Как мы потеряли 500 000 рублей на медиаканале в Telegram

А потом сделали бота с одной функцией, которым пользуется 10 тысяч человек.

Привет! Меня зовут Василий Крылов, я основатель сервиса автопостинга SMMplanner.

Да, мы сделали телеграм-бота. Правда, перед этим потеряли полмиллиона рублей на телеграм-канале. Рассказываю, как мы отказались от новостного медиа и пришли к боту, который помогает SMM-щикам придумывать посты и подбирать хештеги по картинке.

Предыстория: делаем свое медиа в Телеграме

C момента основания сервиса SMMplanner мы активно развивали корпоративный блог. Годы шли, вместе с ними в душе теплилась мечта о собственном медиа в Телеграме.

Весной 2021 года запускаем «Личку» – как нам казалось, полезный канал для SMM-щиков. Тратим по 150 тысяч в месяц на контент, иллюстрации, редактуру и продвижение. К лету получаем 2 тысячи подписчиков. Цифра оказывается значительно ниже наших ожиданий.

По плану мы должны были набрать от 5 до 10 тысяч подписчиков, чтобы подтвердить гипотезу и продолжить работу. Но этого не случилось. Иногда большее милосердие в том, чтобы пристрелить идею. На очередном созвоне редакции так и сделали.

Забегая вперед, признаюсь, что я и вся команда прекрасно осознавали, что стать успешным медиа, а тем более зарабатывать на этом – это как продавать снег на Эвересте. Мы собрали отличную редакцию, все сделали по-взрослому. Скорость выхода новостей порой составляла всего 30 минут. Но это не помогло, и труп нашего канала остался на склоне горы как напоминание, что возможность зайти в Телеграм упущена.

Создаем и релизим бота с одной функцией

С медиа закончили, поплакали и забыли. К концу лета встретились с коллегами по цеху, они поделились опытом создания бота в Телеграме. Опыт нас впечатлил – это стоило не так дорого, как делать медиа, а времени на реализацию нужно сильно меньше.

Вот тут все звезды и совпали, я считаю. У нас был программист, который мог быстро сделать бота. Был готовый контент, который не надо заново создавать: более 70 статей с идеями по созданию постов. Мы за неделю собрали первичный MVP – это был простой генератор с кнопкой «Получить идею». Назвали «Бот Геннадий». Кто угадает почему – тот молодец :–)

При нажатии на кнопку бот присылал короткое описание идеи и ссылку на статью в блоге

Запостили бота у себя соцсетях, сделали рассылку по пользователям SMMplanner. Количество затраченных часов на разработку в сравнении с полученным откликом от аудитории превзошло все наши предположения. Мы набрали 1000 подписчиков за 2 дня. Честно – даже не ставили на эту темную лошадку, а она нас так приятно удивила. Особенно на фоне запуска телеграм-канала, где мы потратили в десятки раз больше ресурсов.

После такой маленькой победы мы бросили на бота больше сил. Совместно с коллегой из маркетингового отдела собрали план обновлений в Miro и принялись за работу.

План работы над ботом

Личный вывод: иногда кажется, что для успеха нужно тратить много денег и ресурсов, сделать качественно, круто и заморочено. Выпускаешь, а в ответ получаешь равнодушие. Потом собираешь что-то простое, отвлеченное и минимально рабочее. Выпускаешь просто так, а тебе внезапно начинают хлопать.

Добавляем новые функции

Основная проблема при работе над крупными проектами – нужно много времени на проверку гипотез. При разработке веб-проекта путь от идеи до релиза нового функционала долгий. Надо отрисовать макеты, сделать бекенд, фронтенд, протестировать, внедрить в сервис, проконтролировать нагрузку на серверы. В итоге проходит несколько месяцев, ты релизишь функцию, и она может оказаться не нужна аудитории. В итоге очень осторожно развиваешь свой продукт. С ботом возможности тестирования гипотез расширяются: за 3 месяца ты можешь проверить десятки идей. Чем мы и занялись.

Определение хештегов по фото

Мне давно была интересна функция определения хештегов по фото. В Телеграме уже был такой бот – про него расскажу в следующей статье. Мы решили сделать свой. Оказалось, что это не так сложно: распознавание происходит с помощью Google Vision API, который анализирует картинку и подбирает слова. Мы эти слова переводим на русский язык и предлагаем использовать в качестве хештегов.

Нейросеть, конечно, может ошибиться в некоторых словах. Поэтому хэштеги можно отредактировать и убрать ненужные

Функцией с момента релиза воспользовались более 7 500 раз. Скоро будем внедрять в SMMplanner.

Частотность хештегов

Еще одна идея: дать SMM-щикам возможность подбирать хештеги, учитывая их частотность. Человек вводит слово и получает список хештегов в Инстаграме. Мы даем возможность отсортировать слова по частотности и выгрузить в таблицу для дальнейшей работы.

Бот собирает хештеги по трем категориям частотности, выборку можно настроить. Плюс есть функция «Облако» – готовый список рекомендованных тегов для поста

Функцией с момента релиза воспользовались более 21 000 раз. Тоже будем внедрять в SMMplanner.

Личный вывод: с ботом можно быстро проверить гипотезу. Сегодня ты рисуешь концепцию в Miro, а через пару дней видишь рабочий прототип и первый отклик. Такая скорость невозможна с личным веб-ресурсом или SaaS-сервисом.

Прикручиваем статистику и создаем фундамент для новых ботов

Примерно к 4 тысячам пользователей мы знали:

  • количество подписчиков бота;
  • количество обращений к Google Vision API;
  • количество обращений к API по частотности.

Это были единственные цифры в темном мире статистики. Все остальные данные (например, события с кнопок) мы получали напрямую у программистов. Пора было делать свой дашборд со статистикой, чтобы видеть показатели в реальном времени и дальнейшие решения строить на цифрах, а не только на интуиции.

Так выглядит наш дашборд. Текущий прирост – около 200 человек в день

А еще нам нужны были рассылки по аудитории бота. Когда мы выкатывали новые функции, без рестарта бота старые пользователи их не видели. Поняли, что внутреннего инструмента для рассылок нет, поэтому разработали и прикрутили свой.

Статистика рассылки – важный показатель бота. Так как по ней можно понять число активных чатов между пользователями и ботом. Она показывает, скольким пользователям можно отправить сообщения, а кто уже удалил и забанил бота.

Бот собирает хештеги по трем категориям частотности, выборку можно настроить. Плюс есть функция «Облако» – готовый список рекомендованных тегов для поста

Мы и представить не могли, что разработка аналитического блока с рассылками займет у нас целый месяц. Зато теперь эти модули сможем использовать во всех своих будущих ботах. Их себестоимость будет снижаться с каждым успешным запуском, а срок разработки новых ботов будет сокращен минимум на несколько недель. На IT-рынке это просто колоссально экономит деньги.

Что я понял при создании бота в Телеграме

После всего произошедшего у меня и команды остался один вопрос: «Почему развлекательный телеграм-канал не зашел аудитории, а простейший бот с парой функций так быстро нашел столько пользователей?» Этот же вопрос я обращаю к вам – напишите, что думаете, в комментариях.

Вот к чему мы пришли: для SMM-щиков польза оказалась приоритетней развлечений. А для нас стало открытием, что продвигать бота оказалось намного проще и дешевле, чем медиаканал.

Личный вывод: для меня телеграм-бот – отличный способ проверять гипотезы. Если перед вами стоит задача сделать крутой SaaS-сервис и CustDev говорит вам, что вас ждет успех, все равно начните с бота и с одной или двух основных функций/фич. Это будет дешевле и быстрее. Успехов!

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов

Статья должна была называться «Я задолбался делать профильное медиа и сделал бота в телеграм для сммщика» и разместить в «Трибуне».

P.S. Тогда бы ещё попали в рейтинг лучших продуктов за неделю на https://t.me/vchunt 😁

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Нас поместили в личный опыт(! но мы с радостью поборемся за рейтинг если есть такая возможность.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Лидовский

минус 500к... не, ну молодцы, что не остановились и сделали крутой продукт для SMMщиков

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гришина

Точно)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Glebko

Геннадий потому что генератор идей?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гришина

Отчасти)

Ответить
Развернуть ветку
anri

Ген Дий

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

А много вы таких генераторов знаете?

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Третьяков

Все как в данной цитате. В сезон грибов зарабатывают не те, кто продает грибы, а те кто продает корзинки. Созданием контента много кто занимается, ваш сервис многим упрощает работу.
Молодцы, успехов

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Золотые слова, не знал такой фразы про грибы и корзинки, только про казино слышал.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Комаров

Думаю, попробую бота, очень интересно получилось как мне кажется.
А получать опыт, даже и негативный, никогда не бывает плохо, особенно если на это есть ресурсы

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Если вы потратили 500к на 2к людей, то сколько может стоить чат с 5.5к людей?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Я бы исходил минимум от 10 рублей за активного участка.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Smart Diplomat

6000-10000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Да. Война за место в ленте это отдельная боль. По личному опыту. Те каналы которые читаю, я все равно вечером прочту, но это 3-5 каналов

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Тимур Сагитов

Что? Вложили 150 тысяч рублей и получили 2 тысячи подписчиков? Люди, которые занимались продвижением, знатно вас на##али, или просто были неопытными. Я работаю админом в телеграм каналах, и 10 тысяч рублей вполне хватает чтобы забить его на 5К подписчиков при хороших материалах. Иллюстрации? Редакторы?! Вам Пушкин писал статьи? Или дизайнером Лебедев был?))) Большие компании тратят очень много денег впустую.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Мы были не опытны. Я думаю, мы вернемся после нашей пробы пера к этому еще раз, В комментариях уже были люди которые так же хотели помочь, Думаю можно будет собрать дримтим и попробовать еще раз и порвать другие каналы ТГ. Если что вас можно позвать?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexey Shtang

2 рубля за подписчика в смм тематике? Даже в познавалках так хорошо не идет.)

Ответить
Развернуть ветку
Fiodor Gheorghienco

Отличная статья, спасибо за дельные мысли... Тестирование идеи на боте - элегантное решение :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Именно!

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

Очень часто нужно вложить пол ляма, чтобы далее прийти к другому продукту с мвп за 10 тыщ. Который создаст миллионы.
Только очень мало людей монетизировать свои же и чужие "ошибки".

Ответить
Развернуть ветку
Textodromo.Agency

А можно увидеть ссылку на ваш старый канал? В телеметре его нет

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

https://t.me/vlichke там уже 1300 только осталось, была еще попытка реанимировать на личный бренд, но это тоже не помогло)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Денис Пешехонов
Почему развлекательный телеграм-канал не зашел аудитории, а простейший бот с парой функций так быстро нашел столько пользователей?

Во-первых, ошибка выжившего. Есть много развлекательных каналов, которые зашли, и ещё больше простых ботов, которые лежат на дне.

Во-вторых, в Телеграме нет дискавери и нет доступных простым людям официальных средств рекламы. Раскрутка канала там подчиняется большему числу случайностей, чем, например, раскрутка паблика в ВК.

А в бота вы просто привели более целевой трафик.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Тоже может быть. Повезло. Как и в свое время с SMMplanner. Думали об этом. Но в любом случае, начинать сейчас много дороже чем при старте телеграма. По поводу рекламы тоже согласен. Одно согласование посевов стоило тонну времени и нервов менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Аноним

Не совсем понятно для чего бот. Для генерации хештегов?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Для генерации идей публикаций и для генерации и работы с хештегами.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Sasha Step

Сделать боты не проблема. Подписчиков перелить из социалок тоже. Старый контент заюзать такое, ну ладно. А дальше что?
Снова пол ляма на контент? И снова результат 0?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Задачу которую мы ставили перед ТГ — мы выполняем. Одна из проблем сервисов как не странно, это взаимодействие с собственной аудиторией и реклама своих сервисов.

ЦА получаемая в боте, сейчас даже точнее чем была в канале. Реклама в нашей нише, в приличном канале начинается от 40к рублей. В идеале делать минимум раз в месяц. У нас сейчас 3 сервиса. И того 120к. Можно так же самим продавать рекламу и на эти деньги закупать рекламу в каналах, опять же на сам бот или на сервисы. Вот примерный план.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Вообще не вижу смысла в этих каналах, тем более за такие деньги, лично моё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

А в ботах, по вашему есть смысл?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Львов
для SMM-щиков польза оказалась приоритетней развлечений

неожиданно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Василий Крылов
Автор

Для истории в Гене сейчас 170 000 пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Павел Стулов

Вы реально долбаебы?
Вместо того чтобы выяснять потребности аудитории и писать хороший контент вы занимаетесь какой-то откровенной ерундой.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда