Приём платежей на сайте: опыт бега по граблям на примере своего стартапа

Одна из важнейший частей любого интернет-магазина — приём платежей в онлайне. Выбор платёжной системы, интеграция, отправка чеков — расскажу об этих и ещё множестве невидимых с первого взгляда мелочей, которые узнал за полтора года.

Привет! Меня зовут Андрей и я делаю маркетплейс и подписку на свежеобжаренный кофе — Coffis. Почти сразу встал вопрос о приёме платежей. Я начал искать решения на рынке. В первую очередь обращал внимание на функционал и тарифы.

Первый раз в первый класс

Выбор пал на сервис Robokassa. Чем она привлекла? Во-первых, это известная компания, которая на рынке уже много лет. Во-вторых, невысокими (с учётом функционала, хотя и не низкими) комиссиями — 3,9% с каждой транзакции на текущий момент. В-третьих, возможностью работы с подпиской (автоплатежи). А это было одним из принципиальных условий, т.к. Coffis — в первую очередь подписка на кофе, а потом уже маркетплейс.

Robokassa предоставляла работу с чеками в своём сервисе Roboчеки. Такое решение «всё в одном» было идеальным: одним договором подключаются все нужные опции, а также не нужно отдельно настраивать интеграцию с чеками. Хотя комиссии и были выше рынка, но Roboчеки входили в комплект, что подкупало.

Короче, Robokassa оказалась первая в шорт-листе и подходила по основным параметрам. «Почему бы и нет?» — подумал я, и принялся за интеграцию.

Интеграция и первые проблемы

Внедрение системы прошло не без сложностей. Хотя в комплекте и идут модули для популярных CRM, если сайт самописный (что было в моём случае), то интеграция идёт через API, который не очень удобен в плане разработки. Здесь не буду подробно расписывать, информация скорее для программистов. Но всё было сделано, протестировано и пошла реальная работа.

И тут начало вылезать то, о чём, как говорят, «не пишут в рекламных буклетах». Во-первых, какая-то странная политика с перечислением денег. Сначала они приходят на внутренний баланс Робокассы, а оттуда ты руками создаёшь заявку на вывод средств, ждёшь, пока она обработается и т.п. Да, в принципе можно настроить автовывод (т.е. выводить средства каждую неделю, месяц и т.д.), но это было, как по мне, корявым решением. Почему нельзя получать средства автоматически на свой расчётный счёт если не в этот же день, то хотя бы в ближайший рабочий? Непонятно.

Ещё один минус, который обнаружился только после начала работы — сервис не поддерживает автоплатежи по Apple Pay и Google Pay. То есть если покупатель ввёл данные карты ручками, то автоматическое списание работает без проблем. Но кто сейчас вводит данные руками, когда есть Apple Pay? Получается, что сделать следующий платёж по подписке просто не выйдет, и вся прелесть этих удобных способов оплаты теряется. В итоге у нас 2 выхода: можно отправлять клиентам ссылку на оплату, но каждый месяц вводить данные карты жутко неудобно, поэтому проверять подписчиков на верность таким методом я не стал. Непросто объяснить покупателям, зачем вводить данные и при разовой покупке, а тут нужно такое делать каждый месяц! Поэтому оставался один вариант — отключить Apple Pay и Google Pay вообще. Не без возни с поддержкой, их отключили, хотя пару раз я замечал, что они всё ещё доступны.

«Давай по-новой, Миша»

И вот перед Новым годом, когда моё терпение закончилось, было решено перейти на другую платёжную систему. Теперь уже было понимание, что от неё хотелось, как это должно работать. Был и опыт интеграции: я знал, какие могут быть подводные камни. Поэтому все важные моменты я переспрашивал у служб поддержки рассматриваемых систем в надежде, что получу точные ответы.

В итоге из большого количества вариантов я остановился на 2 кандидатах: Яндекс.Касса (сейчас ЮКасса) и CloudPayments от Тинькофф Банка. Эти решения подошли по всем критериям. Во-первых, работа с автоплатежами: есть поддержка как обычных карт, так и Apple Pay и Google Pay. Во-вторых, удобная интеграция с самописным сайтом: современный и практичный API. В-третьих, политика вывода денежных средств: максимум на следующий рабочий день они автоматически должны быть на моём расчётном счёте вне зависимости от банка.

Решающую роль в выборе сыграли отзывы. Про ЮКассу были нарекания о том, что надолго задерживают платежи, а служба безопасности без причин отказывает в подключении. Понятно, что не поработав с ними лично судить о качестве сервиса нельзя, но рисковать мне тоже не хотелось. В результате первым финишировал CloudPayments.

Порадовала их организация работы с подписками. В ЮКассе ты сам отправляешь запрос, когда нужно делать списание, сам следишь за актуальностью карты и т.п. А это большая работа в плане программирования. В Cloudpayments же достаточно передать один параметр при первой оплате, и подключается подписка, за которой полностью следит сама платёжная система: отправляет уведомления о предстоящем платеже, проверяет, что карта активна, списывает средства автоматически без внешнего вмешательства. А если средств не хватило — напоминает клиенту об этом.

Из минусов могу отметить достаточно высокую комиссию и плату за подключение. Для «акцепта оферты» нужно единоразово отправить 1500 рублей при подключении. Потом с каждой транзакции процент — 3,9. И если месячный оборот меньше 50 тыс. руб., то ежемесячная плата составит 900 рублей. Но всё равно не жалею о выборе. Лучше платить дороже, но пользоваться хорошим инструментом и не тратить нервы.

Кстати по сервису проблем нет. С момента подключения тебе выделяют личного менеджера, который работает с тобой и консультирует по всем вопросам, что гораздо лучше абстрактной службы поддержки с тикетами.

«Увлекательное» путешествие в мир фискализации

К сожалению, после приёма платежа ничего не заканчивается. Благодаря 54-ФЗ, у всех юрлиц, кто принимает деньги от физлиц, должна быть соответствующая касса, которая отправляет чек покупателю и в ОФД (оператор фискальных данных), который перенаправит его в налоговую.

Так как штрафы за работу без кассы достаточно большие, пришлось искать выход. Я выделил для себя 2 пути: покупка/аренда физической кассы и аренда облачной кассы. Но после анализа стало ясно, что первый вариант не очень подходит: нужно место для кассы и постоянное подключение к интернету, а также при возникновении любых проблем разбираться придётся тебе лично.

Поэтому было решено взять в аренду облачную кассу. Она стоит в датацентре и выписывает чеки 24/7. Отпадает вопрос как с покупкой, так и с обслуживанием.

У CloudPayments есть сервис CloudKassir, который в целом довольно дорогой: фискальный накопитель (который нужен для любой кассы) на 3 года (а это минимум для ИП на УСН) обойдётся в 12 990 рублей, резерв онлайн-кассы — 6 000 рублей и ежемесячная аренда в 3500 рублей. Итого мы получаем чуть больше 4000 рублей в месяц.

Нашлось хорошее решение от OFD.ru — сервис Ferma. Он как раз нацелен на интернет-магазины. Функционал действительно внушительный, хотя большую часть я не использую, т.к. не те объёмы. Для начала работы я взял тариф с почековой оплатой — 12 р/чек, а также фискальный накопитель на те же 3 года, только уже за 10 100 рублей. Для примера, со 150 заказами в месяц выходит цифра в 2080 рублей / месяц.

У Фермы есть готовые решения для популярных систем приёма платежей, поэтому с интеграцией проблем не возникло. Теперь при оплате на сайте автоматически отправляется чек покупателю и в налоговую. Если в каком-то стороннем сервисе тебе нужно сначала арендовать кассу, а потом заключать договор с ОФД, то тут всё получаем в одном пакете, ведь OFD.ru сам принимает чеки.

Sneak peek про QR коды

Свежее решение, которым я занимаюсь сейчас — оплата по QR-кодам. Это позволит снизить комиссию с 3,9% до 0,4% (почти в 10 раз!), что для начинающего проекта является серьёзным преимуществом. Недавно я подключил оплату по QR от банка «Точка» и готов рассказать об этом в следующей статье, если будет интересно.

Итоги

В целом получилось работоспособное решение. Уже несколько месяцев всё работает отлично. Идеально ли оно? Возможно и нет, может другие варианты для вашего проекта будут лучше. Всё-таки у меня были несколько особенные требования (та же оплата по подписке). Но каждый компонент был, что называется, «проверен на собственной шкуре». И надеюсь мой опыт поможет в ваших проектах!

А какой платёжной системой пользуетесь вы?
Unitpay
Robokassa
Альфа-Банк
Тинькофф Банк
МТС Банк
PayKeeper
Cloudpayments
ЮКасса (Яндекс.Касса)
Сбербанк
PayAnyWay
Другой вариант (напишу в комменты)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
65 комментариев
Написать комментарий...
CloudPayments

Спасибо за честный и подробный разбор! Рады, что вы с нами:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

🤟🏻

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

Рад стараться! Будут в следующей статье 👍

Ответить
Развернуть ветку
Алик

Сбер 2.05% это самый низкий процент в эквайринге. Деньги на след день на р/с даже в выходные дни! Работаем не первый год. Возвраты денег без проблем.

Robokassa ахренели совсем. Попробуйте вернуть покупателю деньги из Robokassa. Они свой процент заберут в любом случае и их не волнует возврат средств. После их такого свинского поведения мы их отключили.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Норм. Но это если рассчетник в Сбере же? И 2% это на каких оборотах? И про интернет же мы говорим? Про процент интересно. Сбер возвращает комиссию за эквайринг с возвратов?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Бобков
Автор

Интересно, спасибо! Как у них с поддержкой? Были ли проблемы при подключении, или выводе средств и т.п?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex B

https://vc.ru/finance/333246-vladelcy-platezhnogo-servisa-robokassa-reshili-prodat-biznes - Это из за вашей статьи? 😊 какая быстрая реакция!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

😂 кто их знает)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Юкасса нормально работает, без проблем.
Робокасса хороша робочеками.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

Принял, спасибо! Буду иметь ввиду. А какой способ интеграции с ними используете? Как решили вопрос с чеками?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Великий

А почему не рассматривается вариант с СБП? Это бы обнулило либо значительно снизило ставку по эквайрингу. Все же слышали про кейс Wildberries? Мы реализовываем такой вид оплаты прямо сейчас в нескольких федеральных торговых сетках.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Бобков
Автор

Юрий, приветствую! Как я понял, СБП это и есть оплата по QR кодам. Другого способа я пока не нашёл. Но судя по всему, мы говорим об одном и том же: комиссии по QR действительно очень низкие, 0,4%. Поэтому такой вариант, конечно, рассматриваю) В ближайшее время напишу статью, так что stay tuned!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Потом у вас интернет-бизнес, а не физический. Расскажите, как работает оплата по QR-кодам, не до конца понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalenko

Выводится код, который покупатель сканирует телефоном в приложении банка и оплачивает через него же. Деньги поступают агрегатору. Потом приходят магазину. Всё элементарно.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Игорь Петрашевский

Перевод через сбп, а не через визу/мастеркард, поэтому процент меньше.
Обычный перевод на счет, только реквизиты и сумма забиты в qr, прям как квартплата

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

Спасибо! Взял на карандаш! Постараюсь сделать до НГ) Всех благ!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

Спасибо, поправлю! 🤝

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Мне Тинькоф отказывал без объяснения причины, и до сих пор не может объяснить, почему. Что за задержки из Яндекс.Кассы? Денежки капают как часики каждый день. Откуда комиссии 3,9%? Так и бизнес потерять можно. Короче, мой опыт: главное, это комиссия и удобство интеграции сервиса. Я.Касса не огонь, но по совокупности может быть не плохим решением. Кто пользовался Клаудом, интересно узнать мнение. Часто на глаза попадаются...

Ответить
Развернуть ветку
Физический магнит

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Андрей Бобков
Автор

Михаил, приветствую! С Тинькофф и Яндексом не работал, поэтому судить о качестве сервиса не могу. Поэтому написал свои впечатления, который сложились со взглядом «со стороны»: из отзывов, обзоров, сайта и т.п. Если Яндекс действительно всё стабильно высылает – прекрасно!

По поводу комиссии — 3,9% у CloudPayments и Robokassa известны, т.к. с ними работал)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Двадцать Один

"Coffis — в первую очередь подписка на кофе, а потом уже маркетплейс."

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

На самом деле всё так - изначально задумывался как подписка, чем и был первый год, а магазин появился недавно)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sasha Step

Самописные сайты прямо боль. Вроде бы по справедливости влез ты чувак в это болото, сам виноват живи, а вернее постоянно плати теперь. Типа сам виноват.

Но клиент то ко мне приходит не для того что бы я его жизни учил, а за помощью. А как помочь?

И пришел то он ко мне не на ровном месте, всегда проблема, боль. Ушел программист что написал это чудо. Так они всегда уходят, потому что результат работы конечен. А новые технологии увеличивающие продажи с сайта появляются чуть ли не каждую пятницу. А допиливать твой сайт ему не с руки, сайт с 0 дороже и интереснее, стой в очереди вместе с другими бедолагами, пока я освобожусь от основного проекта.

И чего мне ему сказать?
Давай перевезем твой контент на популярную платформу? За внедрение на которой програмеры фрилансеры будут в очереди стоять?
Я лично не могу. Для меня это означает сказать ему - Ты дибил, кучу бабла просто выкинул.

Давай мы будем пилить твой самомес? Сколько времени моим кодером понадобится что бы понять логику разработчика? И кто им будет платить за время пока они въезжают? Ну сделаем за много денег, а дальше че?. Через месяц он придет и снова скажет хочу вот это.

А у меня те прогеры что пилили его раньше, уже давно по уши в других проектах, выдернуть я их не могу, снова новым въезжать?

И вот так бедолаги бегают по кругу как хомяки в колесе. А я всеми силами оттягиваю это разговор, потому что у меня он всегда жестки, больной, и неприятный для обеих сторон.

Беда прям бедучая....

Ответить
Развернуть ветку
Алик

На самописных ещё что-то продаётся? Не проще ли готовую брендовую cms приобрести с техподдержкой и спокойно работать. Каталоги и ссылки перенести дело не хитрое.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина Саламатова

Можете рассмотреть Продамус, для приема платежей многим подключаю https://esalamatova.ru/promokod-prodamys-skidka/

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 65 комментариев
null