От проката машинок у шашлычки до дохода в полтора миллиона в месяц: интервью с основателем Crazy Cart

Поговорил с предпринимателем из Оренбурга, который занял деньги на бизнес у друга, окупился уже через 16 дней и сейчас помогает открыть прокат людям со всей страны

Денис Приходько. Основатель сети дрифт-картинга Crazy Cart

Привет, я Артур Шарафутдинов. Я люблю хорошие бизнес-идеи — так я придумал бесконечный конструктор Mozabrick. Особенно я люблю, когда бизнес приносит не только деньги, но и радость детям и взрослым.

Я поговорил с Денисом Приходько, руководителем департамента франчайзинга компании Crazy Cart — нового развлечения для России. Дети и взрослые катаются на маленьких машинках, которые могут делать почти что угодно: крутиться на месте, ехать боком и задом, увеличивать и уменьшать скорость.

Когда-то давно Денис открыл небольшой прокат такого картинга, начал зарабатывать по полмиллиона рублей в месяц, продумал концепцию и сделал сеть по всей стране. Сейчас центр Crazy Cart есть даже на Камчатке, а скоро будет в каждом городе России.

Я узнал, как ему пришла идея сделать прокат, с какими трудностями он столкнулся, как вышел на большой доход и как развивает сеть проката по всей стране.

Первый прокат: колёса из шланга и бесконечная очередь

Расскажи сначала, что такое Crazy Cart

Ну вот смотри. Почти в каждом парке есть детский аттракцион с машинками. На них дети могут просто кататься и врезаться в другие машинки, больше ничего. Лично меня такие аттракционы всегда приводили в уныние. Автомобили в Crazy Cart совсем другие — они крутые и современные, а не родом из девяностых годов.

Это электрическая машинка. У неё большое колесо спереди и по два маленьких ролика по бокам. Благодаря этому, она может ехать в любом направлении и крутиться на месте. Рычаг рядом с сидением помогает дрифтить, как на настоящей машине.

В наших центрах мы используем машинки от компании Razor, одного из самых известных производителя самокатов в мире. На них можно крутиться на месте, ехать боком или спиной вперед, увеличивать скорость и так далее. То есть делать всё, что захочется. И это приводит детей в восторг.

Такого больше нет нигде. Любой ребёнок, проходя мимо, обязательно захочет прокатиться. А после одного заезда захочет проехать ещё и ещё. Это новый вид развлечения для России. Ниша такого проката не занята, но очень востребована.

С чего всё началось? Как тебе пришла идея открыть такой центр?

Идея открыть прокат мне пришла в 2015 году. Я тогда жил в Оренбурге, работал на газоперерабатывающем заводе оператором и зарабатывал где-то 30-40 тысяч в месяц. И вот как-то на обеде я залипал в Youtube и наткнулся на видео с машинками Crazy Cart. Мне они сразу понравились, такого я ещё не видел.

На следующий год мой друг начал делать в одном из парков Оренбурга прокат с гироскутерами. Я тоже захотел открыть что-то своё и стал думать над идеей, которой ещё не было на рынке. Тогда я вспомнил про машинки Crazy Cart.

Денег у меня совсем не было. Я занял у знакомого с завода 100 тысяч рублей и попросил друга в Москве купить три машинки. Он приехал в компанию Razor, купил и отправил мне транспортной компанией.

Помню в каком восторге я был, когда их получил. Сначала катались с друзьями прямо в квартире — из зала в спальню. Вечером поехали на парковку, где обычно собирается молодежь на машинах: курят кальян, общаются. Мы начали кататься и к нам сразу стали подходить и спрашивать, что это за чудо такое. Кто-то платил деньги, чтобы покататься, кто-то спрашивал, где купить такие. В общем, я ещё даже не открылся, а спрос уже был.

На фото мои друзья. Так мы проводили вечер в первый день, когда я забрал машинки

Я договорился с администрацией парка, чтобы открыть свой прокат. Друг, который делал прокат гироскутеров, уже начал вести с ними переговоры, я тоже подключился.

Помню, сидели с директором парка в кафе, заключили с ним договор. Договор был колхозный, на одной бумажке. ИП у меня не было, поэтому всё оформили на друга. Решили, что за каждую машинку я буду отдавать по 3 тысячи в месяц, пожали руки, и я начал работать.

Справа — мой прокат в 2016 году, слева — прокат гироскутеров друга. Это был обычный провинциальный парк, в который люди приходили погулять, поесть и покататься на каруселях

В самый первый день, когда я только затащил машинки в парк, налетели дети. Спрашивали: «А что это? А можно покататься?». Я тогда говорил: «Да погодите, щас-щас, дайте хоть 5 минут». Машинки я тогда хранил в своей машине — Дэу Нексии. Вытаскивал их, связывал и катил на веревке до места проката. А дети за мной бежали.

Спрос был дичайший. Окупился я почти сразу — за 16 дней. И это при том что прокатиться один раз стоило всего 100 рублей. У меня постоянно были посетители — дети катались и снова вставали в конец очереди.

Это Андрей, который открыл прокат гироскутеров рядом со мной. На заднем плане я как раз инструктирую ребёнка, который сейчас поедет дрифтить

Сначала я не работал в парке постоянно — у меня была работа с гибким графиком и прокатом я занимался только в свободное время. Я понимал, что когда я на заводе, то теряю много денег. Нашёл двух парней, которые бы работали за меня. Одного нашёл по объявлению, с других мы познакомились на секции бокса. Научил ребят работать и поставил их в график два через два. После работы просто приезжал и смотрел, чтобы всё было нормально.

Сначала у меня ничего не было огорожено. Однажды взрослый мужик сел на машинку и уехал куда-то часа на два, пришлось бегать по парку и искать его. После этого я натянул ленту и не разрешал заезжать за неё

Время было тогда классное. Каждый вечер мы с друзьями ставили возле машинок стол, заказывали шашлыки, курили кальян и смотрели, как работает прокат. Тогда я и понял, что пора уходить с работы и заниматься только прокатом. На заводе я зарабатывал 30 тысяч и работал целый месяц, а здесь выходило больше 100 тысяч и при этом я только контролировал.

Но не всё же было так идеально? Явно были какие-то сложности?

Конечно были. Вначале я не понимал, как организовать сам процесс. Машинки надо было где-то хранить и поначалу я постоянно возил их с собой в машине. Потом уже договорился с хозяином шашлычной, которая была рядом с прокатом, хранить машинки у него в подсобке.

Машинки нужно было постоянно заряжать. Поначалу я привозил их вечером домой в багажнике машины, с пятого этажа спускал кабель и заряжал машинки прямо в багажнике. Многие думали тогда, что Нексия у меня электрическая, не зря же почти каждый день кабель в машину с пятого этажа тянул.

Из-за большого потока людей аккумуляторы быстро садились. Разряжались они за 40 минут, а заряжать приходилось 8 часов. Машинки простаивали, а клиенты всё шли и шли. Позже я купил дополнительные аккумуляторы в обычном автомагазине и заряжал их «лягушкой». Эти аккумуляторы были гораздо хуже оригинальных, но хватало немного покататься.

Уже потом я понял, что лучше купить больше машинок, чем постоянно менять аккумуляторы. Это целое испытание: машинку нужно разобрать, снять короб, сидушку, заменить батарею. Всё это занимало минут 40, а на жаре менять становилось практически невыносимо. Если неправильно поставить аккумулятор, то мог сгореть контроллер, а новый купить практически невозможно.

Ещё проблемой были колёса. На асфальте они очень сильно стирались: задних колёс хватало на два дня, а передней покрышки — на неделю. В итоге назад мы начали ставить колёса от обычных роликов, а с передней частью было не всё так просто.

Так выглядела передняя покрышка после недельного катания по асфальту

Когда ребёнок разгоняется и начинает дрифтить, стирается передняя покрышка и лопается камера внутри. На заводе, где я работал, есть специальные армированные шланги для газа. Я отрезал кусочек шланга, скручивал и засовывал под покрышку. Он как раз подходил по размерам и его хватало уже на месяц.

Этот шланг идеально заменял камеру в переднем колесе машинки. Я отрезал примерно 40 сантиметров и вставлял в покрышку

Много заработал денег на этом прокате?

Что-то около миллиона за сезон. Наличных денег было вагон! Почти все расплачивались наличкой, а деньги я особо не тратил, мне зарплаты хватало. Представь, какие пачки денег у меня дома лежали.

Прокат в ТРЦ: заработок круглый год и проблемы с покрытием

Сколько в итоге проработал прокат в парке?

Я проработал на нём сезон и продал другу, который занимался прокатом самокатов. Он через какое-то время продал его ещё кому-то. Что сейчас с ним, я не знаю. Возможно, прокат до сих пор работает.

А почему решил продать?

Я понял, что надо двигаться дальше. Прокат в парке, конечно, приносил много денег, но мог бы и больше. Зимой прокат не работал, в сильную жару или дождь клиентов было мало.

Куда потратил заработанные деньги?

Я захотел открыть прокат Crazy Cart в торговом центре. Это бы решило проблему с сезонностью — люди ходят в торговый центр круглый год, независимо от погоды. Да и проблема с постоянной заменой колёс отпала бы — в помещении они почти не стираются.

К тому же мне кажется, что люди приходят в торговые центры не за покупками. Загляни как-нибудь в ТРЦ и обрати внимание, сколько человек держат в руках пакеты или сумки? Зато на фудкортах или детских площадках толпы народу. Люди приходят в торговые центры за развлечениями и эмоциями. Я подумал, что мой прокат идеально впишется в эту концепцию.

Сейчас, чтобы купить одежду, не надо идти в магазин — зашёл на Wildberries и выбрал что надо. Кино почти все смотрят в онлайн-кинотеатрах, продукты привозят за 15 минут. А вот детские эмоции в интернете трудно купить, за ними идти надо.

Где-то прочитал, что каждый год рынок детских развлечений растет на 30-40%. По моим ощущениям, так и есть. Постоянно открываются какие-то детские комнаты, праздничные агентства. Вот я и решил поскорее занять свою нишу.

Расскажи об открытии проката в торговом центре.

Оренбург — город небольшой, и торговых центров в нём тоже немного. Я подумал, что есть самый крупный — Армада, в нём и буду открываться.

Через знакомых вышел на отдел развития ТЦ. Они сказали, что открывают скоро большую детскую галерею и предложили разместиться там. Дали выбрать помещение, мы договорились о ставке и начали делать ремонт.

Это уже начало ремонта. Бетонные стены обшили гипсокартоном, а сверху натянули баннеры

Там не было вообще никакого косметического ремонта — только голые бетонные стены. Денег вложил где-то тысяч 600-800: покрасили потолки, положили покрытие, натянули баннеры, сделали свет, стены гипсокартоном зашили.

Представь, что я чувствовал. Вроде недавно работал на жаре в парке, а теперь открывал объект на 320 квадратов, подписывал сметы, ремонт делал, ещё и аренда примерно 200 тысяч в месяц выходила, не каждый мог себе это позволить. Это такая ответственность была на мне! Но меня ничего пугало. Я всё продумал до мелочей и на 100% был уверен, что прокат зайдёт.

Вот такой прокат получилось сделать в итоге. Ремонт обошелся примерно в 700 тысяч рублей

Ну и вот. Открылись мы, и в первый же день я понял, что жестко накосячил с покрытием. Заказывали мы его на заводе в Тольятти, по 500 рублей за квадратный метр. Нам просто нужно было положить резину на пол, а они предлагали самый дешёвый вариант.

Покрытие отрывалось, отходило, не приклеивалось, из-под него вылезала пыль. Дети врезались в эти куски резины, переворачивались. Хорошо, что родители были адекватные — не ругались, а смеялись вместе с детьми. Но мне было не до смеха. Я тогда подумал: «Первый день — и такой провал. Надо закрываться, ничего не получится». Но потом собрался, зоны отгородили, начали что-то приклеивать.

Так выглядело покрытие уже через несколько месяцев после открытия проката

Уже потом я нашёл идеальное покрытие — плитка ПВХ. Сейчас до сих пор в некоторых центрах пытаемся сделать реконструкцию и переложить покрытие. Где-то снимаем старое, где-то кидаем прям на него, в зависимости от стяжки пола.

Такое покрытие сделали специально по нашему заказу. Эта плитка не стирается и не портится. Если что, переложить можно маленький кусочек, а не сдирать всё покрытие. Её можно положить хоть на асфальт, хоть на бетон, хоть на старое покрытие

Сколько в итоге заработал с проката?

Давай посчитаем. Вложил я туда примерно 1 миллион 600 тысяч — это ремонт, аренда, новые машинки и так далее. Чистыми выходило 200-250 тысяч в месяц. Ну и где-то за 6-8 месяцев прокат вышел на самоокупаемость.

Что с прокатом сейчас?

Всё хорошо, он работает. Правда, хочу отдать его по франшизе партнёру. Я же в Москве, тяжело управлять бизнесом на расстоянии.

Большой прокат в Москве: огромная скидка на аренду и 600 тысяч выручки на фотографиях

Раз уж начали про Москву, давай поговорим о твоих приключениях в столице. Почему решил сюда перебраться?

Я был как-то в Москве и увидел торговый центр «Весна», который рядом с метро Алтуфьево. Заехал, посмотрел — место проходное, людей много. Центр мне понравился, я подумал «Прикольно было бы тут открыться».

Мне тогда одно место понравилось, но там был скалодром. Когда я связался с администрацией ТРЦ, мне сказали: «Этого арендатора мы уберём, а вас поставим».

А почему так?

Не знаю. Мне кажется, к этому арендатору людей мало ходило. У нас человек пришёл, покатался, ещё раз покатался, ушёл, опять пришёл. Машинки обладают каким-то магическим эффектом, они никого равнодушными не оставляют.

А в скалодром нечасто приходят, один раз полазил, и всё. По крайней мере, когда я стоял и разговаривал с представителем ТРЦ, один или два человека туда зашло. Ну, заплатил каждый посетитель 500 рублей, большая выручка у них в конце дня будет? А в прокате платят ту же цену, только поток постоянный.

По итогу договорились, подписали договор, сделали ремонт, заехали и вот, работаем.

Изначально в прокате трассу не ограждали, была открытая площадка. Позже я понял, что детям плевать на дрифт, они просто хотят покататься по кругу, им нравятся скорость и маневры. Теперь такие ограждения стоят во всех прокатах

Прокат в Москве сильно отличается от Оренбурга?

Сделал такой же, как в Оренбурге. Большая разница в цене аренды — в Оренбурге около 200 тысяч, в «Весне» — 400 тысяч. Изначально они хотели 700 тысяч рублей в месяц, но я умею договариваться, сбил цену до 400 тысяч. И то, для меня тогда это были огромные деньги, кошмар. Цена за прокат тоже отличается. В Оренбурге 5 минут стоят 200 рублей, а в Москве — 450.

Прокат уже окупился?

Да, конечно. Я вложил в него 2,6 млн, оборот — больше миллиона в месяц. Чистыми у меня выходит с него 450-500 тысяч в месяц, окупился примерно за полгода.

И всё это на одних катаниях?

Нет, я придумал, как можно заработать дополнительно. В Москве мы открыли магазин продукции Razor прямо в прокате. Он стабильно приносит по 100-200 тысяч в сезон.

Компания Razor даёт свою продукцию под реализацию, поэтому магазин работает без дополнительных вложений

Очень хороший доход приносят фотографии. Сначала у меня работал фотограф, который платил субаренду в 50 тысяч. Я быстро понял, что он зарабатывает уж слишком много, и нанял своего фотографа. Максимальная выручка за фотографии была 600 тысяч рублей за месяц. А в среднем 300-400 тысяч только на одних фотографиях.

Организация дней рождения стабильно приносит очень большой доход. Мы организовываем праздники, нанимаем аниматоров, договариваемся с другими парками, которые есть в ТРЦ, делаем пакетное предложение.

Мы сотрудничаем с детскими агентствами на аутсорсе — мы им клиентов, они нам — аниматоров. Для клиента делаем наценку, разницу оставляем себе

Детские праздники — это золотая жила. Организовать праздник у нас стоит очень недорого. Например, за 15 тысяч можно получить прокат, аниматоров, шоу-программу, стол, фотографии, бесплатный проход в какой-нибудь детский центр рядом, типа Teika Boom. В итоге дети катаются 2-3 раза, а мы получаем неплохую прибыль.

Много ты знаешь мест, где можно организовать детский праздник за такую цену? В каком-нибудь популярном детском центре только по полторы тысячи за входной билет на каждого ребёнка уйдёт. И это без учёта стола, аниматоров и так далее. А у нас даже думать много не надо, заплатил 15-20 тысяч и всё — детский день рождения организован.

Ну и помимо праздников, я считаю, что каждый квадратный метр должен приносить прибыль. В некоторых наших прокатах есть капсула виртуальной реальности. Её можно включать в предложение по организации праздников, можно давать скидку, если проехал три раза — окупится в любом случае. Сейчас тестируем варианты с тиром, вроде идёт неплохо.

Как продвигаетесь? Покупаете рекламу?

Если честно, это не особо нужно — почти все центры расположены в проходных местах и дополнительная реклама им не нужна. Мы пробовали давать рекламу в телевизоре, в торговых центрах, но это не зашло.

Это очередь в обычный день. Никакой рекламы или скидок не давали — все проходили мимо или пришли специально покататься

Хорошую рекламу делают блогеры. Они приходят, катаются, выкладывают видео в сториз — так о нас узнаёт больше клиентов. Причем мы их об этом не просим — блогеры делают это по собственной инициативе.

Недавно к нам в центр приходил боец смешанных единоборств Магомед Исмаилов (вверху справа) — покатал детей и повеселился сам. Видео, где он катается на машинке, набрало полмиллиона просмотров

Сеть прокатов по всей стране: пришел покататься и открыл свой прокат

Сколько сейчас прокатов Crazy Cart?

Лично моих — четыре. Это Оренбург, ТЦ «Весна», ТЦ «Соларис» и парк «Сказка» в Москве. А так центры проката есть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Зеленограде, Петропавловске-Камчатском, Сергиевом Посаде и других городах. Много ещё открывается, например, скоро откроются центры в Екатеринбурге, Казахстане, Беларуси, Украине и Турции.

На самом деле трудно сосчитать, сколько центров всего — есть те, с кем мы сотрудничаем постоянно, а есть, кто просто закупил у нас машинки и пробовал открыться самостоятельно.

Как понять — «сотрудничаем»? Франшиза?

По сути — да. Но мне не нравится само слово «франшиза», для меня оно несёт какой-то негативный оттенок. В нашей стране слово «франшиза» испорчено за счёт предпринимателей, которое откроют одну кофейню или маленький магазинчик, быстро продают идею и пропадают. Никакой помощи от них потом не дождешься.

Здесь речь скорее идёт не о франшизе, а об опыте, наработанном годами. Мы знаем, какое покрытие надо, какие машинки, какие борта, как договориться с администрацией ТРЦ. Мы помогаем, постоянно на связи даже после открытия, а за эту помощь берём какие-то деньги.

Но, хоть мне слово и не нравится, приходится его употреблять. Когда я говорю, что мы продаем не франшизу, а бизнес, люди не понимают, как это и всё равно всё упирается в слово «франшиза». А так я предпочитаю говорить «сотрудничество», а франчайзи называю «партнерами».

Как появилась идея расширяться за счёт партнёров?

Ещё когда закупал машинки для проката в Оренбурге, познакомился с Иваном (прим. — Иван Шпигоцкий, генеральный директор Razor в России). Он мне давал хорошую скидку на машинки. Уже когда я переехал в Москву, мы близко подружились и стали часто общаться.

Когда я открылся в «Весне», Ваня сказал: «Ну всё, давай официальную франшизу делать». Ну и вот, так получилось, что теперь я руководитель департамента франчайзинга в Crazy Cart.

Кто был первым партнёром?

Дима, он открыл прокат в Пушкино. Человек просто пришел покататься с ребенком, ему понравилось и он загорелся идеей открыть свой прокат.

Сначала Дима пришёл в Razor, чтобы просто купить 3 машинки и открыться в каком-то парке, с ним как раз Ваня общался. Он мне скинул его контакты, сказал, что есть клиент, поговори с ним.

В итоге мы пообщались, я ему объяснил, что лучший вариант — открыться в помещении. Я тогда подумал, человек он взрослый, семейный, тяжело ему будет в парке, лучше такой вариант. И всё получилось.

Открылся он в октябре 2020 года, в январе у него уже была выручка около 1,2 млн. Окупился за 4 месяца.

На фото я с Дмитрием на открытии его первого проката в Пушкино. Позже он открылся в Зеленограде, а скоро будет открываться в Турции

Как находили остальных партнёров?

Остальные партнёры тоже приходили сами, без какой-либо рекламы. В Сергиевом Посаде прокат открыл друг Димы. Он покатался у него, загорелся идеей и тоже захотел открыться.

В Москву приезжали муж с женой из Тольятти. Покатались, понравилось, решили тоже свой прокат открыть. Жена настояла, чтобы муж съездил в Москву для консультации, он поехал в «Весну», там как раз я в тот момент был. В итоге открылись, первые 2 месяца сделали по 700 тысяч чистыми, недавно открылись в Самаре. Раньше муж занимался перевозками на Газели, а жена на заводе работала.

Это прокат с ТЦ «Вегас» в Кунцево. Его открыл Виктор, который пришёл к нам в офис настраивать CRM, посмотрел нашу выручку, заинтересовался и через месяц-полтора открылся

То есть все партнёры сами захотели открыть свой прокат и начали искать, где купить машинки. А все пути ведут в Razor, и мы начинаем с ними взаимодействовать.

Что получает партнер, когда открывает прокат вместе с вами?

В первую очередь, наш опыт. Мы знаем все тонкости этого бизнеса — потеряли кучу времени и денег и нашли золотую середину, которая позволяет окупиться уже через несколько месяцев. Кроме этого, партнер получает скидку на машинки и всё необходимое оборудование, юриста, пакет готовых документов и так далее.

А вообще, у нас круто получается торговаться за аренду помещения. Чаще всего торговые центры делают ставку в два раза выше, но со всеми можно договориться. ТРЦ в Москве хотел 500 тысяч, мы договорились на 150, в Кунцево сбили ставку с 510 до 180 тысяч, в Зеленограде — с 500 тысяч до 300.

Сколько партнёры зарабатывают с проката?

Тут зависит от человека и его желания. Первый прокат в Москве нам сразу начал приносить по 500 тысяч прибыли ежемесячно. Ребята из Тольятти уже с первого месяца начали получать чистыми по 700 тысяч. Где-то партнёры зарабатывают по 300 тысяч, где-то по миллиону.

Когда открывались в Пушкино, то переживали, что у франчайзи будет маленький оборот. Он сам говорил: «Дай бог, буду по 500 тысяч оборота делать, тысяч 100-200 зарабатывать, меня это устроит». А он вышел и сделал 1.2 миллиона выручки, чистыми осталось где-то 800 тысяч. Окупился за 3-4 месяца.

У нас нет ни одного проката, который бы закрылся, окупался более 6 месяцев и не приносил прибыль в первый месяц. Все работают и зарабатывают.

О дальнейших планах

Расскажи, что будет происходить с Crazy Cart дальше?

Мы откроемся в каждом городе России. Звучит амбициозно, но это так. В ближайшие два года мы будем везде, это однозначно. У нас уже много контрактов на подписании, постоянно звонят и интересуются. Пока что открываем примерно по одному новому центру в месяц.

Может, что-то хочешь пожелать читателям?

Не бояться. Нужно отключать голову и просто делать. Потому что много мыслей отталкивает людей от правильной идеи.

Основная проблема всех людей — страх. Либо ты его сможешь перебороть и двигаться дальше, либо останешься на месте. Здесь нужно просто довериться, отключить голову и сделать, тогда всё получится.

Спасибо, Денис. Как с тобой можно связаться?

Лучше всего позвонить по телефону +7(968)392-30-70, я всегда на связи. Проконсультирую по любым вопросам. Можем встретиться в офисе или прокате, я всё покажу и объясню.

0
307 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Приходько

Да я сам в шоке 😀 но когда я работал у меня люди даже в долг катались, а потом приносили, не важно чем ты занимаешься, главное вкладывать душу, терпение и усилия и тогда результат не заставит ждать

Ответить
Развернуть ветку
304 комментария
Раскрывать всегда