Совмещаю работу в «Яндексе» и продакт-консалтинг: как, зачем и почему
Так я пробую свои скиллы в новых проектах, пополняю портфель кейсов, узнаю, как устроены процессы в других компаниях и больше зарабатываю
Привет, меня зовут Данила Березин, и я технический проджект-менеджер в колонках с Алисой. До этого я работал в red_mad_robot, делал ТендерФлоу, реализовывал идеи других стартапов и одновременно получал продуктовую экспертизу «в полях». Мне интересны долгосрочные проекты, сложные задачи. Но иногда хочется переключаться на что-то ограниченное по времени и ресурсам. Поэтому я стал искать сторонние кейсы, где мог бы применить свою экспертизу и поработать с чем-то новым. Так занялся продуктовым консалтингом — помогаю небольшим проектам и стартапам.
Было непросто зайти в тему “с мороза”. У меня есть набор скиллов, но на старте много вопросов: как найти клиентов, где найти время качать пайплайн, на что сделать акцент при упаковке услуги, что важно вынести в условия. Я не понимал, как это засетапить. В процессе узнал, что я такой не один — есть комьюнити и разные возможности искать проекты.
Сегодня опишу весь путь на примере одного интересного кейса — как нашёл, как планировал время, о чём важно договориться на берегу, чтобы все оказались в выигрыше.
С чего всё началось
Итак, продуктовый консалтинг — это, пожалуй, уже комьюнити. Кейс, о котором пойдёт речь, я нашёл через друга — Никиту Абраменко, ex-CEO «Потока». Он решил объединить продактов, чтобы вместе искать интересные проекты. Так появился сервис GoExpert.pro. И меня позвали в мой первый проект — нужно было поработать с сервисом «Моё дело».
Как я выстроил работу:
- мы чётко определили задачу и сроки;
- оговорили, сколько времени я могу тратить на проект в день — это 1–2 часа;
- обсудили оплату, составили план и приступили к работе.
Задача
Теперь самое интересное — как всё прошло с точки зрения продуктологии. Задача у заказчика была такая:
Ситуация довольно классическая для многих компаний в России.
Позволю себе обобщить эти проблемы и показать, как они работают у других клиентов на рынке.
- Если выражаться языком продакта, у данного клиента не поставлен единый для всех команд Discovery process или, как часто бывает в множестве компаний, поставлен лоскутно. В чём тут боль? СЕО и акционерам нужно видеть существенный шаг в создании нового, который можно измерить. Когда единого процесса нет и команды бегут в разные стороны, сложно их сравнить. Если в компании 5–10 команд, у каждой свои процессы — это радикально усложняет администрирование и менеджмент.
Собственная названная клиентом проблема — замыленность взгляда. Тоже частая проблема: специалисты в компаниях, как правило, очень сильные, но в своем домене знаний. А новый продукт требует выхода за пределы привычного.
Когда ты внешний консультант, ты можешь решить обе эти проблемы: так как ты не внутри команд, то может легко находить имеющиеся нестыковки, поставить методологию или переработать ту, что есть. Консультант, как играющий тренер, проходит с командой весь путь и решает конкретную бизнес-задачу.
Как мы работали
Мы подготовили и согласовали общую для всех команд методологию Discovery, прописали чёткие шаги, дополнили обучающими материалами по Lean Startup и Cust Dev. Ниже прилагаю скрин фреймворка.
Мы использовали такой фрейм:
- работа над гипотезами о масштабе и ценности;
- Lean-канвас;
- качественные исследования (как минимум, по 12 интервью на персону);
- снова канвас;
- User story map;
- итоговая презентация продукта на рынке.
В нём нет ноу-хау, он содержит довольно известные методы, позволяет отслеживать этапы и чётко идти по шагам. Хорошо подготовить его на старте, тогда и стейкхолдер, и команда сразу понимают, что мы делаем.
Работа была распланирована на 2 месяца, команды заранее могли выделить время на проработку новых идей, помимо основной операционки. Каждый этап — серия воркшопов с домашними заданиями для команд. В среднем это по 2 встречи на продукт в неделю.
С чем столкнулись команды по пути:
- Командам сложно выделять много времени на работу с новыми идеями
—> от консультанта ожидается драйвинг и вовлечение команд и в случае чего эскалация проблем на стейкхолдера, как и в обычной проектной деятельности. - Уровень продактов в командах различался, некоторых приходилось по ходу работы подтягивать
—> провели обучающие воркшопы про cust dev, уделил внимание совместной работе над канвасами. - По ходу дела одна из команд отвалилась, так как сложно было тянуть дополнительный объём работы
—> стоит проговорить со стейкхолдером такую версию развития событий заранее, чтобы сформировать ожидания и избежать вопросов после.
Классная практика просить команду сразу упаковывать наработки в слайды итоговой презентации. Это помогает участникам собрать общую картинку и обнаружить слабые места продукта. Мне как консультанту — выставить чёткий дедлайн, согласовать результат и назначить демо-день для руководства. Заказчику — увидеть, что он получит и в какие сроки.
Что в итоге
На выходе мы получили три проработанные бизнес-модели, команды защитили продукты на demo day, и теперь работа идёт уже без нас. Команды готовятся запускать MVP. Считаю, это хороший результат. Для меня это стало отличным опытом. Я протестировал для себя такой формат, понял, что это возможно совмещать с работой, заработал 250к за 2 месяца part time, получил удовольствие и кейс. И фидбек от клиента:
На этом всё. Буду рад ответить на ваши вопросы, рассказать про фреймворк, условия работы с клиентами, вообще про любые вопросы на эту тему. Пишите в комментарии или в личку.
See ya!
Забрал в избранное.
Когда понадобится что-то написать на продактовском очередному стартаперу, пригодится в качестве эталона.
А можно как-то получить копию фреймворка? :)
На скрине плохо видны детали, но в целом кажется очень очень годным..
Поддерживаю коллегу. Если можете пошарить картинку или ссылку на Фреймворк, то было бы здорово
добрый день, хочу немного изучить продакт-менджмент, можете подсказать свои топ-5 книг в этом направлении? На английском или русском
Поделюсь тем, что было релевантно в рамках этого кейса.
Мне супер полезна была книга: "Testing Business Ideas: A Field Guide for Rapid Experimentation (Strategyzer)" by David J. Bland
https://www.amazon.com/gp/product/B07ZZM9FDT/ref=kinw_myk_ro_title
Классика про Cust Dev: «Спроси маму» ("The Mom Test") от Роба Фитцпатрика
Ещё с точки зрения внедрения продуктового подхода в компанию, могу такую порекомендовать: "The innovator's method" by Nathan Furr, Jeff Dyer
В остальном, я в основном опираюсь на поиск статей по фреймворкам, чаще на английском языке ищу материалы. Выше уже советовали несколько блогов. Напишу про свои:
1. GoPractice https://gopractice.ru
2. Замесин про продукт t.me/zamesin_pro_product
3. Статьи на Medium про Product managment https://medium.com/tag/product-management
При этом конечно больше всего понимания этого процесса даёт его прохождение с кем-то знающим. Тогда начинаешь видеть, что важно, а что нет.
Можно опираться на книги и статьи, но разработка продукта это ещё и про способ мышления.
И его, по-моему опыту, можно перенять только с человека и возможно ещё на курсах, где студенты делают свои проекты или кейсы компаний. В бою приходит понимание, что при запуске продукта критично и блокирует дальнейшую проработку идеи, а что не очень важно и это можно отложить на попозже.
Отсюда на самом деле и запрос у компаний на консалтинг, чтобы команда получила этот опыт.
я не продакт, но почитываю иногда блоги продактов: Gopractice и Epicgrowth. Там они обзоры книг в том числе делают.
спасибо, подпишусь
Пробую скиллы, пополняю кейсы... Я когда первый раз зашёл сюда, вообще не понимал на каком языке говорят, хотя я русский
Пойду пайплайн засетаплю, а то кажется сожрал что-то не то.
Работал с Даней на этом проекте! Все так.
спасибо, интересно, подписалась!
Спасибо за кейс, интересно! Вопрос к автору: как Вы продвигаете себя (ищете клиентов) в качестве консультанта (помимо того сервиса go expert) ? Какие инструменты используете? Или пока нет такой необходимости, по "сарафану" клиенты сами приходят?
Возникла такая же идея - консультировать/выступать трекером в проектах по своей специальности параллельно с работой проджекта. Думаю над каналами продвижения - всё-таки таргет реклама тут не лучший вариант...