{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Приём платежей на сайте: опыт бега по граблям на примере своего стартапа

Одна из важнейший частей любого интернет-магазина — приём платежей в онлайне. Выбор платёжной системы, интеграция, отправка чеков — расскажу об этих и ещё множестве невидимых с первого взгляда мелочей, которые узнал за полтора года.

Привет! Меня зовут Андрей и я делаю маркетплейс и подписку на свежеобжаренный кофе — Coffis. Почти сразу встал вопрос о приёме платежей. Я начал искать решения на рынке. В первую очередь обращал внимание на функционал и тарифы.

Первый раз в первый класс

Выбор пал на сервис Robokassa. Чем она привлекла? Во-первых, это известная компания, которая на рынке уже много лет. Во-вторых, невысокими (с учётом функционала, хотя и не низкими) комиссиями — 3,9% с каждой транзакции на текущий момент. В-третьих, возможностью работы с подпиской (автоплатежи). А это было одним из принципиальных условий, т.к. Coffis — в первую очередь подписка на кофе, а потом уже маркетплейс.

Robokassa предоставляла работу с чеками в своём сервисе Roboчеки. Такое решение «всё в одном» было идеальным: одним договором подключаются все нужные опции, а также не нужно отдельно настраивать интеграцию с чеками. Хотя комиссии и были выше рынка, но Roboчеки входили в комплект, что подкупало.

Короче, Robokassa оказалась первая в шорт-листе и подходила по основным параметрам. «Почему бы и нет?» — подумал я, и принялся за интеграцию.

Интеграция и первые проблемы

Внедрение системы прошло не без сложностей. Хотя в комплекте и идут модули для популярных CRM, если сайт самописный (что было в моём случае), то интеграция идёт через API, который не очень удобен в плане разработки. Здесь не буду подробно расписывать, информация скорее для программистов. Но всё было сделано, протестировано и пошла реальная работа.

И тут начало вылезать то, о чём, как говорят, «не пишут в рекламных буклетах». Во-первых, какая-то странная политика с перечислением денег. Сначала они приходят на внутренний баланс Робокассы, а оттуда ты руками создаёшь заявку на вывод средств, ждёшь, пока она обработается и т.п. Да, в принципе можно настроить автовывод (т.е. выводить средства каждую неделю, месяц и т.д.), но это было, как по мне, корявым решением. Почему нельзя получать средства автоматически на свой расчётный счёт если не в этот же день, то хотя бы в ближайший рабочий? Непонятно.

Ещё один минус, который обнаружился только после начала работы — сервис не поддерживает автоплатежи по Apple Pay и Google Pay. То есть если покупатель ввёл данные карты ручками, то автоматическое списание работает без проблем. Но кто сейчас вводит данные руками, когда есть Apple Pay? Получается, что сделать следующий платёж по подписке просто не выйдет, и вся прелесть этих удобных способов оплаты теряется. В итоге у нас 2 выхода: можно отправлять клиентам ссылку на оплату, но каждый месяц вводить данные карты жутко неудобно, поэтому проверять подписчиков на верность таким методом я не стал. Непросто объяснить покупателям, зачем вводить данные и при разовой покупке, а тут нужно такое делать каждый месяц! Поэтому оставался один вариант — отключить Apple Pay и Google Pay вообще. Не без возни с поддержкой, их отключили, хотя пару раз я замечал, что они всё ещё доступны.

«Давай по-новой, Миша»

И вот перед Новым годом, когда моё терпение закончилось, было решено перейти на другую платёжную систему. Теперь уже было понимание, что от неё хотелось, как это должно работать. Был и опыт интеграции: я знал, какие могут быть подводные камни. Поэтому все важные моменты я переспрашивал у служб поддержки рассматриваемых систем в надежде, что получу точные ответы.

В итоге из большого количества вариантов я остановился на 2 кандидатах: Яндекс.Касса (сейчас ЮКасса) и CloudPayments от Тинькофф Банка. Эти решения подошли по всем критериям. Во-первых, работа с автоплатежами: есть поддержка как обычных карт, так и Apple Pay и Google Pay. Во-вторых, удобная интеграция с самописным сайтом: современный и практичный API. В-третьих, политика вывода денежных средств: максимум на следующий рабочий день они автоматически должны быть на моём расчётном счёте вне зависимости от банка.

Решающую роль в выборе сыграли отзывы. Про ЮКассу были нарекания о том, что надолго задерживают платежи, а служба безопасности без причин отказывает в подключении. Понятно, что не поработав с ними лично судить о качестве сервиса нельзя, но рисковать мне тоже не хотелось. В результате первым финишировал CloudPayments.

Порадовала их организация работы с подписками. В ЮКассе ты сам отправляешь запрос, когда нужно делать списание, сам следишь за актуальностью карты и т.п. А это большая работа в плане программирования. В Cloudpayments же достаточно передать один параметр при первой оплате, и подключается подписка, за которой полностью следит сама платёжная система: отправляет уведомления о предстоящем платеже, проверяет, что карта активна, списывает средства автоматически без внешнего вмешательства. А если средств не хватило — напоминает клиенту об этом.

Из минусов могу отметить достаточно высокую комиссию и плату за подключение. Для «акцепта оферты» нужно единоразово отправить 1500 рублей при подключении. Потом с каждой транзакции процент — 3,9. И если месячный оборот меньше 50 тыс. руб., то ежемесячная плата составит 900 рублей. Но всё равно не жалею о выборе. Лучше платить дороже, но пользоваться хорошим инструментом и не тратить нервы.

Кстати по сервису проблем нет. С момента подключения тебе выделяют личного менеджера, который работает с тобой и консультирует по всем вопросам, что гораздо лучше абстрактной службы поддержки с тикетами.

«Увлекательное» путешествие в мир фискализации

К сожалению, после приёма платежа ничего не заканчивается. Благодаря 54-ФЗ, у всех юрлиц, кто принимает деньги от физлиц, должна быть соответствующая касса, которая отправляет чек покупателю и в ОФД (оператор фискальных данных), который перенаправит его в налоговую.

Так как штрафы за работу без кассы достаточно большие, пришлось искать выход. Я выделил для себя 2 пути: покупка/аренда физической кассы и аренда облачной кассы. Но после анализа стало ясно, что первый вариант не очень подходит: нужно место для кассы и постоянное подключение к интернету, а также при возникновении любых проблем разбираться придётся тебе лично.

Поэтому было решено взять в аренду облачную кассу. Она стоит в датацентре и выписывает чеки 24/7. Отпадает вопрос как с покупкой, так и с обслуживанием.

У CloudPayments есть сервис CloudKassir, который в целом довольно дорогой: фискальный накопитель (который нужен для любой кассы) на 3 года (а это минимум для ИП на УСН) обойдётся в 12 990 рублей, резерв онлайн-кассы — 6 000 рублей и ежемесячная аренда в 3500 рублей. Итого мы получаем чуть больше 4000 рублей в месяц.

Нашлось хорошее решение от OFD.ru — сервис Ferma. Он как раз нацелен на интернет-магазины. Функционал действительно внушительный, хотя большую часть я не использую, т.к. не те объёмы. Для начала работы я взял тариф с почековой оплатой — 12 р/чек, а также фискальный накопитель на те же 3 года, только уже за 10 100 рублей. Для примера, со 150 заказами в месяц выходит цифра в 2080 рублей / месяц.

У Фермы есть готовые решения для популярных систем приёма платежей, поэтому с интеграцией проблем не возникло. Теперь при оплате на сайте автоматически отправляется чек покупателю и в налоговую. Если в каком-то стороннем сервисе тебе нужно сначала арендовать кассу, а потом заключать договор с ОФД, то тут всё получаем в одном пакете, ведь OFD.ru сам принимает чеки.

Sneak peek про QR коды

Свежее решение, которым я занимаюсь сейчас — оплата по QR-кодам. Это позволит снизить комиссию с 3,9% до 0,4% (почти в 10 раз!), что для начинающего проекта является серьёзным преимуществом. Недавно я подключил оплату по QR от банка «Точка» и готов рассказать об этом в следующей статье, если будет интересно.

Итоги

В целом получилось работоспособное решение. Уже несколько месяцев всё работает отлично. Идеально ли оно? Возможно и нет, может другие варианты для вашего проекта будут лучше. Всё-таки у меня были несколько особенные требования (та же оплата по подписке). Но каждый компонент был, что называется, «проверен на собственной шкуре». И надеюсь мой опыт поможет в ваших проектах!

А какой платёжной системой пользуетесь вы?
Unitpay
Robokassa
Альфа-Банк
Тинькофф Банк
МТС Банк
PayKeeper
Cloudpayments
ЮКасса (Яндекс.Касса)
Сбербанк
PayAnyWay
Другой вариант (напишу в комменты)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
66 комментариев
Написать комментарий...
Двадцать Один

"Coffis — в первую очередь подписка на кофе, а потом уже маркетплейс."

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

На самом деле всё так - изначально задумывался как подписка, чем и был первый год, а магазин появился недавно)

Ответить
Развернуть ветку
Двадцать Один

да просто вы сказали, что в первую очередь вы подписка) а когда заходишь на сайт - вы онлайн-магазин. мб выделить отдельный лендос под подписку?

а так статья полезная, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бобков
Автор

Да, там вкладочка есть в менюшке) Подумаю, спасибо вам! 🤝

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда