{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Паразиты вежливости в деловой переписке

«Удалось ли ознакомиться», «спасибо за вопрос», «с уважением» и другие клише, которые отвлекают от сути письма или просто раздражают.

Рабочая переписка понемногу меняется: становится всё меньше тех, кто желает «доброго времени суток», пишет слово «Клиент» с заглавной буквы и грузит собеседников «реализацией осуществления деятельности».

Но деловые письма до сих пор кишат паразитами вежливости, которые во многих компаниях являются чуть ли не стандартом уважительного тона. Люди используют их с добрыми намерениями, но зачастую получают обратный эффект.

Дисклеймер

Избыточная вежливость в письмах точно не разрушит ваш бизнес, но без неё можно быстрее достучаться до собеседника и построить нормальные человеческие отношения с партнёрами. Само собой, мир большой и разный, а в этой статье — только мои личные наблюдения и мысли. Поэтому если ваш деловой опыт противоречит тезисам ниже, поделитесь в комментариях: будет полезно мне и читателям.

1. «Удалось ли ознакомиться»

Чаще всего эта фраза идёт в ход, когда нам нужно напомнить человеку, что мы ему что-то показали и ждём какой-то реакции. Прямой вопрос звучал бы так:

Я вам КП отправил неделю назад, чего молчите?

Звучит не очень, надо бы поделикатнее. Поэтому мы вспоминаем «удачное» вежливое клише и формулируем вопрос иначе:

Владислав, добрый день. Удалось ли ознакомиться с коммерческим предложением?

Проблема этого вопроса — в самом значении слова «удалось». Открыть презу и посмотреть — элементарное дело, и потерпеть неудачу тут попросту невозможно. Сам собеседник никогда не скажет: «Не удаётся ознакомиться, спасите-помогите».

Есть куча причин, почему нам могли не ответить:

  • было некогда или неохота посмотреть;
  • было некогда или неохота написать ответ;
  • письмо улетело в спам;
  • предложение не годится;
  • предложение супер, но лежит на согласовании у директора;
  • человек просто уехал в Турцию кататься на банане;
  • что угодно ещё.

Но отсутствие ответа точно не связано с тем, что кому-то «не удалось ознакомиться». Поэтому если наш собеседник способен пить воду из стакана и не промахиваться мимо головы, то вопрос «удалось ли» выглядит издевательским.

Особая разновидность этого вопроса: «Получили ли файл во вложении?» В 2021 году письмо с файлом или уходит, или возвращается с ошибкой «Не доставлено». Наш собеседник прекрасно это знает, поэтому такой вопрос означает одно из двух.

  • Либо мы не в состоянии понять, что случилось с нашим предыдущим письмом.
  • Либо мы допускаем, что человек письмо получил, а PDF-файл потерял.

Поэтому если мы от кого-то что-то ждём, то чаще всего лучше спросить прямо, без неловких реверансов. В идеале объяснить, отчего нам так не терпится получить ответ:

Владислав, здравствуйте. На прошлой неделе присылал вам проект и смету. Сейчас как раз планируем загрузку цеха на ноябрь, поэтому хотел спросить: как вам наш план, проходим ли по цене?

Тон и содержание зависят от контекста. Иногда лучше вообще не писать, а позвонить. Иногда можно упомянуть промежуточные договорённости: «Планировали с вами обсудить в начале недели: сегодня будет удобно?» Но вслух предполагать, что собеседник мог не осилить предыдущее сообщение — плохая идея.

2. «Спасибо за вопрос»

Благодарят обычно за полезные дела или за добрые слова. Вопрос: «Когда пришлёте накладные?» не делает нас счастливее и не открывает для нас новые преимущества. Автор вопроса это знает: ему нужна не благодарность, а ответ по делу или конкретное действие. Поэтому лакейское «спасибо» выглядит по меньшей мере странно.

Андрей, спасибо за вопрос. Ваши накладные ещё не готовы.

Особый случай — «спасибо» в конце каждого письма, вне зависимости от его содержания. Это довольно крепкая традиция, но от неё можно смело отходить. А то порой получается вот так:

Андрей, к сожалению, мы сможем отгрузить вам новогодние ёлки только после 3 января, т.к. ваша бухгалтерия не оплатила счёт. Спасибо!

Есть важное исключение. Если автор вопроса запустил полезное обсуждение и помог делу, то можно (и даже нужно) поблагодарить. Тем более, когда в чате или в копии письма есть люди, которым следовало бы увидеть переписку, чтобы не наделать ошибок и не упустить возможности.

Андрей, спасибо за вопрос: мы и правда не описали в ТЗ этот сценарий, а он вполне вероятен. Ответил ниже, а техзадание обновим в течение часа.

3. «Вы наверняка обратили внимание»

Комичность этой фразы в том, что если мы на что-то указываем, значит кто-то упустил это из виду, но при этом само высказывание несёт противоположный смысл. А возникает оно в письмах потому, что мы не хотим сильно обидеть собеседника, прямо указывая на то, что у него были все шансы найти нужную информацию без нашей помощи.

Павел, вам прислали презентацию, смотрите слайд 52 — там всё написано.

Писать так — вроде как некрасиво, но если очень хочется указать на невнимательность человека, то начинается маскировка недовольства с помощью дипломатических тряпок.

Павел, вы наверняка обратили внимание, что на слайде 52 описана схема поставки. Отгрузка на складе получателя производится в по будням с 9 до 18.

«Так и быть, растяпа, отвечу тебе, но впредь смотри внимательнее». В этот момент мы тоже тыкаем человека носом в источник, который он по каким-то причинам не выучил наизусть. И если это делается более вежливо и замысловато, человеку не становится легче.

Если же мы не хотим никого стыдить, а хотим помочь собеседнику решить вопрос, то указывать на источник лучше справочно, в конце, или вообще этого не делать. И совсем не обязательно подмечать, что человек имел дело с нашей презентацией раньше: вполне вероятно, он вспомнит об этом сам.

Павел, товар на Удельный проспект можем привезти в любой будний день с 9 до 18, а в выходные вы можете забрать заказ с нашего склада в те же часы: в этом случае водителю нужно взять доверенность и паспорт.

4. «Надеюсь на сотрудничество»

Долгосрочное, продуктивное, взаимовыгодное сотрудничество (каким оно только ни бывает в письмах!) — это всегда результат кучи разных факторов, но только не наших надежд.

Как говорил один спортсмен: «Ваши ожидания — это ваши проблемы». Возможно, звучит слишком категорично, но для клиентов и лидов наши мечты о крепком партнёрстве не несут никакой ценности. Напротив: они могут отвлекать от действительно важных оснований для принятия решения.

Как и все паразиты вежливости, это клише используется с добрыми намерениями: нам нужно как-то завершить письмо, и такое светлое напутствие может показаться подходящим финалом. Хорошая новость в том, что его можно заменить на спокойный и предметный CTA.

Одно дело — понадеяться:

Мы знаем, как вывести ваш бизнес на новые, ранее недосягаемые высоты и увеличить конверсию примерно в 62 раза. Надеемся на долгосрочное партнёрское сотрудничество!

Другое дело — показать, что у нас есть план:

Мы провели аудит сайта и придумали, как сделать продукт понятным за первые 10 секунд и снизить показатель отказов: усилим УТП, выделим три надёжных аргумента, заменим визуал, уберём лишние блоки. Вот план работ и сроки: давайте обсудим при встрече.

Первый пример нарочито дурацкий, а второй небрежный и упрощённый. Но они подчёркивают важное правило: собеседника убеждают не благие ожидания, а конкретика и разумные аргументы.

5. «С уважением»

80-90% писем заканчиваются этой фразой, за которой следует подпись. Но для человека, который не первый год ведёт нормальную деловую переписку, эти слова заведомо не могут иметь никакой ценности. Просто потому, что он видел их много раз в очень разных письмах: в том числе в тех, где уважением даже не пахло.

Инна, с этим вопросом обращайтесь в отдел претензий, а не в отдел продаж. Всего доброго.

________

,

С уважением,

Душегубов Артём,

ведущий специалист

Понятно, что «так принято», и можно смело возразить: «Ты попробуй прислать письмо с подписью без оговорки "с уважением" кому-нибудь в Газпром или Рыбнадзор — посмотрю я на тебя». Само собой, здесь тоже важно понимать контекст и ориентироваться на профиль собеседника.

Но если наша задача — поддерживать нормальный контакт и развивать не только деловые, но и человеческие отношения с партнёром, то толку от этой фразы скорее всего не будет. В конце концов, уважение к человеку выражается в содержательной пользе письма, а не в подписи.

0
229 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Dorofeev

Есть же деловой этикет. Когда вы приходите в офис вы здороваетесь, не пукаете при коллегах и не слушаете музыку без наушников.

Да, без этого можно обойтись и никто не умрет. Но в целом нормы деловой переписки сделаны для усредненного человека. Поэтому пусть они лучше будут, чем каждый на свой лад будет писать.

Люди таких статей начитаются, потом приходят письма без подписи из одной строчки:

- Где накладные?
- Что с заказом?
- Вы работаете?

И сиди потом гадай кто это и зачем написано. Больше информации это не меньше. Электронная почта слава богу почти бесплатная и от лишней строчки никто не умрет.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Бестактность и хамство — ничуть не лучше, чем избыточная вежливость, тут я согласен. Уважительная подача конечно важна, но тут как с готовкой: если пересолить или не посолить совсем, будет невкусно

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Кандидат Номер Один

Полностью с Вами соглашусь.

Все зависит от опыта человека, если привык человек общаться в среде себе подобных, то эта среда и подразумевает наличие соответствующего опыта и наличие самоуважения или его отсутсвие при написании письма и при общении.

Следуя логике автора, можно в принципе не заморачиваться и позволить себе писать деловые письма матом. А что, как разница, всем ведь понятно, что имеется в виду и много задумываться не нужно, ведь ругань это "естественное состояние души", никаких заморочек и утруждений собственного "я", все как в известном высказывании - "что вижу - то пою".

Лень и невежество рождают подобные темы, плюс среда в которой воспитали человека. Очень печально все это.
Но радует, что благодаря таким статьям начитаешь по-настоящему ценить то, что пока имеем и, что вежливые и думающие люди все еще есть на белом свете, кто ""заморачивается" и пишет от души и вдумчиво, предполагая, что адресат письма, окажется таким же разумным человеком, который сможет понять ценность данных фраз и способность человека сделать над собой усилие, чтобы не опуститься до откровенного хамства.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья

Автор некомпетентен. Поэтому и не работает нигде толком. Еще и обижается на весь мир «почему со мной не хотят работать?»

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
И сиди потом гадай кто это и зачем написано.

Истина, похоже, ближе к вашей позиции, чем к средине.
И есть же пособия по деловой переписке, для начинающих.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Старченко

- Ты приходишь и просишь акт сверки, но ты просишь без уважения

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Журавлёв

ахахахах

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

В точку, наверное вот ин настоящий этикет делового общения, а главное руку нужно поцеловать.

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Самый пиZZdeц это "С уважением к Вам и Вашему бизнесу".

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Дальше только "Храни Вас Бог!"

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Юрий Б.

Интересно. Я ведь иногда так писал, но это было реально от всей души и действительно с уважением к бизнесу адресата.

Думаю, зависит от отрасли. Если писать в крипто-стартап, то ясно, что это будет фальш.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Артур Садыков

это в какой-то книжке рекомендовали писать. только в самом рассвете email переписке

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Журавлёв

а как же "Пожалуйста, позаботьтесь о природе, не распечатывайте это письмо без необходимости"?

И да, пожалуйста, не распечатывайте этот пост без необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

«Дорогой Клиент»

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

у меня в середине 90х начальник (возрастной чел) осваивал английский с нуля, и на новый год объявил, что унизительная помощь младших менеджеров ему больше не нужна, он сам составит поздравительное письмо английским партнёрам (мы торговали горючесмазочными материалами, бизнес в 90-е довольно тревожный был). сам и составил - не без помощи автоперевода, конечно, сам же по факсу отправил. листок отставил рядом, мне стало интересно, что там. после дежурного "хеппи нью еар", концовка в переводе была такая: "пусть все ваши родственники останутся в живых в новом году, а с вами мы скоро поговорим лично!".

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Буржуи скидку хоть сделали, от греха?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anastasiya Ayisatsana

Какая замечательная история ))

Ответить
Развернуть ветку
Al

🤣🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Та же хуйня. Насколько я груб на вц, настолько же вежлив в делах. Купи мою шавуху кстати

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Двухпальцевый способ набора на клавиатуре не позволяет распинаться на такое большое количество слов! )))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vasilchenko

Ознакомиться удалось, статья хуйня.

С уважением,
А.В.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Охуенно!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Итого на 15 окт.: 39 ваших единомышленников / 82 моих
+ материал на главной уже третий день (вижу по новым комментам).

Вы подумайте лучше, поразмышляйте. Не обязательно ругать всё, что вам кажется непонятным.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

› В 2021 году письмо с файлом или уходит, или возвращается с ошибкой «Не доставлено».

В 2021 году существуют различные crm и их модули, с помощью которых ведётся переписка, и эти "прослойки" легко могут терять вложения или конвертировать их в ссылки, которые потом не видны адресату, так с ситуацией "письмо пришло, вложений не видно" сталкивался не раз

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Кроме того, я лично уйму раз, отправляя в спешке письма, тупо забывал прикладывать файлы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolai Erovenko

В 2021 ещё есть папка спам и криво настроенные почтовые домены. Так что многие мелкие фирмы могут не понравится спам фильтру в определенный момент и всего доброго

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

А чаще всего - просто отправитель хочет реакции.
В 99% дело не в crm , а в том что получатель не реагирует

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Понял, буду знать. А часто так бывает?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Семен Смирнов

В 2021 году точно принято проверять систему, как она конвертирует ссылки, прежде чем запускать для заказчиков

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Да и спам-фильтры письма с вложениями фильтруют как с куста.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Метеор

Уважением к партнёрам будет являться переписка без ошибок, по делу, без сокращений.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Yashin
Вежливость это нормально и, в первую очередь, характеризует тебя как личность.

Всё абсолютно наоборот: вежливость характеризует тебя как человека, на 100% конформистского и предсказуемого, а отсутствие подобных клише - как личность.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Илья

Зачем этот «автор» полез эту непонятную статью публиковать? Возможно, недержание, но явно не от профессионализма.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Monkey Do

Блятб, неужели кто-то написал такой текст на ВиСи, это ж просто праздник какой-то. В глазах уже рябит от этих "С уважением...", "Удалось ли..."

Отдельный котел в аду тем, кто пишет "Заранее благодарю!"

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K

Ппц, какие вы нежные. У вас вежливость контрагентов это единственная проблема в бизнесе?

Или это не бизнес, а злой начальник зачем-то заставляет бедного мальчика соблюдать этикет, который придумали глупые большие дяди?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
greg chudnoff

То чувство, когда чел устал от уважения )))) Редакция, можно для этой статьи отключить модератора? Я дам челу минутку отдыха.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Наитеплейшие пожелания Вам! (с)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Тут периодически такое пишут, только воз и ныне тут.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Московский

В банковской сфере и промышленной отрасли на уровне переписки с ТОП-менеджерами необходимо использовать вежливые клише, именно таким образом мне удаётся продавать больше ИТ продуктов/услуг, потому что меня лучше понимают старшие по возрасту ЛПР, к тому же во время работы в банках обучился и использовал множество клише на 4х языках, именно международные письма с использованием клише помогают лучше передавать смысл письма и получать ожидаемую обратную связь 🤓! Поэтому не отказывайтесь от вежливых клише, потому что деловая переписка не должна превращаться в приятельский чат по email, несмотря на то что русский язык самый богатый и всегда найдётся синоним предложения 📤

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Как говорил один мой знакомый - у вас в жизни всё действительно неплохо, если вышеописанное является для вас существенной проблемой. На фоне нашего рабочего гемора, все вышеописанное мы просто не замечаем - нет времени на такую хрень.

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

Перегруз тоже важный признак каких-то проблем. А по теме так да дело не в тоне, а в душеилове и раздражении когда люди ходят и задают типовые вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Пишет так не потому, что все такие душнилы, а потому что текстом среднестатистический человек плохо передает эмоции. Ну, не все писатели.

Такая вежливо затейная фигня помогает не скатиться в быдло переписку с оскорблениями и решать вопросы без того, что Катя обиделась на Машу из-за тона ее письма.

Короче, все это дерьмо смазывает текст письма и невелирует негатив и все счастливы и процесс движется. И лучше так, чем убрать вовсе.

Возможно, избежать этих клише получилось бы если бы смайлики вошли в деловое письмо ))

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

Д О Б Р О Г О В Р Е М Е Н И С У Т О К

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

ДоБрОгОвРеМеНиСуТоК

Ответить
Развернуть ветку
Geoff Peterson

Коллеги

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Ссссука )))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Logvinov

Правила делового общения - вещь продуманная и полезная.
Они защищают среднего человека от риторических приемов напористых ушлых переговорщиков или грубости невоспитанных собеседников, позволяют не вляпаться в ментальные ловушки, избежать конфликтов.

Неформальное общение часто ведет к флеймам и конфликтам.

Ответить
Развернуть ветку
Венедикт Ерофеев

Сергей, это пять!

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Видно, что пишет человек, ничего не знающий и не добившийся в корпоративных продажах и BizDev.

Вежливость - это часть корректной и уважительной деловой практики.
Непонимание принципов вежливости приводит к большому количеству «самоучек манипуляторов» спамеров, нагло пишущих свои вопросы и письма. Одно дело спросить вежливо, а другое приставать со своими нуждами. Эгоизм это плохое качество.

Пустая статья.

Поблагодарить за вопрос. Извинится, что своим письмом отвлекаешь человека, вежливо спросить по делу это очень важно и правильно.

И в целом быть тактичным и вежливым по жизни с окружающими людьми это одна из составляющих успешного и уверенного в себе человека. Особенно в IT.

Ответить
Развернуть ветку
Li Lyubkevich

Видно, что комментирует человек, ничего не знающий и не добившийся в комментировании по существу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир В

Доброго времени суток!
Я вас услышал

Ответить
Развернуть ветку
Stas Cg

В вашем крайнем письме...

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

Тоже услышал, но если можно напишите через неделю. Сейчас завал.

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Вредная статья для тех, кто в будущем планирует общаться с англоязычными клиентами. Там, наоборот, принято специально накручивать несколько слоёв обёртки на простое сообщение, иначе будет выглядеть грубо и даже оскорбительно. На курсах делового английского специально этому учат. А благодаря тому, что пишет автор, русскоязычные слывут грубиянами, с которыми неприятно иметь дело.

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

При общении международном нужно учиться и особенно культурам участников. Есть особенности у каждой культуры и те кто там созают миф про грубость русских просто лишний раз сообщают о мвоей культуре (другой). Думаю, что это ошибка проецировать чужую культуру на свою без особых навыков и инструментов (сравнения культуры). Так что говорите им что они до занудства подхалимничают :)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Чето херня какая-то. Айтишник что ли писал?
Ты путаешь вежливость, официально-деловой стиль и слова-паразиты. Это три разных вещи

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Писал даже не айтишник. Описание его деятельности «обширное и ни о чем». Как часто нынче, кто меньше всего разбирается в вопросе, тот со своим мнением и лезет «поучать других»

Ответить
Развернуть ветку
Alex Choy

В Англии в деловой переписке это обязательная норма. Если всего этого не использовать то письмо выглядит очень грубым. Так что все зависит от страны и того человека которому Вы пишете. То есть если вы к примеру пишете коллеге в UK, или тем более рекрутеру то уж будьте добры использовать всю эту кучу «ненужных» слов.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Рублёв

Покажу это нашему отделу продаж. У них другие фразочки, но в том же духе

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Заинтриговали, давайте примеры)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

"Did you have a chance..." или "Have you had a chance..."
Извините)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

Да и в России все вежливо пишут вроде. А кто не вежливо - ну, тот мудак в плане этикета просто

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Паразиты мозкокрутства на VC.

Ответить
Развернуть ветку
Al

Меня вот больше раздражают всякого рода нравоучительные и манипуляционные автодисклеймеры в подвале сообщений. В них мне либо сообщается на 10 строк, что вся переписка носит конфиденциальный характер либо, что не нужно распечатывать сообщение, тк это спасёт планету от всего. Мода пошла от крупных международных консалтинговых компаний, и сейчас лепят все, кому не лень.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ну так епт это юридически продиктованная необходимость иногда. А не прихоть чья-то

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Классен

Про воду и голову понравилось😁

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Премногоблагодарен за столь информативную статью!
Полностью согласен с автором!
С нетерпением ждём ещё статей!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Опять Дон Кихот и нападки на канцелярит. Да, есть люди которые его не переваривают, да, это обедняет язык, но есть нюанс: для людей, по 8 часов работающих в бамагах, он делает обработку писем БЫСТРЕЕ, а не медленнее. Это стандартизация оборотов, стандартизация расположения элементов.

Попытайтесь в 100 разных претензиях по быстрому найти нужную? А если от письма к письму меняется только номер накладной в углу и сумма?

Попробуйте бросив взгляд на А4 понять что от вас хотят? А если вы выхватили оброт удалось ли и в левом углу название компании?

Сколько у вас займёт разбор 100 разных писем и 100 писем где 4 абзаца: приветствие / представление / требование или предложение / прощание.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Тогда надо четко обозначать: «для разных профессий»
Для юристов действительно нужна только конкретика.
Но не в построении BizDev, продажах, общении с инвесторами и т.д.

Обобщение - это всегда упрощение.
А в данном случае «примитивизм»

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

Вот только сегодня человек пишет в телеграм, что неделю назад прислал в тимс кучу сообщений, а я не ответил.

А ебаный тимс просто их не показывает. И это в 2021 году.

Ответить
Развернуть ветку
Рекорд Надоев

А в ебаном тимс есть отметки о доставке и прочтении, как например в том же телеграм?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Прокофьев

Вежливость, и то что за этим срывается:

Удалось ли ознакомиться
Кретин, ты уже неделю/месяц/год не можешь посмотреть то что мы просили

Спасибо за вопрос
Мне насрать что вы там спросили, но приходится отвечать

Вы наверняка обратили внимание
Специально для таких тупых же написали

Надеюсь на сотрудничество
Мне очень нужно поиметь с вас бабла

С уважением...
Какая-то бла-бла автоподпись в аутлуке

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Согласен со всем, но не понял, что не так с подписью? Она же универсальная во всем мире. Как традиция классической переписки.

Здесь нужно для себя понять, а стоит ли перед подписью задача поддерживать нормальный контакт и развивать отношения? На мой взгляд, не стоит. Перед подписью точно.

Но с ней как-то литературнее все, я перестал обращать внимание на традиционную подпись — а значит от сути письма ничто не отвлекает. Больше напрягает неуместная креативность.

Ответить
Развернуть ветку
Probus 2000

Своей совсем ненужной статьей украл кучу времени у людей ((

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Жаль, что 11000 человек были так несправедливо обмануты((

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Антропов

Самая дебильная фраза — Дисклеймер. Пишите по-русски, дебилы, например Вводная, Описание, Суть вопроса и т.д. Вы топите за непонятный деловой этикет, насыщая свою речь словами паразитами из чуждого нам социального уклада. Одним словом — заебали, пишите по-русски!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

неплохое название для книги!

Ответить
Развернуть ветку
Чарльз Мангер

Добрейшего вам дня!
Спасибо, что согласились прочитать мое сообщение, искренне уважаю и ценю Вас и Ваше время!!!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Когда уже появится расширение, которое, с одной стороны, чистит от говна входящие, а, с другой, говнирует исходящие, добавляя вот это все

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

Жем ИИ которое спасет всех

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay S

С автором поста согласен.

Прочитал комментарии. Много тех, кто не согласен. И я их понимаю. Во многих русскоязычных компаниях все еще так пишут и это считается ок.

Статья будет близка тем, кто читал «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки», а еще знает и использует информационный стиль.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

Мне крайне близка книга «Пиши, сокращай», и некоторые рекомендации активно использую в переписке. Но со статьей не согласен. Например по п.1 выше писали комменты и я подытожу, что вопрос "Удалось ли ознакомиться" очень даже полезный, потому что адресат мог не прочитать письмо, ознакомиться и забыть проработать его. Тем более, если мы говорим про деловую переписку. У меня был руководитель, у которого висело по 200 непрочитанных писем и читал он их по принципу FILO (первый пришел - последний ушел). Его вполне бомбили подобными письмами с подобными вопросами.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

"Владислав, здравствуйте. На прошлой неделе присылал вам проект и смету. Сейчас как раз планируем загрузку цеха на ноябрь, поэтому хотел спросить: как вам наш план, проходим ли по цене?"

Оригинально. Но нам все равно, что вы планируете, нам ничего не нужно. Не пишите сюда. А если понадобиться, мы сами по отзывам и цене найдем подходящий варик.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Автор лезет в неизвестную ему тему. Приведённый пример это про продажи. И в продажах такие глупые манипуляции не катят. При этом Грубая ошибка переговорщика приведена: Два ! Вопроса в одном предложении.
Как вам наш план? и Проходим ли по цене?
Никогда нельзя задавит два вопроса таким образом. Спроси то, что реально интересует.

Бездарно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bulgakov

Уважаемый автор, вы занимаетесь смысловым проектированием? Продолжайте этим заниматься. Вопросы языковой нормы оставьте, пожалуйста, лингвистам, которые занимаются этим полноценно. Вся статья — набор ничем не подкрепленных суждений, ни одного обоснования.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Скажу вам на так по поводу одного предложения: Иногда лучше вообще не писать, а позвонить. Не согласна, в разговоре вы можете что-то обсудить и забыть, а в переписке всё фиксируется.

Ответить
Развернуть ветку
Лицо истины

Можно же рекап прислать после беседы. Так, для протокола, если чот дохуя важное обсуждали.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Irine Demina

Я сначала пишу по всем правилам, и вроде бы даже не раздражает. Но как же становится легче, когда вы с менеджером выходите на уровень отношений немного поближе, и можно разговаривать простым человеческим языком!
Все процессы двигаются ощутимо быстрее.
И никто не скатывается в панибратство, не нужно утрировать)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ну да, но не всегда люди умеют не скатываться в панибратство. А отдельные кадры ещё и потом обижаются что ты не посмотрел их письмо в воскресенье. Как будто бля мы друзья какие-то

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Статья дельная, но вот замахиваться на финальное выражение «С уважением» — это уже какой-то чегеваризм. Да и что предлагается использовать вместо? Ответа нет: автор ушёл от него по-английски.

Ответить
Развернуть ветку
GR

Все слова и выражения в письме важны. Часто по ним считывается скрытая агрессия к клиенту.

Но больше всего бесят те, кто на фразу "напишите" начинают звонить и что-то бубнить в трубку.

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

Да, раздражают особенно когда явно написано прошу выслать ответ на этот адрес

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

«Я начал было одну главу следующими (столь новыми) словами: "В один прекрасный день", потом вымарал "прекрасный" — потом вымарал "один" — потом вымарал всё и написал крупными буквами: "ЁБАНА МАТЬ!", да на том и покончил. Но я думаю, "Русский вестник" этим не удовлетворится».
И.С.Тургенев — В.П.Боткину, 17 мая 1856 г.

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

Здравствуйте Мартин Алексеевич! Дождь был вечером хорошо что я всё накрыл и ещё в сарае убрал а то бы промокло всё. Я вот опять один тут мудохаюсь а вы там только клубничку с молочком любите да картошечку с маслицем а я тут один. А вы вон как дом на вас записан а мы значит мордой не вышли и теперь нас поджопник! Вот как теперь мы работаем и нас побоку. А я вот что скажу ты не професор а хуесор ты анекдотики хуётики всё а я тебе общественность все подниму чтобы ты гад сраный не мог нас как мы работаем а ты нас срать и всё. Я срать не могу на нас срать чтобы а мы работать и гады сраные. Мы всё просветить а ты говна чтобы професор сраные и гадить на нас.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Zakarin

ппкс
хх
бб

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

xo xo xo

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Sokolov

Вы серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Я имел в виду, что у всякого человека свой стиль общения в том числе и эпистолярный, и одной и той же вежливой формой контекстно можно дать кучу оттенков, начиная от формальностей и кончая сарказмами. Вообще читайте классику.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Askar Seitov

Лучше с, чем без. Из-за отсутствия интонации в текстах приходится преувеличивать немного с вежливостью.
С уважением.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Твой стиль суховатый и сдержанно-краткий без удержу хвалят друзья
Да надо уздечку, что бы править лошадкой - но где же лошадка твоя?
Маршак(переводы)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Савченко

Вот сразу по п.1. "Есть куча причин, почему нам могли не ответить", а дальше перечисление, в котором половина пунктов подходит под "не удалось ознакомиться". Так в чём же некорректность такой формулировки?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Витаурин

Это ебучие стандарты "деловой переписки" типа "Сим выражаем вам свое почтение...", "Этим информируем вас....", "В свете того факта, что..." и т.п. из середины 19-го века, которые плесневелые британцы вместе со своей патентованной грамматикой навязывали всем изучающим английский язык (в первую очередь для делового общения), до сих пор реликтуют в емейлах некоторых долбоебов.

Впррочем, радует и то, что прогресс имеет свойство проникать в души людей раньше, чем они это могли бы осознать, поэтому нынешний стандарт ДЕЛОВОЙ переписки выглядит так:

Hi, Jon,
blablabla,
Thanks,

Ответить
Развернуть ветку
Елена Казакова

Спасибо, кое-что поучительно. Статья легко читается, фоточки-примеры позабавили 😄

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

На «Вы» им не пиши, «с уважением» не обращайся, «спасибо за вопрос» не говори...

Совсем зумеры распоясались.

Ответить
Развернуть ветку
Helena Pushkova

Согласна со статьей частично. Фраза "Удалось ли ознакомиться?" подбешивает многих людей (в т.ч. меня) не меньше, чем "мне откликается" и "я в ресурсе":) Но всё зависит от контекста, действительно. Если ты работаешь в среде "людей конкретики", то лаконичность, четкость и отсутствие "рюшек" действительно становятся лучшей вежливостью. В работе с гос.учреждениями часто практикуется витиеватый стиль общения с формулировками в стиле "готовы к обсуждению", "просим вас рассмотреть возможность" и т.д. И здесь прямолинейность и отказ от этих формулировок может предельно насторожить собеседников.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Полностью согласен: сам так делаю, когда пишу в управляющую компанию, которая затягивает с ремонтом в подъезде, например. И это работает. Но переписка с гос.учреждениями — отдельный жанр, там абсолютно другие правила игры, которые не имеют ничего общего с общением живых людей)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin
С уважением, Душегубов Артём

Ещё один нюанс: запятую здесь по общим правилам русского языка ставить не следует, правда, непосредственно правила именно для этого случая в русском нет. Снова бездумное копирование английских норм.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Не соглашусь. Словосочетание «С уважением» здесь играет роль вводного, а после него запятая обязательна.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
feiry fairy

Это не просто так придумали, а для скриптовых девочек. По телефону они говорят не лучше, сиди потом переводи эту воду на человеческий язык.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Logvinov

Зависит от обстоятельств.
Когда известные ухари, воспользовавшись контактной информацией hh или фрилансерских ресурсах присылают вежливое приглашение поработать курьером или представителем банка, я их сухо и делово посылаю в жпу и засылаю жалобу модераторам...

Ответить
Развернуть ветку
Сравниваю Онлайн-сервисы

Хах, нам и правда этого не хватает )

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Virtanen

Английский в этом смысле лучше - идеальный язык для деловых коммуникаций.

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K

Чем именно лучше? В английском также существует множество формально-вежливых оборотов, и они также широко используются на практике.

Лично из моего опыта, буржуи уделяют им даже больше внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ушаков

Тоже замечал такое, слух режет. В любом случае смотря с кем общаешься, но я стараюсь избегать повторений или меняю выражения. Если 300 раз напишешь "с уважением" уважения не прибавится. Да и ещё зачастую во всех этих правилах делового общения теряется посыл твоего сообщения. А ведь главное чтобы твой месседж был понят

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

так и пишите прямо, без лишних любезностей, вежливо хамить тоже надо уметь, если надо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Инокентий Смирнов

Многие всё это просто вертели на одном месте, главное результат, а не задротство, маленькое, среднее или большое.

Ответить
Развернуть ветку
tabularasa

Есть на работе повторяющиеся процессы. Одни чаще, другие реже. Однажды в рамках такого процесса запросил файл без приветствия. Выдал письмом что-то типа "пришлите, пожалуйста, файл n".
В ответ получил "Добрый день. У нас в компании принято здороваться, приветствовать коллег - это правила хорошего тона". Причём в адресатах было несколько человек :)
Я тогда сразу осознал, насколько же я сир и убог, и насколько великолепно воспитан и образован мой собе... эта пизда с ушами.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Работая с Англией приходилось переписываться в очень формальном и вежливом стиле, с уважительным приветствием, заключением, упоминать причину почему ты пишешь и т.д. В итоге суть письма составляла малую часть того что ты хочешь сказать. Писать в дружественном стиле было как-то странно. А если тот кому ты пишешь не важный начальник или с ним ты его хорошо знаешь, то можно всю эту муть опустить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров
Автор

Зашёл в профиль и прочитал вашу статью: реально классная. Поставил плюсик, пусть хотя бы один будет)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Светлицкий

Менты любят эту суваженьем ручкой приписывать когда расписываются. Типа секрктарь-делопроизводитель генерала Ивановна Ивана Ивановича все набрал на компьютере, напечатал, а сам генерал попись ставит и ещё пишет с уважением своей рукой. Если так не написано, то стоит задуматься чем ты обидел человека

Ответить
Развернуть ветку
Степан Старченко

Щас бы на ментов равняться вообще в чём бы то ни было

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Светлицкий

Даже Наполеон Александру писал вежливо и с участием о подпаленной Москве, а вам пару лишних вежливых оборотов жалко жлобы. Они вообще типа воевали, а вы партнёрам пишете, дикие люди!

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Спасибо за вопрос. Следующий вопрос.)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

В вежливой переписки не вижу ничего плохого. Самое неуважительное - это оставить письмо без ответа. С предыдущего места работы, одним из факторов по собственному был как раз оставление писем без внимания. После дежурства по ночам отписывались руководителям сколько отработали и каждый месяц одно, два дежурства нам "прощали", обещая не забыть включить в следующий месяц. Написал заявление, отправил, через три дня звонок - почему не на работе? Потому-что почту надо читать!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
226 комментариев
Раскрывать всегда