«Мы хотим, чтобы студенты переходили от парадигмы „домашнее задание — оценка“ к мышлению на уровне продуктовой задачи»

В Skillbox запустился новый формат командного диплома по Java-разработке — теперь фронтенд-, бэкенд-разработчики и тестировщики создают и защищают проекты вместе.

Студенты и раньше работали над дипломами в команде, но это были команды людей с одинаковыми компетенциями, то есть, например, все бэкенд-разработчики. Такие проекты соответствовали уровню стажёров или даже джунов, но преподаватели замечали, что студентам не хватает знаний из смежных областей. Например, было сложно работать над фронтендом или администрировать сервер, на котором разворачивается дипломный проект.

Конечно, не бывает такого, чтобы разработчик знал всё. Даже самые профессиональные программисты постоянно сталкиваются со сложными задачами и проводят исследования. Но для студентов обучение — это психологически сложный период, особенно если это обучение с нуля. И слишком длительный поиск решения проблем вызывает у них дискомфорт и демотивирует. Поэтому мы стали объединять в группы студентов разных специальностей, которые будут друг друга дополнять.

Кирилл Кошаев, Тимлид дипломного проекта, технический директор в компании QWEP.ru

Как стать настоящей командой?

Первая дипломная работа в обновлённом формате — прототип социальной сети Zerone. Такой проект выбрали потому, что для его создания не нужно было проводить дополнительных сложных исследований — наполнение соцсети понятно каждому, в отличие от интернет-магазина, для разработки которого нужно разбираться в бизнес-логике.

В качестве референса взяли «ВКонтакте». Среди фич — посты, которые не видно в общем поиске, разделение переписок на личные и групповые, начисление баллов за интересные и информативные посты, которые понравились другим пользователям.

Команда работала по методологии Scrum: три месяца разработки разделили на несколько спринтов, по две недели каждый. По окончании спринта проводили «выкатку» — презентацию проделанной работы перед преподавателями и сотрудниками Skillbox.

Лента социальной сети Zerone

Самый сложный этап, считает Кирилл, — это первые два спринта. На старте члены команды слабо ориентировались в проекте и не очень понимали, например, как совместно создавать коммиты в репозитории.

Разные команды коммитят совершенно по-разному — нет чёткой методологии, у всех разные подходы. Но мы постарались дать студентам базовое представление о том, как люди вообще договариваются между собой, как происходит командная разработка.

Кирилл Кошаев, Тимлид дипломного проекта, технический директор в компании QWEP.ru
Страница регистрации в Zerone

Защита проекта и выводы

Защита прошла в виде презентации проекта перед заказчиками, роли которых исполняют преподаватели. Социальная сеть Zerone получила одобрение комиссии, но оценка далеко не главное, что ребята вынесли из проекта. Командный диплом предлагает новое отношение к учебным проектам.

«Мы хотим, чтобы наши студенты отходили от парадигмы „домашнее задание — оценка“ и переходили к мышлению на уровне продуктовой задачи. Есть задача, и я с командой должен понять, что сделать для того, чтобы её решить», — говорит Кирилл.

Главная цель командной работы — смоделировать реальную рабочую ситуацию, подготовить студентов к серьёзной командной разработке. Кажется, в этот раз получилось.

У меня даже было ощущение, что в учебном проекте происходит гораздо больше, чем у меня на работе, хотя наша учебная команда была значительно меньше.

Марк Налимов, Студент, фронтенд-разработчик

Правда, некоторые задумки реализовать не получилось. Не успели сделать полноценный чат и бэкенд для администратора, не добавили мелкие фишки вроде счётчика введённых символов в форме обратной связи. Зато реализовали полноценную локализацию, симпатичные анимированные иконки для лайков и дизлайков, несколько конфигураций — для локальной и удалённой разработки, запуск метода по расписанию и многое другое.

Конечно, конкуренцию нынешним соцсетям Zerone не составит, но ребята не хотят бросать проект и создали бэклог, где хранят идеи по доработке соцсети, — сейчас там уже семь таких предложений.

«Я периодически просматриваю код и обновляю его, если нахожу что-то неуместное — в качестве хобби и самопроверки», — говорит бэкенд-разработчик Мария Алексеева. А тестировщик Олег Прохоров подытоживает: «Мы бросили себе вызов: делали не как легче, а как правильнее, как происходит в реальных проектах. Всё было на хорошем уровне».

Личный кабинет администратора в Zerone

Коллаборация — это наше всё. И не только наше...

За кросс-курсовыми учебными группами — будущее, уверен Кирилл. В его планах — интегрировать командный диплом и в другие курсы, например по DevOps. Ещё одно предложение — приглашать в проект студентов-тимлидов, чтобы учебные группы полностью состояли из учащихся, которых направлял бы куратор.

«Практика создания групп для командной работы над дипломными проектами — это что-то вроде конвейера по выпуску готовых к работе продуктов», — считает Кирилл. Самоорганизованные команды выпускников часто становятся основой успешных стартапов и проектов. Например, успех Швеции как одного из мировых центров игровой индустрии объясняется тем, что высшее геймдев-образование в стране хорошо развито. Учась и делая проекты друг с другом, студенты налаживают крепкие связи, которые помогают им и дальше делать крутые продукты.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда