Факап на 45 млн рублей, выгорание и новый стартап

Это история моего прошлого проекта: ошибок, выводов и опыта, который я применил при создании нового стартапа.

Привет, друзья!

Я не люблю раздавать советы, все что озвучу – это мои личные выводы.

Если эта статья, мой опыт, изложенный здесь, будет полезен хоть одному человеку, значит все это не зря. Поехали!

Это я (слева) и Саша (аккаунт менеджер), гуляем по Москве, ждем встречи с партнерами

Помните такое выражение: «человек привыкает \ адаптируется ко всему»? Оно особенно справедливо, когда делаешь что-то постоянно.

Я считаю, что этой действенный принцип. Следуя ему, в том числе, можно стать профи в любых областях. Например, если постоянно ноешь – будешь профи-нытиком

Так вот…

Если взглянуть в недалекое прошлое, я профессиональный факапер. Мой проект, который длился последние 6 лет – совокупность множества факапов.

Жаль, наверное, что БМ распались. Пошел бы там замутил курсы факаперов и открыл бы новое направление — «факапертолог», наравне с «директологами», “биологами» и т.д.

Небольшая предыстория

С 2008 по 2015 года у меня была небольшая команда и диджитал-агентство (раньше это называлось «веб-студия»).

К 2015 году я запустил еще несколько самостоятельных проектов:

- сервис автоматизированного обратного звонка для повышения конверсии на сайтах
- сервис для обогащения данных о посетителях сайтов
- подразделение таргетированной рекламы

В те времена был бум всяких виджетов.. Предприниматели, в погоне за конверсией, захламляли свои сайты, одновременно устанавливая несколько обратных звонков, чат, всплывающие окна. Общение с клиентами и бизнесами всё больше стало переходить в мессенджеры и социальные сети.

Тогда мне пришла мысль сделать сервис, который объединял бы максимальное количество каналов коммуникации с клиентами. Единое окно, куда поступают все запросы от клиентов, а менеджеры отвечают прямо здесь, не переключаясь на соц. сети, мессенджеры, чаты и другие каналы.

Благодаря запуску новых направлений, я нашел не только крупных клиентов, но и познакомился с крутыми предпринимателями, которым я озвучивал свою новую идею.

С одним из них мы и решили делать проект.

Все направления требовали от меня внимания, но нужно было выбирать.

И я решил бросить всё, сфокусироваться только на новом проекте.

Проект длиною в 6 лет

Осенью 2015 года мы приступили к разработке омниканальной платформы. Первую версию хотели выпустить уже к концу года.

Но все пошло не по плану. А разработка затянулась на несколько лет.

Первая версия продукта была ориентирована на микро и малый бизнес. Нам даже удалось интегрироваться отдельной кнопкой в интерфейс международного конструктора сайтов, что позволило получить клиентов из западных и азиатских регионов.

К концу 2019 году стало понятно, что игроков, которые работают на сегмент микро и малого бизнеса становться слишком много, емкость рынка сильно проседает.

И мы приняли решение развернуть проект в сторону только Enterprise клиентов (средний и крупный бизнес). У этих сегментов (микро\малый и средний\крупный) есть значительные отличия и запросы, они требуют разных подходов.

Наступил 2020 год.

В нашем случае, 95% Enterprise-клиентов получали из оффлайн мероприятий, конференций, выставок. Всё оффлайн…

Это было фиаско.

Выгорание и выход из проекта

Ранее в работе я брал энергию от краткосрочных результатов, общения с клиентами, результатов от клиентов. Самое главное – после этого появлялся ясный путь, что делать и когда.

Пусть результаты мелкие, но частые. При этом результатом мог быть быстрый провал. Не получилось, ок — сделали выводы, идем дальше.

Но наш «долгострой» выжег абсолютно все силы.

В марте 2021 года я написал партнеру письмо, где и описал свое состояние:

«Я сломался. Возможно это выгорание. У меня полностью нарушен сон и расфокусировка по задачам. Переключаюсь часто между задачами. Трачу нереально много времени на задачи, которые ранее делал за пол дня и меньше, постоянно переделываю, хотя можно было бы стартовать от какого-то варианта и его шлифовать. Быстро пропадает буквально вся энергия – на решение задач, причем любых (по работе и не по работе).»

Мы договорились о встрече, на которой должна была решиться судьба проекта.

Я еще верил в проект и в целом хотел им заниматься. Но, честно, не знаю чего я боялся больше: что мы примем решение остановить проект или продолжать его делать дальше.

Когда ты выгораешь, нужно менять что-то. Не пытайтесь начинать менять что-то в себе: сходить куда-то, переехать на острова. Если вы сохраните главное – это то, чем вы занимаетесь и как это делаете, то это как «бухнуть»: сначала будет прикольно, потом будет очень плохо. Нужно начинать с себя.

Берегите себя. Ищите новые источники вдохновения, научитесь говорить «нет» и «стоп». Если выгорите – вам нафиг ничего не нужно будет уже.

По итогам встречи с партнером, мы решили остановить проект, а я отправился в отпуск на 4 недели, чтобы восстановить силы.

Это проект стал факапом на 45 млн. руб. (расходы на команду: 5-9 человек на постоянке в разное время, попроектные аутсорсеры, сервисы для работы и т.д.).

Выводы: чему меня научила эта история

Тут материала хватит еще на много статей, но в этой остановлюсь на ключевых выводах, на мой взгляд.

Клиенты лгут и это нормально

Когда мы проводили КасДевы, клиенты были в восторге от наших идей. Какую главную ошибку мы совершали? Не брали денег с клиентов. Ваша идея может быть бесконечно крута, но деньги — это объективный показатель: нужно ли это клиенту в действительности.

Думать, что мы точно знаем всё (или часть чего то) за другого человека - огромная ошибка

Мы разрабатывали множество дополнительных функций, которые казались нам очевидными, но в итоге ненужными реальным клиентам. Добавим сюда немного перфекционизма и получим огромные временные потери.

Излишний перфекционизм способен убить любой проект

Важно правильно и четко расставить приоритеты. Что вам действительно важно: запилить идеальный продукт или все же пройти путь от точки А до Б? (количество клиентов, выручка, прибыль и т.д.).

Если второе, то лучше запилить скромный «запорожец» и уже отправится в путь, пока другие пилят идеальный «ламборджини».

Нехватка времени — не аргумент, время есть всегда

Все зависит от приоритетов. Важно находить и выделять те задачи, которые дают 80% результата при 20% затрат. Безжалостно удаляйте из списка дела, которые не приближают к желаемому результату.

Отрицательные отзывы о вашем продукте — золотая жила для вашего бизнеса

Вам бесплатно указывают на «дыры», которые можно закрыть, улучшив бизнес и став конкурентоспособнее. Пользуйтесь этим.

Клиент платит всем зарплату

И вся команда должна понимать именно это. Клиент — должен быть всегда в центре бизнеса, остальные процессы второстепенны.

Делегирование освобождает время

Иногда это больно и страшно — доверить кому-то свои дела. Но нужно принять это как необходимость. Делегируя, вы освобождаете время на действительно приоритетные задачи.

Выбор модели — важная составляющая

На старте у нас была freemium-модель (бесплатный доступ ко всем функциям на 14 дней, бесплатный ограниченный тариф и платные тарифы). Такая модель, именно на начальном этапе, может привести к расфокуссировке. И обязательно приведет к увеличению ресурсов (уделять должное время нужно в том числе клиентам, которые не платят). Самое важное, что я извлек из этой модели — бесплатные пользователи могут повести проект не нужной дорогой. Функции, которые будут нужны — это те функции, за которые не готовы платить.

Отказывайте клиентам

Клиентоориентированность — это не про то, как всем угодить. А про то — как делать хорошо для своего сегмента клиентов, а они у всех разные. Научитесь выделять из толпы именно своих клиентов и фокусируйтесь на них. Вот хорошая статья на эту тему.

Ваша идея ничего не стоит

Без команды, которая может реализовать эту идею. Крутых идей — сотни тысяч. А команд, которые могут их реализовать — сотни.

Нанимайте людей, которые круче вас

Именно они позволят кратно вырасти. Если вы в компании «самый умный», то возможно, очень скоро упретесь в потолок.

Токсичность — сильно заразительна

Если в команде появляется такой человек, вы рискуете потерять как минимум пол команды. Выявляйте на ранних стадиях и убирайте из команды без сожаления.

Относитесь к своим ошибкам с благодарностью, это ваш опыт

Сделал — извлек урок (обязательно) – научился – перешагнул, пошел дальше. Если вы относитесь к ошибкам не как к опыту, лучше это как можно скорее изменить. Мое кредо сейчас: «не получилось – сделай по-другому».

А есть ли чем гордиться?

Безусловно — да.

Это был колоссальный опыт. Я набил много шишек и наступил на множество граблей.

На протяжении долгого времени я обеспечивал достойным доходом своих ребят, их семьи, позволяя работать из любой точки мира. и обеспечив им достойный выход из проекта.

Я познакомился с невероятно крутыми менеджерами и предпринимателями, которые стали для меня друзьями и менторами.

Я нашел надежного партнера для следующего проекта, среди своих старых сотрудников.

Новый проект

После того как мы с партнёром решили закрыть текущий проект, я пошел в отпуск: восстанавливаться и думать о том, чем займусь дальше.

У моей жены есть розничный магазин. Там начали сильно падать продажи с 2019 года. И в 2020 мы придумали идею — как работать с клиентской базой, возвращать клиентов. Как появилась идея я писал в первой статье.

Она не должны была стать отдельным проектом, а только решением для текущего магазина. На этой идее я и решил сосредоточиться и помочь жене.

Позже всё это вылилось в отдельный сервис Event Link.

Почему я решил сделать отдельный сервис из этой истории:

К тому же, проект показался мне своевременным. Когда затраты на удержание растут, бизнес все больше начинает конкурировать за внимание клиентов. А клиентам нужен новый способ — комфортно получать уведомления от компаний без спама.

Я вообще категорически против спама, поэтому у нас реализована такая механика: клиент обязательно видит на что он подписывается, дает согласие. И только после этого получает уведомления от компании. И также легко и быстро может отписаться.

А мой прошлый опыт помог при запуске проекта:

  • мы нашли похожую проблему у других
  • мы нашли первых клиентов, которые заплатили
  • собрали минимальную версию и проверили ее в реальности
  • отказались брать всех клиентов
  • выпускаем функционал, только на основе фидбэка платящих клиентов

Заключение

Как там было в песни? Чужих не надо делать ошибок, делай свои.

Если у вас появятся ко мне вопросы или предложения — всегда буду рад пообщаться, мой Телеграм @ZamyatinIva или в бизнес-сообществе CLUB.ORG.

Спасибо за внимание!

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин
Автор

Если не секрет, на ваш взгляд, какие ключевые моменты привели к провалу?
Интересен ваш опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда