{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы потеряли 500 000 рублей на медиаканале в Telegram

А потом сделали бота с одной функцией, которым пользуется 10 тысяч человек.

Привет! Меня зовут Василий Крылов, я основатель сервиса автопостинга SMMplanner.

Да, мы сделали телеграм-бота. Правда, перед этим потеряли полмиллиона рублей на телеграм-канале. Рассказываю, как мы отказались от новостного медиа и пришли к боту, который помогает SMM-щикам придумывать посты и подбирать хештеги по картинке.

Предыстория: делаем свое медиа в Телеграме

C момента основания сервиса SMMplanner мы активно развивали корпоративный блог. Годы шли, вместе с ними в душе теплилась мечта о собственном медиа в Телеграме.

Весной 2021 года запускаем «Личку» – как нам казалось, полезный канал для SMM-щиков. Тратим по 150 тысяч в месяц на контент, иллюстрации, редактуру и продвижение. К лету получаем 2 тысячи подписчиков. Цифра оказывается значительно ниже наших ожиданий.

По плану мы должны были набрать от 5 до 10 тысяч подписчиков, чтобы подтвердить гипотезу и продолжить работу. Но этого не случилось. Иногда большее милосердие в том, чтобы пристрелить идею. На очередном созвоне редакции так и сделали.

Забегая вперед, признаюсь, что я и вся команда прекрасно осознавали, что стать успешным медиа, а тем более зарабатывать на этом – это как продавать снег на Эвересте. Мы собрали отличную редакцию, все сделали по-взрослому. Скорость выхода новостей порой составляла всего 30 минут. Но это не помогло, и труп нашего канала остался на склоне горы как напоминание, что возможность зайти в Телеграм упущена.

Создаем и релизим бота с одной функцией

С медиа закончили, поплакали и забыли. К концу лета встретились с коллегами по цеху, они поделились опытом создания бота в Телеграме. Опыт нас впечатлил – это стоило не так дорого, как делать медиа, а времени на реализацию нужно сильно меньше.

Вот тут все звезды и совпали, я считаю. У нас был программист, который мог быстро сделать бота. Был готовый контент, который не надо заново создавать: более 70 статей с идеями по созданию постов. Мы за неделю собрали первичный MVP – это был простой генератор с кнопкой «Получить идею». Назвали «Бот Геннадий». Кто угадает почему – тот молодец :–)

При нажатии на кнопку бот присылал короткое описание идеи и ссылку на статью в блоге

Запостили бота у себя соцсетях, сделали рассылку по пользователям SMMplanner. Количество затраченных часов на разработку в сравнении с полученным откликом от аудитории превзошло все наши предположения. Мы набрали 1000 подписчиков за 2 дня. Честно – даже не ставили на эту темную лошадку, а она нас так приятно удивила. Особенно на фоне запуска телеграм-канала, где мы потратили в десятки раз больше ресурсов.

После такой маленькой победы мы бросили на бота больше сил. Совместно с коллегой из маркетингового отдела собрали план обновлений в Miro и принялись за работу.

План работы над ботом

Личный вывод: иногда кажется, что для успеха нужно тратить много денег и ресурсов, сделать качественно, круто и заморочено. Выпускаешь, а в ответ получаешь равнодушие. Потом собираешь что-то простое, отвлеченное и минимально рабочее. Выпускаешь просто так, а тебе внезапно начинают хлопать.

Добавляем новые функции

Основная проблема при работе над крупными проектами – нужно много времени на проверку гипотез. При разработке веб-проекта путь от идеи до релиза нового функционала долгий. Надо отрисовать макеты, сделать бекенд, фронтенд, протестировать, внедрить в сервис, проконтролировать нагрузку на серверы. В итоге проходит несколько месяцев, ты релизишь функцию, и она может оказаться не нужна аудитории. В итоге очень осторожно развиваешь свой продукт. С ботом возможности тестирования гипотез расширяются: за 3 месяца ты можешь проверить десятки идей. Чем мы и занялись.

Определение хештегов по фото

Мне давно была интересна функция определения хештегов по фото. В Телеграме уже был такой бот – про него расскажу в следующей статье. Мы решили сделать свой. Оказалось, что это не так сложно: распознавание происходит с помощью Google Vision API, который анализирует картинку и подбирает слова. Мы эти слова переводим на русский язык и предлагаем использовать в качестве хештегов.

Нейросеть, конечно, может ошибиться в некоторых словах. Поэтому хэштеги можно отредактировать и убрать ненужные

Функцией с момента релиза воспользовались более 7 500 раз. Скоро будем внедрять в SMMplanner.

Частотность хештегов

Еще одна идея: дать SMM-щикам возможность подбирать хештеги, учитывая их частотность. Человек вводит слово и получает список хештегов в Инстаграме. Мы даем возможность отсортировать слова по частотности и выгрузить в таблицу для дальнейшей работы.

Бот собирает хештеги по трем категориям частотности, выборку можно настроить. Плюс есть функция «Облако» – готовый список рекомендованных тегов для поста

Функцией с момента релиза воспользовались более 21 000 раз. Тоже будем внедрять в SMMplanner.

Личный вывод: с ботом можно быстро проверить гипотезу. Сегодня ты рисуешь концепцию в Miro, а через пару дней видишь рабочий прототип и первый отклик. Такая скорость невозможна с личным веб-ресурсом или SaaS-сервисом.

Прикручиваем статистику и создаем фундамент для новых ботов

Примерно к 4 тысячам пользователей мы знали:

  • количество подписчиков бота;
  • количество обращений к Google Vision API;
  • количество обращений к API по частотности.

Это были единственные цифры в темном мире статистики. Все остальные данные (например, события с кнопок) мы получали напрямую у программистов. Пора было делать свой дашборд со статистикой, чтобы видеть показатели в реальном времени и дальнейшие решения строить на цифрах, а не только на интуиции.

Так выглядит наш дашборд. Текущий прирост – около 200 человек в день

А еще нам нужны были рассылки по аудитории бота. Когда мы выкатывали новые функции, без рестарта бота старые пользователи их не видели. Поняли, что внутреннего инструмента для рассылок нет, поэтому разработали и прикрутили свой.

Статистика рассылки – важный показатель бота. Так как по ней можно понять число активных чатов между пользователями и ботом. Она показывает, скольким пользователям можно отправить сообщения, а кто уже удалил и забанил бота.

Бот собирает хештеги по трем категориям частотности, выборку можно настроить. Плюс есть функция «Облако» – готовый список рекомендованных тегов для поста

Мы и представить не могли, что разработка аналитического блока с рассылками займет у нас целый месяц. Зато теперь эти модули сможем использовать во всех своих будущих ботах. Их себестоимость будет снижаться с каждым успешным запуском, а срок разработки новых ботов будет сокращен минимум на несколько недель. На IT-рынке это просто колоссально экономит деньги.

Что я понял при создании бота в Телеграме

После всего произошедшего у меня и команды остался один вопрос: «Почему развлекательный телеграм-канал не зашел аудитории, а простейший бот с парой функций так быстро нашел столько пользователей?» Этот же вопрос я обращаю к вам – напишите, что думаете, в комментариях.

Вот к чему мы пришли: для SMM-щиков польза оказалась приоритетней развлечений. А для нас стало открытием, что продвигать бота оказалось намного проще и дешевле, чем медиаканал.

Личный вывод: для меня телеграм-бот – отличный способ проверять гипотезы. Если перед вами стоит задача сделать крутой SaaS-сервис и CustDev говорит вам, что вас ждет успех, все равно начните с бота и с одной или двух основных функций/фич. Это будет дешевле и быстрее. Успехов!

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Textodromo.Agency

А можно увидеть ссылку на ваш старый канал? В телеметре его нет

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

https://t.me/vlichke там уже 1300 только осталось, была еще попытка реанимировать на личный бренд, но это тоже не помогло)

Ответить
Развернуть ветку
Textodromo.Agency

У вас всего 17 рекламных интеграций было в самой телеге, учитывая СРМ в тематике, на нее ушло, скорее всего, не более 100 000 рублей из этих 500 000 за все время.

Если качать канал с нуля до 1000, первые подписчики обычно очень дорогие, потом, с 1000 до 10000-15000 дешевле, а потом опять цена растет.

Из нашего опыта ведение каналов для клиентов, стоило бы больше креативов потестировать на "дешевых" каналах, а потом уже закупать в крупных - это могло бы дать экономию существенную (и, соответственно больше ПДП).

Ну и для прироста подписчиков (особенно на старте) в телеге критично делать упор именно на закупку рекламы и репостов, а не на скорость выпуска контента. Для маленького канала лучше 1-2 поста в день и больше рекламы, чем 150к на контент, и меньше рекламы.

Скорее всего именно из-за этого не были достигнуто желаемое количество подписчиков. Сам-то канал вполне вменяемый по контенту. Без откровений, но полезное/интересное есть (точнее было) :-)

P.S. За бота - спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shtang

Почему в канале до 1к пдп стоимость пдп выше, чем в каналах от 1к до 10к? ))
При условии хороших креативов, в каналах размером до 10-15к пдп стоимость будет одинаковая. Это я про смм и около-айти тематики. А в познавалках до 50-70к стоимость пдп одинаковая во всем диапазоне.

Ответить
Развернуть ветку
Textodromo.Agency

Отталкиваемся сугубо от своего опыта и опыта нескольких коллег (суммарно, наверное, около 35-45 каналов). Все что написано ниже - тоже из этого же опыта.

Да и креативы - это полдела. Контент на канале должен быть не менее полезен, чем креатив - привлекателен.

Конечно, есть и другие варианты - когда с помощью кликбейтного "крео" нагоняют "подписоту" задешево. Обычно эта аудитория вообще не про тему канала, и быстро отписывается.

Если речь идет о познавалках или чем-то подобном, что зарабатывает на "купи рекламу дешевле, продай дороже", то это вполне рабочая модель.

Если о нормальной бизнесовой аудитории, там где даже из 100-1000 подписчиков можно получить несколько лидов с ежемесячными чеками на десятки-сотни тысяч (если в канале в итоге продается продукт или экспертиза), то тактика с огонь-крео - такое себе решение.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shtang

Странный какой-то у вас и ваших коллег опыт) Не такой как у меня и моих коллег (суммарно, наверное, около 300-400 каналов).

Ладно не буду мешать вам продавать свои услуги ;)

Ответить
Развернуть ветку
Textodromo.Agency

Да вы и не мешаете, так как мы ничего и не продаем по отдельности, а просто пишем свое мнение конкретно по продвижению к ТГ.

У нас каналы входят в комплексную работу (блог+СМИ+только вместе с ними каналы, отдельно браться нет интереса практически никогда).

Наши клиенты довольны результатами, наверняка кто-то может делать еще лучше, а кто-то - хуже. Опыт у всех разный ;)

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда