{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как в Азии учат стартапы в акселераторах. Программа №1 стартап-акселератора в Азии - Chinaccelerator)

Привет! Меня зовут Никита, мне 21, и я работаю инвестиционным аналитиком в стартап-акселераторе Chinaccelerator (#1 в Азии) и в американском венчурном фонде SOSV (#2 самый активный Angel и Seed-Stage инвестор в мире).

Я третий справа снизу. На недавнем мероприятии 8x8 (о нём я упомяну ниже).
P.S Это далеко не вся команда Chinaccelerator

Мне было приятно увидеть, что моя предыдущая статья о пути стартапа от заявки до оффера была хорошо принята читателями vc.ru и даже попала 80 людям в закладки. И еще 91 человек подписался на мои рассказы о внутренней кухне стартап-акселератора и венчурного фонда. Спасибо!

Через такие статьи, как эта, фаундерам стартапов станут чуть более понятны акселераторы, и фаундеры смогут понять: как с ними будут работать, чему учить, и что стоит ожидать от акселератора, а что нет.

То есть появляется какая-то прозрачность.

Поэтому я решил опубликовать здесь материал о том, как выглядит программа акселерации 3-ей и 4-ой недели (их всего 12), на примере программы Chinaccelerator. (Напоминаю, #1 стартап-акселератор в Азии).

Материалы о каждой неделе программы акселератора выходят вот здесь: https://t.me/vccomvc. И 1-ую и 2-ую недели я очень подробно уже успел описать там (они находятся в закрепленном оглавлении по хештегу #ПрограммаChinaccelerator ).

3-ья и 4-ая недели немного похожи друг с другом, поэтому я решил их объединить в один большой рассказ.

Что происходит в третью неделю?

Strategy Meeting

Это еженедельная встреча.

Вы начинаете с стратегической встречи.

Я уже подробно успел описать то, что происходит на этих встречах на примере второй недели. Но, так как на vc.ru я это не постил, а второй раз просить вас посмотреть мой блог в телеграмм было бы наглостью, то я опишу это здесь, чтобы пост прям совсем сочный получился.

Эта встреча еженедельная и на ней вы каждый раз отвечаете на некоторые вопросы об операционной составляющей вашего бизнеса.

Цель подобных еженедельных встреч узнать 3 вещи:

  • Updates:

Какие у вас есть результаты по сравнению с прошлой неделей?

Как ваше самочувствие и как ваши дела вне компании?

(У нас есть правило! Ваше здоровье и психологическое состояние важнее вашего проекта. Так как это напрямую зависит от принятия вами решений, вашей энергии, мотивации команды, и поэтому это тот аспект, про который нам тоже важно знать.)

  • Help needed:

Какая помощь вам нужна? (Это может быть поиск интернов в вашу компанию, контакты менторов, контакты крупных корпораций и организаций, контакты прошлых фаундеров, проверка документов и отчетности и т.д.) В любом случае, если вам нужна помощь, то мы сможем найти способ помочь вам.

  • To do:

Что вам желательно сделать в течении недели исходя из выводов встречи и результатов прошлой недели.

В общем и целом, вы и сами можете определять тему разговора. Самое главное, на подобных встречах:

  • говорить тезисно, но полно, чтобы менторы в итоге понимали в чем заключается ваша та или иная проблема и как её можно лучшим способом решить.
  • использовать всё время встречи (все 45 минут). Когда вы закончили с основной информацией и вопросами, используйте свободное время, чтобы рассказать менторам о ваших мыслях и идеях (любых, даже самых глупых). Потому что, менторы могут поделиться своим опытом и сразу вам скажут, что, либо в сторону этой идеи стоит копать, либо это дохлый номер. Так, вы хотя бы не будете тратить время на раздумья над мыслями и идеями, и будете заняты вашим нынешним бизнесом. Но также, в процессе общения могут родиться и новые идеи, так как вы можете видеть свой бизнес под другим углом, отличным от менторского, тем самым через общение и рассказ о своих идеях вы можете прийти к чему-то новому. Менторы подскажут через свой опыт, а вы через свое видение. (В любом случае, финальное решение делать-не делать всегда за вами.)

Growth Meeting

Это еженедельная встреча.

Здесь с вами общаются менторы, которые занимаются Growth направлением.

Вы рассказываете более подробно про новых клиентов, эксперименты и гипотезы, которые планируете проводить. Определяете, что для вас будет важно замерить и какие результаты получить в процессе тестирования.

В каком-то смысле эта встреча похожа на Strategy встречу. Но с более глубоким разбором ваших действий в плане тестирования гипотез. Собственно поэтому, по времени она идет сразу же после Strategy встречи.

OKR Workshop

На третьей неделе вы проходите OKRs (Objectives and Key Results).

На этом воркшопе разбирается:

1) Простая структура для достижения целей с фокусом на самом главном.

2) Методы для обеспечения того, чтобы ваша команда вносила измеримый вклад, согласованный с бизнес-целями.

3) Практика, ориентированная на воздействие, для перевода миссии компании в значимые, функциональные цели.

Небольшая вырезка с воркшопа.

Самое важное, что нужно знать об OKRs – это всё о результатах, а не о действиях.

Мы не определяем, что мы должны сделать, чтобы достичь результатов. Мы определяем, каких изменений мы хотим добиться. Почему? Так вы сможете правильно расставлять приоритеты.

Если вы не знаете, куда двигаться дальше, то ничто в вашем пути не поможет вам.

Для этого вы должны еще раз посмотреть на видение и миссию компании, а также нынешние метрики и определить самые главные этапы/рубежи, которых надо достичь в следующем квартале.

Возможно, из описания наверху, вы уже подумали, что это всё как-то просто. А оно так и есть!

Сильные стороны OKRs – Простота.

1) Эта простота и есть сильная сторона OKRs. Проблема в том, что сотрудники или фаундеры из раза в раз всё усложняют! Они думают - О! Сейчас мы добавим сюда вот этого, а ещё вот этого вот сюда!

Но и этим же, усложняют использование этого инструмента.

Но, вы можете спросить - так, а в чем сила простоты то? В том, что, когда все просто, то легко проводить итерации! А для стартапа это жизненно необходимое действие! Очень часто фаундеры сталкиваются с тем, что долго что-то строят, и потом им очень сложно осознать, что пришло время для изменений и, что пара начать действовать в эту сторону изменений. Для этого фаундеру и команде сразу вдруг нужно много энергии.

И, как вы понимаете, многие проекты так и помирают.

2) Вам наверняка будет интересно узнать, что:

95% сотрудников не полностью понимают цели компании или то, что от них ожидается для достижения целей компании. Harvard Business Review

Вторая сила простоты OKRs в том, что все люди в вашей компании смогут их понять, запомнить и знать о приоритетах. И все действия, которые сотрудники и фаундеры в том числе, будут совершать, должны будут быть направлены на это. Потому что, если всё в приоритете, то ничего не в приоритете!

3) OKRs помогут определять bottleneck-и на каждых этапах ваших туннелей.

Пример - Вы говорите цель. (Это ваша North Star, о которой я говорил в посте о неделе 1) :

"К концу квартала я хочу удвоить GMV".

Формула GMV (Gross Merchandise Value) = Sales Price of Goods x Number of Goods Sold

Для начала стоит задать вопрос себе:

Что нужно, чтобы достичь этой цели?

Первым делам представим, что вы удвоите количество трафика. Так вы сможете удвоить GMV? Что может быть в вашей компании, что может вам помешать достичь цели?

И я не зря говорю про компанию и как она сама может вам помешать. Потому что, чтобы утвердить правильные OKRs - нужно понимать структуру вашей компании, а точнее зависимости разных частей компании.

То есть в нашем примере нужно понять, какие факторы есть в вашей компании, которые влияют на GMV. Мы можем выдвинуть гипотезы/предположения об этих факторах.

Это могут быть:

1) количество ваших сотрудников

2) количество магазинов

3) эффективность программного обеспечения и т.д.

И каждый фактор может повлиять на увеличение GMV. Но у какого будет больше влияния нам и предстоит выяснить?

На самом деле весь процесс осмысления OKRs работает по принципу reverse back engineering. То есть вы идете из конца к началу развития ветки сценариев.

Но, всё же, давайте, я не буду превращать эту статью в еще один рассказ об OKRs, Agile и Lean Startup метода и метрик. И вернусь к описанию 3,4 недели программы акселератора.

Если вам интересно, чтобы я рассказал то, что рассказывают на этом или других воркшопах в стартап-акселераторе подробно, то напишите в комментах. (Я узнаю, если можно сделать материал в виде подробного summary воркшопа – то, о чем на нём рассказывают и какие примеры приводят).

А вот тут можно очень подробно почитать об OKRs, так что сохраните себе в закладках, это точно будет полезно: (https://felipecastro.com/en/okr/okr_and-agile/)

В общем и целом, по итогу воркшопа, вы, как стартап, сможете понять для себя несколько вещей:

1) что такое OKRs

2) как OKRs использовать, чтобы действительно помогать процессам и росту компании.

3) сформировать первые OKRs с менторами

4) за какими OKRs и как часто следить

5) как достигать OKRs

OKRs 1:1

Собственно, на этой сессии вы вместе с Партнерами и менторами акселератора будете обсуждать ваши OKRs и полноценно их формировать для дальнейшего движения вашей компании.

HBDI Workshop

Это сессия расскажет фаундерам о HBDI и о том, как он может помочь вам и вашей команде лучше сотрудничать.

HBDI – это тест на психометрическую оценку, который показывает, как вы предпочитаете думать. Этот тест часто называют "моделью всего мозга" (Whole-Brain Model) или HBDI Herrmann Brain Dominance Instrument, и он показывает, какие области мы предпочитаем задействовать, когда думаем, а какие - нет. Он подчеркивает тот факт, что каждый из нас индивидуален и, следовательно, мыслит по-разному.

Мозг делится на четыре квадранта: аналитический, практический, реляционный и экспериментальный. Каждый из них представлен разными цветами HBDI.

В связи с тем, что в будущем работа приобретает гибридный или онлайновый характер, одним из ключевых пунктов, на котором следует сосредоточиться, являются члены вашей основной команды. Во всем мире существует огромное количество талантов класса A+, которые помогут вашим стартапам добиться успеха.

Чтобы убедиться, что вы нанимаете именно тех специалистов, которые необходимы вашему бизнесу в данный момент, и лучше понять их стиль работы, HDBI может дать вам рекомендации по этому аспекту.

Эту сессию ведет наш ментор и он является создателем методологии "Whole-brain Startup", которая фокусируется на полном использовании интеллектуальных ресурсов основателей стартапов и команд.

В целом, интересная лекция и в ней это все рассказывается в том числе и через призму строения нашего мозга.

В конце воркшопа, стартапам рассылается анкета, где они должны ответить на вопросы, которые потом проанализирует ментор и даст советы. Анкеты 100% должны пройти все те, кто находится на C-уровне в стартапе.

HBDI 1:1

Эта встреча идет через несколько дней после воркшопа. И после обработки анкеты, о которой я упомянул выше, ментор показывает вам результаты. Вот один из примеров оценки одного из фаундеров стартапа.

Что означают цвета?

Синий – аналитическая логическая часть. Сильно выраженный синий присущ главному финансовому директору (CFO). Он очень аналитично относится к принятию решений. Его больше интересуют цифры.

Зеленый – больше внимания уделяется деталям и реальной ситуации. Это присуще главному операционному директору (COO). И он больше всего заинтересован в эффективности.

Если описывать разницу синего и зеленого, то можно привести пример строительства дома.

Архитектор будет иметь высокий синий цвет, но на самом деле он даже не строит дом и скорее всего далеко не заходил в него. В то время как зеленый – это, как прораб, который смотрит всё в деталях. Зеленый реалистичен в отношении времени.

Желтый же – оптимистичен в отношении времени. (И у людей, у которых ярко выражен желтый, опасно то, что если они начинают дело, то скорее всего не заканчивают его). Но в этом смысле они больше мечтатели и вдохновлятели.

Красный цвет – человек ориентированный на взаимодействие с людьми. Скорее всего этот человек отвечает за Business Development. Этим людям нравится общаться и устанавливать связи.

Да, для компании очень важно иметь разнообразие. И подобный инструмент оценки ключевых сотрудников может быть полезен.

Самое главное, что стоит помнить, что этот тест не оценивает в чем вы хороши, но оценивает, как вы подходите к решениям проблем.

Demo Day Deck 101 Workshop

Это сессия проходит с главным Партнером акселератора.

Она поможет вам подготовиться к первой репетиции мини-демо дня. Партнер делится структурой/форматом презентации для демо дня.

Вы также обсуждаете, как вы можете рассказать историю на демо дне так, чтобы инвесторам был понятен и интересен ваш бизнес.

Это вводная лекция, и вам дается время до следующей недели подумать о том, какую историю вы будете рассказывать, если отталкиваться от вашего нынешнего понимания проблем и возможностей, которые вы даете вашим клиентам.

В целом, самые популярные два типа истории это:

  • рассказ о возможностях (предоставление новых фич и возможностей клиентам)
  • рассказ о враге (то есть защита ваших клиентов от кого-то)

Формат: обычно 25 слайдов - 30 слайдов

Следует рассказать:

  • о проблеме
  • о том, какие есть возможности
  • о вашем решении

Здесь все достаточно стандартно. Но все должно быть в формате сторителинга.

Некоторые инвесторы, которые будут слушать вас на демо дне, не являются носителями английского языка и не разбираются в вашей области, поэтому нужно всё излагать через простые примеры.

Вывод - упрощайте.

Введение в EIR

Это введение от нашего менеджера по продажам B2B. Это важная сессия, поскольку стартапы могут задать вопросы о том, как менеджер может помочь с воронкой продаж вашей компании и т.д.

EIR (Expert in Residence) — это тип менторов, которые посвящают несколько часов каждую неделю, чтобы дать экспертную консультацию стартапам из текущего батча по ключевым направлениям их бизнеса. В отличие от обычных менторов, EIR менторы получают компенсацию от SOSV за свое время.

Founders story

Это еженедельная вечерняя пятничная встреча онлайн/оффлайн за одним столом с вином, едой, да и чем хотите собственно.

Это мероприятие для более глубокого знакомства с фаундерами, партнерами, менторами, инвестиционными аналитиками и другими членами команды акселератора.

Вы рассказываете свою life story в виде презентации, а все остальные слушают, смеются, задумываются, спрашивают доп. вопросы у вас.

Обязательное условие – наличие тех самых голожопых детских фото, как у всех у нас есть в домашних маминых альбомах :)

Mirror Session

Это еженедельная сессия.

Она непринужденная и открытая, где все стартапы могут поделиться своими достижениями, проблемами и спросить необходимую помощь от других стартапов.

Мы же со своей стороны выделяем 1 компанию, которая достигла отличных успехов за прошедшую неделю. (К примеру, выручка выросла на 35% неделя к неделе).

Еще мы просим фаундеров поделиться:

1) Что было главным открытием на этой неделе для бизнеса/команды?

2) Что было low point для бизнеса/команды?

3) Каким был "ага!" момент?

4) Что вы собираетесь делать по-другому с этого момента?

5) Как другие основатели могут помочь вам на следующей неделе?

Будьте открытыми, делитесь тем, что есть. Я нередко наблюдал, как какие-то проблемы решались двумя разными проектами прямо там, на месте, так сказать.

Что происходит в четвертую неделю?

Strategy Meeting

О, которой уже рассказал выше.

Но дополню, почему нужно заполнять все Updates в TOTEM (что такое TOTEM можете узнать чуть подробнее из статьи о первой неделе программы), и почему нужно делиться с нами результатами.

Почему они актуальны:

  • Для вас

Вы думайте, оценивайте, планируйте, фокусируетесь

  • Для менторов/инвесторов

Устанавливаете доверие → Берете на себя обязательства и выполняйте их

Привлекаете наставников к помощи

  • Для нас

Эффективное использование времени в помощи вам

KEY METRICS AND TRACTION – это первое, и самое важное, что вы должны заполнять!

OKRs – это второе, самое важное, что вы должны заполнять!

Growth Meeting

О ней уже рассказал выше.

Demo Day Deck 1:1 (1/x)

Это сессия проходит с главным Партнером акселератора. На ней вы обсуждаете вашу презентацию и историю для демо дня. Партнер акселератора помогает вам в её составлении, задает вопросы, что-то советует и т.д.

По моим наблюдениям, в процессе частенько рождаются новые гипотезы и взгляды на целевую аудиторию, клиентов, партнеров и т.д. В этом и есть сила разговоров, коммуникации, и обмена информацией.

Поэтому при работе с партнерами и менторами старайтесь раскрывать как можно больше деталей о вас.

Group 1: Demo Day Deck Practice

Первая группа стартапов питчит презентации для демо дня и получают очень быстрый фидбек от партнеров. На всю встречу и все стартапы только 30 минут.

Mirror Session

О ней уже рассказал выше.

Founders story

О ней уже рассказал выше.

Мероприятие 8x8 Global

Это масштабное мероприятие организованное SOSV и Chinaccelerator. Оно проходит дважды в год. То есть для каждого батча. (Всего батчей 2 за весь год). Мероприятие проходит онлайн и оффлайн в Шанхае и Тайбее.

Сначала выступают стартапы со своим elevator pitch, над которым они начинали работу еще на первой неделе акселерации. Зрители через QR коды должны оценить (по своему желанию конечно же):

  • насколько понятным/содержательным был питч
  • насколько он был вдохновляющим


После этого выступают приглашенные 8 спикеров, каждый из которых по очереди 8 минут рассказывают свой опыт в предпринимательстве, венчуре, стартапах, работе в корпорациях - в общем раскрывают какую-то интересную тему.

В общем, очень советую вам посмотреть полные выступления интересных вам спикеров, по ссылке с записью, которая будет чуть ниже, после описания тем спикеров. Обратите внимание, что рядом с каждой темой подписано время видео, где начинается выступление.

В этот раз были темы:

- Предпринимательство – это экстремальный спорт. (Что нужно, чтобы стать предпринимателем, поддерживаемым венчурным капиталом?) (59:10)

Спикер: Wayne Huang фаундер компании, недавно закрывшей Pre-A раунд на $70 млн. И в прошлом основатель компании, которая была поглощена компанией Proofpoint.

- Линия на миллионы долларов. (Пересечение инноваций и культуры) (1:07:00)

Спикер: Jessica Gleeson (Chinaccelerator Mentor, ex-Vice President Walt Disney, ex-Global Director Starbucks)

Джессика помогает нашим стартапам с одной из самых сложных частей в процессе масштабирования – командой. И она тот человек, который когда-то помог всем известной компании Starbucks прийти в Китай.

Как видите тема выступления – Линия на миллионы долларов. Джессика рассказала историю фраппучино, которое продается в Starbucks, а также нестабильность системы приготовления этого напитка из-за которой терялись качество, а также миллионы долларов ежегодно.

Команда Джессики взялась решить эту проблему, и они ее решили красивым и изящным способом - нарисовали линии на стаканчике, которые все вы можете увидеть, если придете в Starbucks и закажете Фраппучино, и поменяли порядок добавления ингредиентов. Это помогло сэкономить Starbucks миллионы долларов ежегодно и стандартизировать качество напитка. Это простой, но в то же время интересный кейс.

- Отношения между стартапом и инвестором. (И как сделать их максимально эффективными). (1:19:00)

Спикер: Wei Hopeman. (Кофаундер и управляющий партнер Arbor Ventures. Крупнейший Fintech VC в Азии.)

- Life Story Sharmin и ее компании. (1:29:15)

Спикер: Sharmin Ali - фаундер компании Instoried.

- Learning From Building at Scale (Проблемы масштабирования) (1:45:00)

Спикер: Arun Verma. Раннее занимался развитием Shopify, а сейчас делает свой стартап.

Arun раскрывал такие проблемы:

  • как построить команду, которой не все равно?
  • как постоянно находить Product-Market Fit?
  • как находить настоящую North Star стартапа?

Молодым стартапам точно будет полезно!

- It’s All About People (2:00:00)

Спикер: Alicia Tung (COO Great Place to Work)

Аlicia раскрыла наиболее важные вопросы и секреты формирования сильной команды за короткой время.

- Самый общий совет (и почему это работает) (2:15:00)

Спикер: John Keh основатель стартапа Impakt. (ex-Uber, Caviar (поглощена Square), Welcome, YC W20)

Джон раскрыл все те общие советы, о которых слышали, пожалуй, уже все стартаперы, (но некоторые по-прежнему не спешат их использовать), но через призму своего опыта/своих успешных стартапов.

- Философия Дзен в дизайне продукта (2:24:20)

Спикер: Kapil Kane (Директор по инновациям Intel GrowthX China, Stanford)

Kapil рассказал о 6-ти совершенствах Высшей Мудрости и как их применить в дизайне вашего продукта.

Ссылка (для самых активных) на запись спикеров 8x8 :)

Фух, ну вот и все.

Надеюсь, вам было интересно узнать немного больше о внутренней кухне акселератора, о его программе, и как работают со стартапами, которые проходят акселерацию.

Как видите получается суммарно достаточно насыщенно, но не очень, чтобы у вас оставалось время заниматься своей компанией.

Я не буду со 100% вероятностью утверждать, что программа и в российских, и в китайских, и в других зарубежных акселераторах одинаковая. Но все же думаю, что схожести есть. А отличия в программе могут присутствовать из-за специфики конкретного рынка и, конечно же, из-за самого главного – менторов и связей, которые вам может дать акселератор.

Через такие статьи, появляется какая-то прозрачность программ. Думаю, что открытость в этом смысле должна присутствовать и она будет играть только в хорошую сторону, как для акселератора, так и для фаундеров.

А если вам интересно получить более полную картину, то вы можете прочитать мои другие посты про программу 1-ой и 2-ой недели акселерации №1 стартап-акселератора в Азии по ссылке в начале статьи.

Это очень хорошая возможность узнать про программу акселерации и ее наполнение. О таких вещах никто так подробно не пишет.

0
4 комментария
Борис Васильев

Я в восхищении, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пономарев
Автор

Рад, что было полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Да, могут люди, если сильно захотят. Извините, Никита, за наивные вопросы. Во всех этих фондах пишут о каких-то деньгах. То есть может я сам неправильно все понял, но тем счастливчикам, которые миновали, прошли так сказать горнило отбора, им даже какие-то деньги сразу дают? Кому скромно $30K, в хороших 100, а Y кажется уже и 150! И это как-бы что -ли на руки?  

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пономарев
Автор

Глупых вопросов не бывает. Не переживайте.

Про инвестиции, не могу говорить за всех.
Бывает, что фонд может дать деньги, но с определёнными ограничениями, на что вы их можете пускать. Бывает, что куда считаете нужным - туда и тратьте.

В акселераторах больших типо YC, 500 Global, Chinaccelerator и др. - да, около 120k-170k USD дают за долю в компании.

В плане больших фондов, гораздо бОльшие конечно же суммы, которые в миллионах долларов (десятках и даже сотнях) исчисляются.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда