Остаться в живых. Как предпринимателю пережить кризисы нулевых, пандемию и не опустить руки

Всем привет! Меня зовут Александр Жуков. Вот уже 15 лет я руковожу туристическим агентством Choice Way. Мы отправили в путешествие более 8 тысяч человек, в наших соцсетях более 500 живых отзывов с фотографиями, я сам был два раза в кругосветке — словом, похвастаться есть чем, но эта статья не об этом.

В 21 году я окончательно убедился, как много людей пандемия сделала по-настоящему одинокими. И задумался о том, что путешествия — это незаменимый способ найти друзей, вторую половинку и разделить свои впечатления от поездки с близкими. Мне хочется, чтобы любой человек мог познать профессию менеджера и отправляться в туры самостоятельно или помогать в этом своим друзьям и знакомым.

Я специально публикую эту историю сразу после новогодних праздников, чтобы показать — мечты сбываются. Главное — не опускать руки и продолжать делать своё дело вопреки сложным внешним обстоятельствам.

Причём тут акваланг

В детстве мне, как и многим, нравились передачи Жака Ива Кусто. Каждые выходные по программе передач я сверял время выхода выпусков и удивлялся, как исследователь с командой открывает неизведанный подводный мир. А помните: «В мире животных», «Непутёвые заметки»?
Именно тогда у меня появилась заветная мечта — стать настоящим путешественником.

Я родился в Краснодарском крае, занимался плаванием, часто ездил на соревнования, путешествовал с родителями по России. Так или иначе, в свою первую большую экспедицию с группой отправился в 14 лет. Мы переходили Кавказский хребет. По законам жанра, на третий день заблудились, доели остатки тушёнки, научились сохранять спокойствие в поисках дороги домой.

В 18 лет я переехал в Москву. И поступил в Авиационный институт. По стечению обстоятельств, в свободное время подрабатывал в туристическом агентстве.

За несколько лет этот бизнес меня так увлек, что после выпуска из универа мы с одногруппниками не пошли работать по специальности, а открыли свою компанию, которая в первое время работала только для друзей. Но мы действительно знали своё дело, и друзья рассказывали своим знакомым, те — своим. Во времена, когда не было соцсетей, такой способ найти клиентов был самым эффективным.

Так и появился Choice Way (Выбери свой путь).

И вот уже 15 лет дело идёт.

Быть или не быть

Дело идёт, но не всегда гладко.

Мой любимый случай из практики, когда прямо в новогоднюю ночь в аэропорту выяснилось, что девушка забыла все документы дома. Причём, не только свои, но и всей семьи. В итоге, чтобы не сорвалась поездка всей группы, я и все менеджеры отложили ложку для оливье и всю ночью провисели на телефонах. В итоге, девушка и семья улетели, но я уже был близок к тому, чтобы уйти из профессии и закрыть агентство.

Но этого не случилось. Мы не закрылись и когда грянул валютный кризис. И цены выросли в три, а где-то в четыре раза. Не закрылись и когда Египет и Турция стали не доступны для посещения для российских туристов.

Сказать, что был какой-то секрет — нет. Мы просто продолжали работать и искали новые варианты для того, чтобы остаться на рынке.

За 15 лет я понял одно. Что выход есть из любой ситуации, а кризис — это неотъемлемая часть бизнеса. То есть начиная любое дело, надо знать — кризис придёт. Но как придёт, так и уйдёт.

В пандемию вам не выжить

Слышал я на каждом шагу от многих доброжелателей. И пока другие закрывались, мы искали варианты решения, думали, чем можем быть полезны, пока границы закрыты.

В 20-м году мы уже все работали удаленно, поэтому проблемы отказа от офиса не стояло.

Да, на три месяца из-за ковид все путешествия приостановились, заставив нашу команду понервничать, но потом люди во всем мире стали искать пути решения, вводя масочный режим, вакцинацию и так далее, и у менеджеров по туризму опять появилась работа.

Не вешать нос

Как-то я отправился в Китай смотреть на Терракотовую армию— мастерство китайских ремесленников III века до нашей эры, объект всемирного наследия ЮНЕСКО . Было это очень давно, когда мессенджеров не существовало, а телефон с сенсорным экраном красовался в руке разве что в телевизоре. Но booking уже работал. И вот я забронировал отель, сел в самолёт и улетел в Поднебесную.

Меня ждал интересный опыт. По-английски практически никто не говорил, где менять деньги не ясно. Я поймал машину и поехал по адресу, указанному в брони. Удивительно, но дверь, никто не открыл.

Ночь, никого вокруг, местной валюты нет, телефон не работает. Таксист на ломанном английском пытается узнать, что случилось. Я пользуясь своим языком жестов попытаюсь ему объяснить в чём суть моей проблемы.

Мы поняли друг друга только в момент, когда по идее надо было впасть в отчаяние. Водитель все понял. И вместе тысячи слов отвёз меня к своим знакомым, а уже на утро они помогли забронировать отель.

Этот случай научил меня тому, что в любой ситуации главное продолжать общаться. Люди помогут найти выход, но для этого и самому нужно не терять веры в свои силы.

Хэппи энд

Сегодня, как я уже писал выше, у нас более 500 отзывов с фотографиями, более 8000 довольных клиентов. И самое крутое то, что наши туристы дружат между собой, некоторые даже поженились и создали большие семьи.

Сейчас мы в поиске новых менеджеров по туризму к себе в команду. Чтобы помочь разобраться в бронировании, поделиться скриптами продаж, рассказать, что сами знаем про отдых в тех или иных странах, мы подготовили вебинар. Пишите мне в Телеграм, отправлю ссылку: @ChoiceWay .
Мы — друзья любого туриста. И хотим вдохновлять открывать мир, несмотря ни на что. Как когда-то это делали для меня мои герои детства — Кусто, Дроздов, Крылов и другие исследователи.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Sasha Step

Хорошая история. Удачи Вам. А вот сайт Ваш удручает. Дизайн 15 летней давности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Спасибо за то, что прочитали! По поводу сайта согласен. Со всеми этими перипетиями не было времени заняться. Мб есть контакты проверенного подрядчика?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Ахахахах))Ностальджи=)

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

"Путешествуем вокруг света глазами Сенкевича" почему-то вспомнилось....

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Добродеева

Еще Птушкин) Птушкин-ватрушкин)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Тоже прикольная передачка, согласен=)

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

вот только 500 отзывов на 8000 клиентов...не маловато?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Добродеева

Блин, не знаю) Я вот сама редко кому отзывы пишу) А Вы?

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

недоработка менеджеров так-то
во всех гостиницах где бывал-хоть полслова да отзыв
простейше же "покажи отзыв в инсте и получи кофе на ресепшен"

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Добродеева

Кстати, идея хорошая что-то за отзыв обещать) Кофе вкусный уж точно)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

У нас есть в неопубликованных ещё масса отзывов от туристов. Хорошая идея предлагаю бонус какой-то за отзыв. Возьму на вооружение!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

К сожалению даже постоянные туристы не оставляют отзывы. Такова уж реальность. Зато те кто оставляет, старается максимально осветить)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Белов

Здорово что у Вас получилось)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Спасибо) Не всегда верилось, что получится)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Спасибо! До сайта обязательно доберёмся. Он в стадии строительства)

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Bakurov

Алексей, могу вам с сайтом помочь, если хотите. А статья, как подметил предыдущий коментатор, действительно интересная!)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чойсвей
Автор

Спасибо за отзыв по статье. Впервые за 15 лет решил поделиться именно в медиа опытом своим! По поводу сайта- добро, давайте в личке спишемся!

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда