{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Мемы и поездки вместо зубрежки: как изменилась профессия репетитора

Николай Иванченко — молодой преподаватель, ему всего 26 лет. Уже больше пяти лет он работает репетитором в Калининградской области и готовит школьников к ЕГЭ по истории. Ко Дню репетитора он рассказал сервису Работа.ру, почему нужно менять систему преподавания и чем отличаются нынешние подростки от миллениалов.

Путь в историю

Я никогда не хотел быть преподавателем. Изначально загорелся историей именно как предметом. Помню, в пять лет нашел у бабушки в огороде необычную монету и мне стало интересно, откуда это. Оказалось, немецкий пфенниг. Я стал изучать германские форты и советские постройки в регионе и понял, что всё, что нас окружает, — это часть истории.

Пока я учился в школе, выиграл областные олимпиады по истории и обществознанию. К поступлению вопрос с факультетом в университете был практически решен. На третьем курсе меня пригласили в Центр развития одаренных детей, чтобы я читал им курс истории. Это стало для меня первым профессиональным вызовом. Одно дело — работать с замотивированными детьми, которые пришли учиться, а другое — увлечь историей после активных игр. Когда удавалось удержать внимание разновозрастных ребят, это дорогого стоило.

После этого я успел поработать в школе, параллельно занимаясь подготовкой к ЕГЭ. Но к концу университета понял, что уйду в репетиторство. В школе не видел финансового роста и возможности выстраивать учебный процесс по-своему. Поступив на первый курс магистратуры, я продолжил готовить школьников к ЕГЭ, но забрал документы раньше, чем закончился учебный год. Количество учеников выросло, совмещать обучение и преподавание стало невозможно, что-то уходило на второй план. Но я ни разу не пожалел о своем решении, в тот же год у меня были две первые «стобалльницы» по ЕГЭ.

Организация своей школы, я считаю, — это закономерный шаг для любого преподавателя. Сначала ты работаешь сам, потом нанимаешь сотрудников, чтобы облегчить себе работу. Дальше — создаешь такой уровень подготовки, что идут не к тебе, а в твою школу.

О школе и новых подходах

Сейчас в моей школе чуть больше 70 учеников. Работаем мы в офлайн-формате, полностью в онлайн уходили только во время первой волны пандемии. Но, возможно, вскоре откроем это направление на постоянной основе. Сейчас для учеников доступен онлайн-курс. Преподавательский состав — всего два человека: я и мой друг, который ушел с военной службы ради преподавания. Помимо репетиторов, в школе работают администратор, куратор, специалист по работе с 10-ми классами и два дизайнера. Все занятия у нас только групповые, и результаты выпускников тоже. На индивидуальное обучение берем только тогда, когда нужно нагнать материал.

Как показал пятилетний опыт репетиторства, заниматься с группами намного эффективнее. В первую очередь это помогает ученикам чувствовать себя соучастниками процесса. Они сами предлагают мемы или фразы из «ТикТока», чтобы лучше запомнить какой-то момент или объяснить ситуацию. Сейчас этот метод используют многие преподаватели; когда мы только ввели это, то были одни из первых. Мы даже ведем отдельный паблик в «ВКонтакте», где собираем лучшие мемы и цитаты. Также это, конечно, атмосфера конкуренции: сильные соревнуются между собой, а слабые тянутся к лидерам.

Но, несмотря на групповой подход к занятиям, мы делаем упор на знания каждого ученика. Прорабатываем одну из проблем почти всех новичков — четко формулировать свои ответы устно. Это очень помогает на ЕГЭ, хотя там нет устного экзамена. Но, если можешь сформулировать устно, записать это будет еще проще.

У меня есть свои особенности работы. В школе действует система «черных меток» и «иммунитетов». Их смысл понятен: получаешь три метки и уходишь из школы. Это помогает работать только с теми, кто действительно хочет сдавать на высший балл. Ученикам важно осознавать, что за работой будет результат, они должны понимать, ради чего трудятся.

Еще одна наша особенность — проведение «хардлайна». Это период, который начинается в мае, когда занятия у нас идут по пять-шесть часов в день. За это время мы постоянно меняем формы обучения: интеллектуальные дуэли, написание эссе, подготовка сложных тем, изучение документов для экспертных комиссий, проверка вариантов друг друга. Максимальный мозговой штурм перед сдачей.

Важной составляющей школы стали образовательные поездки по России. Для нас это особенно значимо, потому что мы отделены от остальной страны. В этом году у нас было пять поездок, каждая по нескольким городам. Всего проехали 12 городов, некоторые даже дважды. Такие поездки важны для вопросов про архитектуру на ЕГЭ: вначале ученикам все храмы и постройки кажутся одинаковыми. Для школьников также это возможность увидеть города, в которых они могут учиться, — Москву и Санкт-Петербург. Родители тоже рады, что дети могут посмотреть Россию, хотя вначале и волнуются немного, но преподаватели школы всегда на связи.

Мы проводим много мероприятий в школе, но всегда с нашим, историческим уклоном. В этом году проводили игру «Что? Где? Когда?» с настоящим волчком и черным ящиком. Регулярно устраиваем «Ночь истории» — выезд с группой учеников в загородным дом, где решаем варианты ЕГЭ, играем в исторический Alias и «Мафию». При этом мы можем пожарить шашлыки и попеть под гитару. Такая возможность совмещать учебу и отдых очень важна для учеников, им нужно уметь переключаться. Самое сложное — убедить родителей, что это не вечеринка, а часть обучения. И у нас это получается.

Традиционный подход к обучению уже перестал быть эффективным. Уточню, если под ним мы понимаем сидеть и два года писать в тетрадочку под диктовку, а в конце порешать КИМы. В таком случае ты зачастую упускаешь визуальную составляющую подготовки. Согласно ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), сейчас в ЕГЭ упор делается на компетенции. Без знаний, конечно, их сформировать невозможно. Нельзя просто вызубрить правильные ответы, — нужно понимать, о чем тебя спрашивают, и объяснить свою позицию. Учитель не может дать эти компетенции, он только может помочь их сформировать. Мы следим за тем, как развивается репетиторство и методы обучения, поэтому показываем такие результаты.

Результаты учеников и преподавателей

Уже пять лет моего репетиторства каждый год я готовлю хотя бы одного стобалльника в области. Всего за это время удалось выпустить семь учеников с высшим баллом. В этом году половина стобалльников среди выпускников школ области были учениками моей школы.

Еще одним стобалльником в области был я сам. Уже третий год я сдаю ЕГЭ наравне со своими учениками. И в следующем тоже пойду. В первую очередь это позволяет окунуться в эту атмосферу и лучше понять детей. С другой стороны, репетитор, как тренер, может требовать от учеников то, что может сделать сам. Это некоторый авторитет в глазах выпускников. Отчасти это и возможность доказать учителям, которые считают репетиторов бесполезными, что мы многое можем и на своей шкуре понимаем, что нужно для ЕГЭ.

Современные дети выбирают свободу и интерес

Современные дети быстро адаптируются ко всему новому, приспосабливаются. Это откликается даже в подготовке к ЕГЭ, ведь здесь каждый год что-то меняют. Несколько лет назад большинство говорили, что не воспринимают информацию онлайн, — сейчас таких ребят единицы. Этому, конечно, способствовала пандемия и переход на онлайн-занятия.

Минусы у молодого поколения тоже есть. В первую очередь это низкий уровень критического анализа при сравнении. Они как будто боятся сопоставлять, пытаться получить лучшее, просить больше, а не брать только то, что дают. Также очень грустно, что зачастую личный бренд известного человека действует на подростков слишком сильно. Они готовы опираться и верить его словам, а не мнению специалиста.

Но меня очень радует в ребятах то, что они часто выбирают направления, которые больше по душе, не думают, где выгоднее. Не все, конечно, но многие. Мне особенно это греет душу, потому что я сам когда-то пошел на истфак, не думая, что буду зарабатывать на этом.

Главное для них — не бояться меняться. Должно быть понимание, что уйти со второго-третьего курса, если понял, что это не твое, — нормально. Не меняется только то, что мертво. Нужно следовать туда, куда зовет душа. У меня в школе была ученица, которая хотела заниматься татуировками, но мама отправляла ее на «приличную» профессию. Долго уговаривал родителей отказаться от этой идеи и занятий по истории. Сейчас эта девочка занимается любимым делом, бьет татуировки. А я ничуть не пожалел, что потерял тогда ученика, потому что приобрел хорошего человека и друга.

Советы, как выбрать профессию

  • Нужно выбирать ту профессию, к которой лежит душа. Любимое дело всегда будет приносить что-то хорошее, а с нелюбимым будешь постоянно отдавать: свое время, здоровье, силы.
  • За четыре года университета можно пытаться найти себя. Не бойся пробовать и экспериментировать, бросать старое и начинать что-то другое.
  • Можешь учесть тренды на профессии будущего, но не принимать их близко к сердцу.
  • Ты не обязан сразу после школы сделать выбор. Возьми перерыв, поработай, найди дело по душе.
  • Если совсем не знаешь, что выбрать: пробуй то, чем ты увлекаешься. У каждого человека есть любимое дело. Даже если это дело — молчать.
0
5 комментариев
Pavel Ivanov
Современные дети выбирают свободу и интерес...

...пока живы те, кто всё это оплачивает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

Когда я учился в начале 2000-х многие ровесники подрабатывали хотя вариантов было раз-два и обчелся - грузчик, официант или сторож, а сейчас полно: от курьера до вебкам-модели. В штатах учитсья и работать вообще норма.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Традиционный подход к обучению уже перестал быть эффективным

Уточню: никогда и не был. Желающие с этим поспорить могут притормозить полет своего гнева и припомнить, как они сами овладевают новыми навыками и знаниями на работе. А потом сопоставить это с школьным процессом обучения. Много сходства?

Но меня очень радует в ребятах то, что они часто выбирают направления, которые больше по душе, не думают, где выгоднее

Ну на мамкиной-то шее чего б и не "выбирать направления". Сейчас это вообще модно, до 30+ "себя искать" :)

Ответить
Развернуть ветку
Juliettta

самый лучший преподаватель! самый лучший репетиторский центр! сама занималась там и, благодаря чуткому руководству преподавателей и их профессионализму, смогла показать достойный результат на егэ в виде 100 баллов. с теплотой вспоминаю время, проведенное в логосе, и очень скучаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда