Как мы отказались от 20 млн рублей, потому что не хотели быть всего лишь исполнителями

Мы — это агентство «Инфографика». Делаем инфографику, сторилендинги и спецпроекты для бизнеса. В любом проекте используем инфографику как подход к переработке информации: вычленяем ключевые посылы и идеи, структурируем информацию и расставляем акценты так, чтобы читателю было интересно взаимодействовать с контентом, а бизнес решил свою задачу.

Наш подход требует вовлечения заказчика на каждом из этапов: на этапе переработки информации, создании скетча, прототипа, иллюстраций, а не только на этапе финальной визуализации. Поэтому важны партнерские отношения.

В прошлом году мы отказались от крупного заказчика, который приносил 20 млн рублей — это почти четверть годовой выручки агентства, — но никак не хотел строить партнерские отношения. Решение было сложным, но анализ ситуации помог нам выработать свой подход к построению отношений с заказчиками. О нём и хотим рассказать.

Зачем агентству и клиенту нужны партнерские отношения

Между клиентом и агентством возможны два формата отношений:

  • «Заказчик — исполнитель» — клиент выступает в роли заказчика, говорит, что и как делать, а агентство просто делает. Например, клиент приходит с задачей сделать лендинг для найма сотрудников и говорит: здесь нужно поставить девушку в белой рубашке, тут — сделать анимацию при наведении на персонажа, а здесь — добавить видео с нашим эйчаром.
  • «Партнер — партнер» — отношения на равных. Клиент приходит с задачей, а решением занимается агентство. Например, клиент говорит: мне нужно сделать лендинг для привлечения новых сотрудников, таких и таких, размещать буду тут и тут, что посоветуете? И агентство советует, придумывает, воплощает.

Когда мы были небольшим начинающим агентством, наши отношения с клиентами чаще всего складывались в формате «заказчик — исполнитель», и это приводило к не очень приятным последствиям:

  • Проект не решал задачу клиента. Например, вместо структурированного сторилендинга на 10 экранов с четкими акцентами и понятной идей получался лонгрид на 20 экранов с лишней информацией, размытым посылом и отвлекающей механикой. Так получалось, потому что мы находились в позиции исполнителя: работали по техзаданию клиента и не могли отстоять свои идеи или объяснить, что не так с лонгридом на 20 экранов.
  • Клиент сливал бюджет. Так бывает, когда клиент либо знает, чего хочет, либо не знает и пытается нащупать. В обоих случаях он использует нас в качестве исполнителя — то есть создает проект нашими руками, не используя экспертность агентства. Раньше мы допускали такое и в итоге переделывали проекты по несколько раз, а клиент оплачивал каждую переделку.
  • Все выгорали — и клиент, и команда агентства. Клиенту со временем надоедало контролировать каждую мелочь, а сотрудникам агентства — быть просто руками. Клиент и команда сначала злились друг на друга, а потом вместе начинали ненавидеть проект.

Например, в этом проекте столетней давности клиент пришел с задачей сделать инфографику о новом %%%%%, но мы не смогли выстроить отношения в формате «партнер — партнер», и весь проект клиент нащупывал результат нашими руками. Контент и формат собирали в процессе и в итоге сделали около 40 итераций, хотя 1-я и 40-я кардинально не отличались друг от друга:

тут должны быть иллюстрации проекта, но они под NDA

Позже мы поняли, что отношения в формате «заказчик — исполнитель» у нас складываются по четырем причинам:

  • клиент привык работать по схеме «заказчик — исполнитель» и не знает, что работа может строиться в формате «партнер — партнер»;
  • не доверяет агентству;
  • не понимает, как строится работа агентства, а агентство и не рассказывает;
  • не знает, что происходит с проектом, и думает, что без его контроля сотрудники агентства будут бездельничать или всё перепутают. Или просто любит всё контролировать.

А еще осознали, что в таком формате работать мы не хотим. И начали выстраивать партнерские отношения, устраняя все четыре причины. Теперь мы:

  • объясняем клиентам, в чем наша экспертность и что мы можем сделать для решения задачи;
  • рассказываем, как строится наша работа, что будет происходить с проектом, чего ждать в финале и какие этапы мы пройдем;
  • вовлекаем клиента в командную работу на каждом этапе;
  • много разговариваем друг с другом, как в любых хороших отношениях.

Дальше расскажу поподробнее, как именно мы выстраиваем партнерские отношения с клиентами. И почему это полезно обеим сторонам.

Ведем проекты по схеме и прописываем тайминг

Раньше мы не объясняли клиентам, как строится работа агентства. И это приводило к недопониманию, например клиент мог позвонить вечером в пятницу и попросить внести правки, мол, там работы на полчаса.

Но, чтобы внести правки, менеджеру нужно зарезервировать время дизайнера, объяснить, чего хочет клиент, потом зарезервировать время руководителя проекта, чтобы он принял работу дизайнера, а затем — передать исправленную работу клиенту. Обычно это занимает не полчаса, а кратно больше — при этом неважно, одна это будет правка или сто. Только клиент-то об этом не знает и может подумать, что мы просто халтурим или растягиваем сроки.

Но вообще-то у нас есть отлаженная схема работы, и мы ее используем, потому что только так проекты могут получиться. И сейчас, чтобы избежать недопонимания с клиентом, мы рассказываем ему об этой схеме. Так мы формируем ожидания и снимаем напряжение по поводу результата: клиент понимает, как будет строиться работа и что получится в финале.

А чтобы клиент понимал, что происходит не только на старте, но и на всем протяжении работы, мы регулярно сверяемся и напоминаем, в какой точке проекта находимся. Например, согласовали концепцию, пишем: мы с вами согласовали концепцию и переходим к этапу создания прототипа проекта. Так клиент всегда знает, что происходит и что будет происходить дальше. И это знание обеспечивает предсказуемость процесса и помогает клиенту доверять нам.

Для нас важно следовать этой схеме, потому что мы работаем со смыслами. И все этапы работы тоже строятся вокруг смыслов. Когда клиент приходит к нам, мы не беремся с ходу за проект по его ТЗ, а вместе проходим несколько этапов.

  • Разбираемся в задаче, чтобы помочь клиенту докрутить ключевое сообщение, которое он хочет донести до целевой аудитории.
  • Анализируем и перерабатываем исходную информацию так, чтобы читателю не нужно было прилагать усилия для ее считывания. На этом этапе мы создаем структуру и готовим текст, а клиент — предоставляет материалы, отвечает на вопросы.
  • Перекладываем переработанный контент в верстку: структурируем информацию, расставляем акценты и делаем так, чтобы читателю было просто считывать посылы и отделять главное от второстепенного.
  • Наводим красоту: оформляем проект с учетом задач, фирменного стиля компании и айдентики.

Кроме спокойствия и понимания, что происходит, этапы работы экономят время и бюджет клиента: когда мы идем последовательно от одного этапа к другому и каждый согласовываем, получается быстрее и дешевле, чем при броуновском движении. Дешевле выходит, потому что заказчику не приходится платить за правки.

Плюс когда есть точная дата завершения проекта, шансы сделать его в срок резко повышаются. Поэтому мы для каждого проекта составляем тайминг:

У каждого этапа работы над проектом есть сроки

Но дело не только в схеме работы, а в целом в подходе к отношениям с агентством. Например, в истории с клиентом на 20 млн рублей мы чувствовали себя обезьянами с ноутбуками: сидим, делаем бессмысленные операции за бананы. Много бананов. Даже если бы клиент четко следовал схеме, ощущение бессмысленности вряд ли бы исчезло.

Не работаем по техзаданию и не допускаем крайностей

Отдельно хочу сказать про первый этап работы. Если раньше мы могли взять ТЗ клиента и по нему сделать проект, то теперь понимаем: клиент не всегда знает, что хочет получить на выходе. Да и не должен этого знать. Ведь он обращается к нам именно потому, что у нас больше опыта, знаний, экспертности в теме инфографики.

Поэтому сейчас мы строим работу по-другому: не берем ТЗ, а вместе с клиентом разбираемся в задаче. Созваниваемся с ним и задаем много вопросов, например:

  • Кто целевая аудитория

  • Для кого этот проект?

  • Какие задачи он решает?
  • Что пользователь должен сделать? К какому пониманию мы его ведем?
  • По каким каналам будет продвигаться проект?

Например, клиент может прийти с техзаданием на сторилендинг об экологических инициативах компании, а в ходе разговора мы выясним, что читатель должен не только узнать, что компания делает, но и понять, а в чём вообще проблема с экологией — и это уже совсем другая задача.

На основе ответов клиента и его пожеланий к стилистике подбираем референсы. Об этом этапе мы подробнее рассказывали в другой статье: «Как мы сократили этап пресейла с 3 дней до 1 часа с помощью референсов».

Всё это нужно, чтобы клиент смог точнее сформулировать свою задачу и в итоге получил проект, который действительно поможет ее решить.

При этом мы не находимся в позиции: а я лучше знаю! я художник и так вижу! А совмещаем нашу и клиентскую экспертность. Например, в проекте для «Евраза» мы вместе с командой клиента придумывали ситуации, которые легли в основу теста. Без экспертности команды клиента мы бы их не создали.

Другой пример — полный металлургический цикл. Чтобы показать этот цикл в формате инфографики, агентству нужно сначала разобраться, что тут происходит. Обычно цикл представлен в виде непонятных схем, по которым клиент консультирует сотрудников агентства: объясняет, что за чем идет, для чего, какие есть нюансы и так далее. В итоге получается наглядная производственная цепочка:

Проект «80 лет Нижнетагильскому металлургическому комбинату». При всём желании без помощи клиента сами мы бы в производственном цикле не разобрались

Работаем по графику

Раньше мы работали по выходным, и команде говорили, что это нормально. Но постепенно люди стали выгорать, работать хуже, терять мотивацию. И даже двойная ставка за работу по выходным не помогала это исправить.

Со временем мы поняли, что если хотим играть в долгую, то придется изменять подход к рабочему графику. Сначала нам было страшно выставлять рамки, казалось, что клиенты откажутся и мы останемся без заказов. Но потом мы поняли, что рамки — это нормально, и, как правило, все клиенты готовы их соблюдать.

Сейчас за границами рабочего времени мы не работаем =)

Бывают, конечно, исключения, например когда мы заранее договариваемся о работе по выходным, но в других ситуациях сотрудники не отвечают клиентам круглосуточно, а клиенты знают об этом и учитывают в коммуникациях.

Партнерские отношения — это непросто. Но они дают заказчику то, за чем он приходит в агентство: свободное от контроля время, выполненный в срок проект, который решает задачу, и точный бюджет.

При этом, если что-то идет не так, мы всегда готовы к честному, открытому разговору. И это не тот разговор, когда мы просто транслируем свою позицию, а тот, в котором:

  • прислушиваемся к пожеланиям заказчика и вместе договариваемся о тайминге;
  • честно говорим, по каким причинам проект подвисает и как мы будем это исправлять;
  • получаем от заказчика правдивые ответы по срокам и дедлайну проекта — без двух недель «на всякий случай»;

  • задаем вопросы, чтобы лучше понять мотивы, проблемы, ситуацию заказчика и предложить решение, а не для того, чтобы сделать заказчика виноватым;

  • проявляем эмпатию и человечность.

Год назад нам было страшно отказываться от 20 млн рублей, но уже тогда мы поняли, что ориентироваться только на деньги — тупиковый путь, и решили рискнуть. Мы, конечно, сильно просели по деньгам, но через три месяца полностью стабилизировали продажи. А на место этого клиента пришли другие, с которыми мы выстраиваем партнерские отношения и делаем крутые проекты. И главное — все получают удовольствие.

Читайте другие наши статьи

Расскажите, как вы строите свою работу в роли клиента и в роли исполнителя? Какие сложности у вас случались как у клиентов? И как у исполнителей, агентств?

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Pasha Hater

Некошерно отказываться от заработка в наше нелегкое время. Если вы такие совестливые, организуйте "дочку" своей компании, наберите туда другую команду, которая будет готова работать исполнителем, объясните на старте разницу клиенту - и бога ради, не согласен - путь работает с "дочкой". Вы на финише получили свою прибыль, абсолютно не напрягаясь и занимаясь работой так, как вам нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Andreas Blokh

Некошерно. Но заказчик (я, к слову, сам со стороны заказчика начал выступать недавно), желает трэш в 8 из 10 случаев. Потому что ту же инфографику он делать не умеет, но хочет. Так вот трэшовый проект для студии, которую от других отличают только её работы, может отправить её «к таким же как и все», которые делают инфографику «за 10 тыщ и две пачки винстона».

Короче, упущенная прибыль сейчас, в таком случае, не влечет за собой упущенную прибыль в будущем. И наоборот. Смысла в дочке нет, по той же причине. Если они в состоянии делать дорого и оху..но, зачем им дешево и плохо? Только мозги давать на съедение заказчику.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Hater

Вы забыли добавить - "по моему мнению". Будь я Вашим руководителем, я бы Вас уволил. Мне безразлично, кто вам делает мозг и в какую сторону. Задача бизнеса - зарабатывать, а руководителя - платить зарплату неженкам, которые не желают, чтобы им делали мозг, по факту - не желают работать и развивать компанию

Ответить
Развернуть ветку
Andreas Blokh

Будь Вы моим руководителем, я бы сам уволился, потому что вы так и не поняли, что дело в итоговом качестве выполненной задачи, а не чувств к «неженкам».
Задача с тотальным контролем и диктовкой того что нужно добавить, по типу «а вот тут линию подвиньте на 1 px, понимаю что не ровно будет но я так хочу», не будет выполнена на должном уровне.
И нет, это не только моё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Большое спасибо за комментарий. Очень приятно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Спасибо за мнение, но такое решение глобально расходится с нашим видением развития. Мы хотим не просто зарабатывать, а делать полезный и значимый продукт, за который хорошо платят. И делиться этой прибылью со своими сотрудниками.
Изменение рынка (через общение с клиентами) сложный и длительный процесс, но только так можно что-то изменить.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov

А в "дочку" отправлять работать в качестве штрафа "провинившихся" сотрудников, двойной профит)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Отличная идея для статьи про мотивацию )

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rudakov

Настройка схем работы, подходящих для разных клиентов - это важный показатель зрелости менеджмента. "Делать полезный продукт" можно разными способами, в том числе и по схеме "заказчик - исполнитель", одновременно образовывая клиента.

Вы, конечно, молодцы, что пытаетесь дать новое определение старому доброму проектному управлению, назвав его "партнерскими отношениями", но в этой области все уже придумано до вас и хорошо работает, нужен лишь умелый ПМ. А 30-40 итераций - это нормально со многими клиентами. Всегда есть, что улучшить.

А эта "эмпатия", "человечность" и уж тем более "выгорание" - это все для девочек. Бизнес есть бизнес, либо работай, либо теряй жирных клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Да, в принципе, много чего можно делать. Есть еще хорошая схема - берешь дизайнеров-стажеров (все равно 40 итераций делать). Они как обезьянки фигачат три месяца, а потом им на смену новую пачку рук. И никаких загонов с выгоранием и прочей херней. Ага.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rudakov

Обратите внимание, это вы написали про дизайнеров стажеров. То есть другая схема вам в голову не пришла.
Ну и в отместку за собственную беспомощность влепили мне минус в карму, как будто это я вам предложил такое решение.
Как мило ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Евгений, вы исходите из того, что классный проджект все может разрулить. Полностью согласен. Только вы почему-то упускаете важный момент про эксплуатацию дизайнеров. Это они будут теми самыми обезьянками.
По поводу тезиса "можно растить клиента в модели заказчик-исполнитель" - можно, но зачем? Это как токсичные отношения. В них можно состоять, мучаться и надеяться, что через Х лет все изменится. Но зачем?

P.S. Всегда думал, что плюсы и минусы это возможность выразить отношение к комментарию. Согласен/нравится - ставишь плюс, не согласен - минус. Не хотел обидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rudakov

Эээ, классный проджект разрулит так, что никакой не будет эксплуатации, а дизайнеры будут учиться работать с клиентом.
А про "токсичные отношения" - это из психологии, а тут не психология, а бизнес. Какие бы ни были "отношения", если они оплачены, то работа идет.
Ну, раз так оценивается согласие, то я вас понял.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Сейчас бизнес строится на психологии взаимодействия.
Раньше был пещерный мужик!
И пещерная баба.
Мужику - дубину, пожрать и бабу.
Бабе - пожрать, шкуры и мужика с дубиной.
Каков был спрос?
1. Пещеры.
2. Дубины.
3. Звери.
4. Бабы.
Именно так, поскольку зверей было много. Они сами за вами гонялись :)
С пещерами ясно - они и сейчас дорогие. И тогда на всех не хватало.
С дубинами проще. Отломил ветку от сухостоя, вот тебе и оружие.
Бабы - тоже не проблема. Можно за Волосы и в пещеру.
Конкуренты?! - дубина решает.
Все четко и понятно.
Убей зверя и съешь с бабой - чтобы оставить потомство…

А сейчас?
Дубиной нельзя…
За волосы - нельзя.
Зверей (денег, ресурсов) мало.
Конкурентов много.
Пещеры только в найм…
И это не главное…
Чёрное и белое со временем размылось…
Полезла разноцветная плесень…
Появились ботаники, геи, мамкины сынки, мамкины майнеры, папкины дочки, дочкины телки, телкины ногти, полиэтиленовые груди, мобильные телефоны и силиконовые вставки для пальцев ног :)
И все эти проявления считают себя личностями, имеют свою систему ценностей, пещеры, инструменты, ресурсы и трахаются с кем захотят без желания продлить род.
И если ты не будешь учитывать их систему ценностей, то заработать сможешь весьма скромно.
Либо тебе необходимо захватить власть.
И продавать им всем прививки от ковида. Заранее оформив на себя патенты на вакцину и построив заводы… и продавать все это государству, которое навяжет прививки всем этим особям.
Которые, как ни странно, себя любят и хотят жить…
Вот такая бизнес психология, уважаемый.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Чуть не плюсанул, ибо самого бомбит от выгорающих неженок. Но зачем интересный текст заканчивать антиваксерской нотой то, фантазия кончилась или ради концовки задумано все остальное? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

Концовка вписывается в текст на все 100%.
И являет собой наиболее яркий пример сегодняшнего дня - как «бизнес» строится за счёт налогоплательщиков.
Сначала разрабатываем за их счёт, затем им же и продаём (государству), а оно принуждает своей силой это использовать.
На Единорога тянет :)))

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Я попробую свернуть статью в одно предложение:
«Приятно и выгодно работать с адекватными, лояльными и состоятельными заказчиками», спору тут быть не может. Если вы настолько хороши, что можете выбирать себе заказчиков на все 100% ресурса - честь вам и хвала, а ситуация с отказом от проекта для вас - рядовая. В противном случае это оправдание и как любая потеря обратной связи - очень опасно для бизнеса.

В нашей практике многие нелояльные изначально заказчики на 2-3 проекте становились лояльными и отпускали возжи, когда понимали, что команде можно доверять.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Boyarkin

Что-то тут не то. Я дам 2 за сделку на 20.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Я правильно понял, Владимир, что вы об откате?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Boyarkin

Нет. Я дам тебе 2 за сделку на 20. И как-нибудь потерплю отношения "заказчик-исполнитель"

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rudakov

Видите, у Николая нет идей, как нормально выполнить проект без нытья и эксплуатации стажеров. И он пеняет мне, как будто я ему рекомендую левые схемы. Чем демонстрирует управленческую беспомощность.
Так теперь принято на конструктивную критику реагировать. Но лучше ему не перечить - сразу минус в карму ставит.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Hater

Чего вы вообще с ним разговариваете) он же для себя написал)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Владимир, спасибо. У меня встречное предложение. Берете 2 млн и по схеме из нижнего комментария от Евгения Рудакова, набираете спецов. Они не ноют, работают за еду, кайфуют от правок и делают сверхкачественный продукт. В итоге вы так прокачиваетесь, что клиент готов выделять вам бюджеты.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Неплохо написано про правки и взаимоотношения с клиентом. Использую эту часть в своём посте с вашего позволения. Ссылку на оригинал статьи прикреплю.

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Anisimov

🤝

Ответить
Развернуть ветку
Sportica Sportica

Зажрались!!!

Ответить
Развернуть ветку
feiry fairy

А зачем партнёриться с рисовальщиком графиков? Можно ещё доли поделить с продавщицей из хлебного.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ustimenko

И к кому в итоге ушли 20 млн.?

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Дементьев

Понятное дело - тем, кто не ноет и не боится работать

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Или тем, кто «жрет что дают»

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Дементьев

Если ты (не вы лично, а условный человек) выполняешь работу за которую платят, то пусть хоть розовые летающие вилки добавляют, а то все такие нежные, все выгорают, все не могут работать, потому что кофе 62°, а не 61,5° и так далее.

Как говорится, любой каприз за ваши деньги

Ответить
Развернуть ветку
Oleg March

Тут мне кажется речь идет не о том, что не хотят работать, а чтобы работать в удовольствие без дебильных требований заказчика который будет диктовать профессионалу как выполнять свою работу.
Это простое уважение к себе и своим сотрудникам.
А ситуация чтобы хвататься за любую работу, приведет к срыву сроков, выгоранию и если удастся выбраться из этого, приходу к стилю управления описанного выше.

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Дементьев

Видимо это в сфере it . Потому что за всё время моей работы в полиграфии, ни выгорания, ни чего не было. Может быть всё дело в умении понять потребности заказчика и не любить ему мозг профессиональными терминами - тогда и человек не козлит

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремеев

«Дебильных требований заказчика»?!
У него достаточно ума, чтобы придти к тебе с далеко не последними 20млн!
На инфографику…, Карл … :)))
Ты этих людей назвал «дебилами», дурашка! 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Черт, даже добавить нечего )

Ответить
Развернуть ветку
Никита Желудь

Интересный опыт

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

расскажите про экономику в условиях "партнер - партнер"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Свинарь
Автор

Клиент экономит, так как меньше тратит на правки и быстрее решает задачу.
Мы зарабатываем, так как делаем больше проектов (оборачиваемость трудовых ресурсов) и привлекаем новых классных клиентов за счет более качественного портфолио.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Александрович

У нас мастерская резки пенопласта. И мы наоборот ушли от модели «партнёр—партнёр», и перешли на работу по ТЗ. В противном случае тратится непомерное количество времени когда ты с клиентом ласков и общителен, а в итоге: « Ок »

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда