранее и что важно просчитать на старте, чтобы бизнес был прибыльным.

Набережная Геленджика  Фото является объектом авторского права

Идея и бизнес-модель

В начале 2018 года у меня уже был бизнес — оптика в родном городе. Он приносил небольшой доход, но хотелось больше. Развивать оптический бизнес было невозможно – слишком большая конкуренция.

Я думала над идеей для нового бизнеса, когда мне встретился один знакомый и предложил совместно арендовать гостиницу на побережье. Этот знакомый уже не первый год брал в аренду гостевые дома на лето, сдавал номера и зарабатывал на прибыли от их сдачи.

«Хозяева зачастую не хотят заморачиваться с привлечением клиентов и охотно сдают гостиницы в аренду. Кроме того, все риски арендатор берет на себя: много отдыхающих заселилось или гостиница стоит пустая – арендную плату придется заплатить хоть как».

В этом деле ему нужен был напарник, чтобы арендовать большую гостиницу.

Идея была рисковой. Если с погодой и гостиницей везло, то за лето можно было заработать по миллиону каждому. Если не везло – можно было не заработать вообще и остаться в минусе. Все же идея провести лето на море и при этом заработать мне понравилась, и я решила попробовать.

В феврале 2018 мы вложили по 350 тысяч из личных сбережений на предоплату и поехали в Геленджик искать гостиницу. В поезде по старой русской традиции мой напарник начал пить и за двое суток в пути окончательно запил. Я поняла, что надо с ним расставаться пока не поздно. На вокзале в Новороссийске мы распрощались, и я больше его не видела.

В одиночку такой бизнес было не потянуть. Тогда я предложила вложиться подруге А., у каждой из нас был свой оптический бизнес, на этой почве мы сдружились. Она согласилась.

Изначально я понадеялась на знакомого и рынок специально не изучала. Никакого опыта в этой сфере у нас с А. не было. Я обратилась в несколько агентств по подбору недвижимости и достаточно быстро нашла подходящую на вид гостиницу – не на первой береговой, но как мне показалось, достаточно близко к морю. Позднее стало ясно, что 900 метров – это совсем не близко, особенно если надо подниматься в гору. Критерий к гостинице был один – наличие крытого бассейна, так мы хотели обезопасить себя от денежных потерь в случае непогоды. Внесла предоплату, заключила договор с хозяином и до апреля вернулась в родной город.

Финансовый план составляли постфактум, и все равно на бумаге идея была прибыльной.

Продвижение и открытие

В марте 2018 мы начали давать рекламу. Создали группу в ВКонтакте, придумали название и сделали логотип, запустили таргетированную рекламу, зарегистрировались на Booking.com, Куданаморе.ру и местных сайтах. Распечатали цветные буклеты и распространяли в городе.

Весной мы договорились с профсоюзами – членам профсоюзов давали скидку на размещение работников в гостинице. Также пытались начать работать с тренерами фитнес-клубов. Планировали, что они приедут бесплатно, но привезут группы из своих клиентов. Это не сработало. Позднее стали привлекать агентов и таксистов за процент. В итоге это мы давали таксистам заказы на трансфер отдыхающих, а они платили нам за это комиссию.

На рекламу за сезон мы потратили 70 тысяч. Чаще всего люди приходили с Куданаморе.ру. С Booking клиентов не было вообще, из соцсетей приходили, но немного. Несколько раз приезжали работники из профсоюзов.

Хотя гостиница работала уже 8 лет, постоянных клиентов не было. Позднее мы поняли, что это важный момент.

Предзаказы начали поступать уже в начале апреля, больше всего бронировали номера в апреле-мае. В сумме мы получили предоплаты на 200 тысяч.

С этих денег мы полностью оплатили аренду за 3 месяца — с мая по июль — 900 тысяч. По окончании этого срока надо было заплатить ещё столько же за август и сентябрь.

В конце апреля мы поехали готовить гостиницу к сезону. Машина с прицепом была забита под завязку – помимо личных вещей, мы взяли караоке, микроволновку, швейную машинку, набор инструментов для ремонта, сейф для наличных. Для сдачи отдыхающим в аренду везли кальян, детскую коляску и шампуры.

В гостинице было 13 номеров, общая кухня на первом этаже. В отдельном здании располагался 10-метровый бассейн – фишка нашей гостиницы. В прилегающем доме жили хозяева.

Вскоре выяснили, что оснащение гостиницы старое, техника и мебель в номерах плохая – матрасы с дырами, посуды мало, а белье застиранное и рваное. Все было грязно – несколько дней мы драили полы, мыли кухню и стирали текстиль. После наших претензий арендодатель купил несколько новых матрасов, гладильный пресс и почистил кондиционеры. Многое пришлось докупать самим – не хватало штор, полотенец, постельного белья. Еще около 30 тысяч набежало после покупки текстиля и других полезных мелочей.

Затраты на запуск составили около 1 миллиона.

Работа в гостинице

Первый крупный заезд был уже 1 мая. В апреле мы договорились с профсоюзами из Краснодарского края, и к нам приехал рабочий коллектив, который занял все 13 номеров. Отдельного жилого помещения для нас не было: когда были свободные номера – спали в них, когда не было – спали в кладовке на раскладушках.

Кажется, все время мы что-то мыли и где-то убирались. Так и было.

Главная забота была одна – заселять отдыхающих. Каждого надо было встретить, рассчитать, поселить в чистый номер, в конце отпуска выселить, пожелать счастливого пути, отмыть номер и повторить заново. С середины июня всегда были заняты 10-11 номеров, один или два оставляли для себя. В мае и начале июня заполняемость была 50%.

Обязанности не делили, все делали вместе: стирали, убирали территорию, позднее начали закупать продукты и готовить завтраки.

Изначально у нас была договоренность с кафе через два дома – «мы отправляем к вам наших отдыхающих, вы отдаёте 10 процентов от стоимости завтраков-обедов». Но гостям там не нравилось, и с июня мы начали заказывать комплексные обеды с доставкой, а завтраки готовить сами.

Завтрак стоил 50 рублей. Прибыль с завтраков была непостоянной – в один день заказывали 10 завтраков, это 400 рублей прибыли, в другой день не заказывали ни одного. От идеи готовить обеды мы отказались почти сразу, хотя это достаточно прибыльно – тяжело, не было достаточно оборудования и времени.

Постояльцы охотно брали у нас домашние напитки, уголь для мангала и мёд.

Для развлечения гостей мы постоянно устраивали анимацию – рисовали плакаты, ставили музыку и развлекали детей. Вместе отмечали детские дни рождения, делали пенную вечеринку, общий шашлык и караоке.

В День шоколада мы рисовали звериные маски на лицах детей и взрослых, а потом всей гостиницей устроили дискотеку Фото является объектом авторского права

Все полученные от постояльцев средства мы записывали в тетрадь, складывали их в сейф и оттуда сразу вынимали на текущие расходы и проживание.

За каждый месяц мы тратили по 45 000 рублей на операционные расходы.

Ситуация с бассейном

Всем отдыхающим мы рекламировали большой крытый бассейн, бесплатный для постояльцев гостиницы. В договоре аренды было прописано, что мы пользуемся бассейном 7 часов в день, но хозяева гостиницы сами устанавливают время. Мы рассчитывали, что бассейн днем будет в нашем распоряжении. В итоге каждый день хозяин проводил там уроки плавания для детей с 10 утра до 8 вечера. В это время бассейн закрывался для посещения, а нам оставались самые неудобные часы – утром и поздно вечером.

Большой, 10-метровый бассейн с панорамными окнами и красивым оформлением был нашей фишкой.  Фото является объектом авторского права

Гости были недовольны. Я пыталась донести до хозяина, что этого времени недостаточно. В середине июня он согласился пойти на уступки и разрешил плавать еще час в обед. Бесконечная борьба с хозяином за бассейн очень утомляла.

Это было неудобно, но не критично. Все было хорошо, пока в июле в Геленджике не прорвало канализацию.

Катастрофа с канализацией

Первые звоночки появились еще в конце июня. Все гости массово на второй день после приезда начинали болеть ротавирусной инфекцией. Болели целыми семьями. Источником заразы было море. Мы догадывались об этом, но не могли ничего сделать.

В начале июля из-за аварии сточные воды через ливневую канализацию попали в море. Все городские пляжи закрыли, те, кто приехал на отдых на машинах, разворачивались и уезжали на другие курорты.

Так повторялось несколько раз – канализацию прорывало, пляжи огораживали лентой и заливали бухту антисептиком. Постояльцев стало ощутимо меньше — люди узнавали новости и не хотели приезжать, отменяли бронь. Отчасти бассейн нас спас – гости, которые уже заселились, выселяться не стали.

К середине июля стало понятно, что нам не удастся ничего заработать. В конце июля мы вышли в ноль – ничего не заработали, но отбили вложенные деньги.

Тем временем подходил срок оплаты второй части аренды за август и сентябрь. Мы понимали, что в текущей ситуации не сможем заработать еще 900 тысяч за два месяца, даже чтобы отбить аренду. Это было все, что мы заработали за 3 месяца!

Позднее от других арендаторов мы узнали, что 1 800 000 за сезон это очень много. Средняя цена за такую гостиницу на 500 тысяч меньше.

Отдыхающих в гостинице почти не было, брони и предоплаты было всего на 150 тысяч.

Мы решили расторгнуть договор до августа и уехать. Хозяина гостиницы предупредили за две недели. Он ответил, что его не волнуют обстоятельства и требовал выплатить 900 тысяч за август и сентябрь. Расторгать договор он отказался. Мы знали, что платить не будем.

В качестве условий расторжения в договоре были указаны только форс-мажорные обстоятельства. Мы ссылались на них. Но власти в городе не вводили режим повышенной готовности, вся ситуация не афишировалась. По договору, никаких обстоятельств непреодолимой силы не было.

С большим трудом мы договорились. Всю предоплату и список постояльцев на следующие месяцы отдали хозяину гостиницы.

В итоге за 3 месяца — с мая по июль — выручка составила около 1 135 тысяч рублей. Все это мы потратили на операционные расходы, проживание и аренду – 900 тысяч ушло арендодателю.

Выводы

У нашего бизнеса был огромный плюс – он был на море. Все 3 месяца мы провели на юге – в свободное время ходили на пляж, загорали и путешествовали по побережью. Побывали в Краснодаре, Анапе, Новороссийске. С нами были наши дети, и для них это незабываемый отдых. Наши гости оказались приятными людьми, с некоторыми мы общаемся до сих пор.

Мы сделали ряд выводов из этой истории.

1. Вхождение на рынок начинается с его глубокого изучения. Даже если у вас есть бизнес в другой сфере, заходить в новую отрасль нужно после того, как вы в ней разобрались. Мы не знали, сколько приемлемая цена аренды гостиницы и погорели на этом.

2. Стоит учитывать опыт предыдущих арендаторов. Если у вас есть контакты старых арендаторов, не стоит пренебрегать их опытом и нужно обязательно спросить, с какими трудностями они столкнулись. Они же дадут отзыв на владельцев гостиницы.

3. В договоре с арендодателем нужно грамотно прописать условия расторжения. После розлива канализации мы потеряли значительную часть клиентов и могли работать только при снижении арендной платы. Опустить стоимость хозяин не согласился. Расторгнуть договор мы смогли с большим трудом.

4. В договоре нужно указать все тонкости, которые для вас имеют значение. Мы не прописали условия совместного пользования бассейном. Позднее это принесло нам много неудобств.

Автор статьи: Уля Шевченко #интервью #бизнес #кейсы

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Anna Petrova

Спасибо за статью. Интересно. 
Вопросы:
Какой был план?
Вложить 700+900  + запуск 300 + (45 в месяц * 4 =) 180 + зарплата 2 человек, которые безотрывно, т.е. 3 смены фигачят = 40*2*3 = 240 * 4 = 960 + реклама хотя бы 50 = 3 090 и это без налогов, форс-мажоров, с грамотным договором и анализом рынка.
Всякие 10% от таксистов и 400 в день с завтраков не учитываем вообще.
Сколько планировалось получить выручки и прибыли после налогов?
Спасибо.
И как вы ведёте свой очковый бизнес тоже теперь непонятно )))
Простите извините.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Ищу инвестора!
Для запуска нужно 500 тыщ. Запуск 3-4 месяца. Ожидаемая чистая прибыль в месяц 200 т.р. Всё только по-белому.
Вдруг получится ))))

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Orlov

Пиши. 

Ответить
Развернуть ветку
Даюза Мильен

Пиши

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда