Кнопка
Кнопка Лигал Кнопка Кнопка Кнопка Лигал
Личный опыт
Jack Rotgar

Как я делаю play-to-earn игру. Часть 2. Четыре месяца работы

31 августа 2021 мной было положено начало созданию play-to-earn игры с интеграцией блокчейна.

Прошло четыре месяца с момента написания первой статьи, и теперь хочу поделиться накопившимся опытом, затратами, результатами и планами относительно этой затеи.

Ссылка на Первую статью для тех кто не читал.

Также расскажу об интересных контактах, которые стали результатом публикации на vc.

Сперва максимально кратко отвечу на три самых частых вопроса по P2E играм, которые летели в личку.

1. Как выбрать блокчейн для игры?

По своему опыту могу сказать что нужно сперва определиться с функциями, которые вы хотите реализовать при интеграции блокчейна в игру. Например, хотите ли вы чтобы при регистрации аккаунта человек сразу получал кошелек в сети, нужны ли вам NFT, есть ли потребность в своем токене и так далее. После того как вы определились с необходимым функционалом стоит переходить к выбору конкретной сети. Важно обратить внимание на размер комьюнити, конкуренцию среди игр в нем. Есть блокчейны с финансовой поддержкой интересных P2E проектов, например NEAR. Факторов очень много и я написал подробную статью на английском про выбор блокчейна под игру.

2. Как интегрировать блокчейн?

Мы в команде условно разделили варианты на "блокчейн рядом" и "блокчейн жестко интегрирован", а также гибридные способы.
Блокчейн рядом возможен когда у вас нет токена проекта, то есть все процессы по обмену монетами внутри игры происходят с игровыми "фантиками", а уже при выводе из игры они конвертируются в выбранную криптовалюту, тоже самое и с NFT. Такой вариант очень прост в реализации, так как блокчейн фактически не нужно интегрировать в игру, я бы рекомендовал так делать когда нет больших бюджетов. Конечно же у способа "рядом" есть и минусы, например вашу игру уже сложно будет назвать "блокчейн игрой" и некоторые игроки не будут доверять такой системе, но плюсов очень много.

Интегрированный блокчейн, когда все транзакции (как с токенами-валютой, так и с NFT) в игре проходят сразу в сети, он очень затратный, так как необходим разработчик (а возможно и не один), хорошо разбирающийся в выбранном блокчейне, а также необходимо будет размещаться на биржах что влечет за собой необходимость создание ликвидности токена. Но при таком подходе ваш проект уже на 100% можно назвать "сделанным на блокчейне".

Гибридные варианты, это когда NFT интегрирован, а валюта "рядом" или наоборот. Тут уже понятные из описаний выше плюсы и минусы.

На самом деле интеграция блокчейн технологии не очень трудная задача, так как у многих сетей, особенно с развитой GameFi экосистемой, есть API для совершения всех необходимых игровых операций, поэтому, если утрировать, то вы просто подключаете к основному движку стороннее API. Можно сказать что обращаетесь в сеть блокчейна как к базе данных.

3- Рассматриваю ли я возможность привлечения сторонних средств?

Нет. Инвестиции я не ищу, так как хочу чтобы игра была реализована с моим вИдением. При сторонних инвестициях в крипто-индустрии, в подавляющем большинстве случаев, есть погоня за быстрой прибылью, а это часто мешает реализации первоначальной идеи. Про свои идеи и общение с потенциальными инвесторами расскажу ниже.

Интересные эффекты от публикации на vc.ru

Эффект 1. После публикации первой статьи об игре, кстати как и после публикации несколько лет назад материала о моем сервисе pillintrip.com, мне стали писать потенциальные инвесторы. Самые разнообразные, от тех кто был готов отправить деньги без каких-либо гарантий, до серьезных людей предлагавших создать фирму в США с долевым участием. Денег я ни у кого в итоге не взял ни в предыдущий, ни в этот раз, хотя, стоит отметить, была пара достойных предложений от персон с репутацией. Повторюсь, сейчас я не ищу инвестиции, готов рассмотреть только безвозмездные донаты ;).

Эффект 2. Со мной связались и взяли текстовое интервью partnerkin.com Получился условно бесплатный маркетинг для проекта.

Эффект 3. До сих пор регулярно пишут в личку с вопросами и предложениями по p2e индустрии. Таким образом получается очень полезный обмен опытом и знаниями.

Что произошло за 4 месяца работы

Начну со сбора команды

Для разработки p2e игры нам нужны все те же специалисты, что и для разработки любой другой игры. У меня в команде сейчас:

  • Гейм-дизайнер
  • Арт-директор
  • 3 художника
  • 2 аниматора
  • Разработчик на Unity

Для старта этого списка вполне достаточно. Чуть позже подключится блокчейн разработчик и дизайнер интерфейсов. Всех ищем на фрилансе, все работают проектно и удаленно, то есть фактически все фрилансеры. С художниками и аниматорами большая проблема, откликов приходит много, но найти действительно хороших специалистов очень трудно, даже если не смотреть на стоимость их услуг. С гейм-дизайнером, разработчиком и арт-директором мне повезло, удалось найти очень увлеченных делом людей, которые погрузились в проект с головой.

Про затраты
На данный момент потрачено около 8 000$, все средства ушли на проектную оплату сотрудникам и копейки на сервер. До релиза планируется потратить еще около 20 000$. Далее будут еще затраты на ведение соц сетей, контент и различные административные расходы. Остро стоят вопросы юридической чистоты, уплаты налогов, их все буду как раз сейчас постепенно решать.

Устройство игровой экономики

Один из труднейших для меня вопросов. Как построить внутриигровую экономику таким образом чтобы люди смогли выводить из нее средства и при этом вся финансовая система не разрушилась. В нашем случае решение тривиальное, но оно подойдет не всем. Мы создаем "фонд выплат", который наполняется с продажи игровых NFT, донатов игроков и прочих внутриигровых покупок, далее при выводе из игры курс всей эмитированной внутриигровой валюты пересчитывается относительно общей наполненности "фонда выплат". Таким образом чем больше покупают NFT, чем больше игроки донатят, тем дороже стоит внутриигровая валюта, и наоборот. Конечно же на данный момент это лишь теория, после тестов на практике мы поймем жизнеспособность этой системы, но, как мне кажется, если игра будет достаточно вовлекать, то система будет жить. Есть и другие способы базовой организации экономики внутри p2e проектов, про них нужно написать отдельную статью.

Почему мы взяли UNITY

В самом начале, когда я изучал возможности по разработке, вариант с Unity казался наиболее оптимальным.

  • Наименьшее количество "дыр", а те что есть уже известны.
  • Кроссплатформенность. Можно выпускать как браузерные, так и мобильные игры.
  • Большое количество разработчиков и комьюнити. Довольно просто найти хорошего разраба и решить вопросы внутри развитого комьюнити. Как оказалось, это очень важный фактор.

Поэтому остановились именно на Unity. Хотя я не исключаю что это не самый лучший вариант.

Формирование глобальной идеи

На мой взгляд, все что сейчас происходит в отрасли игр, также как и создание web 3.0 - перераспределение финансов от корпораций к пользователям. Возможно это наивно с моей стороны, но мысль о том что будучи в любой точке мира, имея в руках телефон и интернет, можно зарабатывать какие-то деньги, звучит просто потрясающе. Это выглядит как нечто, которое реально поможет бороться с бедностью. Примерно это же я вижу в формировании нового интернета web 3.0 от бывшего блокчейна братьев Дуровых ton.org.

Эта мысль и влияет на мою незаинтересованность в быстрой прибыли и инвесторах. На данном этапе я готов принять только безвозмездные донаты.

Кстати, в интервью partnerkin.com я говорил что пре-сэйлов не будет, я подразумевал продажу вещей и токенов, влияющих на игру или экономику. Возможно все же будет пре-сэйл NFT, но только в среде комьюнити и только не спекулятивных и не влияющих на геймплэй, например раритетных скинов или визуальных эффектов к оружию, внешнему виду.

Выбор блокчейна The Open Network

Один из потенциальных инвесторов рассказал мне идею про создание телеграм бота для игры. Денег у него я не взял, но идея показалась мне гениальной и, с его разрешения, было решено реализовать телеграм бот уже в бета-версии. Получается так что можно будет играть не только через браузер, но и через телеграм. Мы уже реализуем фичу с ботом, и поэтому, когда я узнал про TON, сразу решил что это то что нам нужно, тем более в самое ближайшее время TON выпустит смарт-контракт NFT.

Кроме того меня воодушевляет состав идей и команда ton.org. Поэтому я хочу чтобы мой проект стал одним из первых GameFi приложений в экосистеме TON'а. До сих пор я не общался с основной командой, но имел контакт с Кириллом Филимоновым, он ведет каналы: @givemetonru, @tonblogru и закрытый канал TON Elite, а также является разработчиком @TonometerBot.

Пока у меня нет плотного контакта с командой TON, я не смогу в полной мере интегрировать блокчейн в игру. Есть надежда что эта статья попадет на глаза разработчикам или их знакомым и возможно это даст ход обсуждению возможности интеграции.

Самое интересное с картинками и видео. Продвижение за 4 месяца.

С учетом всех нюансов подбора команды, всех проблем с художниками, аниматорами, продумыванием концепции, разработкой диздока, разработкой внутренней экономики, изучением функционала блокчейнов... сейчас мы на том этапе когда большинство процессов поставлено на рельсы, roadmap написан и мы ему следуем.

На данный момент отрисованы некоторые сеты одежды. Вот самые начальные наброски и два готовых сета:

Дизайнеры сейчас активно трудятся над одеждой и оружием, я решил не показывать все чтобы не портить интригу.

Создаем здания для глобальной карты города:

Одна из локаций боя:

Прически персонажа (девушка тоже будет).

Видео кастомизации персонажа и игровой процесс (Это лишь тестовая демо-версия без интерфейса и анимации)

Создан твиттер, но из-за проблемы с верификацией, при входе на этот аккаунт будет предупреждение, его можно игнорировать. Проблема с верификацией решается довольно быстро, уже в процессе.

Для бэкграунда твиттера и сайта сделали крутую графику.

Мне очень не нравится фон. Не вписывается в акк твиттера, сейчас ищу варианты как перерисовать. Про логотип та же проблема, сама концепция мне очень нравится, но цветовое решение пока никак не могу подобрать. А вот и лого:

Возможно среди читателей есть кто-то с хорошей идеей улучшения фона картинки-бэкграунда и логотипа так чтобы вписалось в твиттер и в целом было круто. Пишите ваши идеи в тг @rotgarsett.

Название

Предварительно решено назвать Rotgar Fight, все остальные идеи просто отвалились, а это и комьюнити одобрило и звучит вроде бы хорошо. Но что-то мне в нем не нравится. Напишите в комментах как бы вы назвали игру и что думаете про логотип и наш вариант названия.

Планы

В январе мы планируем начать интеграцию блокчейна в Unity (надеюсь это будет TON), сделать сайт, быстро продвинуться с работой художников. Также в ближайшие дни мы начинаем активное развитие комьюнити в твиттер и телеграм. Подробнее планы можно изучить на roadmap:

Напоследок вам пара видео с отрисовкой NPC от нашего арт-дира:

Отрисовка Скелета NPC - Rotgar Fight
Отрисовка Зомби NPC - Rotgar Fight
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Ivan Off

Кароч, все плохо. Куча рассуждений об игровой экономике и блокчейне, о логотипах и телеграм ботах - и ни слова про геймплей. Что означает, что про действительно важное вы даже не думали. Что означает, что играть в это никто не будет. Что означает, что вы просто слили десятки К баксов в никуда.

Очень хочется ошибаться, но звоночки не просто звенят, они оглушают.

PS: надеюсь, вы читали "Кровь, пот и пиксели"?

Ответить
6
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Вы делаете выводы основываясь на догадках. На продумывание геймплэя было потрачено очень много времени.

В статье об этом ни слова потому что это игровая часть, которую постоянно обсуждают на профильных сайтах уже давно, в отличие от p2e составляющей и блокчейна.

Ответить
1
Развернуть ветку
Jegor Belov

подскажите пожалуйста о каких профильных сайтах идет речь, может ссылку на ветку дадите? Хочется понаблюдать за процессом создания проекта

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Off

Я делаю выводы, основываясь на предоставленной вами информации.

Ответить
–1
Развернуть ветку
bilavsky

привет, спасибо за статью, мне как продакту в геймдеве from scratch to delivery с 12+ лет опытом больше всего интересна именно сторона блокчейна, правильно что именно ее описываете.
все остальное уже и так давно описано в других статьях

пару моментов:
1 в названии смущает первое слово, хочется чего-то попроще (если посмотреть на тир1 игры последних лет, то видим что в большинстве - часто используемые слова: days gone, last of us, god of war)
2 то же самое с лого, из ваших вариков - те что на белом фоне, лучше всего, но я наверно бы вообще убрал все лишнее и оставил поцарапанный кулак который сейчас в центре, он и суть передаёт и не перегружен деталями.
3 аниматоров в спайне можно поискать в геймдев группах в фб (ukraine, russia) а вот художников по персам и правда почти невозможно найти (сильные давно заняты скетчами для марвела и т.д., ну а слабые не справятся.
4 в целом по арту (субъективно), если брать вашу шапку для твитера - она супер, если арт для беков, и персы (понимаю что это драфт), то выглядит как более нищавшая история, из-за того что не так ярко и красочно.
удачи вам и скиньте тг канал проекта, интересно следить за прогрессом

Ответить
2
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Огромное спасибо за комментарии! ТГ попозже скину.

Ответить
0
Развернуть ветку
Иной бинокль

Вчерашнее дежавю

Ответить
1
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Немного переписано и доработано.

Ответить
0
Развернуть ветку
Pavel Kozhevnikov

Евгений! Все четко делаете. Не любитель конечно таких жанров, но сам процесс организации очень интересен. Благодарю что делитесь! Больших успехов вам с этим проектом.

Ответить
1
Развернуть ветку
Dima Popov

Сама идея интересная, и проект похож на качественный, чего сейчас очень не хватает в p2e. В итоге прочитал и первую часть, и интервью, и остальное))
Кстати, в интервью больше(шире) инфы есть, чем здесь.
про блокчейн- не очень согласен с выбором. слишком ТОН сырой и с некоторыми сомнениями у части людей в чистоплотности..
это мое субъективное мнение. не настаиваю. также, не увидел в статье на медиуме про полигон анализа)
по вопросам:
графика на обложке твиттера имхо не похожа по стилю на ту графику которую делают в игре. также дерутся на кулаках- а в игре с мечами...
Лого в приницпе неплохой(который у роадмапа). меч воткнут в кулак?)... и выбор только цветов... Вот были бы варианты еще, чтобы повыбирать)))
Название, в принципе, цепляет. Как вариант, я бы предложил вместо fight что-нить более благородное, типа knight, rage, joust, cup...
"Ротгар"- мне нравится, я так понимаю это или фамилия, или твой очень древний ник) вижу только один нюанс с ним- Ротгар- это локация в Elder Scrollsб поможет это или навредит- надо подумать.

по роадмапу, конечно еще бы добавить несколько остановочек касательно IGO и продвижения. это уже наверное в тг лучше писать)

Ответить
1
Развернуть ветку
Артем Зарикянц

Надеюсь, вы провалитесь и в будущем не будете позорить геймдев своими пирамидами.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Jack Rotgar

Пирамидами? Очень интересно что вы скажете через пару-тройку лет, когда геймдев будут "позорить" гиганты индустрии.

Ответить
0
Развернуть ветку
Артем Зарикянц

Гиганты индустрии позорят геймдев уже который год как.

Ответить
–1
Развернуть ветку
bilavsky

раз гиганты разоряют то инди не должны ?))

Ответить
1
Развернуть ветку
Артем Зарикянц

Именно так это и работало всегда, ты не в курсе?

Ответить
0
Развернуть ветку
bilavsky

спасибо что поясняете, все четко и по делу )))) действительно, крутые инди проекты ж никогда не стреляли (майнкрафт, супер мит бой, капхедс, список можно продолжать до бесконечности :))

Ответить
1
Развернуть ветку
Артем Зарикянц

Ну да, геймдев живёт за счёт инди. Позориться и при этом существовать могут только крупные компании с издателями и биллбордами на таймс сквер, автор не из их числа.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Jack Rotgar

Глупости не пишите, пожалуйста.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
От техподдержки через переводчик до главного канала продаж

Как изменился «AliExpress Россия»: рассказывают «старички» маркетплейса.

Минцифры заявило, что запрет криптовалюты приведёт к отъезду ИТ-специалистов из страны Статьи редакции

Ведомство выступило против предложений ЦБ и поддержало Минфин.

Я почистил снег перед зданием Центробанка в костюме жабы

Чтобы доказать серьезность своих намерений, я сделал тест-драйв: почистил от снега часть тротуара перед зданием ЦБ, на Неглинной, 12.

Как и почему я переехал в Иннополис: плюсы и минусы

В прошлом году я стал операционным директором офиса компании Promwad в Иннополисе и оказался единственным сотрудником, который исходно жил в этом городе. Остальные приезжали из других городов России. Поэтому мне часто приходилось делиться с новичками своим опытом трех лет жизни и работы в Иннополисе. В итоге я решил собрать свои заметки про плюсы…

Самые популярные направления доставки в 2021 году

Мы подвели первые итоги 2021 года и рассказываем, куда россияне чаще всего отправляли и откуда получали посылки и письма в ушедшем году.

Биржевой стакан в мобильном приложении БКС Мир инвестиций
Что посмотреть про ИТ в TikTok? Рассказываем, как снимаются шутки про работу айтишников

Делимся кейсом: как найти свою аудиторию в TikTok и зачем это нужно крупной ИТ-компании.

Смерти, миллиардные штрафы и поддельное банкротство: история детской присыпки Johnson & Johnson Статьи редакции

Компания годами скрывала, что в продукте есть асбест, который увеличивает риск развития рака. А для того, чтобы не платить миллиардные компенсации пострадавшим, создала «дочку» и объявила её банкротом.

Упаковка присыпки Johnson & Johnson. Источник: wikimedia.org
Скоро выйдут: сериалы про WeWork, Theranos, Uber и Spotify Статьи редакции

Три из них можно будет посмотреть уже весной 2022 года.

null