{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Советы, которые я бы хотела получить, прежде чем запустить свой стартап

До стартапа у меня была предпринимательская деятельность, опыт работы дизайнером и продактом на фрилансе и аутсорсе. Но, работая как сотрудник в других стартапах, я не понимала насколько это физически и морально сложный тип бизнеса, что стоит за каждым годом жизни такой компании.

Полтора года назад, перед тем как мы запустили Leadhero, я бы хотела получить несколько советов.

Трекшн Leadhero.ru

1. Искать клиентов, а не инвестиции

Стартап стоит начать с продаж. Если у вас нет MVP, можно заручиться гарантийными письмами от потенциальных клиентов или просто собрать заявки на несуществующий продукт. Только после этого есть смысл идти в акселераторы и фонды. Потому что CustDev и реальная готовность купить продукт — разные вещи.

2. Убедиться, что эта идея будет вдохновлять в ближайшие годы и ради неё стоит работать 24/7

Спросите себя, действительно ли выбранный сегмент бизнеса так интересен, что хочется посвятить ему ближайшие 3-7 лет? А любите ли вы клиентов, для которых делаете продукт? Если нет, то лучше оставьте эту идею кому-нибудь другому.

3. Найти неравнодушных

Этот совет мог бы ещё звучать как «верить в себя», но правда в том, что всегда нужен кто-то ещё: будут очень сложные дни и без поддержки риски сдаться на полпути возрастают. Мы преодолели первые 3 месяца жизни, благодаря поддержке и ответсвенности перед ребятами из акселератора: с нами работали люди, которым было не всё равно, и которые очень хотели, чтобы у нас все получилось. У каждого растущего стартапа должен быть кто-то в начале пути, кто поддерживает, выслушивает и мотивирует не останавливаться.

4. Взять все риски на себя

Люди, которые пытаются разделить ответственность за свои действия с окружающими не должны заниматься бизнесом.

Не завлекайте сотрудников опционами — сейчас ваш бизнес ничего не стоит и опционы это просто хитрый способ дёшево получить рабочие руки на мутных условиях.

И не думайте, что кто-то поможет вам с инвестициями — задача искать деньги целиком лежит на фаундере. Если вы не готовы разбираться в венчурной экономике, заранее выстраивать отношения с ангелами и фондами, а доверяете это партнёрам — вы перекладываете все риски на чужие плечи и, скорее всего, закроетесь.

5. Отказывать нецелевым клиентам

Есть кое-что хуже, чем отказ клиента на последнем этапе продаж. Получение оплаты от нецелевого клиента — катастрофа. Нецелевые клиенты на раннем этапе опасны: они не смогут получить ценность от продукта, вряд ли купят повторно, испортят репутацию и, самое страшное — могут подорвать веру в то, что продукт вообще кому-то принесёт пользу.

6. Перестаньте думать, что кто-то лучше вас знает, что вам делать

Есть большая разница между тренингами, где дают инструменты и коучингом. Фаундеры стартапов ранней стадии часто попадают в зависимость от трекеров и перестают думать своей головой. Чужой предпринимательский опыт и инструменты полезны, но при тестировании гипотез и сегментов нужно полагаться на свой опыт, знания и интуицию. Откуда берётся вера в то, что кто-то знает ваш бизнес лучше вас?

7. Быть готовым к рутине и операционке

Редко, когда стартап начинается с автоматизированного продукта. Первый год — это жёсткая операционка. Если ваш pre-seed не $1М, вы должны быть готовы «развозить заказы» на себе.

8. Взять в со-фаундеры опытного РОПа

Среди фаундеров много классных менеджеров и экспертов, но очень мало хороших продавцов. Большинство стартапов закрывается, не дойдя до стадии первых продаж: большинство фаундеров никогда не продавали сами и верили, что достаточно сделать хороший продукт. Если у вас нет опыта в продажах, вы не готовы учиться проводить переговоры, писать скрипты и ежедневно слушать звонки сейлз-менеджеров — ваши шансы на успех минимальны. Тоже справедливо и по отношению к рекламе: делегировать лидогегерацию стороннему маркетологу, совсем не разбираясь в маркетинге — крайне рискованно.

Leadhero помогает предпринимателям получать недорогие лиды и выстраивать процедуры продаж в компании.

За последние полгода мы:

⁃ привлекли второй pre-seed раунд,

⁃ провели 7000 телефонных интервью с предпринимателями,

⁃ нашли 70 клиентов

⁃ сформировали команду из 7 человек, делегировав 90% операционки

⁃ собрали свыше 10 000 лидов только по ледяным контактам

⁃ растём от 20 до 40% от месяца к месяцу, используя собственнную методологию

0
99 комментариев
Написать комментарий...
Eduard Mirchev

Как "стартапер с шишками" скажу, что выводы спорные, но это ваш опыт...

Одно понял точно за годы работы с другими стартаперами: опыт не передается. Полтора года назад кто-то скорее всего уже давал вам какие-то советы, но только совершив эти ошибки, учишься их признавать и учиться.

Так что... данные статьи ничему кроме вашего ЧСВ не помогут :) Это я без обиды или иронии, просто когда вы решили, что вытащили инсайт, с которым хотите поделиться, подумайте, а хотят ли другие начинающие стартаперы этого? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Да какое ЧСВ, это поиск клиентов обычный...

Leadhero помогает предпринимателям получать недорогие лиды и выстраивать процедуры продаж в компании.

И мы все бежим туда.
Ну?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

ну а с другой стороны, давайте будем честными, зачем мы пишем сюда статьи, зачем тратим свое время? Чтобы получить как-той профит, внимание. И, да, чтобы найти клиентов.

Плох то стартапер, который не пытается выжать максимум прибыли из ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Мотивы написания статей бывают разными. Зайдите на Хабр, Hacker News, DTF, Reddit. Люди делятся контентом не только для прибыли, в этом бывает гораздо больший и более разнообразный смысл. Кстати, ещё можно VC 2014-17 года почитать, к примеру.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

люди ничего не делают просто так. Если не для денег, значит для самоутверждения. Даже если они делают что-то с целью просвещения неучей, это все равно... самоутверждение :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Понятно, что автор темы не альтруист, бросить все дела и тратить время на статью, важно, чтобы советы кому то принесли пользу, хотя правильно тут сказали, пока не набьешь шишек опыта не наберешься.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Asanova

Человек в одной строчке резюмировал, чем занимается его стартап. Или это можно сформулировать как-то иначе?
Если в каждой статье видеть рекламу, зачем вообще их читать?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Понимаете, есть LifeHacker со списками пустых советов и водой, а есть VC.

Вы на втором сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

То что мы на втором, хорошо видно по вашим и не только, токсичным комментариям. Вы как этот, который "смысл есть, а сути нет"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Вы очень мудрый человек. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
96 комментариев
Раскрывать всегда