{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Задница в дымоходе» триллер о ритейле в России. Антикейс

«Попа в дымоходе» — старинная фламандская поговорка. Означает она человека, который занимает руководящую позицию в организации, но его компетенций недостаточно, чтобы занимать эту должность. Не тянет. Такая «ж» затыкает собой условный дымоход, и весь дым идет в дом. В Нидерландах это явление называется «Попа в дымоходе», а у русских — эффективный менеджмент.

Прим. в оригинале, конечно, в пословице не "Задница". #ass_in_the_chimney имеет не прямой физиологический смысл, а эмоциональный, так скажем, подтекст. Оригинал по мнению #vc звучит обсценно, так что придется пожертвовать ритмом фразы в угоду цензуре.

Душераздирающая история.

У моего друга завод по производству вин (виноградники, бочки, всё это в ЕС и сам он не русский). В Россию его вино поставляется уже больше 12 лет, объем продаж устойчив и превышает миллион литров в год.

Собственник между тем затеял оптимизацию процессов и — в числе прочего — сокращает путь от производителя к покупателю. Это save money, детка, один из базовых принципов #design_thinking.

Он хочет отказаться от дистрибутора. Логично? Да. Логистика и коммуникации стали проще, потребность в посреднике отпала. Итак, его цель — прямые контракты поставки с ритейл сетями, но по более низкой для них закупочной цене, т.к. он отсекает маржу посредника (это от 40 до 60%).

На первый взгляд, всем выгодно, да?

1. Торговая сеть получает свой обычный товар существенно дешевле. При этом условия поставки не меняются или могут быть улучшены с учетом особенностей и пожеланий конкретной сети. #win_win

2. Покупатель получает снижение цены (за счет маржи посредника). Либо сеть получает сверхприбыль. Это уже внутреннее дело сети.

3. Производитель получает от торговых сетей фитбек и может корректировать производство, вкусы, упаковку, купаж – очень многое! Делать более гибкой и корректировать линейку продукта в русле покупательских предпочтений – еще один базовый принцип #design_thinking .

4. Сокращаются сроки поставки, а удаление нескольких звеньев из цепочки, делают весь механизм более надежным.

Мой друг – не наивный прыщавый мальчик, он знает правила, давно работает и готов учитывать все интересы. Во всем мире такой подход отлично работает. Но в России, как известно, особый путь.

Потому, что самый сложный квест в России — это найти того, кто принимает решение и понять, что ему нужно на самом деле. Это экстра-охраняемый секрет. Всегда. Даже если вся контора состоит из Самого Главного Светлейшего Эффективного Менеджера и «кого-то, кто отвечает на телефон». Потому, что Светлейший сами не могут, Они мировые процессы продвигают (спойлер — тупят в телефончик).

В Израиле, Германии, Франции, США и даже Греции такую сделку я бы закрыла максимум за 2 месяца. Это тот редкий случай, когда продукт известен, а человек, принимающий решения — адекватен, гибок и заинтересован.

Но это только с одной стороны. А вот с русской стороны думаете, что происходит?

Правильно!

Приходит ОНА. «Попа в дымоходе».

Представьте: крупная, известная сеть, долгая дорога к менеджеру по закупкам через 100500 помощников, секретарей и просто каких-то приблудных людей, которые закрывают грудью Светлейшего, Высочайшую Персону, чье имя сокрыто, график неизвестен, а компетенции таинственны.

Для меня пока не разгадана загадка: почему в Германии, Бельгии, США и даже в Иране я могу позвонить в приемную по телефону, который я найду на сайте компании, изложить свой вопрос и меня соединят с компетентным специалистом, а в России нет? Что не так?

Для организации встречи с вице-президентом крупнейшей в мире бриллиантовой биржи в Тель-Авиве мне потребовалось 4 дня. Звонок – анонс вопроса – решение — встреча.

На организации встреч с менеджерами по закупкам (чьи фамилии скрываются бдительным персоналом, ибо мало ли, что) мой товарищ потратил больше 4 месяцев. Результат предсказуем: он ни с кем не встретился и ни от одной компании не получил ответа на коммерческое предложение.

- Получается какая то ерунда — говорит он мне, — я не понимаю, что происходит.

А что происходит? А ничего не происходит! Все официальные письма остаются без ответов.

Я, конечно, свысока ухмыльнулась. Это Россия, детка, нашел, чем удивить! Ряды сомкнуты, враг не пройдет. Мы никогда не упустим возможность упустить возможность!

Для примера: однажды я закупала для стран Центральной Африки 4 контейнера крепкого алкоголя. Оплата шла вперед и, естественно, цена имела значение. Я связалась с 6 производителями. Это был стандартный запрос «прошу сделать мне предложение по таким то спецификациям». Все мои адресаты ответили в течение 2 недель, даже итальянцы. Компания из России не ответила вовсе.

Но вернемся к нити повествования.

Наконец, с помощью нескольких друзей наш винодел получил высочайшую аудиенцию с Прыщавым Светлейшеством. Угадайте, что было дальше?

Да! Да!!

Пришлите, презентацию, мы рассмотрим.

Деточка моя, сладкий мой, зачем тебе презентация? Это вино стоит у тебя на полках. Ты продаешь это вино уже несколько лет.

Я молчу, я культурный человек, это не мой завод и не мое вино. Мозг, конечно, намекает, что ржать давно пора. Но я помню, что Светлейшество — трепетное создание и если заржать, то Они будут в гневе, обмороке и стрессе. И тогда точно придется искать собственника, т.к. нет более тупой и безнадежной ситуации, чем Месть Гномов.

Ладно. Презентация отправлена. Что дальше?

А дальше для Светлейшего Прыщавого Менеджера дело сделано. Он же попросил презентацию? Попросил. И вот она, презентация. Можно дальше тупить в телефончик. Вопрос заглох.

Через 4 недели мы настаиваем и снова делаем встречу.

Ну, кто угадает, что дальше?

Правильно! Пришлите презентацию, мы рассмотрим.

Кольцо для европейской белочки замкнулось, вперед, беги, крути. Но мой друг не понял, что кольцо замкнулось, поднял брови вверх и пригласил меня выпить.

Он — процветающий собственник, заводчик и винодел — придумал креативную идею. Попросил меня связать его с собственниками с которыми ему будет проще говорить на одном языке. #win_win

Я свяжу, конечно. Но он зря думает, что это поможет. Он, наивный европейский бизнесмен, еще не знает, что собственник в России ничего не решает и ни на что не влияет. Собственник нанял «эффективную команду». Которая рулит поездом, стремительно мчащимся к банкротству. Это будет еще не завтра, ритейл достаточно прибыльный бизнес, но каждый из вас вспомнит 2-3 крупные сети, которые успешно померли за последние 10 лет и им на смену пришли другие (которые едут сейчас в том же прогнозируемом направлении). Менеджеры ничем не рискуют, они просто меняют место работы.

Так что на каждый бизнес найдется своя «Ж@па в дымоходе», а если этого будет мало, то в ход пойдет еще один могущественный инструмент, именуемый саботаж.

Эта убойная технология и применяется тогда, когда собственник еще не впал в летаргию и пытается свой заповедник привести в чувство. Хрена с два. Он заложник системы, а система сказала: сиди тихо, с@ка, тут стабильность. Врач сказал в морг, значит, в морг!

Я олдскульный предприниматель из прошлого века и стараюсь не ныть по поводу идиотов, фрагментарного мышления и всяких национальных особенностей чего бы то ни было. В Южном Судане, например, вообще шокирующие традиции.

Но дорогие друзья и просто зашедшие на огонек! История не закончена и я надеюсь, что на нашем пути встретятся и нормальные люди и мы с ними сможем немного улучшить жизнь нескольким сотням тысяч любителей вина, а может даже миллионам.

Потому, что хорошее вино это совсем не плохо!

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Lev Moscov

Что вы накинулись на автора? В рассуждениях только черный и белый с обоих сторон.
Кейс в сравнении с западным опытом действительно нетипичный как и многое другое в России. И тому есть кучка  объективных и субъективных причин. И относительно незрелые процессы, о чем пишет автор, в том числе. Причем не только внутренние ритейла, но внешние, те же регуляторы, налоги и т.д. Человеческий фактор тоже чего стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Зарубина
Автор

не, не, нормально!
Я знала, что некоторые узнают себя в Светлейших Прыщавых :) Так что агрессия ожидаема и осознанно спровоцирована. 
А то что то скучно. 

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда