Яндекс, паспорта, пользователи, и бездушные машины

Мне не только и не столько хочется пожаловаться на конкретную ситуацию, сколько обсудить в целом нарастающую печальную тенденцию.

Почта Яндекса у меня была что-то 16 лет, а скорее всего и больше, но, по крайней мере, самую старую свою переписку с этого ящика я находил год за 2005, наверное. Я всегда понимал и ценил, что я пользуюсь бесплатным сервисом. В те времена всё было попроще, и, кажется, Пользовательское Соглашение не было таким большим. Наверное, уже тогда в нём были обязательные формулировки вроде «отказать в использовании сервиса» и «заблокировать без объяснения причин», а может быть, ещё нет.

В любом случае, я понимал, что просто так ничего такого Яндекс делать не будет, а в основе хорошее намерение — бесплатный почтовый ящик любому желающему. Я радовался когда в каких-то 2000-х компания впервые вышла на самоокупаемость — понимал, что это значит, что сервисы не пропадут, будут развиваться. Хорошего было много — Яндекс хорошо резал спам, поздравлял с 10-летней датой на почте и т.п. Пытался, конечно, меня как-то монетизировать — показывал рекламу, звал в новые платные сервисы. Я понимал необходимость этого, и не возмущался. Реклама бывало попадалась интересная, трагетированная, а какими-то сервисами я в итоге и пользовался. «Учётная запись почты» постепенно превратилась в «единый ID Яндекс.Паспорта», но всё происходило как-то само собой, беспроблемно и даже местами удобно.

Но, всё усиливающуюся хватку «новых эффективных менеджеров» не заметить было невозможно, даже на этой площадке проскакивали обсуждения её плодов. Интернет стал массовым явлением, массовым же стало и всякого рода мошенничество и прочие истории, от которых Яндекс всё сильнее стремился «защитить своих пользователей». Компания разрасталась в большой конгломерат слабо связанных с собой отделов, давно перестала быть чисто IT, и, увы, неизбежно теряла главное. Какой-то особый стиль, настоящиий человеческий юмор и отклик выдуманных персонажей своей техподдержки. Человеческое лицо, словом.

И, так странен, смешон (надеюсь вас немного повеселить) и характерен повод, по которому меня тоже замололо в жернова холодного «согласно Пользовательского соглашения, Компания имеет право».

Окружающая действительность всё больше подталкивала к тому, чтобы таки обновиться с Windows 7, которая всем меня устраивала, была отлажена и заточена мной под себя. Но, то одно перестанет работать, то другое отключат, это неизбежная оборотная сторона прогресса. Ну что же, тут как раз появилась 11 версия, видимо, пора. Я, конечно, не делал непоправимого, и поставил её в отдельный раздел, чтобы пробовать и переходить постепенно.

Кроме установки нужного софта, ещё нужно было повходить в интернет-сервисы, и один из ключевых для меня — Яндекс. Однако, в этот раз что-то изменилось, и после пароля меня запросили ещё и принять СМС на номер телефона. С какой-то слащаво-глупой формулировкой вроде «воспользуйтесь возможностью», из которой можно подумать, что это необязательно. Но конечно же, это было обязательно. Я удивился, потому что ни с одного из трёх устройств, на которых я пользуюсь сервисами, этого никогда не было нужно.

Когда я в своё время сообщал Яндексу свой номер, они меня убедили в целом разумной формулировкой, что «если вы потеряете доступ к своему аккаунту, его будет проще восстановить с помощью телефона». Но никакой «авторизации по СМС» я не подключал. Мало того, у меня в памяти были ситуации за границей, когда SIM-карта не работала, а Яндекс выручал — посмотреть билеты-брони в почте и т.п. Неожиданно остаться без доступа, если связи на телефоне нет, не хотелось.

Ну, что же делать, я загрузился обратно в Windows 7 и имел неосторожность написать в техподдержку о своих проблемах. Со своего аккаунта Яндекс, понятное дело. К сожалению, точных цитат у меня под рукой нет, ну, вы догадываетесь почему. В целом я узнал несколько вещей. Что, конечно, компания очень заботится о своих пользователях, а особенно об аккаунтах представляющих особый интерес для мошенников, дальше был какой-то странный мне список из бизнес-аккаунтов, привязанных к Такси (простите, Go) корпоративных карт и т.п. Из всего этого я узнал себя только в пользователе Яндекс.Плюс и сразу немного пожалел, что таки стал пробовать им пользоваться. И в своей бесконечной заботе мне принудительно включили SMS-авторизацию.

Ну и конечно, отключить они её не могут. Но то есть, если я очень хочу, то, могут. Но тогда мне надо пройти по такой-то ссылке для восстановления аккаунта, там заполнить свою краткую автобиографию и историю пользования ящиком, а также предоставить свою фотографию с паспортом в руках, сдать отпечатки пальцев и анализ крови (а, нет, до последнего вроде бы не дошло). Мне было бы странно, неадекватно ситуации (да и немного унизительно, что уж) проходить такую процедуру «восстановления доступа к аккаунту», которого я не терял, и, мало того, с которого я и переписывался с ними. На что я и указал.

Мне ответили, что «нужно же как-то убедиться, что это именно я», и мол это единственный способ. С моей точки зрения, при одних и тех же устройствах в количестве 3шт, браузерах, конфигурации, IP-адресе, которые не менялись годами, отсутствии необычных действий, есть ещё масса способов понять, что пользователь всё тот же. И про требования паспорта меня уже прямо отправили в Пользовательское соглашение п 2.3 что де "компания в любой момент может потребовать". Даже смягчать формулировки никто не стал — "потребовать" и всё. "Потребовать и покарать".

Мне как-то немного обидно стало. Я обратил внимание на п. 2.6 там, где указано:

При этом все действия в рамках или с использованием сервисов Яндекса под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь, в порядке, предусмотренном п. 2.7., уведомил Яндекс о несанкционированном доступе к сервисам Яндекса с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи (номера мобильного телефона, пароля или средств двухфакторной аутентификации).

Что, в общем-то и было бы правильно, если у меня украдут доступ к аккаунту — я лучше сам обращусь, без подобной "заботы". Понятно, конечно, что этим пунктом Яндекс просто снимает с себя ответственность за происходящее с аккаунтом. Но мне хотелось как-то подчеркнуть, что это вообще-то двустороннее соглашение с пользователем, а не просто "Яндекс имеет право на что угодно без объяснения причин". Поэтому я указал на то, что согласно этому пункту, вообще-то нет необходимости как-то ещё "убеждаться в моей личности". Доступ к аккаунту у меня есть, о нарушениях я не сообщал, а значит это пишу я.

Внимательный читатель, конечно, поймёт, что при всей справедливости моего аргумента, у него есть одна существенная слабость. Прямо как в споре Привалова с Говоруном в «Сказке о Тройке». Через те день-полтора, что обычно отвечает поддержка, я их ответ и увидел, он был, увы, немного предсказуем:

Обратите внимание, как мило: «Доступ временно ограничен». Может сложиться впечатление, что какой-то доступ у меня всё-таки есть, а если подождать, то и полный вернётся. Если когда-нибудь Яндекс проявит внимание к этой ситуации, то будет утверждаться, конечно, что они проявили бдительность, и меня защитили. Но, мы понимаем. «Ах, доступ у тебя есть? Ну вот тебе галочка.»

Я не знаю, чего здесь больше: синдрома вахтёра, или задолбанности человека, который вынужден работать живым роботом, и со всех сторон обложен инструкциями. Но мне было бы интересно узнать, по каким признакам было определено что «мой аккаунт находится под угрозой взлома». Почему нарушается пункт 2.6 ПС, по которому моя просьба об отключении СМС авторизации не была рассмотрена как написанная мной. А так же, если уж отойти от формальностей, почему Яндекс считает нормальным «сомневаться в моей личности» но мне возможности «посомневаться, что они не возьмут кредит на мой присланный паспорт», не оставляет?

Это один маленький случай, но подобного я вижу в последнее время великое множество. Одно очевидно — чем дальше мы в плодах этого прогресса, тем больше отсекается всё нестандартное, не укладывающееся в схему. Если тебе не везёт попасть в потребности и образ действий 90% пользователей — у тебя проблемы. Ты вроде, как и много лет назад, общаешься с человеком, но на самом деле с тобой говорит скрипт, хотя пока ещё не написанный кодом. Компании чем дальше, тем больше ценят свои ресурсы гораздо выше времени и удобства пользователей, рассказывая о якобы заботе.

Нам обещали "Четвёртую промышленную революцию", когда наконец благодаря мощи IT технологий можно будет в промышленных масштабах выпускать не одинаковые калоши трёх размеров, а работать с индивидуальными потребностями людей. А на самом деле, нас с возрастающей мощью стригут под одну механизированную гребёнку. И стоит тебе неосторожно сделать шаг влево — безжалостно выбрасывают за борт этого "прогресса". Это печально.

PS На самом деле именно к самим сотрудникам техподдержек у меня, как правило, никаких претензий. Но часто они просто связаны по рукам и ногам многочисленными инструкциями. В качестве меры я бы предложил возможность, в случае если следование инструкции вызывает проблемы у пользователя, эскалировать пользователя на автора инструкции.

У меня так однажды произошло с паспортным столом. Сотрудницы без проблем "сдали" телефон шефа. Человек был немного растерян, но вопрос тянувшийся два месяца, внезапно решился на следующий день.

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Ochered Syka

После того, как Яндекс ( по очевидным причинам) стал активно, навязчиво просить установить свой браузер везде где можно и даже в стороннем по, вообще отказался от использования сервиса, как поисковика. В редких случаях.
По тем же причинам, Яндекс Алиса и прочая хуета никогда не будет мной юзаться. Спасибо Яндекс)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Azh

+++

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Azh

+++

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

Я хотел написать о замечательной почте яндекса, которая условные 10 лет назад была еще норм, а теперь уже треш, зашел в нее, и понял что яндекс окончательно пробил дно.

При регистрации в яндекс.плюсе Яндексу потребовался аккаунт, в который автоматом входит и почта. Ну ок. Мне этот ящик сам по себе не нужен, так что нигде не используется. Сейчас, спустя год, или около того, в нем 272 входящих письма. Все эти 272 письма - спам от Яндекса. Там реклама их сервисов, какие-то скидки и прочая хрень. Ну и раз в месяц Яндекс туда чек присылает о оплате подписки, окей, будем считать что из 272 писем там аж 12 не спам.

Так вот, я сейчас зашел в этот ящик, посмотреть, сколько спама от Яндекса набралось, а там прекрасный баннер при входе - мол оформите еще подписку Яндекс 360 и мы вам не будем присылать рекламу. Не, ну я все понимаю, моя подписка недостаточно платная для того, чтобы прекратить спам, нужна более лучшая подписка, несите нам еще ваших денег, а мы через пару месяцев еще что-нибудь придумаем, обзовем спам "информационными письмами" например и введем еще одну подписку, чтобы не приходили и они.

Яндекс, ау, я понимаю, что вы это не прокомментируете, но вы по-моему вконец потеряли связь с реальностью, монетизировать, конечно, можно что угодно, но нельзя же так относиться к пользователям, которые вам УЖЕ платят деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey QuQu

Я бы сказал душнота

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Уже на строчке про windows 7 я охуел от уровня консерватизма и занудства автора.

Автор, винда - это всего лишь инструмент, и почта, и номер телефона тоже инструменты, и пользовательские соглашения написаны не для того чтобы их читали, а чтобы прикрыть компании задницу в судах и в случае чего выкидывать неудобных пользователей и не тратить на них время сотрудников.
Время - деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Вы не зануда и не консерватор - вам нас не понять.
И да, хочется не только прогресса технологий, но и развития заботы о пользователе.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артём С
Автор

Доля Win 7 сейчас - 17.5%. Этих пользователей - в биореактор?

выкидывать неудобных пользователей

Об этом в целом и текст. Вас это не печалит?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Сергей Лис

Простите ваш iq50? Доверять фото с паспортом Яндексу по вашему нормально? Может у вас и карта к нему привязана?

Ответить
Развернуть ветку
feiry fairy

Есть гугл - если при регистрации не попросил телефон (по своим неясным алгоритмам), то повезло, почта твоя, пользуйся.
Есть мейл - если при регистрации нажал "нет телефона", то всё хорошо, пользуйся.
А есть ХУяндекс - регаешься без телефона, но в любой момент тебе блокируют почту и требуют телефон.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Где к середине начал кимарить... Ближе к концу пришлось отвлечься - ибо глаза слипались...
Я правильно понимаю, что автор в, почти, девяти тысячах чимволах рассказал, что его аккаунт заблокировали?
Чего-то я видимо не понимаю в этой жизни...

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Да я как-то не считал символы. Это - много?

Мысль была в том, за что заблокировали - за обращение в техподдержку и ответную цитату из ПС.

Мне показалось немного диковато. Ну и это не вчера созданный ящик, который мне было бы не жалко.

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Яндекс уже давно не торт, и фактически догоняет Ростелеком.
Он не виноват, формально так, в подполье уйти сложно, а власти все просят и просят. С другой стороны и парадигмы у них те же, что и у государства, для одних люди новая нефть, а для Яши юзеры это источник дохода, надо рисовать прибыль, чтобы акции шли вверх, а потом приходить и нагибать нормальный цифровой бизнес демпингом. И с чего вы взяли, что это вообще ваш ящик? Единственная панацея, это привязывать свой домен к почте

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Все сервисы яндекса - говно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Те, кто пользуется Яндекс.Коннектом / 360 для бизнеса тоже понимают, какое это что-то с чем-то. Например,

До конца года мы планируем реорганизацию сервиса Яндекс.Коннект. Панель администрирования Коннекта будет закрыта и заменена панелью управления Яндекс 360 для бизнеса.

У меня в структуру коннекта внесено 40 сотрудников с разбивкой по отделам, подотделам, со всей логикой и соответствующими групповыми адресами, а с 1 января все эти сотрудники будут скинуты в одну кучу: https://admin.yandex.ru/users.
Я им пишу так и так, мол, вот такая дикость произойдёт, вы что делаете и зачем, на что они отвечают: «вот тебе ссылка на наш форум по проекту, открывай тикет и пиши пожелания». Вроде разумный и адекватный ответ, но почему уничтожению ключевого функционала должен противостоять я, а не команда 360 для бизнеса?

Про Вики, на которой делаю внутреннюю базу знаний, даже говорить не хочу. Там банально параметры у блока {{toc}} не отрабатываются.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Все сервисы яндекса - говно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Damir Shafikov

Яндекс авиа более менее. И то только потому что в браузере без авторизации работает XD. Остальное все удалил к херам, отписался от всех рассылок. Ловлю дзен и позитив.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Классен

После новости о том, что майкрософт выплатил одному чуваку денег за то, что он прочитал в соглашении при установке виндовс: ~"если вы читаете эту строчку, вам полагается ~1 000 ... $" я понял, что пользовательское соглашение уже читать не смысла 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Alexey QuQu

Бред какой-то

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Донникова

Форточку автору откройте

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Свежим воздухом для меня было бы человеческое отношение и понимание. Но с этим тяжело в "мире технологий".

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Anna Petrova

Уроды, что с них взять. Из всех сервисов яндекс пользуюсь только одним ya.ru
В остальных слишком много неожиданностей. От внезапной блокировки, до краж данный карт, привязанных к оплатам внутри их сервисов. Ублюдочная контора стала.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Что за сервис такой. Напомните идиоту.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей RET

Знаете, это неизбежно. Любая технология/компания проходит этот путь. Также автомобили когда-то были уделом энтузиастов и вселяли веру во что-то. А потом стали проблемой.

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Наверное.
Об этом я и грущу ноябрьским вечером.

Ещё мне почему-то кажется, что при Сегаловиче такого бы не было.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Писал выше выжимку.

Я столкнулся с тем, что Яндекс мне включил двухфакторную аутентификацию для "новых" устройств. Об этом я не знал ни сном ни духом, т.к. был залогинен на старых устройствах. Обнаружилось только когда стал пробовать новую Windows.

Я задал вопрос в техподдержку, с моей почты в Яндексе. В ответ мне прислали выдержку из Пользовательского соглашения, а потом заблокировали аккаунт, потому что "обнаружили, что он под угрозой взлома". На этом наш диалог, понятно, прервался - довольно сложно писать с заблокированного аккаунта.

Но это просто один мелкий случай в череде того, как "IT" корпорации жестят всё больше и по любому поводу. Возможно, не со зла, а не справляясь со сложностью собственных систем. Но, главное, особой проблемы в этом не видят, и ничего с этим не делают.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт заморожен

тоже интересно... вообще не понятно в чем проблема

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Вот кто обещал "Четвёртую промышленную революцию", к тому и обращайтесь.

А эти не нажрутся никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Но ведь...
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/01/21/821069-rossiya-vozglavit

«Яндекс» представил самоуправляемый автомобиль в Лас-Вегасе во время всемирно известной выставки Consumer Electronics Show.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey

дубль

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Speritum

Уже давно не вижу в адресах упоминания @yandex.ru)) Видимо не зря!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Пользуюсь как вторая почта. Для спама всякого.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Анатольевич

Поэтому лучше винды хр нет и не будет!!!!))))

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Зачем так много писать? ) Просто пошлите этот наглый Яндекс в жопу, и не пользуйтесь его сервисами. Я так и сделал. Ничего сложного в этом нет. )

Ответить
Развернуть ветку
Артём С
Автор

Ну вдруг он не наглый, а просто недоразумение.
Не так просто отказаться от почты, которой 16+ лет пользуешься.

Да и другое наросло. "Алиса" вон стоит, хотел на ей "умный дом" развить.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда