Кейс: как мы арендовали гостиницу на юге и ничего не заработали

На днях я поговорила с предпринимателями, которые в 2018 году арендовали гостевой дом в Геленджике, и выяснила, почему нужно чётко фиксировать все принципиальные вопросы в договоре заранее и что важно просчитать на старте, чтобы бизнес был прибыльным.

Набережная Геленджика  Фото является объектом авторского права

Идея и бизнес-модель

В начале 2018 года у меня уже был бизнес — оптика в родном городе. Он приносил небольшой доход, но хотелось больше. Развивать оптический бизнес было невозможно – слишком большая конкуренция.

Я думала над идеей для нового бизнеса, когда мне встретился один знакомый и предложил совместно арендовать гостиницу на побережье. Этот знакомый уже не первый год брал в аренду гостевые дома на лето, сдавал номера и зарабатывал на прибыли от их сдачи.

«Хозяева зачастую не хотят заморачиваться с привлечением клиентов и охотно сдают гостиницы в аренду. Кроме того, все риски арендатор берет на себя: много отдыхающих заселилось или гостиница стоит пустая – арендную плату придется заплатить хоть как».

В этом деле ему нужен был напарник, чтобы арендовать большую гостиницу.

Идея была рисковой. Если с погодой и гостиницей везло, то за лето можно было заработать по миллиону каждому. Если не везло – можно было не заработать вообще и остаться в минусе. Все же идея провести лето на море и при этом заработать мне понравилась, и я решила попробовать.

В феврале 2018 мы вложили по 350 тысяч из личных сбережений на предоплату и поехали в Геленджик искать гостиницу. В поезде по старой русской традиции мой напарник начал пить и за двое суток в пути окончательно запил. Я поняла, что надо с ним расставаться пока не поздно. На вокзале в Новороссийске мы распрощались, и я больше его не видела.

В одиночку такой бизнес было не потянуть. Тогда я предложила вложиться подруге А., у каждой из нас был свой оптический бизнес, на этой почве мы сдружились. Она согласилась.

Изначально я понадеялась на знакомого и рынок специально не изучала. Никакого опыта в этой сфере у нас с А. не было. Я обратилась в несколько агентств по подбору недвижимости и достаточно быстро нашла подходящую на вид гостиницу – не на первой береговой, но как мне показалось, достаточно близко к морю. Позднее стало ясно, что 900 метров – это совсем не близко, особенно если надо подниматься в гору. Критерий к гостинице был один – наличие крытого бассейна, так мы хотели обезопасить себя от денежных потерь в случае непогоды. Внесла предоплату, заключила договор с хозяином и до апреля вернулась в родной город.

Финансовый план составляли постфактум, и все равно на бумаге идея была прибыльной.

Продвижение и открытие

В марте 2018 мы начали давать рекламу. Создали группу в ВКонтакте, придумали название и сделали логотип, запустили таргетированную рекламу, зарегистрировались на Booking.com, Куданаморе.ру и местных сайтах. Распечатали цветные буклеты и распространяли в городе.

Весной мы договорились с профсоюзами – членам профсоюзов давали скидку на размещение работников в гостинице. Также пытались начать работать с тренерами фитнес-клубов. Планировали, что они приедут бесплатно, но привезут группы из своих клиентов. Это не сработало. Позднее стали привлекать агентов и таксистов за процент. В итоге это мы давали таксистам заказы на трансфер отдыхающих, а они платили нам за это комиссию.

На рекламу за сезон мы потратили 70 тысяч. Чаще всего люди приходили с Куданаморе.ру. С Booking клиентов не было вообще, из соцсетей приходили, но немного. Несколько раз приезжали работники из профсоюзов.

Хотя гостиница работала уже 8 лет, постоянных клиентов не было. Позднее мы поняли, что это важный момент.

Предзаказы начали поступать уже в начале апреля, больше всего бронировали номера в апреле-мае. В сумме мы получили предоплаты на 200 тысяч.

С этих денег мы полностью оплатили аренду за 3 месяца — с мая по июль — 900 тысяч. По окончании этого срока надо было заплатить ещё столько же за август и сентябрь.

В конце апреля мы поехали готовить гостиницу к сезону. Машина с прицепом была забита под завязку – помимо личных вещей, мы взяли караоке, микроволновку, швейную машинку, набор инструментов для ремонта, сейф для наличных. Для сдачи отдыхающим в аренду везли кальян, детскую коляску и шампуры.

В гостинице было 13 номеров, общая кухня на первом этаже. В отдельном здании располагался 10-метровый бассейн – фишка нашей гостиницы. В прилегающем доме жили хозяева.

Вскоре выяснили, что оснащение гостиницы старое, техника и мебель в номерах плохая – матрасы с дырами, посуды мало, а белье застиранное и рваное. Все было грязно – несколько дней мы драили полы, мыли кухню и стирали текстиль. После наших претензий арендодатель купил несколько новых матрасов, гладильный пресс и почистил кондиционеры. Многое пришлось докупать самим – не хватало штор, полотенец, постельного белья. Еще около 30 тысяч набежало после покупки текстиля и других полезных мелочей.

Затраты на запуск составили около 1 миллиона.

Работа в гостинице

Первый крупный заезд был уже 1 мая. В апреле мы договорились с профсоюзами из Краснодарского края, и к нам приехал рабочий коллектив, который занял все 13 номеров. Отдельного жилого помещения для нас не было: когда были свободные номера – спали в них, когда не было – спали в кладовке на раскладушках.

Кажется, все время мы что-то мыли и где-то убирались. Так и было.

Главная забота была одна – заселять отдыхающих. Каждого надо было встретить, рассчитать, поселить в чистый номер, в конце отпуска выселить, пожелать счастливого пути, отмыть номер и повторить заново. С середины июня всегда были заняты 10-11 номеров, один или два оставляли для себя. В мае и начале июня заполняемость была 50%.

Обязанности не делили, все делали вместе: стирали, убирали территорию, позднее начали закупать продукты и готовить завтраки.

Изначально у нас была договоренность с кафе через два дома – «мы отправляем к вам наших отдыхающих, вы отдаёте 10 процентов от стоимости завтраков-обедов». Но гостям там не нравилось, и с июня мы начали заказывать комплексные обеды с доставкой, а завтраки готовить сами.

Завтрак стоил 50 рублей. Прибыль с завтраков была непостоянной – в один день заказывали 10 завтраков, это 400 рублей прибыли, в другой день не заказывали ни одного. От идеи готовить обеды мы отказались почти сразу, хотя это достаточно прибыльно – тяжело, не было достаточно оборудования и времени.

Постояльцы охотно брали у нас домашние напитки, уголь для мангала и мёд.

Для развлечения гостей мы постоянно устраивали анимацию – рисовали плакаты, ставили музыку и развлекали детей. Вместе отмечали детские дни рождения, делали пенную вечеринку, общий шашлык и караоке.

В День шоколада мы рисовали звериные маски на лицах детей и взрослых, а потом всей гостиницей устроили дискотеку Фото является объектом авторского права

Все полученные от постояльцев средства мы записывали в тетрадь, складывали их в сейф и оттуда сразу вынимали на текущие расходы и проживание.

За каждый месяц мы тратили по 45 000 рублей на операционные расходы.

Ситуация с бассейном

Всем отдыхающим мы рекламировали большой крытый бассейн, бесплатный для постояльцев гостиницы. В договоре аренды было прописано, что мы пользуемся бассейном 7 часов в день, но хозяева гостиницы сами устанавливают время. Мы рассчитывали, что бассейн днем будет в нашем распоряжении. В итоге каждый день хозяин проводил там уроки плавания для детей с 10 утра до 8 вечера. В это время бассейн закрывался для посещения, а нам оставались самые неудобные часы – утром и поздно вечером.

Большой, 10-метровый бассейн с панорамными окнами и красивым оформлением был нашей фишкой.  Фото является объектом авторского права

Гости были недовольны. Я пыталась донести до хозяина, что этого времени недостаточно. В середине июня он согласился пойти на уступки и разрешил плавать еще час в обед. Бесконечная борьба с хозяином за бассейн очень утомляла.

Это было неудобно, но не критично. Все было хорошо, пока в июле в Геленджике не прорвало канализацию.

Катастрофа с канализацией

Первые звоночки появились еще в конце июня. Все гости массово на второй день после приезда начинали болеть ротавирусной инфекцией. Болели целыми семьями. Источником заразы было море. Мы догадывались об этом, но не могли ничего сделать.

В начале июля из-за аварии сточные воды через ливневую канализацию попали в море. Все городские пляжи закрыли, те, кто приехал на отдых на машинах, разворачивались и уезжали на другие курорты.

Так повторялось несколько раз – канализацию прорывало, пляжи огораживали лентой и заливали бухту антисептиком. Постояльцев стало ощутимо меньше — люди узнавали новости и не хотели приезжать, отменяли бронь. Отчасти бассейн нас спас – гости, которые уже заселились, выселяться не стали.

К середине июля стало понятно, что нам не удастся ничего заработать. В конце июля мы вышли в ноль – ничего не заработали, но отбили вложенные деньги.

Тем временем подходил срок оплаты второй части аренды за август и сентябрь. Мы понимали, что в текущей ситуации не сможем заработать еще 900 тысяч за два месяца, даже чтобы отбить аренду. Это было все, что мы заработали за 3 месяца!

Позднее от других арендаторов мы узнали, что 1 800 000 за сезон это очень много. Средняя цена за такую гостиницу на 500 тысяч меньше.

Отдыхающих в гостинице почти не было, брони и предоплаты было всего на 150 тысяч.

Мы решили расторгнуть договор до августа и уехать. Хозяина гостиницы предупредили за две недели. Он ответил, что его не волнуют обстоятельства и требовал выплатить 900 тысяч за август и сентябрь. Расторгать договор он отказался. Мы знали, что платить не будем.

В качестве условий расторжения в договоре были указаны только форс-мажорные обстоятельства. Мы ссылались на них. Но власти в городе не вводили режим повышенной готовности, вся ситуация не афишировалась. По договору, никаких обстоятельств непреодолимой силы не было.

С большим трудом мы договорились. Всю предоплату и список постояльцев на следующие месяцы отдали хозяину гостиницы.

В итоге за 3 месяца — с мая по июль — выручка составила около 1 135 тысяч рублей. Все это мы потратили на операционные расходы, проживание и аренду – 900 тысяч ушло арендодателю.

Выводы

У нашего бизнеса был огромный плюс – он был на море. Все 3 месяца мы провели на юге – в свободное время ходили на пляж, загорали и путешествовали по побережью. Побывали в Краснодаре, Анапе, Новороссийске. С нами были наши дети, и для них это незабываемый отдых. Наши гости оказались приятными людьми, с некоторыми мы общаемся до сих пор.

Мы сделали ряд выводов из этой истории.

1. Вхождение на рынок начинается с его глубокого изучения. Даже если у вас есть бизнес в другой сфере, заходить в новую отрасль нужно после того, как вы в ней разобрались. Мы не знали, сколько приемлемая цена аренды гостиницы и погорели на этом.

2. Стоит учитывать опыт предыдущих арендаторов. Если у вас есть контакты старых арендаторов, не стоит пренебрегать их опытом и нужно обязательно спросить, с какими трудностями они столкнулись. Они же дадут отзыв на владельцев гостиницы.

3. В договоре с арендодателем нужно грамотно прописать условия расторжения. После розлива канализации мы потеряли значительную часть клиентов и могли работать только при снижении арендной платы. Опустить стоимость хозяин не согласился. Расторгнуть договор мы смогли с большим трудом.

4. В договоре нужно указать все тонкости, которые для вас имеют значение. Мы не прописали условия совместного пользования бассейном. Позднее это принесло нам много неудобств.

Автор статьи: Уля Шевченко #интервью #бизнес #кейсы

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Oleg Oleg

У меня вопрос сколько должно пройти еще лет прежде чем канализации в курортных городах перестанут сливать нечистоты в море? почему такой фигни нет даже в Турции не говоря уже про какую-нибудь Грецию или Испанию?

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

как это "нет даже в Турции"? :)
https://en.wikipedia.org/wiki/Water_supply_and_sanitation_in_Istanbul

Очищалось 95% собранных сточных вод. Очищенные сточные воды сбрасываются в Босфор. Они сбрасываются в нижний слой, где поток направляется в сторону Черного моря на севере. Черное море обладает гораздо большей ассимиляционной способностью, чем экологически более чувствительное Мраморное море на юге

Ну и в Мраморное попадают сбросы от 25млн. проживающих там людей.
Проблема в плохой очистке или поломке системы.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Слова курортные города вы пропустили? Впрочем, я если уж совсем честно пофиг на Турцию. Я в далёкие советские годы отдыхал в Одессе и там тоже периодически закрывались пляжи из-за сточных вод. признаюсь, был абсолютно уверен что сейчас по крайней мере в России такая проблема уже решена

Ответить
Развернуть ветку
Даюза Мильен

Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, какие проблемы происходят в России, я отвечу:дураки, дороги и канализация в Геленджике.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Patlakh

Я думаю канализация и стоки мало изменились с советских лет, а возможно стало даже хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бондарь

Слово "очищенные" он пропустил. Наши приморские города сливают напрямую из трубы. В особо тяжёлых случаях - не в открытое море, а во внутреннюю бухту, как ДВФУ на о. Русском

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда