{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Бриф на веб-дизайн - что за зверь, и с чем его едят

О, брифы! Люблю их нежной любовью… Как, вы все еще работаете без брифов? Тогда я срочно иду к вам!

Немного занудства. Бриф – это документ, состоящий из вопросов по предстоящей работе, на которые отвечает заказчик. На основе брифа в дальнейшем составляется техническое задание.
Зачем он нужен? Вместо того, чтобы каждый раз, при общении с заказчиком, задавать одни и те же вопросы – можно просто отправить ему бриф. Заполненный документ гораздо проще использовать при оформлении ТЗ, чем диалог из почты или телеграма. Вы получите четкие ответы на свои вопросы и сможете предложить клиенту что-то конкретное, а не «сделайте красиво, в нашем стиле».
Каждый дизайнер составляет бриф по-своему – кому-то удобнее писать обычные вопросы, кому-то – предлагать несколько вариантов на выбор и т.д. Но некоторые пункты должны быть в брифе обязательно.

Неправильно
Правильно

Шапка брифа

Здесь заказчик пишет данные о своей компании, контакты, желаемые сроки и бюджет, а также указывает адрес старого сайта, если он есть. В шапке обязательно должно быть ФИО контактного лица и телефон. Если вы ведете статистику по источникам заказов, укажите здесь пункт «Откуда вы узнали о нас».

Данные о компании

На основе этого вы сможете понять желаемую стилистику сайта, даже если вдруг заказчик не предоставит референсы. В этом разделе указывается размер компании, целевая аудитория, ценовой сегмент и то, какие потребности закрывают товары/услуги компании.

Цель создания сайта

Исходя из цели создания сайта, можно предложить заказчику допуслуги и понять что вообще надо. Если это редизайн - то можно сделать платный аудит старого сайта, изучить счетчики (Метрику, Аналитику), перестроить пользовательские пути и дать заказчику не только красивый дизайн, но и бОльшую конверсию.

Описание задачи

Здесь мы уже переходим к конкретике. По идее, если заказчик добросовестно заполнит этот раздел, то ТЗ готово. Конечно, идеальное стечение обстоятельств бывает только в сказках – поэтому здесь размещаем как можно больше пунктов, чтобы заказчик ответил наиболее подробно.

  • Требуемые разрешения (десктоп, планшет, мобайл);
  • Наличие или отсутствие фирстиля. Если его нет – то желаемые цвета и стилистика;
  • Одностраничник или многостраничник?
  • Какие разделы должны быть на сайте?
  • Какое меню должно быть на сайте?
  • Каких цветов и стилистики точно быть не должно?
  • На какой платформе планируется создание сайта? Tilda, Wordpress, Bitrix, самопис?

Последний вопрос – один из главных. Как правило, даже если заказчик не очень может определиться со своими хотелками, он точно знает, чего не хочет. В этот раздел вы можете добавлять любые вопросы, которые необходимы вам для решения задачи – например, по шрифтам, сочетаниям цветов, общему настроению и т.д.

Конкуренты и референсы

У конкурентов вы можете подсмотреть и предложить заказчику интересные решения. Ну а референсы – наше все. Не забудьте донести до заказчика, что он может подобрать референсы не только по своей тематике, но и по любым другим.

Дополнительные услуги

Допродажа – прекрасная вещь. Так почему бы не совершить ее на моменте брифа? Пусть заказчик отметит, нужны ли ему будут дополнительные услуги: создание лого, презентация, написание текстов, иллюстрации и т.д. Можете включать сюда не только свои услуги, но и услуги творческих коллег – они будут благодарны вам, если вы подкинете заказик. И, конечно, отблагодарят потом.

И напоследок

Бриф не должен быть очень длинным. Более конкретно лучше обговорить проект потом – бриф все-таки служит для предварительного знакомства с задачей и приблизительного просчета. Также не стоит обильно использовать дизайнерские термины – как правило, заказчик не очень в этом понимает, иначе бы не обратился к вам. Слова «юзабилити» и «адаптив» лучше приберечь для коллег.

Что делать, если заказчик отказывается заполнять бриф, апеллируя тем, что «Ты дизайнер, ты сам должен все знать»? Сначала, спокойно объяснить, что дизайнер – не ясновидящий и не умеет читать мысли. К тому же, пожелания, зафиксированные в письменном виде, будет гораздо проще обработать. Если заказчик все же отказывается, подумайте, а настолько ли он вам нужен.

Бриф заполнен? Начинается самое интересное - работа. И на эту тему у меня тоже есть статья - как работать по регламенту и упростить работу с заказами в 5 раз.

На этом все. Очень жду комментарии и от дизайнеров, и от заказчиков – удобно ли вам использовать брифы, или все-таки индивидуально обсуждать каждый проект?

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Недавно создала свой ТГ-канал, где буду делиться своим опытом и полезными фишками. Подписывайтесь, будет интересно!

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
0
4 комментария
Sasha Step

Упс. А я думал что в 21 году уже ни кто не мордует заказчиков портянками брифов. А вам с крылышками или без? А женщины с бородой точно не ваша ца? Точно, точно?

Спасибо вам большое, что храните древние. полузабытые технологии. Мы тут как раз в следующе году планируем запустить музей древних технологий продаж, вы не будете против если мы поместим там ваш материал? Ссылку на эту статью гарантирую.

Извините за небольшой сарказм, не удержался. Но про музей я без шуток. PR лишним не бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

А поделитесь, пожалуйста, опытом - как Вы работаете с клиентам без брифа?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

1 Менеджер согласовывает с клиентов время, когда клиенту будет удобно пообщаться на тему, каким лично он видит свой будущий сайт? Рекомендует вечером после ужина, с бокальчиком хорошего коньяка. В этом случае конечная стоимость сайта может прилично вырасти. Ставит задачу и время прожекту

2 Прожект по скрипту общается по телефону с клиентом, телефон под запись. В скрипте у прожекта есть тригеры, которые могут привести к дополнительному диалогу, между клиентом и другими спецами, иногда это может быть дизайнер, иногда маркетолог или копирайтер. Ставит задачу менеджеру согласовать с клиентом все беседы со спецами, получить бренд бук, контент что есть у клиента

3 Если есть ветки на других спецов. Все спецы ведут разговоры под запись. Когда все записи собраны, материалы получены менеджер открывает скрам.

4 Прожект в зависимости от типа сайта, назначает скрам мастера. Скрам мастер изучает записи, собирает команду под проект. Участники скрама по мере подключения знакомятся с записями и контентом. На первом спринте команда накидывает идей.

Ну и погнали. После прототипа, снова все повторяется но уже тема общения прототип. Если со стороны заказчика больше чем один ЛПР, или есть ЛВР. Может подключаться несколько прожектов, каждый ведет "своего" ЛПР, ЛВР.

Хреново только менеджеру. Он как та девушка в анекдоте.

Хорошо летчику - прилетает на аэродром, а там его девушка ждет.
Хорошо машинисту - приезжает на вокзал, а там его девушка ждет.
Хорошо моряку - приплывает в порт, а его там девушка ждет.
Плохо только девушке: то на аэродром, то на вокзал, то в порт.

Но он же и больше всех и имеет с проекта. 30% с лямного сайта, считаю за эти деньги можно и повисеть нормально на трубе?

Ответить
Развернуть ветку
Tina V

Спасибо за статью! Бриф штука полезнаю, хоть и не закрывает все вопросы)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда