{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Совмещаю работу в «Яндексе» и продакт-консалтинг: как, зачем и почему

Так я пробую свои скиллы в новых проектах, пополняю портфель кейсов, узнаю, как устроены процессы в других компаниях и больше зарабатываю

Привет, меня зовут Данила Березин, и я технический проджект-менеджер в колонках с Алисой. До этого я работал в red_mad_robot, делал ТендерФлоу, реализовывал идеи других стартапов и одновременно получал продуктовую экспертизу «в полях». Мне интересны долгосрочные проекты, сложные задачи. Но иногда хочется переключаться на что-то ограниченное по времени и ресурсам. Поэтому я стал искать сторонние кейсы, где мог бы применить свою экспертизу и поработать с чем-то новым. Так занялся продуктовым консалтингом — помогаю небольшим проектам и стартапам.

Было непросто зайти в тему “с мороза”. У меня есть набор скиллов, но на старте много вопросов: как найти клиентов, где найти время качать пайплайн, на что сделать акцент при упаковке услуги, что важно вынести в условия. Я не понимал, как это засетапить. В процессе узнал, что я такой не один — есть комьюнити и разные возможности искать проекты.

Сегодня опишу весь путь на примере одного интересного кейса — как нашёл, как планировал время, о чём важно договориться на берегу, чтобы все оказались в выигрыше.

С чего всё началось

Итак, продуктовый консалтинг — это, пожалуй, уже комьюнити. Кейс, о котором пойдёт речь, я нашёл через друга — Никиту Абраменко, ex-CEO «Потока». Он решил объединить продактов, чтобы вместе искать интересные проекты. Так появился сервис GoExpert.pro. И меня позвали в мой первый проект — нужно было поработать с сервисом «Моё дело».

Как я выстроил работу:

  1. мы чётко определили задачу и сроки;
  2. оговорили, сколько времени я могу тратить на проект в день — это 1–2 часа;
  3. обсудили оплату, составили план и приступили к работе.

Задача

Теперь самое интересное — как всё прошло с точки зрения продуктологии. Задача у заказчика была такая:

У «Моего Дела», как и у многих сейчас на рынке, стоит задача выращивать прорывные продукты. <...> Настало время запускать новые и не исключительно силами со-основателей (которые уже основательно нагружены текущим бизнесом), а самостоятельно независимыми продуктовыми командами.

Однако мы столкнулись с двумя проблемами: «замыленность» взгляда внутренних команд, ориентированных на развитие и поддержку текущих продуктов, и непривычность в проработке идей — нужен был упорядоченный и в то же время Lean-процесс, где были бы ясные сроки, после которых можно принимать решения на базе понятных метрик.

Сергей Панов, СЕО «Моё Дело»

Ситуация довольно классическая для многих компаний в России.

Позволю себе обобщить эти проблемы и показать, как они работают у других клиентов на рынке.

  1. Если выражаться языком продакта, у данного клиента не поставлен единый для всех команд Discovery process или, как часто бывает в множестве компаний, поставлен лоскутно. В чём тут боль? СЕО и акционерам нужно видеть существенный шаг в создании нового, который можно измерить. Когда единого процесса нет и команды бегут в разные стороны, сложно их сравнить. Если в компании 5–10 команд, у каждой свои процессы — это радикально усложняет администрирование и менеджмент.
  2. Собственная названная клиентом проблема — замыленность взгляда. Тоже частая проблема: специалисты в компаниях, как правило, очень сильные, но в своем домене знаний. А новый продукт требует выхода за пределы привычного.

Когда ты внешний консультант, ты можешь решить обе эти проблемы: так как ты не внутри команд, то может легко находить имеющиеся нестыковки, поставить методологию или переработать ту, что есть. Консультант, как играющий тренер, проходит с командой весь путь и решает конкретную бизнес-задачу.

Как мы работали

Мы подготовили и согласовали общую для всех команд методологию Discovery, прописали чёткие шаги, дополнили обучающими материалами по Lean Startup и Cust Dev. Ниже прилагаю скрин фреймворка.

Мы использовали такой фрейм:

  1. работа над гипотезами о масштабе и ценности;
  2. Lean-канвас;
  3. качественные исследования (как минимум, по 12 интервью на персону);
  4. снова канвас;
  5. User story map;
  6. итоговая презентация продукта на рынке.

В нём нет ноу-хау, он содержит довольно известные методы, позволяет отслеживать этапы и чётко идти по шагам. Хорошо подготовить его на старте, тогда и стейкхолдер, и команда сразу понимают, что мы делаем.

Работа была распланирована на 2 месяца, команды заранее могли выделить время на проработку новых идей, помимо основной операционки. Каждый этап — серия воркшопов с домашними заданиями для команд. В среднем это по 2 встречи на продукт в неделю.

С чем столкнулись команды по пути:

  • Командам сложно выделять много времени на работу с новыми идеями
    —> от консультанта ожидается драйвинг и вовлечение команд и в случае чего эскалация проблем на стейкхолдера, как и в обычной проектной деятельности.
  • Уровень продактов в командах различался, некоторых приходилось по ходу работы подтягивать
    —> провели обучающие воркшопы про cust dev, уделил внимание совместной работе над канвасами.
  • По ходу дела одна из команд отвалилась, так как сложно было тянуть дополнительный объём работы
    —> стоит проговорить со стейкхолдером такую версию развития событий заранее, чтобы сформировать ожидания и избежать вопросов после.

Классная практика просить команду сразу упаковывать наработки в слайды итоговой презентации. Это помогает участникам собрать общую картинку и обнаружить слабые места продукта. Мне как консультанту — выставить чёткий дедлайн, согласовать результат и назначить демо-день для руководства. Заказчику — увидеть, что он получит и в какие сроки.

Что в итоге

На выходе мы получили три проработанные бизнес-модели, команды защитили продукты на demo day, и теперь работа идёт уже без нас. Команды готовятся запускать MVP. Считаю, это хороший результат. Для меня это стало отличным опытом. Я протестировал для себя такой формат, понял, что это возможно совмещать с работой, заработал 250к за 2 месяца part time, получил удовольствие и кейс. И фидбек от клиента:

Даня и Никита в качестве внешних консультантов предложили нам методологию: 4 наших команды проходят за 2 месяца полный цикл проработки продукта от идеи до образа продукта, при этом обучают команду и ведут процесс, как играющие тренеры. В итоге некоторые идеи в ходе проработки отвалились, некоторые прошли. Отзывы от команд были от «хорошо» до «отлично».

Пока до нужного результата (запуска MVP, прим. ред.) мы не дошли, но это был хороший шаг, чтобы дальше команды сами принесли ещё лучший результат.

Сергей Панов, СЕО «Моё дело»

На этом всё. Буду рад ответить на ваши вопросы, рассказать про фреймворк, условия работы с клиентами, вообще про любые вопросы на эту тему. Пишите в комментарии или в личку.

See ya!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Khabib96

Забрал в избранное. 
Когда понадобится что-то написать на продактовском очередному стартаперу, пригодится в качестве эталона.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Захаров

А можно как-то получить копию фреймворка? :)
На скрине плохо видны детали, но в целом кажется очень очень годным..

Ответить
Развернуть ветку
Denis Yuzhanin

Поддерживаю коллегу. Если можете пошарить картинку или ссылку на Фреймворк, то было бы здорово

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

добрый день, хочу немного изучить продакт-менджмент, можете подсказать свои топ-5 книг в этом направлении? На английском или русском

Ответить
Развернуть ветку
Danila Berezin
Автор

Поделюсь тем, что было релевантно в рамках этого кейса.

Мне супер полезна была книга: "Testing Business Ideas: A Field Guide for Rapid Experimentation (Strategyzer)" by David J. Bland
https://www.amazon.com/gp/product/B07ZZM9FDT/ref=kinw_myk_ro_title

Классика про Cust Dev: «Спроси маму» ("The Mom Test") от Роба Фитцпатрика

Ещё с точки зрения внедрения продуктового подхода в компанию, могу такую порекомендовать: "The innovator's method" by Nathan Furr, Jeff Dyer

В остальном, я в основном опираюсь на поиск статей по фреймворкам, чаще на английском языке ищу материалы. Выше уже советовали несколько блогов. Напишу про свои:
1. GoPractice https://gopractice.ru
2. Замесин про продукт t.me/zamesin_pro_product
3. Статьи на Medium про Product managment https://medium.com/tag/product-management

Ответить
Развернуть ветку
Danila Berezin
Автор

При этом конечно больше всего понимания этого процесса даёт его прохождение с кем-то знающим. Тогда начинаешь видеть, что важно, а что нет.

Можно опираться на книги и статьи, но разработка продукта это ещё и про способ мышления.

И его, по-моему опыту, можно перенять только с человека и возможно ещё на курсах, где студенты делают свои проекты или кейсы компаний. В бою приходит понимание, что при запуске продукта критично и блокирует дальнейшую проработку идеи, а что не очень важно и это можно отложить на попозже.

Отсюда на самом деле и запрос у компаний на консалтинг, чтобы команда получила этот опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

я не продакт, но почитываю иногда блоги продактов: Gopractice и Epicgrowth. Там они обзоры книг в том числе делают.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

спасибо, подпишусь

Ответить
Развернуть ветку
Mik Petrov

Пробую скиллы, пополняю кейсы... Я когда первый раз зашёл сюда, вообще не понимал на каком языке говорят, хотя я русский

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pokrovsky

Пойду пайплайн засетаплю, а то кажется сожрал что-то не то.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Abramenko

Работал с Даней на этом проекте! Все так. 

Ответить
Развернуть ветку
Вера Пугачева

спасибо, интересно, подписалась!

Ответить
Развернуть ветку
Helena Pushkova

Спасибо за кейс, интересно! Вопрос к автору: как Вы продвигаете себя (ищете клиентов) в качестве консультанта (помимо того сервиса go expert) ? Какие инструменты используете? Или пока нет такой необходимости, по "сарафану" клиенты сами приходят?

Возникла такая же идея - консультировать/выступать трекером в проектах по своей специальности параллельно с работой проджекта. Думаю над каналами продвижения - всё-таки таргет реклама тут не лучший вариант...

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда