Как собрать крутую команду UX-дизайнеров в маленьком городе. Мы перепробовали всё и вот что получилось

Привет, меня зовут Вова Белоусов и вот уже почти пять лет мы в UX-студии Everest делаем сервисный дизайн для наших клиентов. Как и все, мы остро ощущаем дефицит квалифицированных кадров. В этой статье я расскажу о нашем опыте и как, решая эту проблему, мы обрели большую социальную миссию.

Миссия невыполнима: найти дизайнеров в маленьком городе

Мы проектируем логику и интерфейсы для сложных веб-сервисов и мобильных приложений. Часто наши проекты — это автоматизированные рабочие места, личные кабинеты, дэшборды руководителей, системы управления документооборотом и похожие штуки.

Всё это мы делаем в Тамбове — красивом и уютном провинциальном городке с населением 300 000 человек в 420 км от Москвы.

Результаты нашей работы напрямую влияют на деньги. Зачастую на большие, так как наши клиенты в большинстве своём — это крупный бизнес. Для этого требуются очень квалифицированные сотрудники. Мы называем их UX-инженерами. Как вы думаете, сколько UX-инженеров в Тамбове? Все, что есть, — все уже давно у нас.

Everest стабильно и быстро растёт от года к году. Для обеспечения этого роста мы используем разные стратегии. Одна из них заключается в том, чтобы сгенерировать в родном городе как можно больше классных специалистов. Их можно найти, выучить, перепрофилировать или привезти. В крайнем случае есть удалёнка. Мы перепробовали все способы — и вот что получилось.

Способ 1. Релокация: мальчик хочет в Тамбов

Первый вопрос, который обычно возникает: зачем хорошему специалисту вообще переезжать в Тамбов? Звучит логично, но на деле оказалось, что многие профильные дизайнеры заинтересованы в работе именно в нашей студии, поскольку её узкая специализация даёт возможность получить уникальный опыт.

Неизменный внутренний слоган нашей компании «Everest — это люди». Будущие коллеги начинают следить за нами задолго до того, как принимают решение стать частью коллектива. Им нравятся наши ценности, корпоративная культура, атмосфера, команда и возможность создавать сложные проекты для больших клиентов.

Ещё одна категория желающих переехать — те, кто по каким-то причинам готов начать жить с нуля. Например, одно время часто переезжали ребята из Донбасса.

Мы всячески стараемся сделать переезд максимально комфортным. Для этого у нас есть полноценный консьерж-сервис: подбираем квартиру, оплачиваем её на два месяца, организовываем трансфер. Можем найти контейнер для перевозки вещей или помочь с поиском работы для второй половинки, если новый сотрудник переезжает всей семьёй.

В разное время по программе релокации мы перевозили в Тамбов дизайнеров из Костромы, Симферополя, Севастополя, Донецка и Петрозаводска.

UX-дизайнер Катя собрала чемодан и кота для переезда в Тамбов из Карелии

Способ 2. Удалёнка

Очевидный плюс работы с удалёнкой — большой выбор специалистов. Минус — удалённые сотрудники зачастую оторваны от корпоративной культуры и не ощущают себя физической частью команды. У них, как правило, две метрики: задачи и оплата. Такой сотрудник легко уходит, если появляется задача интереснее или предлагают зарплату выше.

Эту проблему мы решаем несколькими способами. Во-первых, мы не привлекаем удалёнщиков на проекты, с которыми сотрудники остаются один на один. Все они работают исключительно в продуктовых командах, где обсуждения, презентации и мозговые штурмы проходят ежедневно. Когда ты постоянно на связи с коллегами, то и оторванным себя не чувствуешь.

А во-вторых, организуем для них регулярные офлайн-встречи. Раньше просто звали к себе на корпоративы трижды в год. Потом ребята стали по собственной инициативе приезжать в командировки на 2–3 дня. Сейчас кто-то запросто может приехать на неделю, работать из офиса днём и развлекаться в кругу коллег по вечерам. Обычно после таких визитов все прощаются как добрые друзья и ждут следующей встречи.

Недавно был случай, когда две девочки обменялись на две недели квартирами в Москве и Тамбове. У одной был отпуск, который она провела в столице, а у другой желание отдохнуть от шумного города и поработать в кругу коллег, по которым соскучилась.

Летний корпоратив в Эвересте

Кроме того, мы ведём корпоративный блог, в котором каждую пятницу рассказываем не только новости о рабочих проектах, но и неформальных событиях в студии. Поэтому даже удалённые сотрудники знают, что аккаунт-директор боится пауков и как прошла последняя игра корпоративной команды в «Квиз, Плиз!».

Фрагмент корпоративного блога в Notion. Не ищите логики в названиях статей. Её там нет.

Всё это помогает создать атмосферу причастности к общему делу. Более того, некоторые сотрудники по-настоящему влюблены в компанию и, даже находясь за сотни километров, умудряются влиять на развитие в том числе офисных сотрудников.

У нас есть девочка из Москвы, которая стала первым удалённым тим-лидом. Раньше мы считали, что все управленческие компетенции должны быть в Тамбове. После этого кейса не считаем.

Кроме того, удалёнщики, наравне с остальными, могут пользоваться всеми внутренними сервисами компании. От оплаты обучения и фитнеса до рассрочек на значимые покупки.

Способ 3. Фестиваль Everfest: привезём дизайн в Тамбов

Мы рассуждаем просто. Если в городе нет дизайна, надо его сюда привезти. Сделать местной публике прививку вдохновения, эстетики и вкуса. Показать на пальцах, как можно делать. Так, в феврале 2019-го мы придумали и провели в Тамбове всероссийский дизайн и IT-фестиваль Everfest на 600 человек.

А уже в 2020 году, прямо перед началом пандемии, пригласили на Everfest 92 спикера из крупнейших IT-компаний страны и собрали полторы тысячи гостей. В городе нет настолько большой площадки, поэтому нам пришлось переоборудовать под это дело и с нуля застроить крытый футбольный стадион. Участники приезжали со всей страны от Владивостока до Краснодара, что привело к тому, что в городе закончились все номера в гостиницах и билеты на ближайшие поезда и самолеты.

Everfest дал возможность ребятам из Тамбова увидеть лицом к лицу сотрудников «Яндекса», Mail.ru, «Тинькофф» и других компаний, продуктами которых все мы пользуемся каждый день. Они могли лично задать спикерам вопросы, неформально пообщаться и вдохновиться на новые свершения.

Мы получили сумасшедшую отдачу от участников, корпоративный инстаграм просто разрывался от отзывов и отметок в сторис. Everfest — это проект, в который вся наша команда вкладывает всю душу. Это игра вдолгую, начало дизайн-инфраструктуры нашего города. То, вокруг чего формируется сообщество.

Способ 4. Онлайн-школа по UX-дизайну: неудавшийся эксперимент

Конечно же, не обошла нас стороной и мысль о том, что нам кровь из носа нужна своя онлайн-школа как источник кадров. Мы адаптировали внутренний курс студии для джунов и миддлов (совсем нулевых мы старались не брать) и запустились. Чтобы проверить гипотезу, я сам выступил в роли единственного ментора для студентов (в конце концов сам же признал это решение ошибочным).

За год мы обучили шесть потоков и столкнулись с проблемой. Люди считают, что покупка курса — это и есть то усилие, которое им необходимо для получения профессии. Работать, засучив рукава, готовы единицы. Это как с книгой: кажется, что вот сейчас я возьму её с прилавка, заплачу на кассе и в тот же момент стану Java-программистом. Но в реальности на полках пылятся десятки непрочитанных книг. Такое же стало происходить и с нашим курсом. Человек оплачивает обучение, зачастую в кредит, и не проходит ни одного модуля.

Как результат — мало кто доходил до конца. Мы сделали вывод, что онлайн-школа — это отдельный бизнес, и заниматься им надо соответствующе. На данный момент наборы на обучение приостановлены. За год два студента стали частью нашей команды.

Способ 5. Офлайн-стажировка

Если у онлайн-студентов мы видим явный недостаток мотивации, то традиционное обучение должно быть эффективнее — решили мы и запустили первую в Тамбове дизайн-стажировку. Сложность в том, что название «Стажировка по UX-дизайну и проектированию сервисов» в регионе звучит как сатанинское заклинание.

Мы сделали ставку на то, что в городе есть определённое количество специалистов, которые прямо или косвенно связаны с диджиталом, но по какой-то причине не хотят развиваться в текущей профессии. Чтобы обратиться к ним, мы заполонили Тамбов наружной рекламой: билборды и стелы на на всех центральных перекрёстках, у крупных офисных центров и кафе, где обедают айтишники.

Из ста поступивших заявок была собрана группа в двенадцать человек, которые на протяжении трёх месяцев проектировали интерфейсы интернет-магазина под присмотром и наставничеством менторов в лице тим-лидов студии.

На выпускном мы сделали оффер двум талантливым ребятам. Сейчас они часть команды и уже вовсю работают на боевых задачах.

Выпускной стажёров и Everest.Academy на крыше нашего офиса

Вместо послесловия

В процессе всех этих приключений мы поняли, что задача «сгенерить в Тамбове как можно больше крутых специалистов в области дизайна и дизайн-менеджмента» подвела нас к куда более значительной задаче. Мы решили, что наша социальная миссия — это не только повышение уровня дизайн-образования в регионе. Мы замахнулись на редизайн города. И речь пойдёт не про фирменный стиль. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Я написал эту статью в рамках нашего супер-челленджа «100 дней развития Everest», где мы каждый день анонсируем или релизим новое событие в рамках стратегии развития компании. В своём телеграм-канале я ежедневно пишу отчеты о происходящем. Сегодня шестнадцатый день, а значит впереди всего-ничего ;) Надеюсь, было интересно.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Думаю, четверть приезжали с половинками. Кто-то обзаводился ей уже на месте. Про достижение и замкадье — да, на мой взгляд, это куда большее достижение, которое требует куда больше усилий (в моменте и на постоянке), чем релокейт в мкадье. Но, думаю, что вы сможете обесценить любой опыт, поэтому в спор вступать не буду 😉

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

В вашем комментарии вы очень много "думаете", а ответа дать не можете нормального -) 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Если бы вы тоже хоть немного подумали, то сразу бы увидели нормальный ответ на вопрос в моём комментарии. Но я не настаиваю)

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Для небольшой узкоспециализированной компании в городе с населением в 300 тысяч это достижение. Я так понимаю, вы тупо не знаете, что такое маленький город, как там живут и работают люди.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

В следующий раз попробую вывести формулу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Областной центр не может быть маленьким и провинциальным? Где противоречие?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ну и что, что главный город области? При чем тут миллионники Новосиб, Омск и Казань? 3, 5 и 9 место по численности населения. Почему не Томск, например? У нас очень мило, камерно и провинциально.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Так выглядит адаптивный дизайн под любые типы устройств (это, кстати, цитата с сайта)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

ты не понимаешь, это топ юиксеры вселенной

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Сайт старый, косяков куча. Сейчас делаем новый. Парировать ваш коммент нет смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Апраксин

Владимир, спасибо за статью. Если не секрет, Бонусный фонд для сотрудников каким образом применяется? Идет на оплату корпоративов или что-то более глобальное?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Нет, корпоративы всегда оплачиваются компанией. Бонусный фонд — это 10% от прибыли компании. Наполняется ежемесячно. Раз в год, на корпоративе в честь дня рождения компании распределяется по всем сотрудникам, прошедшим испытатель ней срок в разной пропорции (есть схема расчёта). То есть это живые деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Soroka

спасибо за искренность! кайф 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Яньков

Без обид, но стиль статьи — типичный маркетинговый. Ах какие мы хорошие, все крутые челы уже у нас работают.

Я, честно говоря, сомневаюсь в кейсе, когда чувак едет в провинциальный город работать потому что «узкая специализация даёт возможность получить уникальный опыт». Тут решает либо зарплата, либо личные причины. Да и вообще, очень спорное утверждение про уникальный опыт в студии, работающей на заказ. Тут все зависит от клиентов и их задач. И тут уж как повезет.

Про удалёнку опять же встречаю слова-триггер «Корпоративная культура». Честные и человеколюбивые компании заботятся о том, чтобы работнику было интересно и комфортно за достойную зарплату. А компании-прилипалы, чья задача удержать человека на не самых лучших для него условиях, начинают гнать про корпоративную культуру и вовлечённость. По своему опыту скажу, что с интересными и разноплановыми проектами, достойными условиями и зарплатой и не токсичным коллективом нет даже желания смотреть у кого условия лучше.

А вот за желание улучшить город респект. Вот чего отчаянно нуждается в улучшении, так это городские пространства в провинции. Желаю вам удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Вы крутые)

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

В Тамбове хорошие сеошники )

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Есть такое)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kin

Да? а кто? 

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Там куда не плюнь каждый второй сео занимается. Как в шахтёрском городке, только не шахтеры, а сеошники. Скобеев, например. У него большая толковая банда была и есть, наверное, до сих пор.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Rim

 Я кстати тот самый дизайнер которого вы ищете

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kin

+) 

Ответить
Развернуть ветку
Fred Han

Дополню ваш материал недостающим элементом.

А переезжать всем составом обязательно нужно. Готов занять должность начальника отдела развития в вашей молодой и очень амбициозной компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Fascinus Aurum

Добрый день. Совсем нулевых точно не берете на удаленку? Или все же шансы есть? :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сысоев. Контент

Блин вы вообще крутые)) не знал что в Тамбове такая движуха) привет из Липецка 👋🏼

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Белоусов

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sanko

Спасибо. Так держать!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chaban

Двери на главной, вы блять серьезно? Что бы понять что я на сайт дизайн студии зашёл нужно до самого низа пролистать?

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Почему у вас в команде все парни толстые? 0_o

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kin

Почему об этом беспокоится огурец? 

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Потому что огурец — главный спутник похудения! )) За своих переживает!

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда