{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Факап на 45 млн рублей, выгорание и новый стартап

Это история моего прошлого проекта: ошибок, выводов и опыта, который я применил при создании нового стартапа.

Привет, друзья!

Я не люблю раздавать советы, все что озвучу – это мои личные выводы.

Если эта статья, мой опыт, изложенный здесь, будет полезен хоть одному человеку, значит все это не зря. Поехали!

Это я (слева) и Саша (аккаунт менеджер), гуляем по Москве, ждем встречи с партнерами

Помните такое выражение: «человек привыкает \ адаптируется ко всему»? Оно особенно справедливо, когда делаешь что-то постоянно.

Я считаю, что этой действенный принцип. Следуя ему, в том числе, можно стать профи в любых областях. Например, если постоянно ноешь – будешь профи-нытиком

Так вот…

Если взглянуть в недалекое прошлое, я профессиональный факапер. Мой проект, который длился последние 6 лет – совокупность множества факапов.

Жаль, наверное, что БМ распались. Пошел бы там замутил курсы факаперов и открыл бы новое направление — «факапертолог», наравне с «директологами», “биологами» и т.д.

Небольшая предыстория

С 2008 по 2015 года у меня была небольшая команда и диджитал-агентство (раньше это называлось «веб-студия»).

К 2015 году я запустил еще несколько самостоятельных проектов:

- сервис автоматизированного обратного звонка для повышения конверсии на сайтах
- сервис для обогащения данных о посетителях сайтов
- подразделение таргетированной рекламы

В те времена был бум всяких виджетов.. Предприниматели, в погоне за конверсией, захламляли свои сайты, одновременно устанавливая несколько обратных звонков, чат, всплывающие окна. Общение с клиентами и бизнесами всё больше стало переходить в мессенджеры и социальные сети.

Тогда мне пришла мысль сделать сервис, который объединял бы максимальное количество каналов коммуникации с клиентами. Единое окно, куда поступают все запросы от клиентов, а менеджеры отвечают прямо здесь, не переключаясь на соц. сети, мессенджеры, чаты и другие каналы.

Благодаря запуску новых направлений, я нашел не только крупных клиентов, но и познакомился с крутыми предпринимателями, которым я озвучивал свою новую идею.

С одним из них мы и решили делать проект.

Все направления требовали от меня внимания, но нужно было выбирать.

И я решил бросить всё, сфокусироваться только на новом проекте.

Проект длиною в 6 лет

Осенью 2015 года мы приступили к разработке омниканальной платформы. Первую версию хотели выпустить уже к концу года.

Но все пошло не по плану. А разработка затянулась на несколько лет.

Первая версия продукта была ориентирована на микро и малый бизнес. Нам даже удалось интегрироваться отдельной кнопкой в интерфейс международного конструктора сайтов, что позволило получить клиентов из западных и азиатских регионов.

К концу 2019 году стало понятно, что игроков, которые работают на сегмент микро и малого бизнеса становться слишком много, емкость рынка сильно проседает.

И мы приняли решение развернуть проект в сторону только Enterprise клиентов (средний и крупный бизнес). У этих сегментов (микро\малый и средний\крупный) есть значительные отличия и запросы, они требуют разных подходов.

Наступил 2020 год.

В нашем случае, 95% Enterprise-клиентов получали из оффлайн мероприятий, конференций, выставок. Всё оффлайн…

Это было фиаско.

Выгорание и выход из проекта

Ранее в работе я брал энергию от краткосрочных результатов, общения с клиентами, результатов от клиентов. Самое главное – после этого появлялся ясный путь, что делать и когда.

Пусть результаты мелкие, но частые. При этом результатом мог быть быстрый провал. Не получилось, ок — сделали выводы, идем дальше.

Но наш «долгострой» выжег абсолютно все силы.

В марте 2021 года я написал партнеру письмо, где и описал свое состояние:

«Я сломался. Возможно это выгорание. У меня полностью нарушен сон и расфокусировка по задачам. Переключаюсь часто между задачами. Трачу нереально много времени на задачи, которые ранее делал за пол дня и меньше, постоянно переделываю, хотя можно было бы стартовать от какого-то варианта и его шлифовать. Быстро пропадает буквально вся энергия – на решение задач, причем любых (по работе и не по работе).»

Мы договорились о встрече, на которой должна была решиться судьба проекта.

Я еще верил в проект и в целом хотел им заниматься. Но, честно, не знаю чего я боялся больше: что мы примем решение остановить проект или продолжать его делать дальше.

Когда ты выгораешь, нужно менять что-то. Не пытайтесь начинать менять что-то в себе: сходить куда-то, переехать на острова. Если вы сохраните главное – это то, чем вы занимаетесь и как это делаете, то это как «бухнуть»: сначала будет прикольно, потом будет очень плохо. Нужно начинать с себя.

Берегите себя. Ищите новые источники вдохновения, научитесь говорить «нет» и «стоп». Если выгорите – вам нафиг ничего не нужно будет уже.

По итогам встречи с партнером, мы решили остановить проект, а я отправился в отпуск на 4 недели, чтобы восстановить силы.

Это проект стал факапом на 45 млн. руб. (расходы на команду: 5-9 человек на постоянке в разное время, попроектные аутсорсеры, сервисы для работы и т.д.).

Выводы: чему меня научила эта история

Тут материала хватит еще на много статей, но в этой остановлюсь на ключевых выводах, на мой взгляд.

Клиенты лгут и это нормально

Когда мы проводили КасДевы, клиенты были в восторге от наших идей. Какую главную ошибку мы совершали? Не брали денег с клиентов. Ваша идея может быть бесконечно крута, но деньги — это объективный показатель: нужно ли это клиенту в действительности.

Думать, что мы точно знаем всё (или часть чего то) за другого человека - огромная ошибка

Мы разрабатывали множество дополнительных функций, которые казались нам очевидными, но в итоге ненужными реальным клиентам. Добавим сюда немного перфекционизма и получим огромные временные потери.

Излишний перфекционизм способен убить любой проект

Важно правильно и четко расставить приоритеты. Что вам действительно важно: запилить идеальный продукт или все же пройти путь от точки А до Б? (количество клиентов, выручка, прибыль и т.д.).

Если второе, то лучше запилить скромный «запорожец» и уже отправится в путь, пока другие пилят идеальный «ламборджини».

Нехватка времени — не аргумент, время есть всегда

Все зависит от приоритетов. Важно находить и выделять те задачи, которые дают 80% результата при 20% затрат. Безжалостно удаляйте из списка дела, которые не приближают к желаемому результату.

Отрицательные отзывы о вашем продукте — золотая жила для вашего бизнеса

Вам бесплатно указывают на «дыры», которые можно закрыть, улучшив бизнес и став конкурентоспособнее. Пользуйтесь этим.

Клиент платит всем зарплату

И вся команда должна понимать именно это. Клиент — должен быть всегда в центре бизнеса, остальные процессы второстепенны.

Делегирование освобождает время

Иногда это больно и страшно — доверить кому-то свои дела. Но нужно принять это как необходимость. Делегируя, вы освобождаете время на действительно приоритетные задачи.

Выбор модели — важная составляющая

На старте у нас была freemium-модель (бесплатный доступ ко всем функциям на 14 дней, бесплатный ограниченный тариф и платные тарифы). Такая модель, именно на начальном этапе, может привести к расфокуссировке. И обязательно приведет к увеличению ресурсов (уделять должное время нужно в том числе клиентам, которые не платят). Самое важное, что я извлек из этой модели — бесплатные пользователи могут повести проект не нужной дорогой. Функции, которые будут нужны — это те функции, за которые не готовы платить.

Отказывайте клиентам

Клиентоориентированность — это не про то, как всем угодить. А про то — как делать хорошо для своего сегмента клиентов, а они у всех разные. Научитесь выделять из толпы именно своих клиентов и фокусируйтесь на них. Вот хорошая статья на эту тему.

Ваша идея ничего не стоит

Без команды, которая может реализовать эту идею. Крутых идей — сотни тысяч. А команд, которые могут их реализовать — сотни.

Нанимайте людей, которые круче вас

Именно они позволят кратно вырасти. Если вы в компании «самый умный», то возможно, очень скоро упретесь в потолок.

Токсичность — сильно заразительна

Если в команде появляется такой человек, вы рискуете потерять как минимум пол команды. Выявляйте на ранних стадиях и убирайте из команды без сожаления.

Относитесь к своим ошибкам с благодарностью, это ваш опыт

Сделал — извлек урок (обязательно) – научился – перешагнул, пошел дальше. Если вы относитесь к ошибкам не как к опыту, лучше это как можно скорее изменить. Мое кредо сейчас: «не получилось – сделай по-другому».

А есть ли чем гордиться?

Безусловно — да.

Это был колоссальный опыт. Я набил много шишек и наступил на множество граблей.

На протяжении долгого времени я обеспечивал достойным доходом своих ребят, их семьи, позволяя работать из любой точки мира. и обеспечив им достойный выход из проекта.

Я познакомился с невероятно крутыми менеджерами и предпринимателями, которые стали для меня друзьями и менторами.

Я нашел надежного партнера для следующего проекта, среди своих старых сотрудников.

Новый проект

После того как мы с партнёром решили закрыть текущий проект, я пошел в отпуск: восстанавливаться и думать о том, чем займусь дальше.

У моей жены есть розничный магазин. Там начали сильно падать продажи с 2019 года. И в 2020 мы придумали идею — как работать с клиентской базой, возвращать клиентов. Как появилась идея я писал в первой статье.

Она не должны была стать отдельным проектом, а только решением для текущего магазина. На этой идее я и решил сосредоточиться и помочь жене.

Позже всё это вылилось в отдельный сервис Event Link.

Почему я решил сделать отдельный сервис из этой истории:

К тому же, проект показался мне своевременным. Когда затраты на удержание растут, бизнес все больше начинает конкурировать за внимание клиентов. А клиентам нужен новый способ — комфортно получать уведомления от компаний без спама.

Я вообще категорически против спама, поэтому у нас реализована такая механика: клиент обязательно видит на что он подписывается, дает согласие. И только после этого получает уведомления от компании. И также легко и быстро может отписаться.

А мой прошлый опыт помог при запуске проекта:

  • мы нашли похожую проблему у других
  • мы нашли первых клиентов, которые заплатили
  • собрали минимальную версию и проверили ее в реальности
  • отказались брать всех клиентов
  • выпускаем функционал, только на основе фидбэка платящих клиентов

Заключение

Как там было в песни? Чужих не надо делать ошибок, делай свои.

Если у вас появятся ко мне вопросы или предложения — всегда буду рад пообщаться, мой Телеграм @ZamyatinIva или в бизнес-сообществе CLUB.ORG.

Спасибо за внимание!

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Если не секрет, на ваш взгляд, какие ключевые моменты привели к провалу?
Интересен ваш опыт.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Александр Филиппенко

Человек, по моим меркам ты крут! 45 млн некоторым из нас, да что уж там говорить подавляющему большинству не получится заработать, а у тебя получилось, ну может быть ты привлек эти деньги, тем не менее - ты крутой. Респект.

А выгорание - пройдет как только попрут деньги, пусть от другого проекта, быть может в другом направлении, но - это будет в том числе благодаря полученному текущему опыту.

Ответить
Развернуть ветку
Art

Может человек он и хороший но умерьте свои розовые сопли - взять и просрать 45 Лямов не равно заработать 45 Лямов

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Иван Замятин
Автор

Александр, от крутого человека слышу!
Спасибо за добрые слова)

Ответить
Развернуть ветку
russur

Ну и опять спам через календарь. Да, всё равно это спам. Спам!!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Видимо нужно отдельную статью писать.
Это не спам, вы подписываетесь сами, сами даете согласие, видите куда подписываетесь. И только потом получаете информацию с возможностью быстро отписаться.

К примеру, у вас важная конференция. Подписались, получили комфортно напоминание без тех же звонков.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вадим Руднов

Ну и нафига ты этим поделился? Сходи к психологу или жене своей вылей всю эту грязь.
Когда писать не о чем, лучше вообще не писать!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Supruniuk

Хотя бы для меня. Мне опыт факапов очень интересен. Где угодно тебя "научат" делать "правильно". Как не делать - только те кто имеет опыт. Ты можешь все "это " понимать или чувствовать, но когда "это" заворачивают в текст, "это" становится знанием.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Пётр Радищев

так если бы было не о чём, то он бы это не написал наверное

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Вадим, спасибо тебе за критику!
Поэтому и пишу, чтобы знать - что писать не нужно.
Если бы не писал - не узнал бы, что не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кирьянов

Привет. Лично мое мнение, хоть я и обычный юзер, но. Я зашел на сайт Event Link

1. Нужен проморолик мультяшный такой - читать всем лень, в любом случае он будет в тему.
2. Нужен условно бесплатный тариф на тестирование, потому что все равно не понятно.
3. Если клиент не хочет получать уведомления, я так понимаю ему достаточно отметить последующие события?
4. В форме на сайте, при выборе связи есть телеграм, но при этом поле телефон не меняется на поле логин, может быть условно владелец бизнеса сначала хочет вести переписку в телеграме, а если его устроит все - он предоставит номер. Думаю надо дать выбор телефон или логин. Я например, никогда не даю номер, только после общения из почты или телеграма.
Это мои выводы.

Теперь про сам сервис - ну вы молодец, что создали его. Особенность нашего менталитета, к сожалению - обругать владельцев и сказать, ну что такое уже есть. Я так не скажу, потому что "я не пробовал создать", поэтому ругать не буду.
Вообще не все сервисы уведомляют заранее о доставке.
Мне как для клиента данная настройка была бы в тему, так как мне долго/неудобно записывать что-то в календарь, а так бы мне бы было в тему отсканировать код и в календарь добавится событие, которое после я без проблем удалю.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Артём, спасибо большое! Это очень ценные замечания.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Victor Axonoff

Слишком мало конкретики для меня, цифр, реальных кейсов. Только общие слова. А ещё ошибок полно!

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary
Самое важное, что я извлек из этой модели — бесплатные пользователи могут повести проект не нужной дорогой. Функции, которые будут нужны — это те функции, за которые не готовы платить.

На мой взгляд - противоречие. В последней фразе надо убрать "не".

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Наверное, стоит стоило написать по другому:
"Платящие клиенты будут не готовы платить за функции, которое будут нужны бесплатным клиентам, "

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

я, конечно, не спец, но при касдеве идею проекта ты не должен говорить. Цель найти проблему, а не предложить идею и увидеть реакцию.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Комментарий слетел вниз почему-то((
Дублирую:
Boris, может вы и не спец, но вы всё верно подметили.
Структура была такая: выявление + подтверждение проблемы. А в конце - предлагали решение (это уже и была озвучка идее)

Ответить
Развернуть ветку
elebedevv .

Иван, дайте ваши категории токсичности. Интересно. Где характер, где токсичность, где черта

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Для меня это: несоблюдения элементарных норм этики, хамское отношение к коллегам, разжигание споров без аргументов, которые крадут чужое время. Я говорю именно о систематическом характере. Если такое случается один раз, считаю, что сначала нужно детально разобраться в вопросе.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Хороший материал, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Спасибо вам за оценку и за то, что прочитали!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Судиловский

Статья полезна тем, что человек написал про неудачу. А то везде вокруг успешные истории. В статье не раскрыты мучения автора в полном объеме. Бегло прочитав статью у меня сложилось впечатление, что автор не сильно переживал за деньги инвесторов. Но я более чем уверен, что решение было очень тяжёлым и деньги инвесторов не были профуканы без борьбы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Клочко

Всё не выходит из головы эта история, - я понимаю что можно выгореть и очень устать за 6 лет работы над проектом (где гнездятся такие терпеливые инвесторы?) , понимаю что можно вбить 45 и перед финалом попроситься на 4-х недельный отдых для восстановления сил, и даже оплатить и отправить на отдых всю свою команду с их семьями... Но как можно после этого отдыха не вернуться к делу в которое столько вложено, - а вписаться в другой проект не моргнув глазом...
Неужели это правда?!

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Статья крутая , но что это за веб 1.0 / шаблон от Джумлы?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Нет, Тильда.
Видимо это мы - веб 1.0((

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Иван, спасибо за статью и то, что делишься опытом.

Подскажи, как находишь практические инструменты для реализации идей? Ну, например, как пришел к тому, чтобы работать именно с календарем в телефоне? Вот такого рода вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

С календарем - это было случайное решение.
Об этом писал в первой статье https://vc.ru/tribuna/256637-sobrannoe-na-kolenke-reshenie-uvelichilo-oborot-roznichnogo-magazina-pochti-na-70-nachalo-istorii-startapa-event-link

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Норм

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Masimov

А как проект назывался?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Boris, может вы и не спец, но вы всё верно подметили.
Структура была такая: выявление + подтверждение проблемы. А в конце - предлагали решение (это уже и была озвучка идее).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
grizzzlix

Так эта статья обычная реклама, что то не очень верится в этот календарный спам и что кто-то хоть какой-то малый процент его себе в календарь запихнет

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда