Почему я не делаю бесплатные тестовые
Не знаю, как другие дизайнеры, но по себе могу сказать – примерно 20% заказчиков, на чьи задачи я откликаюсь, предлагают выполнить мне тестовое задание. Моя позиция по этому поводу четкая – бесплатные тестовые я не делаю. И сегодня постараюсь объяснить, почему.
Конечно, заказчика тоже можно понять – он первый раз собирается работать с дизайнером, и должен знать, что исполнитель точно справится с заданием. Особенно, если сроки горят, и на счету каждый день. А если на задачу пришло 10-20 откликов, то платить каждому за тест – так можно и разориться. Да и на оплату тестовых уйдет больше денег, чем на выполнение самого задания.
Да, это все верно. Но чем парирую я:
· У меня довольно богатое и разнообразное портфолио. Там есть примеры и по сайтам, и по графическому дизайну, и по иллюстрациям. И всех – по несколько штук. Если вы не можете оценить качество моих работ по портфолио – это странно.
· Вы не знаете, сколько времени я затрачу на вашу задачу? Это можно спросить – я не кусаюсь. И обозначу ориентировочно сроки и начало работ. Плюс ко всему – я всегда на связи и могу сориентировать по прогрессу.
· Боитесь, что я пропаду с предоплатой? Во-первых, перед началом работ мы заключаем договор. Во-вторых, в моем портфолио на Behance есть достаточно крупные клиенты. При большом желании можно связаться с ними и узнать, действительно ли я выполнила для них все эти проекты.
· Все равно опасаетесь, что я не справлюсь? Окей, мы можем заключить начальный договор на небольшой объем работ. Например, отрисовать первые 3 экрана сайта. Естественно, я не исключаю возможности, что мы не сработаемся – по самым разнообразным причинам. Поэтому можно подстраховаться и выполнить работу на небольшом участке, а затем уже заключить договор на остальную часть работ.
Почему для меня бесплатные тестовые – это зло?
Минутка возмущения. Когда меня просят сделать бесплатный тест, я недоумеваю. На любую задачу я трачу время. И так как я не начинающий дизайнер, который только набивает руку, мое время дорого. Мне не нужны бесплатные работы «для портфолио», у меня их достаточно. А если, например, мне пришлют 5 тестовых? Я должна буду впустую потратить пару дней?
Вы же не просите повара в ресторане сделать вам тестовый кусочек стейка. Или маляра – тестово покрасить одну стену. Вы обращаетесь за услугой к профессионалу – и он только недоуменно посмотрит на вас, если вы предложите сделать тест.
Когда я могу взять тестовое
Да, такие ситуации редко, но бывают. Итак:
1. Когда задание оплачивается, исходя из моей почасовой ставки.
2. Когда у меня мало опыта в данной сфере, а проект интересен.
3. Когда проект ну очень крутой, и я просто мечтаю в нем поработать, несмотря ни на что.
4. (иногда) Когда задача не очень объемна, и у меня есть свободное время.
В любом случае я не берусь за тестовое, если оно займет у меня больше пары часов, или я не уверена, что заказчик не будет дальше использовать его в своих целях. И я всегда защищаю свою интеллектуальную собственность – например, для бесплатного тестового не выгружаю исходники сайта в Фигме, а баннеры, презентации и другой графический дизайн защищаю водяными знаками. Если это тест – то заказчику не составит труда оценить мой уровень по таким макетам.
Лена против бесплатных тестовых в принципе?
Важный момент – выше я говорила только о своем отношении к бесплатным тестовым. Впрочем, множество дизайнеров middle- и senior-уровня будут со мной солидарны. Что касается новичков – тестовые даже могут быть им полезны. Это хороший способ пополнить портфолио, набить руку и развить скиллы. И все же, с высоты своего опыта, позволю себе дать новичкам пару советов:
1. По возможности, беритесь за те тестовые, которые будут вам реально полезны. Если в вашем портфолио 100500 рекламных баннеров разных стилей, брать еще один баннер на тест – странно и нерентабельно.
2. Убедитесь, что ваша работа не будет использоваться, если вы не пройдете по результатам тестового. Ушлые заказчики используют тесты для сбора идей или даже бесплатных работ. Например, я бы насторожилась, если бы меня тестово попросили отрисовать афишу предстоящего мероприятия или провести полный визуальный аудит сайта.
3. Тестовое на то и тестовое, что его выполнение не должно отнимать больше времени, чем работа. Задания, которые занимают целый день, априори не могут быть бесплатными.
Вместо заключения
Я уже предвижу шквал несогласных комментариев: «А вот крупные компании – они целые тендеры устраивают и по несколько тестовых дают. Да дизайнеры бьются за возможность быть среди их подрядчиков!»
Опять же – я высказываю здесь только свое мнение. Вы можете подумать над ним, согласиться или нет. У всех разные пути и разные приоритеты. Для кого-то главное – возможность поработать с крупной компанией и потом разместить заветный кейс в своем портфолио. И такие специалисты ради этого готовы и биться с другими дизайнерами, и делать несколько этапов бесплатных тестовых. Это не плохо – это просто другой путь.
Для меня проще и удобнее работать с клиентами, которые оценивают меня по портфолио и по личному общению во время обсуждения задачи. Да, кстати, я не совсем уж жадина и всегда готова накидать несколько идей во время обсуждения. Просто дизайнить их не буду.
Как всегда, готова к комментариям и обсуждению. Было бы интересно послушать и заказчиков, и специалистов. Вопрос к заказчикам, которые настаивают на бесплатных тестовых: действительно ли так сложно оценить исполнителя по портфолио? И вопрос для дизайнеров: часто ли вы соглашаетесь на бесплатные тестовые, и вообще, как к ним относитесь? Очень жду ответов!
Лена, попробуйте Upwork — вас никогда не попросят сделать бесплатное тестовое задание. Это какая-то дичь из российской действительности. Более того, гонорары будут разительно отличаться.
Чтобы избежать этой ерунды, нужно просто определиться со своим почасовым рейтом оплаты и перестать работать попроектно на российского заказчика. И стресса в жизни в целом поубавится, и зарабатывать больше начнете.
Очень часто просят именно на Upwork, и это не российские клиенты. С автором согласен и делаю только платные тестовые.
Спасибо! Да, я тоже очень люблю и обожаю Upwork. Но с зарубежными заказчиками, конечно, тоже есть свои нюансы. Нет бесплатных тестовых - зато есть бесплатные видеосозвоны, которые могут длиться по часу :)
Комментарий недоступен
Говорят, что в тестовом можно попросить критику.
На апфорке разве отвечают на предложения? Кажется его заняли демпфирующие представители определенных стран.
Самопиар. Кто такая Лена Нексман? Да, я вижу подпись, но мне это ничего не говорит. Берется она или не берется - ее личное дело.
У каждого бывает в жизни такие моменты, когда он сомневается, вкладывать ли свое время и силы в бесплатный подготовительный период, чтобы потом заработать. Вот автор и делится опытом.
Да никто)
Глянул ее биханс, там все ясно. Девочка пишет для скиллбокса, это все, что нужно знать об уровне дизайнера.
Дык по-моему человек и написал в своём микроблоге статью, можно было при желании её не читать ведь. Да и ценность у статьи какая-никакая есть. Иногда сюда реально забредает дичь в стиле "ххх попробовал себя в ресторанном бизнесе!!! Не получилось(насовершал тучу идиотских ошибок, но за-то щас он мачо, плейбой, филантроп...".
Комментарий удален модератором
здесь все очень просто.
Ты не сделаешь, другие сделают.
Ну так и в обратную сторону это тоже работает.
Не закажешь ты, закажут другие.
Опять таки, пока другие будут делать тестовые задания, они не смогут конкурировать за оплачиваемые заказы...
Все еще проще - если так как ты и даже лучше сделает кто угодно, то либо делаешь тестовые, либо сидишь без работы. А вот если кто угодно не сможет, что не такая сложная задача в период тотальной декомпетенции во всех областях - тогда бесплатное тестовое задание ты делать не будешь. При нормальном портфолио.
Флаг в руки ))
А давай, делай, мне больше адекватных заказов останется пока ты будешь разгребать неадекватные бесплатные тестовые
Длиннющий текст который можно заменить фразой «баланс спроса и предложения решает». Дефицит заказов - делаем тестовые. Много заказчиков - не делаем ибо можем себе позволить. Всё
Ммм... Я бы не сказала... Сейчас даже при дефиците заказов я бы не стала делать бесплатное тестовое. Математика простая: заказов нет - работаешь в ноль, делаешь бесплатные тестовые - работаешь в минус. Потому что каждый твой рабочий час стоит определенные деньги. И те часы, которые ты тратишь на бесплатную работу, ты мог бы потратить на что-то реально нужное для себя - обучение, "причесывание" портфолио, поиск новых вакансий, в конце концов.
Зачем, если заказов дефицит? Дед, проснись, уже утро )
Сейчас мы в студии пришли к тому, что когда с кем-то на фрилансе начинаем работать - делается самый минимум, к пример покажи первые детали первого экрана, шапки сайта, блока - самый самый минимум. Не весь сайт/экран или иллюстрацию, а просто начни работу и покажи что ты хотя бы действительно работаешь. После этого предоплата и погнали.
Почему так? Потому что портфолио сейчас - не показатель. Часто выдают чужие работы за свои (и не всегда получается это прогуглить), часто ничего кроме тех базовых и однотипных работ, что сделали в процессе обучения в каком-нибудь Боксе или Брейнсе не могут. Ну а "я всегда на связи" - ну это уже даже не смешно. Это как на рынок приходишь и каждый продавец говорит что у него самое вкусное. Пропадают и тупят в коммуникации примерно 90%, если не 95%. Забавы добавляет что у дизайнеров одинаковые отмазки, прям как у попрошаек одинаковые картонки с одинаковым стилем надписи "памагите на билет".
И таким образом при минимальных действиях дизайнер не рискует, а арт-дир видит даже по минимальным результатам, чего ожидать от дизайнера. Ну и само собой задача даётся выбранному дизайнеру, а не всем подряд и после обсуждения проекта.
А теперь самое важное. Эй! Заказчики! Нивкоем случае никогда не давайте бесплатные тестовые задания! Потому, что на этапе такого задания дизайнер никогда не погрузится в вашу задачу полностью и результат будет весьма средней. А вы, само собой, будете его оценивать как полноценную работу и скорее всего вас не устроит. И нет понимания, что погружаться в каждую тестовую задачу полностью дизайнер просто не может (вас таких к дизайнеру очередь стоит) и это физически весьма и весьма проблематично.
Вообще серьезная беда, что люди до сих пор не особо умеют общаться друг с другом. Что дизайнеры часто не способны вести адекватную рабочую коммуникацию и соблюдать профессиональную дисциплину, что клиенты с их "а сделайте десять вариантов бесплатно а мы подумаем, а чо такова?". Но это уже история для отдельного материала.
А я вам про предоплату расскажу))). Был у меня клиент не помню откуда появился скорей всего по рекомендации, заказал одностраничник дизайн и девелопмент. После первого драфта пропадает на полгода. Клиент швейцарец, вполне адекватный, просто занят был или там что еще))) с тех пор всегда предоплата с клиентов с которыми не работал. И студия это другой формат, и ценник там как правило другой.
Спасибо за развернутый и очень адекватный комментарий! Да, действительно, если у вас крупный проект, а тестовое необходимо для того, чтобы понять, подходит ли вам дизайнер - то это приемлемый вариант. Единственное - хотелось бы, чтобы оно тоже было хотя бы минимально оплачено. А чтобы не переплачивать и не выделять огромный бюджет на тестовые, лучше просто более тщательно отобрать кандидатов по портфолио, пообщаться с каждым из них и уже потом решать по поводу тестового.
Хотя, если проект реально крупный и интересный, а тестовое совсем небольшое, то можно подумать о том, чтобы сделать его бесплатно. Но опять же, мое мнение в том, что тестовые должны быть хорошо продуманы. Они должны выявлять не столько скиллы дизайнера, сколько то, насколько он хорошо справится именно с этим проектом. Например, как быстро и правильно он поймет логику проекта, попадет в стилистику и т.д.
делается самый минимум, к пример покажи первые детали первого экрана, шапки сайта, блока - самый самый минимум.
Вы за это всем кандидатам платите?
Согласна с Вашим мнением! Если нужно действительно посмотреть уровень специалиста, то хотя бы пусть покажет начальную стадию работы.
Абсолютно согласен
И, все же, вы согласны? Да или нет?
Комментарий недоступен
После подобного, тестовое, я бы попросила... :D
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Заказчики все уроды.
Работники все прекрасны.
Коммунизм приди, за каждый пердёж нам плати.
Статья наберёт кучу плюсов.
Комментарий удален модератором
В среднем ситуация по рынку — он залит стартап-баблом и это сказывается на всех отраслях, все приличные забиты работой, все средние забиты работой и даже неприличные с заказами.
Полный непрофессионализм во всех областях. Люди которые не просто делают не очень крутой продукт, а лепят кучу технических ошибок, ходят как важные павлины и рассказывают как им надо оооочень много платить.
Портфолио как из задницы, работы десятилетней давности, ничего не понятно, контактов нет, приходится писать во всякие фейсбуки и инстагарамы и большая часть вообще не отвечает, это те кто на бирже, если профессиональные каталоги типа Бехайнса, то 80% без ответа.
Очень жду кризис, чтобы охреневшим подрядчикам стало нечего есть и мозги на место встали, т.к. качество работ просело ниже плинтуса, а гонор и запросы выше облаков.
Так вы когда с клиентами договора заключаете, за каждый чих берете. Почему "работники" должны действовать как-то иначе. Вот тарифы на работу, хочешь заказывай, а хочешь не заказывай)
Комментарий недоступен
Прикольно приплёл товарищ
Коммунизм это как раз работать забесплатно
А что так можно было? (с)
в смысле давать бесплатные тестовые задания???
К сожалению, такая практика все еще часто встречается. Причем, в качестве тестовых дают приличный объем работы. Из последнего, того, что попадалось мне:
- продумать концепцию баннера и отрисовать его в трех разрешениях;
- сверстать один экран лендинга;
- продумать прототип первого экрана CRM.
И да - все это абсолютно бесплатно.
Комментарий недоступен
Вот это правильный подход к тестовому - оценить именно определенные навыки специалиста, которые потребуются Вам в будущем. Поддерживаю!
Это вообще какая-то странность, присущая не только сфере дизайна. Причём мне лично не ясно, зачем просят тестовые задания у людей с большим портфолио. Из него уже в принципе понятно, что может дизайнер. Заинтересовали работы, и хотите посмотреть, как дизайнер поработает с вашим материалом? Ну так это уже услуги дизайнера в любом случае, и за них надо заплатить)
Спасибо большое за поддержку!
Разгрузите нам тестовый вагон, а мы посмотрим 🤣
Где моя тестовая карбонара? Принесите и я подумаю заказывать у вас суши или нет!
А теперь правильный аргумент:
1. Когда вы ищите клиентов и делаете проект под продажи — это разумный подход и вы уже не обычный сапиенс, а с небольшим таким зачатком умца.
2. Когда вы делаете проект и так для обратившегося к вам клиента, вы — дурак. Надеюсь, логика понятна :)
– Работодатель: Не хотите делать тестовое? Ну свидания.)
– Дизайнер - я не хочу делать тестовые, и сейчас напишу огромный пост с картинками и графиками, почему я не хочу его делать!
Всегда найдется человек, готовый сделать дешевле) Судя по диаграмме, среди дизайнеров многие готовы поработать бесплатно пару-тройку часов.
Ну что ж, если для заказчика качество не важно, то пусть заказывает у того, кто делает дешевле :)
еще бывают бесплатные тестовые задания в виде конкурсов
иногда эти конкурсы даже ещё и со вступительным взносом
например конкурс продюсерской компании: пришлите нам сценарии/синопсис сериалов, а мы лучшему чего-нибудь дадим.
может поэтому бывает так, что сериал начался бодро, а потом стух, как будто сценариста подменили.
У конкурсов есть одна очень неприятная вещь - чем больше участников, тем меньше зависимость вашей победы в них от качества вашей работы и тем больше от сторонних факторов.
Ну, тут как я уже писала: кому-то важно быть причастным к чему-то крупному и известному, даже если ради этого придется потратить кучу времени на бесплатные конкурсные работы, а кому-то - просто работать с интересными проектами и адекватными заказчиками. Каждому свое :)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ахах :) Только кеш, только хардкор!
На самом деле тестовое может быть уместно при нескольких условиях:
1. Исполнитель нужен на большой заказ или на постоянную работу.
2. Тестовое не занимает больше часа и по итогу не несет коммерческой ценности (исключает опасения, что это заказчик такой хитрый и будет использовать его)
3. Бюджет на проект адекватный и кандидатов много.
Я сейчас не только про дизайн говорю. Вообще про любого специалиста.
Со стороны заказчика тоже может быть проблемой выбрать специалиста из нескольких десятков, при том что на словах все хороши, а подлинность портфолио каждого проверять некогда.
Простое тестовое может содержать несколько вопросов, ответы на которые нельзя нагуглить, или задачи типа "найдите 3-4 примера сайтов в такой-то сфере, которые на ваш взгляд выглядят стильно" и т.д.
Выполненное тестовое помогает заказчику понять заинтересованность исполнителя (многие и минуты не готовы тратить ни на что, в итоге и за основную работу возьмутся неохотно, поверхностно), а главное - уровень специалиста, его понимание области. Ну это при правильном тестовом, конечно.
Если речь о разовом задании на незначительную сумму (скажем, до 20-30к рублей) - то, конечно, тестовое будет лишним, для тех, кто боится - работать можно через фрилансбиржу. Да, с комиссией, но нервы дороже)
Немного не соглашусь с высказыванием "многие и минуты не готовы тратить ни на что, в итоге и за основную работу возьмутся неохотно, поверхностно". Тут дело не в лени, а в том, что дизайнер ценит свое время и свой уровень. Да, он не будет готов потратить и пару часов бесплатно, но за достойную оплату с удовольствием возьмется за проект.
И, да, почему для заказчика проблемно проверить подлинность портфолио и потратить на это время, но не проблема составить тестовое и посмотреть десятки ответов на него. Мне кажется, оценить портфолио и задать дизайнеру пару вопросов о его проектах гораздо проще, чем просматривать тестовые.
И, кстати, найти 3-4 примера стильных сайтов - весьма неоднозначное задание :) Если делать такую задачу с нуля, то она займет достаточное количество времени. А так, недобросовестный исполнитель просто нагуглит такие сайты. И по нагугленному ответу оценить профессионализм точно будет нельзя.
Ты просто не достоин
Длинно как-то. Когда дизайнил много, просто всегда объяснял немногочисленным желающим тестовых заданий — работы много, никакого желания поработать забесплатно когда можно делать это за деньги нет, если не устраивает — поищите ещё. Да и с какого-то момента предлагать почти перестали — видать тут некоторая корреляция с опытом есть) ну а если новичок — ну тогда лучше самому себе портфолио поделать, а не тестовые кому попало, потому что не кто попало всё равно не предложит.
Комментарий недоступен
Плюсую! Спасибо :)
😂 Я всегда прошу отправить мне тестовую оплату за тестовое задание. Я же должна посмотреть, чем мне собираются платить))
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Все очень просто - есть рынок, спрос и предложение.
На сегодня спрос огромный, и я действительно не вижу никакой причины тратить время на тестовые задания - для не-начинающих специалистов.
Сам я очень давно никаких заданий не делал.
Другое интересно - неужели рынок дизайна настолько перегрет, что дизайнеры могут выбирать с кем им работать или не работать и гнуть пальцы?
Да
Ну, пальцы я не гну, но, с кем работать - выбираю. И дело не в перегретости, а в том, что опытных дизайнеров действительно мало. А опытных дизайнеров, которые могут не только в UI, но и в UX, еще меньше. Поэтому да, специалисты уровня Senior могут выбирать.
Нет, подруга 8 лет в веб/графическом дизайне, уже полгода ничего найти не может на проектную работу. Всем подавай в штат с 10 до 19 и желательно за копейки. Ну и без тестового тебя никуда не возьмут. Говорит, все заполонили джуны, готовые сосать за копейки
Неужели остались ниши, где всё ещё нужно с нуля отрисовывать постранично сайты?
А в каких нишах можно без этого обойтись? (Если, конечно, не использовать шаблон)
Естественно! Сложные банковские продукты, финансовые сервисы, компании, которые выполняют госзаказы... Практически в любой серьезной сфере требуется отрисовка сайта с нуля.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Тоже вариант :)
Часто тестовые связаны не с тем, чтобы получить результат в виде непосредственно дизайна, а с тем, чтобы посмотреть как человек может решать задачу, насколько он самостоятелен и креативен. Портфолио нынче абсолютно не показатель, работы могут выходить из под кураторства артдира либо после 100500 правок.
Неопытный специалист даже под кураторством или после 100500 правок не сделает суперкачественно. А качество сразу видно. Но с ролью тестовых в выявлении креативности и самостоятельности кандидата согласна. И все же - почему эту креативность и самостоятельность нельзя оплатить? :)
Если Вам нужна эта работа\заказ Вам придётся сделать тестовое, если нет, то нет. Молодым и голодным его часто приходится делать, опытным и сытым - в очень редких случаях.
p.s1
Заказчики, Елена тестовых не делает! )))))
p.s.2
И да, знаю случаю, когда работы в портфолио были ворованные....
Бесплатные тестовые - в любом случае зло. И для заказчика в том числе.
Если не спорить с тезисом, деньги = время, то заказчику на отбор дизайнеров, готовых к бесплатному тестовому, придется:
1. Потратить время, которое могло бы пойти на другие дела
2. Отобрать дизайнеров, большинство из которых будут джуны и малый процент из них сможет +- качественно решить задачу
3. Потратить на проверку работ джунов и комментарии еще кучу времени
И это далеко не все. Так что, если не разбираешься в дизайне и боишься получить какашку, гораздо проще взять арт-дира на часик-два, который отберет пару-тройку дизайнеров, с ними сделать какие-то части проекта за денежку и с лучшим (самым адекватным + самым профессиональным) работать.
Для фриланса наверное это справедливая статья, потому что если дизайнер не вывозит, его можно уволить с проекта в одно мгновение, потратившись только на предоплату. А вот с наймом на фултайм история посложнее.
Аргументы про портфолио не совсем реалистичные. Я один раз открыл портфолио дизайнера и увидел там свои макеты — человек пришел в компанию после меня и дорисовывал в них какие-то мелочи. Конечно же в портфолио он про это не упомянул. Это частая ситуация — когда над одним проектом работает несколько человек и проект может быть очень крутым, но из твоего там только иконки, ничто не помешает положить проект в портфолио целиком.
Согласна, фултайм - это другая история. Один гугл с его пару лет подготовки к собеседованию чего стоит.
А аргумент с портфолио работает тогда, когда у профессионала есть как минимум несколько десятков сложных и больших работ и он может предоставить рекомендации. Не все же работы он за кем-то доделал?
Ничего сложного с наймом на фуллтайм - испытательный срок ещё никто не отменял. Уж за три месяца (обычная практика) можно понять годен человек на что или нет.
Хорошо обоснованное мнение дизайнера, которое, в принципе, отражает мысли многих фрилансеров.
Скажу о своем опыте. Когда был фрилансером (копирайтером), успел сделать массу тестовых. Вот что заметил: процентов 90 тестовых просто уничтожают твою самооценку и желание хоть что-то делать (уже даже и за деньги). Как-то оно получается, что не просто тратишь время, но еще и нервы. Не только не заплатят, а и нагрубят обязательно в стиле: "Ты думал, что за такое говно кто-то будет платить????" Но! Процентов 10 тестовых генерировало заказов на несколько лет. Одни из самых оплачиваемых и долгих проектов получал благодаря тестовым (возможно самые оплачиваемые).
Когда я чуть подрос как фрилансер, наотрез отказался от тестовых. Именно по тем причинам, которые вы расписали в статье. Портфолио есть, понимание, сколько стоит мое время присутствует, знание рынка имеется, зачем тогда вкалывать бесплатно? В принципе, заработок не уменьшился. НО! Долгосрочные проекты попадались крайне редко. Крупные клиенты давали тестовые. Небольшие заказчики, которым нужно наполнить сайт-визитку или написать рекламную статью в журнал, готовы сразу платить. В результате заработок тот же, но времени на поиск проектов больше. Не знаю, что лучше: работать редко и безопасно, но все время искать новые проекты, или сидеть на одном проекте, который можно заполучить только после некоего уничижительного периода с тестовыми.
Когда стал агентством, сразу же платил всем, кто что-то делает. Работа должна быть оплачена. Любая. Время надо компенсировать. И тут началось. Заплатил - кинули. Заплатил - прислали "на отцепись". Такое присылали (говорю в том числе и о дизайнерах), что я понимал, что тратили наверное меньше времени, чем я на составление ТЗ и переписку. В результате наотрез отказался платить, пока не протестирую специалиста. Опять-таки выбрал безопасность. Для себя в первую очередь.
И это не конец ) Меня потенциальные клиенты часто просят сделать что-то бесплатно. Это уже не текст, а, например, какой-то экспресс-аудит сайта или какая-то консультация. Пробовал делать, пробовал не делать. И пришел к тому же, к чему пришел когда-то будучи фрилансером – "бесплатинка" на этапе переговоров (можно это назвать тестовым, хотя речь идет о немного другом) дает шанс заполучить более серьезный долгосрочный проект. И вот я в интернет-маркетинге уже больше 12 лет. Некоторые сайты, сделанные и наполненные под моим руководством, приносят без преувеличения миллионы. Но я и иногда делаю тестовые. Просто заработать так можно больше. Многие крупные клиенты ценят, когда свою эффективность доказывают, а не просто показывают.
Спасибо за столь подробный комментарий и, соглашусь, в жизни порой несколько раз все переоцениваешь, находясь на разных позициях.
Из собственных наблюдений могу сказать, что многие крупные компании соглашаются оплатить тестовое, а те, кто отказался - о них не жалею. На моей памяти не было, например, банка, который бы попросил у меня бесплатное тестовое.
Я согласна что за все надо платить и, в случае, если мне прислали работу "на отцепись" - это моя точка роста. Значит, я неверно оценила качество работ специалиста или его понимание задачи или его как человека, значит, я постараюсь найти в чем могла быть проблема и если это возможно - я ее найду и решу.
Не совсем по теме, но скажу что фото кота меня просто покорила. Не могла пройти мимо!)
Оу, спасибо большое!)
Работаю графическим дизайнером на удалёнке 12 лет. Сначала велась на тестовые задания, работала без предоплаты, делала миллион правок бесплатно. Чего только не было. Сейчас делаю тестовое задание только за тестовую предоплату:) Лена молодец, давай дружить ))
Тестовое задание за тестовую предоплату...блин, идеальный заголовок для статьи :)
Может у дизайнеров оно и так, рынок большой, могу согласиться с Леной. А я вот уже полгода ищу толкового специалиста по 3д моделированию (прежнего ковид скосил). На этапе знакомства кандидаты бьют себя в грудь, типа эта работа для меня раз плюнуть, давайте. И все отваливаются сами, посмотрев реальное тестовое задание. Выполнять тест не прошу, просто ознакомиться. Компетенций не хватает.
Хотя бы Исполнители честные попадаются :) Много кто берется за работу, а о недостатке компетенций выясняется в процессе...
Я согласен, что для дизайнера нужно и, проще всего, давать платные рабочие задания на пробу.
Но со своей стороны, хотелось бы чтоб дизайнеры хотя бы читали вакансии на которые откликаются - вы не представляете сколько времени нужно чтобы пересмотреть стандартные отклики которые вообще не релеванты вакансии - простите, наболело.
Это и моя проблема, когда я ищу себе помощников :) Но так везде - что копирайтеры, что верстальщики, что программисты оставляют стандартные отклики, узнают суть задания по ходу общения (хотя есть ТЗ). Просто общий непрофессионализм, свойственный некоторым людям и вряд ли с этим что-то можно сделать.
Тестовое можно выполнить только при устройстве на постоянную работу. А делать его на фрилансе - разводило чистое воды.
Нууу... Наверное, да, при устройстве на постоянную можно рассмотреть бесплатный тест. Но все-таки я бы несколько раз подумала :)
Комментарий недоступен
Клиенты разные бывают, есть те кто понимают, есть те кто отталкивается от нормы (что можно получить бесплатное тестовое). Каждый рынок услуг видит по своему. С одной стороны вы правы, с другой - есть клиенты которые подходят к заказу услуги иначе, так, что ваше высказывание как одна из сторон медали
Да, конечно, я не спорю, что у всех свое мнение. Но, мне кажется, в моем тоже есть доля рациональности - поэтому решила им поделиться. Кстати, было бы интересно и клиентов услышать - почему они так топят за бесплатные тестовые.
Ваши слова: Или маляра – тестово покрасить одну стену. Вы обращаетесь за услугой к профессионалу – и он только недоуменно посмотрит на вас, если вы предложите сделать тест.
Вот по этому у нас всё разваливается в стране, профессионал тоже может начать с комнаты, а не дом брать под ключ! Тут как посмотреть!
Но за комнату же вы ему тоже заплатите :)
Тестовые задания можно делать только за тестовую оплату. Вы хотите протестировать мои компетенции я хочу протестировать вашу платежеспособность.
Отлично сказано!
И правильно все делаете, зачем нужны вообще какие-то объяснения
спасибо что пишете об этом. дизайнеры лет 20-30 назад, были исключительно творческими людьми которые приходили из других областей и считали себя не достойными (как и все реформаторы), они позволяли это делать с собой. а теперь, когда рынком завладели, скажем, не очень хорошие люди, дизайнерами пользовались, строили на них все. все привыкли, а теперь когда начинают отстаивать границы, конечно всем не нравится. гораздо проще юзать и не признавать что дизайнеры очень очень важны. но все меняется. ура.
Это уже случилось с рынком программистов, теперь "случается" с рынком дизайнеров, когда-нибудь скоро это все дойдет и до копирайтеров :)
Портфолио может ничего не значить, это может быть результат совместной работы, в которой соискатель имел далеко не ведущую роль, а может быть просто взято с интернета, проверить сложно. Еще конечный результат не раскрывает как у дизайнера дела обстоят с коммуникативными и софт-навыками. Он может крутой лендинг сделал, да только не то, о чем его просили.
Вообще, думаю, посмотрев само задание, сайт организации, соцсети и какую-то информацию о компании можно понять, дает ли она тестовые чтобы сэкономить пару тысяч рублей и не планирует никого нанимать, или просто хочет подстраховаться в потере времени и ресурсов на найме не того человека.
Наверное, это должно так работать. Однако, практика показывает, что даже компании с оборотом в миллиарды рублей часто нанимают не сильно профессиональных HR/PM (или команды со стороны), которые требуют бесплатное тестовое от орд людей, потом складывая их в "Исполнителей, которые когда-нибудь могут пригодиться, если уволят текущих".
А портфолио работает тогда, когда его много. Коммуникативные навыки и софт-скиллз стоит проверять на звонке и оплачиваемом тестовом, если понравились работы.
Как-то нашла меня одна контора, по портфолио с формулировкой "очень понравился ваш стиль", а потом через 3 письма общения "только у нас тестовое которое надо сделать бесплатно, потому что мы не знаем подойдете ли вы нам", а еще через пару писем на вопрос могу ли я добавить это тестовое к себе в портфель? "Нет мы против! Это тестовое только для нас." - это было крайне странно, хотя на тот период я переходила из состояния джуна в мидл это точно было неадекватно, при условии, что имеющийся портфель их устроил и они написали сами. У хороших контор на сайте с вакансиями всегда есть открытое тестовое для желающих работать у них. Мне кажется это не плохой вариант для всех участников процесса (особенно для джунов).
Комментарий недоступен
С автором согласен, если я не новичок, у меня отличное портфолио и я дорожу своим временем. В остальных случаях многие идут на бесплатное тестовое задание имея надежду на перспективу.
Комментарий недоступен
Лена я только начинаю....согласна с вами полностью. Да я для портфолио готова бесплатно что то сделать...только потому что у меня его нет. Когда будет достаточное слово бесплатно должно исчезнуть и даже близко не подлетать к моим ушам. И так у нас в России все всё хотят за бесплатно.
И спасибо вам за советы.
Если автор(-ка) пишет как наемник, то тестовое скорее придется делать, хочешь или нет.
Если автор(-ка, какое нахуй "ка", кто это придумал) пишет как артдир собственной веб-студии, то здесь заказчики уже смотрят на портфолио и выполненные кейсы. Про тендеры пока не говорим.
И если второе, то сразу вопрос к автору (-ке) - как Вы берете сотрудников к себе в агентство?
Пишу и как наемник, и как человек, тоже работающий с подрядчиками.
Тестовые делать не приходится. Проектов, где их не спрашивают, хватает.
Если работаю с новым подрядчиком, то просматриваю его портфолио, общаюсь и даю выполнить что-нибудь из легких проектов. Оплачиваю - не по полной ставке, но оплачиваю.
Потому что время = деньги.
Время не деньги, потеряешь — не найдешь.
Да у всех у нас свои проблемы, хотелки итд.
"Заказчик" хочет выполненную и желательно хорошо работу(брендинг, презу, сайт...), но подешевле, зачем платит дорого когда можно пойти на биржу или вообще ИИ ему сваяет или сам на платформе быстренко. Но на бирже полно нубов и как их отобрать, ИИ лепит гуано(пока во всяком случае, но некоторых заказчиков вполне устроит), ну или сам делает.
"Фрилансер" хочу нормально зарабатывать вот без этого всего и желательно по предоплате, ну и без биржи(большая комиссия не за что). Тестовое съедает мое время потому должно оплачиваться. да и проект на 300 баксов а мы уже его 3 часа обсуждаем))). Вообще у меня завал надо поднять цену!
"Агентство, студия" хочешь тестовое пожалуйста, только платить придется, дешево не получится. Мы и сами исполнителей наймем на бирже и за качеством присмотрим))
"Биржа" надо отбивать инвестиции подниму-ка я комиссию.
С таким подходом вся жизнь - бесконечная гонка вникуда и все правы по-своему, хотя, погодите-ка, так оно и есть!
А в статье речь о том, что бесплатные тестовые вредны и фрилансерам (время потратите в 90% случаев), и заказчикам (время потратите в 90% случаев, потому что за еду профы не возьмутся, да еще и работу некачественную получите).
Как-то мне предложили сделать оплачиваемое тестовое задание. Только после сдачи мне его не оплатили)))) что вттакос случае? Брать оплату наперёд или брать предоплату за тестовое? В том случае заказчик просил баннер. Я согласилась. У компании был брендбук и были предоставлены фото для баннера. Я там особо ничего не креативила, потому что все было взято из их брендбука : цвета, шрифты. Но заказчику не понравилось. А что ему не понравилось он объяснить не смог. Ебанутые какие-то люди, не представляю как они могут вести бизнес, когда даже не могут объяснить свою позицию
P.S fendrybar привет! Вы там не охуели?
Предоплата за тестовое - норма вещей. Чаще всего сумма небольшая и если уже на этом этапе возникают проблемы - стоит задуматься а надо ли оно вам...
Не дизайнер, занимаюсь текстом, но вопрос актуальный.
Бывал по обе стороны теста: и давал, и сам делал. Бесплатное тестовое считаю нормальным, но только если оно 1) небольшое и 2) явно не может быть использовано (например, отредактировать текст о давно прошедшем событии). Правда, речь каждый раз шла либо о трудоустройстве, либо о долгосрочном сотрудничестве - было ради чего постараться.
Неготовность соискателя потратить полчаса на тест при поиске новой работы - само по себе показатель отношения.
Ради постоянного трудоустройства тестовое задание может быть применено. Вы тратите час-два-три времени и можете получить работу на месяцы или годы.
Однако, чтобы Исполнитель нарисовал 3 баннера - давать тестовое в 1 баннер попросту нецелесообразно с точки зрения временных затрат Исполнителя.
Как бы да – точка роста и все такое, но на рынке немало просто ленивых наглых специалистов ) Они прекрасно понимают ТЗ, у них хорошее портфолио (то есть крайне сложно найти какие-то негативные стороны на этапе переговоров), но в этот раз работать им лень. Посидели 10 минут и требуют деньги
Ленивый и наглый - уже две персонализированные оценки человека. С одной стороны как руководитель дизайн-проектов я вас понимаю (shit happens в любом обличье), а с другой - у меня два вопроса:
1) Как так получилось, что вы отбираете ленивых и наглых специалистов, предварительно обсудив с ними задачу втч пообщавшись по видеосвязи?
2) Как так получилось, что на вашем проекте люди, у которых есть хорошие работы, сделанные в последние пол-года, стали ленивыми и наглыми?
Не очень понятен момент, когда заказчик тестового берет готовую работу и исчезает. Договора нет, оплаты нет - нет и передачи прав. Если он что-то вдруг начал использовать - флаг в руки, адвокаты тоже кушать хотят. По одной только досудебке можно полную цену работы получить.
Долго, геморройно и не всегда найдешь концы.
Если на досудебку не отреагируют - готовься до года потратить на суды, которые ответчик будет игнорировать, придумывать нелепые оправдания для переноса заседаний и т.д.
А затраченное тобой время на это все - не оплатят.
Ох Лена... Не сдавайся!
Портфолио и отзывов достаточно
есть портфолио - ну какое тестовое может быть...даже читать неудобно как-то
Выше в комментариях говорят, что портфолио верить нельзя, т.к. вдруг дизайнер за кем-то доделал и присвоил работу себе! :)
Когда откликаетесь, сразу укажите, что бесплатное тестовое не делаете и кратко обоснуйте, почему это так. Ещё лучше – покажите релевантную ТЗ работу, которую вы уже делали. Жить станет проще.
Могу показать около 50 диалогов в телеграм, где я сразу указываю что не делаю бесплатных тестовых, но у меня его все равно просят :)
При наличии портфолио тестовое задание излишне. Не понимаю тех, кто на нём настаивает. Если ты настолько не чувствуешь специалиста, то с чего ты возьмёшься доверить ему в плане теста?
Не знаю вообще, с чего такая мода пошла... Как будто в ТЗ для руководителей (если такое есть) прописано, что у любого специалиста нужно спрашивать бесплатное тестовое :)
Исполнитель также фильтрует заказчиков, как и клиенты исполнителей.
Непонятно, чего тут у многих от этого факта пригорает.
Фильтрация разумна с обоих сторон. Неразумно - когда тратится время обеих сторон на действия, которые в большинстве случаев приведут к некачественному результату.
Однажды кинул отклик на вакансию "тестировщик мобильных игр", попросили выполнить тестовое задание, так они скинули ссылку на гугл плей и аппстор с уже вышедшими играми и попросили найти 20 багов в них, я, конечно, попробовал, но оказалось что все игры это бесконечные кликеры, мне такой расклад не понравился и я просто забил, потом они писали спрашивали "ну как там дела"))))
Все верно. Никаких бесплатных тестовых. Кстати на западных биржах, например, Upwork, это запрещено вообще делать. Хочешь тестовое? Плати часовой рейт. Оно также должно быть на пару часов не более.
Разумный подход, осталось только как-то это донести (чем и занимаюсь), а лучше - закрепить законодательно.
Ну, не делает и не делает.
А вообще бывает что связываются с крупными заказчиками из портфолио и уточняют выполняли ли вы для них проекты? Занимается ли кто-то этим зная что найти в крупной компании работавшего с вами человека не просто, не факт что человек всё ещё там/захочет отвечать/вспомнит.
В крупной компании с большим количеством отделов посторонний человек и не найдет того, с кем связаться. В одном только некрупном банке может быть 10-15 филиалов, в каждом из которых десятки отделов со своими проектами от пары баннеров к новому году до CRM для пары тысяч человек.
Отсюда, можно попросить рекомендации у Исполнителя и он может предоставить контакт.
Всегда стараюсь договариваться о тесте перед заказом большой работы.
И это правильно. Главное за тест тоже заплатить, чтобы не получить тестовые работы низкого качества от тех, кто соглашается на бесплатное тестовое.
Краткий пересказ: могу копать, могу не копать.
Комментарий удален модератором
Тиснул пару абзацев, чтобы скидывать своим заказчикам и самому не набирать. Только копипастить.
Про тестовые. Если клиент выглядит денежным и проект более-менее интересный, я тестовое выполняю, но трачу не больше 1-1,5 часов. Хотят больше? Тратить время бесплатно больше нельзя))
Напишите статью про договор, как оформляете, охотно ли клиенты подписывают?
Статья про договор уже есть и я оформляю его всегда (совсем всегда).
Комментарий недоступен