Как проверить состояние бухгалтерского учета
Вам знакомо чувство тревожности от того, что вы не понимаете, насколько качественно ведется бухгалтерский и налоговый учет в вашей компании?
Чего ждать:
- Письмо счастья из налоговой?
- Гостей?
- Доначислений налогов?
Риски неизвестности слишком высоки. Ведь искажения в учёте влекут не только налоговые последствия – отказывают банки в привлечении финансирования, проигрываются суды, появляются риски банкротства.
А ведь можно проверить состояние бухгалтерского и налогового учета самостоятельно. Хочу поделиться, как это можно сделать.
1. В автоматизированной базе 1С предусмотрена возможность провести экспресс-проверку. Если в учете есть ошибки, программа их выдаст.
2. Посмотреть Главную книгу и оборотно-сальдовую ведомость по всем задействованным счетам бухгалтерского учета. При наличии «красного» сальдо по счетам необходимо пояснение главного бухгалтера и внесение исправительных записей.
3. Обращайте внимание на остатки материально-производственных запасов, как в суммовом, так и в количественном выражении. Иногда бухгалтера допускают механические ошибки. Например, списывают 10 кг сырья вместо 100. Сверяйте данные учета с отчетами материально-ответственных лиц.
4. Отдельное внимание уделить состоянию учета расчетов с контрагентами:
· Отсутствие развернутого сальдо в разрезе договоров. Во многих компаниях развернутые расчеты в разрезе договоров по одному контрагенту, а также не верное отражение в аналитике договоров. Например, при перечислении аванса поставщику указан «основной договор», а при оприходовании товаров, работ и услуг указывают номер и дату договора. Оплата повиснет в дебиторской задолженности, а принятые ценности, работы попадет в статью баланса, как кредиторская задолженность перед поставщиком. Кроме того, развернутые расчеты встречаются, если заключены два договора в рублях и в условных единицах. Одну сделку отражают по разным договорам.
· Просроченная задолженность влияет на финансовый результат, необходимо отразить в регламентированной бухгалтерской отчетности в виде внереализационных доходов или расходов.
· Дебиторская задолженность без движения в течение более 1 месяца, если цикл завершения сделки не носит длительный характер. Наличие такой задолженности сигнализирует об отсутствии первичных документов.
Ваша оплата не попадает в расходы и не уменьшает налог на прибыль!
Хорошо бы на каждую отчетную дату сверять расчеты и подписывать акты сверки.
5. Проверить наличие первичных документов. Порядок в первичных документах усиливает вашу позицию в спорах с контрагентами и в камеральных, выездных проверках.
Провести выборочную проверку наличия документов-товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур с крупными поставщиками, подрядчиками. Документы должны быть подписаны с двух сторон, иметь печать компании и храниться в архивных папках. Дополнительно проверить наличие досье по контрагентам, проявили ли должную осмотрительность при заключении сделок в соответствии со ст.54.1 НК РФ. Как собрать досье, я писала ранее в блоге.
Если по всем предложенным пунктам все ок, значит ваш учет в порядке!
Возникли вопросы, пишите!