Прокрастинация: как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли
Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.
Что такое прокрастинация
Это то, когда человек откладывает важные и срочные дела или заменяет их простыми задачами или приятной деятельностью. Смотрит сериалы, листает сторис, идет гулять и т.д. Год назад, я почти два месяца жил в режиме откладывания всего на потом, мог запойно смотреть сериалы до 3 ночи, не высыпался и хотелось просто лежать на диване и ничего не делать.
Расскажу про свои 4 способа которые помогли.
Социальные сети
Первое, что помогло, это отключения уведомлений в телефоне о сообщениях в соцсетях, пуши приложений и все, что может отвлечь должно быть отключено. Я отписался от большинства незнакомых людей в Instagram и добавил новостные телеграм каналы в архив. Таким образом если я захожу проверить сообщения, меня не затянет в просмотр свежих сторис и новостей.
Второе, я удалил развлекательные приложение такие как пикабу или реддит. Раньше одно нажатие в телефоне, и я уже вижу свою любимую ленту, на которой могу залипнуть по 30-40 минут, сейчас если я хочу почитать истории, то надо заходить в браузер, искать нужный канал и т.д.
Третье, раньше мне каждый день звонили до 10 незнакомых номеров соцопросы, спам, сотрудники сбербанка и т.д. а сейчас у меня связь от Тинькофф и при звонках от незнакомых номеров стоит автоответчик, а на подозрительные номера отвечает робот, присылая мне расшифровку.
Начать с маленьких шагов
Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.
Если у меня нет ресурса сразу взяться за дело, я начинаю откладывать дела или забиваю свой день, легкими и знакомыми задачами, проверить почту и мессенджеры, почитать статьи из закладок, а иногда просто полежать и посмотреть сериал.
Все вроде идет хорошо, но через час-полтора я начинаю чувствовать вину и чем больше откладываю на потом, тем больше становится чувство вины. Вечером могу сидеть с друзьями и обсуждаит свои темы, а про себя думать, что же я тут делаю надо вернуться домой и поработать.
По факту происходит тоже самое что и с заядлыми курильщиками, которые говорят себе, ну все последняя сигарета и бросаю, и так каждый день. Из-за того, что человек дает себе обещание и не выполняет их, теряется уверенность в себе и способность справляться с проблемами.
Поэтому, нет никакого смысла откладывать важные задачи на потом и постоянно бороться с чувством вины. Важно сразу начинать делать, маленькими шагами, по чуть-чуть каждый день.
Звучит очень просто, но это всегда работает. Например, вечером знаешь, что нужно идти в тренажерный зал и можешь часами сидеть и думать об этом листая соцсети. Но как только ты приезжаешь в зал, все становится не так страшно, а после тренировки чувствуешь себя отлично и рад что сегодня не остался дома.
Список дел
Когда незавершенных дел слишком много, они начинают накапливаться как будто рюкзак с камнями за спиной и с каждой новой отложенной задачей, там появляется ещё один булыжник, который будет висеть на плечах куда бы человек не пошел.
Когда в голове десятки задач и мы перескакиваем от одной к другой, а потом к третьей и все это в течении минуты, определится с приоритетами бывает довольно трудно.
Поэтому я начал выписывать все текущие задачи в список дел, я пробовал обычный ежедневник, приложение на телефоне и Google календарь и остановился на канбан доске в notion. Это бесплатный сервис для заметок, списка задач и много чего ещё.
Небольшие задачи, которые можно выполнить за 2-3 минуты, я делаю сразу. А все что требует больше времени заношу в список дел.Если я что-то не успеваю, я просто переношу это на завтра или на другой день и точно знаю что мне нужно делать, завтра, послезавтра и в течении недели.
Если задача большая и растянутая по времени, я просто делю её на понятные и простые подзадачи и каждый день завершаю небольшую часть.
Новые задачи я делю на 2 типа, по степени важности и срочности, срочные дела (например сдача проекта, обратная связь по задачам сотрудников или оплата налогов) я делаю в первую очередь и далее перехожу к следующей по убыванию важности.
Как выбрать самую важную задачу?
Мы знаем о ней уже заранее и чувствуем максимальное сопротивление перед началом её выполнения, значит это она и есть, самая сложная из важная задача и начать лучше с нее.
Начинать с важного
Запас силы воли в течении дня ограничен, и мы не можем быть продуктивными 24 часа в сутки, поэтому на каждый день я выбираю одну самую важную задачу и все ресурсы бросаю на ее выполнение.
Например, в подготовке видео, самое сложное это написать сценарий, и я разбиваю эту задачу на маленькие и простые действия
- Выбрать тему
- Тезисно выписать основную мысль
- Изучить тему более глубоко
- Сесть и написать сценарий.
После этого, мне понятно, что именно нужно делать дальше, снимать видео, монтировать, добавлять графику и т.д. все как на конвейере, но только после того, как самая сложная задача с сценарием будет сделана.
Мое самое продуктивное время это с утра, я встаю в 6 и до начала рабочего дня у меня остается 1.5 - 2 часа, где я могу заняться работой над одной самой важной задачей и все это время сфокусировать только над ней.
Тут происходит настоящая магия, когда я планирую одну задачу на день и выполняю её, я не трачу время или силы на борьбу с сопротивлением.
Поставил - Выполнил, все просто, нужно только начать, а сразу после, приходит чувство легкости и начинаешь чувствовать себя способным навести порядок в любом деле.
Лучше всего начинать с совсем простых подзадач, но каждый день. Прочитать 2 страницы книги, пройти 1 урок из курса и попрактиковаться 20 минут.
Получается день только начался, а ты уже столько успел и можешь спокойно браться за остальные задачи из списка. На следующий день, точно также снова одна важная и измеримая задачу, которую точно можно выполнить.
Есть поговорка
Отследить причину
Также важно научиться отслеживать свое состояние, т.е. понять, что происходит перед тем, как начинается прокрастинация. Например, был разговор с начальником и вот ты уже 20 минут пролистываешь сторис.
Нужно понять, что именно в этой ситуации не так, может начальник часто обесценивает твой труд и заниматься его задачами совсем не хочется или работа в целом не устраивает и хочется отдохнуть или попробовать что-то ещё.
Также это работает и наоборот, можно найти триггеры, которые тебя заряжают и дают силы действовать. Может быть это время с семьей, прогулки с какао и книгой или любимое хобби. А дальше можно использовать это как инструмент поддержки, когда трудно начать.
Как бороться с прокрастинацией
- Уменьшить время в соцсетях и отключить уведомления
- Просто начать делать, с маленьких шагов
- Составить список дел и определить важные
- Завершать одну важную задачу за день
Спасибо, что дочитали до конца) Если вам было интересно, подписывайтесь на мой блог в Телеграме или Инстаграме.
Я делюсь опытом про продуктивность, полезные привычки и бизнес.
Если вы хотите подробней увидеть примеры и кейсы из статьи, есть видеоверсия на Youtube
Очередное инфоциганство, прокрастинация, надо делать больше, не откладывать.
Если человек делает неправильные вещи, то это прокрастинация загоняет его еще дальше.
Надо убирать негативные качества в себе, а для начала их надо научиться находить.
"... а для начала их надо научиться находить"... Стандартное нечало моей ежедневной прокрастинации)))
Если понимаешь, что надо делать, берёшь и делаешь.
Если отлыниваешь, то либо это отголоски перфекционизма и методы искоринения другие , либо это лень.
Ну или редко встречающийся третий вариант:тебе на самам деле это и не надо.
Я не понимаю что значит надо или не надо.
Есть цель, она требует определенного пути, если не хочешь идти к этой цели, проблема не в лени, а в выборе цели. Но об этом прокрастинаторы забывают.
Более того списки дел - это все банальная операционщина, куда сложнее выбрать правильное стратегическое направление, но прокрастинаторы и инфоцыгане этому не учат, потому что сами не умеют, а если бы умели, то занимались бы делом.