{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выжить на цветочном рынке в дни пикового спроса - на примере Дня Матери

Привет!

Меня зовут Никита Прушинский, и я сооснователь и директор международного сервиса доставки цветов «Русский Букет». В этой статье я хочу поговорить о том, как выглядит работа «праздничных» компаний изнутри. У нас есть отличительная особенность — ярко выраженная сезонность, когда один праздничный день по нагрузке равен нескольким неделям «низкого» сезона.

Для успешной обработки пикового спроса важно постоянно оптимизировать свою работу. Как это делаем мы - расскажу на примере Дня матери, который прошел 28 ноября, в последнее воскресенье месяца.

Немножко о рынке доставки цветов

Спрос из оффлайна уходит в онлайн почти во всех отраслях. Пандемия, безусловно, внесла свой вклад. И доставка цветов — не исключение. По нашей оценке, за 2021 год российский рынок доставки букетов вырос на 16%.

Количество коммерческих запросов в Яндекс и Google, связанных с доставкой цветов по России, за последние 12 месяцев составило 110 млн.

Поэтому у нас есть главная сложная задача:

  • Выполнить за период высокого спроса максимально возможное количество заказов - но качественно и точно.

Но мы — сервис, а не маркетплейс. А значит не можем просто распределить заказы между подрядчиками. Для нас наш бренд означает, что мы полностью контролируем всю цепочку - от поставок цветов с плантаций до финальной доставки. И мы дорожим нашей репутацией.

В праздники спрос по факту превышает предложение, а, значит - сложность соблюдения всех взятых обязательств - растёт скачкообразно. Поэтому конкуренцию за спрос выигрывает тот, кто лучше оптимизировал свои процессы.

Просто закупить два вагона цветов, вызвать на смену толпу флористов и заказать рекламу не выйдет — понесете убытки. Начинать нужно с предварительного прогноза спроса, а готовиться к следующему пику продаж — сразу после прошедшего праздника. Если не вдаваться в технические детали, то схема стандартная: на основе временных рядов мы раскладываем продажи по формуле Тренды * Сезонность * Погрешность. Если интересны подробности - могу отдельно рассказать о прогнозировании.

На погрешность мы закладываем 3%. И в этом ноябре попали в прогноз с точностью 98%.

Важно отметить, что мы оцениваем не только число заказов по стране, но и строим прогноз по каждому городу. Причем в миллионниках мы прогнозируем объем спроса и по дням, и по часам. Это позволяет оперативно в течение праздника менять объем и распределение рекламных бюджетов по каналам, чтобы точнее попасть в прогноз. Такой способ управления рекламой помогает правильно рассчитать необходимый запас цветов, аксессуаров и количество сотрудников на местах. Это же дает возможность равномерно загрузить их работой: простой не менее вреден, чем отсутствие свободных рук. Да и что потом делать с непроданными букетами? Обидно и горько смотреть, как портятся цветы на миллионы рублей. Но это история, которую я расскажу в другой раз.

Что с этим делать?

Большинство решений кажутся очевидными. Но важно четко решить - как именно внедрить их именно в нашей отрасли.

Самое первое, и базовое - необходимо обеспечить общую устойчивость работы при любой нагрузке. Поэтому, у нас продублированы все важные и необходимые технические нюансы - от запасных принтеров и резервного интернета на каждой точке до источников гарантированного бесперебойного электропитания на 24 часа работы в головном офисе. Мы несем полную ответственность за каждый заказ вне зависимости от внешних обстоятельств.

Для повышения эффективности нашей команды и снижения временнЫх издержек на обработку заказа мы разрабатываем собственное ПО для сотрудников на местах. У флориста, курьера, администратора салона, и всех остальных участников процесса - свой доступ к информационной системе, каждый видит свои задачи и может ими управлять. Например, флорист на своем смартфоне может посмотреть - какой букет и из каких составляющих ему потребуется сейчас собрать. Курьер может быстро связаться с заказчиком, выгрузить фото доставки или указать - что получатель цветов сейчас недоступен. Всё это очень сильно ускоряет нашу работу.

Но есть и другие механики того, как можно заметно снять нагрузку в дни повышенного спроса. И этим мы тоже пользуемся.

Если очень сложно обработать все заявки в один день, нужно:

  • Максимально сдвинуть доставки на предпраздничные будни;
  • Получить как можно больше предзаказов заранее.

Как это сделать?

По нашим наблюдениям, большинство людей вспоминают о поздравлении в последний момент. Поэтому наша первая задача — напомнить о предстоящем празднике (признайтесь, кто из вас вспомнил о Дне матери, скажем, за неделю?), чтобы активизировать предзаказ.

Затем предлагаем клиентам доставку «за день до». Здесь всё просто — даём скидку и объясняем, почему хорошо заказывать доставку на предпраздничный день. Практика показывает, что правильно подобранные слова работают даже лучше, чем скидка.

Такие предложения помогли нам перенести 7% заказов на сутки до Дня матери. Значит, часть доставок мы обработаем уже в субботу.

Параллельно готовятся флористы: в салонах проверяют свежесть привезенных цветов, пополняют запасы аксессуаров: упаковки, лент, топперов и сопутствующих подарков.

Подробнее про салоны:

Анализируя данные прошлых лет мы точно знаем, сколько заказов в среднем успеет доставить один курьер за смену. Так же мы знаем, сколько букетов успеет собрать один флорист.

Остается посчитать, сколько курьеров и флористов нам потребуется:

Количество курьеров = (прогноз по заказам на город / среднее количество заказов на 1го курьера) + 3% (не забываем про погрешность прогноза)

С количеством понятно. Как оптимизировать их работу в праздничный день?

  • Расширить временной интервал доставки (предупредив об этом клиентов);

  • Очевидно - разбить курьеров по районам. Чем больше у вас заказов, тем ближе заказы будут друг к другу. Следовательно, тем больше букетов курьеры успеют доставить.

Теперь немножко про кадровый вопрос:

Конечно, ни у кого из нас нет 7 смен запасных флористов и курьеров, которые можно вывести в праздничные дни по щелчку пальцев. Но за годы работы у нас сложился пул специалистов, которые готовы выйти к нам на временный заработок. Кроме того, каждый год мы набираем новых флористов. Все, кто хотят выйти на работу в праздничные дни, выходят к нам в салоны на несколько дней в течении месяца перед праздником. В это время мы оцениваем их навыки. И к празднику у нас точно есть необходимое количество сотрудников в штате.

Например, в нашем флагманском салоне в Новосибирске работают 14 флористов. В этом году на праздничные выходные в смену вышло еще 20 человек. Чтобы организовать им рабочее место и хранить запасы цветов, мы арендовали дополнительные смежные площадки.

Еще одна праздничная хитрость: смещение внимания пользователей на конкретные букеты из каталога. Это самые популярные композиции, которые флорист может очень быстро подготовить. Мы изменили рекомендации на главной странице сайта, чтобы в первую очередь предложить варианты без редких цветов и с быстрой сборкой. Даже такой простой прием заметно ускорил подготовку большинства заказов — часть букетов для воскресенья была готова уже в субботу вечером.

Итог: только один салон в Новосибирске за день собрал чуть меньше тысячи букетов, из которых 719 отправились на доставку. Курьеры — тоже наши герои, потому что развозят заказы вовремя, несмотря на традиционные ноябрьские снегопады.

Похожую на разгар битвы картину можно наблюдать и в колл-центре. Обычно за смену оператор успевает обработать 100-120 клиентских заказов. Если его не отвлекать и быстро кормить — до 150 :)

Помните формулу приведённую выше?

Количество человек = (прогноз по заказам / среднее количество заказов на 1го специалиста) + погрешность прогноза.

Погрешность прогноза для коллцентра очень важно учитывать, ведь каждый необработанный заказ увеличивает количество контактов на этот заказ в 5-10 раз (не дозвонившийся человек напишет вам во все ваши соцсети, будет дозваниваться до вас, нагружая линию). То есть ошибка прогноза и недоукомплектованность коллцентра повышает количество не спрогнозированных вами коммуникаций на 15 - 30%!

Поэтому - прогнозируя количество заказов, которые мы получим в праздничный день, можно рассчитать количество рабочих мест, которые нужно будет подготовить:

  • В офисе расставляют дополнительные столы и кресла, к сети подключают резервные компьютеры, настраивают голосовую связь.
  • Организовываем расписание смен и питание, чтобы любой сотрудник мог быстро пообедать в удобный ему момент (горячая пицца — самое то).

Кроме того, к концу ноября мы внедрили новую информационную систему, которая самостоятельно отслеживает статус каждого заказа. Что она улучшила?

На один заказ приходится, в среднем, примерно 4,5 (четыре с половиной) коммуникации (нужно позвонить заказчику и получателю, ответить на вопросы, связаться с цветочным салоном в городе получателя). Если мы уменьшим количество разговоров по заказу, то сильно снизим нагрузку на операторов.

Наша новая система снизила количество звонков на одну доставку на 10% — то есть теперь для той же нагрузки нужно меньше специалистов. Каждый из них смог обработать около 170 заявок за праздничный день.

Конечно, наш колл-центр работает круглосуточно, и специалисты отвечают на звонки даже в новогоднюю ночь. Но именно в День матери и 8 марта нагрузка на любой сервис доставки подарков максимальна. Думаю, коллеги со мной согласятся.

Кстати, вопреки ожиданиям, количество заказов на 14 февраля - ниже, чем на День Матери. Мы оцениваем это так: бОльшая часть поздравлений с Днем влюбленных происходит вживую :)

Выводы:

  • Рынок доставки букетов быстро развивается: люди оценили удобный и безопасный способ дистанционного поздравления.
  • Объем заказов в праздничные дни кратно отличается от обычного уровня. Сохраняйте как можно больше статистики о вашей работе (среднее количество заказов на одного курьера, флориста и др.) Чем подробнее ваш анализ, тем лучше. Цифры — наше всё :)

  • Слишком сильно перестраховаться тоже опасно. Падает эффективность, портится нереализованный товар — вы терпите убытки.

  • Чем больше заказов вы смогли перенести с праздничного дня на другие, тем лучше. Скидка, которую вы сделаете за предзаказ, выгоднее, чем перегрузка в праздник.
  • Тщательно готовьте пул резервных специалистов. Те, кто работают только в праздничные дни, должны быть так же эффективны, как штатные сотрудники.
  • Не бойтесь применять маленькие хитрости, которые помогут вам, но не ухудшат пользовательский опыт.

  • Оптимизируйте все сопутствующие процессы. Гораздо проще заказать питание всем сотрудникам, чем дождаться их с перерыва. Естественно, такое сокращение обеда должно сопровождаться бонусом ;)
  • Досконально готовьте рабочие места, учитывая то, что нагрузка будет максимальна. Проверяйте всё!

  • Автоматизация всех информационных потоков ускоряет работу в разы. Ищите, где ваши сотрудники теряют время.
  • Гибко управляйте процессами, ведь всегда есть что улучшить. Например мы уже к следующему празднику запланировали несколько крупных оптимизаций.

По нашим подсчетам, каждый десятый букет на День матери в России заказали в «Русском букете». В достижении такого результата нам очень помогла предварительная подготовка и правильная оценка предыдущего опыта.

Совсем общий вывод: внимательно считайте и оценивайте каждый показатель вашего бизнеса. Это особенно важно в дни пиковых нагрузок, когда каждая ошибка планирования и управления становится критичной. Можно сказать, что 8 марта лучше любого аудита покажет, насколько мы хороши в своем деле. Поэтому уже в этом апреле мы начали готовиться к весенним праздникам следующего года.

Если у вас есть похожий опыт — поделитесь в комментариях. Буду рад познакомиться.

Всем добра и только приятных сюрпризов!

С уважением, Никита Прушинский.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Ирина Тир

А вот и долгожданное продолжение статьи:
"Как выжить, а еще и заработать на цветочном рынке в дни пикового спроса - на примере Нового Года"
https://vc.ru/claim/343197-russkiy-buket-biznes-po-russki-privezli-menshe-poloviny-zakaza

Ответить
Развернуть ветку
Александр а

И очень крутая " фишка" не расшифровывать на сайте состав корзин, а потом отмазываться, что изображения приведены в качестве примера и могут не соответствовать реальному наполнению

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Ирина, здравствуйте! Прочитали вашу статью и были огорчены таким отрицательным опытом. Постараемся исправиться и восстановить справедливость. Вы можете у вашей сестры уточнить номер заказа, чтобы мы могли помочь?

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Тир

Добрый день! Номер я напишу, это не трудно:
Заказ №2134654 с доставкой 31.12.202
Вот только с Вашей стороны это жуткое лицемерие, так как когда к Вам обращались напрямую сестра и моя мама представители Вашей компании прямо говорили, что все доставлено правильно и разбираться ни в чем не будут и только после угрозы размещения отзывов, в том числе на англоязычных сайтах маме привезли часть из недовезенного и все равно совсем не того уровня, что указан в описании к корзине.
Что ж вы так не огорчались, и не пытались исправиться на прямые обращения, которых было не мало? А вот тут на публике, совершенно случайно, вдруг прямо желание восстановить справедливость в Вас взыграло?

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Ответим, по возможности, честно и прямо - эта история для нас стала известна буквально вчера, и мы разбираемся - как такое стало возможно и на каких этапах проблемы - чтобы избежать подобных эксцессов в будущем. К сожалению, не всегда подобные ситуации эскалируются настолько, что о них знают за пределами того или иного территориального филиала.

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Ирина, еще раз здравствуйте!
Мы полностью разобрались с историей заказа №2134654 и готовы рассказать об этом.
28 декабря 2021 года ваша сестра создала заказ, 30 декабря оплатила его, а 31.12.21 мы передали корзину на доставку.
Из-за высокой загрузки флориста в праздничный день и технического сбоя корзину собрали не в полном объёме. При этом в системе отображался статус заказа, означающий полное соответствие составу.

Действительно, в соответствии с нашей публичной офертой:
"3.8.6. В продуктовых корзинах возможна замена зелени, марки продуктов, а также замена составляющих на аналогичные на сумму равную или превышающую стоимость композиции без предварительного согласования с заказчиком."
Но мы согласны - значительная недостача по составу уже не соответствует стандартам качества с нашей стороны.

Благодаря вашему отзыву мы убедились, что произошёл сбой — очевидно в наборе не хватает составляющих. Спасибо за подробность вашего рассказа: иначе мы бы не смогли узнать, какое сочетание факторов приводит к такой ошибке.

В благодарность за использование нашего сервиса, а так же за помощь в устранении ошибок в нашей работе, мы приняли решение за наш счет отправить вашим родителям такую же корзинку с вкусностями, но, на этот раз, безупречно собранную. Уже вчера, 13 января, её успешно доставили. Фото ниже.

Благодарим вас за диалог, и обещаем, что если вы решите обратиться к нам снова, мы будем особенно внимательны.

Ваш Русский Букет.

P.S. Поздравляем с Новым Годом по старому стилю ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Тир

Добрый день! Спасибо за вторую корзину , родители и сестра очень обрадовались. Эта корзина, действительно, полностью соответствует первоначальному заказу. Надеюсь в Вашей работе не будет больше таких недоразумений.

Ответить
Развернуть ветку
631 052

короче ясно, Никита Прушинский - это который людей наёбыавает.
ну, будем знать.

че еще скажешь, "бизнесмен"?

https://vc.ru/claim/343197-russkiy-buket-privezli-menshe-poloviny-zakaza

Ответить
Развернуть ветку
Gigacelitel

.

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Добрый день! Мы разбираемся в этой ситуации, постараемся исправить её.

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Здравствуйте еще раз!
Полностью разобрались с ситуацией.
Из-за высокой загрузки флориста в праздничный день и технического сбоя корзину собрали не в полном объёме. При этом в системе отображался статус заказа, означающий полное соответствие составу.
Проблема была устранена - и впредь повторяться не будет.
Ирине мы отправили комплимент за неудобства и помощь в выявлении такого сбоя.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Агафонцев

Да шо за праздник такой «день матери»? Сколько людей вообще о нем знает, 0,001%?

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Как показывают наши наблюдения - всё больше людей отслеживают этот праздник и рады такому поводу связаться с близкими. Вот и вы узнали ;)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Потемкин

Ну вы же на самом деле не сеть салонов по России. В Новосибирске точно есть ваши салоны, вы от туда начали. Я знаю как минимум три города, где у вас нет своих салонов и вы просто передаёт заказы местным магазинам за процент ))) Вот уже 5 лет я в этих городах занимаюсь маркетингом, продвижением и упаковкой ваших конкурентов из местных интернет магазинов и конкурентов знаем в лицо ) А в целом вы молодцы - из федеральных компаний одна из лучших.

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Кстати, поделитесь - как вы справляетесь с нагрузкой в пиковые дни?)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Потемкин

Также как и вы - благодаря технологиям: грамотно настроеная crm система, отлаженая система коммуникаций с клиентами, автоматизация работы с курьерами, отслеживание заказов на карте, ну и расширение штата.
Кроме того, на каждом из участков работы (обработка заказов, сборка букетов, доставка) должны быть опытные, знающие свою работу команды. Так как если любой из этих участков начнёт не справляться, то и вся система может посыпаться.

Ответить
Развернуть ветку
Русский Букет
Автор

Роман, спасибо за развернутый комментарий, и рад познакомиться ;) Важное уточнение - мы не сеть салонов, мы сервис по доставке цветов!
Действительно, не во всех городах у нас есть собственные салоны. Но там, где мы работаем с партнерами - они не просто выполняют переданный нами заказ - они собирают букеты по нашей технологической карте, вся работа строится на нашей IT-платформе, мы сами полностью контролируем - что происходит с нашим букетом и как он едет к получателю. Так что, партнер в городах - это наши "руки" :)

Ответить
Развернуть ветку
Soshnin Artem

Казалось бы цветочки..., а такой объём рынка. Прикольно!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья

Здравствуйте. Несколько лет пользуюсь вашеми услугами, в том числе и по доставке в другие города. Все здорово:внимательные сотрудники, качественные цветы и доставка во время. Спасибо за сервис. Процветания вам.

Ответить
Развернуть ветку
ЕС

Добрый день!Уже очень длительное время пользуюсь услугами Русского букета, всегда всё было на высшем уровне! Никаких нареканий, опозданий, расхождений. И сейчас я всегда выбираю Русский букет, и рекомендую своим друзьям!!!! Процветания!!!!

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда