«Задача ОМС — не дать вам умереть, а ДМС — допродать услуги»: как лечить зубы — за свои деньги или по страховке

Почему лечить кариес по ОМС, а за «сложными» процедурами обращаться к ДМС — не самая удачная стратегия. Коротко: она может привести к печальным последствиям для пациента.

Это я на работе

Всем привет! С вами основатель сети стоматологических клиник «Белая Радуга» Артём Газаров. Я часто слышу, что пациенты лечат кариес или удаляют зубы по ОМС, а за «сложными» услугами, например, лечением каналов, обращаются в частную клинику. А те, у кого есть ДМС, пытаются хоть часть услуги погасить за счёт полиса.

В этой статье разбираемся, почему эти стратегии не приведут к качественному лечению и как можно запороть даже простое, на ваш взгляд, лечение.

Почему просто удалить зуб по ОМС — не лучшая идея, и что может пойти не так

Если вы работаете по трудовому договору, каждый месяц работодатель отправляет 5,1% от вашей зарплаты в фонд обязательного медицинского страхования. К примеру, ваша зарплата — 100 тысяч рублей в месяц. За год вы пополняете фонд ОМС на 61200 рублей.

На эти деньги содержат больницы и поликлиники: выплачивают зарплаты врачам, покупают лекарства и оказывают медпомощь всем застрахованным. В том числе тем, кто не платит налоги в фонд ОМС, — детям, пенсионерам и работающим не по трудовому договору.

Основная задача медицины в системе ОМС — спасти пациента от смерти или тяжёлых заболеваний, из-за которых он не сможет работать и платить налоги. Благодаря ОМС люди с орфанными заболеваниями могут бесплатно (если не считать уплаченные налоги) получить лечение, которое обошлось бы им в сотни тысяч рублей.

Но у государственной страховой медицины нет ресурсов на решение менее радикальных задач, например, наложить эстетичные швы после операции или аккуратно вылечить только начавшийся кариес.

Приведу пример. В 2009 году я проходил практику в московской городской клинической больнице № 1. Занимался неотложной помощью в отделении челюстно-лицевой хирургии: лечил гнойные осложнения и воспалительные процессы.

Государство покрывало расходы на лечение, но средств не хватало. Поэтому в больницах было очень мало инструментов, препаратов и бригад реанимации и анестезиологии.

Абсцессы и флегмоны (гнойные воспаления) вскрывали под местной анестезией: делали большие разрезы на лице, а потом зашивали. За время практики я всего лишь дважды или трижды видел, чтобы эту операцию проводили под наркозом.

В другой больнице пациентов с абсцессами и флегмонами «копили» до вечера, пока не приезжала бригада анестезиологии и реанимации и оперировала сразу всех. Пациентам неотложки приходилось ждать помощи весь день.

Помимо этого, у хирургов не было тонких нитей для швов в челюстно-лицевой области. Нам же предлагали использовать «канаты», которыми невозможно сделать эстетичный шов, как это делают в Израиле, США и Франции, где я прошёл курсы повышения квалификации.

Помню, к нам в отделение поступил мужчина. Он катался на катке, упал, и ему разрезало середину лица коньком. Увидев толстые нити, которым я должен был зашить разрез, пациент испугался и предложил заплатить, чтобы я использовал другие нити. Но больница закупала только эти «канаты», а ждать и заказывать другие было невозможно: у пациента экстренная ситуация.

Возможно, вы замечали, у некоторых коротко подстриженных мужчин виден шрам на голове. Вокруг него не растут волосы. Скорее всего, это была травма головы, и рану экстренно зашили матрасным швом, не беспокоясь об эстетике.

В хирургии настолько не хватало инструментов, что стоматологи иногда брали моторы шуруповёртов в отделении травматологии, чтобы делать надрезы в полости рта. Если это происходило в центральной больнице Москвы, можно представить ситуацию в регионах.

Вы можете возразить, что за 12 лет всё могло измениться. Но если судить по нормативам ОМС — нет.

Например, за установку пломбы фонд перечисляет поликлинике 120–150 рублей. За эти деньги невозможно купить качественные материалы. Думаю, поликлиники используют композиты российского производства по цене четыре тысячи рублей за набор. В то время как качественный композитный материал стоит 30–40 тысяч рублей.

На фото сверху две пломбы, которые не повторяют анатомию зуба, выделяются цветом и негерметично приклеены. Мы заменили их на керамическую вкладку и коронку. Красные полосы — специальный краситель, который придаёт фиссурам натуральный вид

Разница между ними огромна: пломба из хорошего композитного материала идеально повторяет анатомию утраченных тканей, её трудно отличить от зуба. Она удобна в прикусе и может прослужить десятки лет. О пломбе из примитивных композитов я этого сказать не могу.

Лечение в государственных поликлиниках не всегда соответствует современной медицине. Приведу несколько примеров:

  • Пломбу не моделируют под утраченные ткани, поэтому у неё нарушается краевое прилегание. Между пломбой и зубом забивается пища, размножаются бактерии. Со временем в этом месте может образоваться кариес.
  • В поликлиниках не используют специальную матричную систему, которая позволяет отделить один зуб от другого. Поэтому после пломбирования зубы могут «слипаться». Это выглядит неэстетично.
  • Не используют стоматологический микроскоп при лечении кариеса. Шестнадцатикратное (а тем более тридцатикратное) увеличение позволяет сошлифовать меньше здоровых тканей зуба и удалить только кариозные. Это напрямую влияет на срок жизни вылеченного зуба: чем меньше сохранилось тканей зуба, тем скорее он разрушится.
  • Не используют стоматологический микроскоп при лечении корневых каналов. Из-за того, что канал плохо видно невооружённым глазом, его оставляют недоочищенным, недообработанным. На этом месте возникает воспаление, которое в итоге может привести к удалению зуба.

Стоматологический микроскоп стоит дорого — от 800 тысяч рублей. Думаю, он не скоро появится в государственных поликлиниках.

  • Не используют коффердам. Это латексный платок для изоляции больного зуба во время лечения. Если не защитить его, туда может попасть инфекция.

Такая статистика набралась из практики: 80% нашей работы в «Белой Радуге» — перелечивание зубов.

Более-менее современные стоматологические услуги в поликлиниках можно получить платно. Но это всё равно не те взаимоотношения, которые должны быть между врачом и пациентом. Качественная стоматологическая помощь — когда врач, проведя лечение, контролирует состояние зубов, периодически осматривает пациента и может быстро выявить новые проблемы на ранней стадии. В поликлинике такого подхода нет: после лечения про пациента забывают и занимаются следующими.

Пломба — это не продукт, который вы покупаете в частной клинике или платном отделении государственной. Это целый процесс — диагностика, обсуждение деталей с пациентом, сошлифовывание кариеса, пломбирование полости, контрольные снимки, визиты на осмотр после лечения и профессиональная гигиена для профилактики нового кариеса. В этом процессе врач принимает на себя ответственность за лечение. В системе ОМС такого подхода нет, там механическая работа.

Я часто вижу в комментариях к моим статьям мнение, что в «простых»‎ случаях читатели обращаются в поликлиники по ОМС, а в «‎сложных»‎ идут в частные клиники.

Но в медицине такого разделения нет, и «просто» удалить зуб можно с осложнениями. Я часто вижу случаи, когда вместе с зубом удаляют фрагменты костной ткани. Это травматично, долго заживает и в некоторых случаях требует костной пластики. А случается такое из-за больших щипцов, которыми пользуются хирурги в поликлиниках. У них нет других инструментов, приходится проводить процедуру тем, что есть.

Кроме того, вам не нужен просто удалённый зуб: вы обращаетесь к врачу в надежде избавиться от боли, удобно жевать и оставаться здоровым. В поликлинике смогут решить только первую задачу: нет зуба — нет боли. А в хорошей частной клинике вам предложат сразу же после удаления вставить имплант и временную коронку, а после заживления заменить её на постоянную. Так вы сможете жевать и не беспокоиться об отсутствии зуба во время улыбки.

Это не выкачивание денег: в первые три недели после удаления рассасывается 30% костной ткани, которая находилась вокруг зуба. Установить имплант становится сложнее: может потребоваться костная пластика.

В некоторых частных клиниках лечат бесплатно по ОМС: им так же, как и поликлиникам, переводят 150 рублей за пломбу. Поэтому от лечения в государственных учреждениях это ничем не отличается. За одним исключением: клиники используют этот инструмент для привлечения клиентов с возможностью допродать какие-то услуги.

Как ДМС порождает махинации для допродаж услуг

ДМС тоже используют как канал привлечения пациентов. Страховой компании невыгодно оплачивать дорогостоящее лечение. Поэтому полис покрывает определённую сумму, которой может не хватить для полного лечения, а не каждый пациент готов доплачивать.

Таким образом, клиники привлекают пациентов полисом ДМС и допродают не входящие в него услуги. Иногда ради этого идут на махинации. К примеру, страховка покрывает устранение острой боли, но не протезирование.

Например, пациенту требовалось установить коронки и для этого удаляли нервы (эта практика уже устарела). Пациенту предлагали удалить нервы за счёт ДМС и доплатить за коронки. В отчётах клиника писала, что у пациента была острая боль, отсюда и удаление нерва.

В страховых снимки не проверяют досконально, знаю, что иногда этим занимаются даже не профильные врачи. А гинеколог не поймёт по снимку зубов, что у пациента не было острой боли.

Лечение по ДМС, как правило, проводят малоопытные специалисты. У них ещё нет собственной клиентской базы — пациентов, которые приходят только к ним и рекомендуют своим знакомым. А заработок стоматолога зависит от количества приёмов. ДМС обеспечивает молодым врачам постоянный поток клиентов и доход.

Но в этом кроется огромный недостаток страховой системы. Врач заботится о своей репутации, несёт ответственность за лечение и надеется, что пациент порекомендует его своим друзьям. А стоматологам, работающим по ДМС, не нужно беспокоиться о своём реноме: к ним в любом случае будет приходить поток, сформированный страховой компанией. Поэтому все работы по ДМС, которые я видел, были выполнены плохо. Нередко мне приходилось перелечивать осложнения.

Сами пациенты, которые приходят по ДМС, часто не мотивированы на лечение. Они бы не решили лечиться, если бы работодатель не предложил страховку. Несколько лет назад я работал в клинике, где лечили по ДМС, и часто видел пациентов, которые разворачивались и уходили, узнав, что лечение не покрывается полисом.

Такие истории дискредитировали ДМС. На страховках выросло немало частных клиник, а сейчас эта модель схлопывается.

«АльфаСтрахование» предложило «Белой Радуге» заключить контракт на оказание услуг по ДМС. Компания проанализировала наш прайс и попросила снизить цены на 30%: страховая могла выделить на пациента только 20 тысяч рублей в год. Этого хватит только на две профессиональные чистки. А снижение цен означает потерю качества, поэтому я отказался.

В нашей клинике по ДМС лечились только два пациента: топ-менеджеры «Газпрома» и Philip Morris International. У них был депозитарный полис ДМС: неограниченная сумма страхования. Если лечение стоит 4 млн рублей, компания это покроет. Но таких топ-менеджеров — человек 10 на всю страну.

У ОМС и ДМС разные задачи. ОМС сделает всё, чтобы вы не умерли, устранит острую боль и вылечит кариес. А ДМС эксплуатирует коммерческую идею — привлечение покупателей. Поэтому, выбирая способ вылечить зубы — по ОМС, ДМС или за свой счёт, ориентируйтесь на задачи этих систем.

На мой взгляд, самое качественное лечение проходит вне систем обязательного и дополнительного страхования. Бизнес частных клиник зависит от того, довольны ли пациенты. Если клиники будут проводить некачественное лечение, к ним перестанут обращаться и они закроются. Поэтому клиники так дорожат своей репутацией, работают над каждым негативным комментарием, контролируют качество лечения, дают гарантии. И лечат не зубы, а людей.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

обычный инфоцыган от стоматологии

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Невероятный Блондин

У меня в моей клинике обратная проблема, приходится самому спрашивать про возможные доп.услуги.
Так классно делают, что им нет необходимости в подобных рекламных постах как у чувака с его монохромной радугой и скандалами в прошлом.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артём Газаров
Автор

''строчить маркетинговые статейки'' - строчите по-моему вы :)

Ответить
Развернуть ветку
Just Greg

Проблема не только в стоматологии по ОМС или ДМС. Проблема во всей системе здравоохранения при которой врач не имеет возможности и времени обращать внимания на каждого пациента. От 12 до 30 минут и прости-прощай дорогой. Потому что если ты будешь слишком долго сидеть с одним пациентом, то получишь по шапке от начальства.

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Получал не качественную стом помощь даже в коммерческой клинике. Дело не только в системе, а (к сожалению) в человеческом факторе. Причем хирург-стоматолог в этой клинике до этого оказал сложную стом помощь оч качественно (что как мне казалось демонстрирует уровень учреждения) - терапевтическое же лечение зуба, выполнили не качественно и пришлось по итогу зуб удалить

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Артём Газаров
Автор

Вы правы, такая проблема есть. И из-за этого очень страдают пациенты.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович
Если клиники будут проводить некачественное лечение, к ним перестанут обращаться и они закроются.

Спасибо, повеселили)) Это в теории или в небольших городах. В Москве клиники могут "тяп ляп" делать годами, а когда "припрет" - просто менять вывеску. Рынок выжечь очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

почему вы так считаете?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Emilia Gulieva

Ни разу не пользовалась ДМС, а ОМС для стоматологии в моем регионе просто побаиваюсь с тех пор, как чуть не откинулась в кресле от боли. Только частные проверенные клиники. Бесплатный (или условно бесплатный) сыр только в мышеловке

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

в рамках ОМС можно найти хороших специалистов, но не всегда.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolay Andrianov

По ДМС обслуживают те же врачи, что и платно, и по моему опыту ровно с тем же уровнем сервиса (ДС).
А вот про ОМС соглашусь, даже в мск я зубы по нему лечить не решусь😁

Но я на 100% соглашусь с вами про *проверенных* врачей - по той же ДМС я вначале узнал у людей их рекомендации; и я скорее пойду к платному стоматологу, о котором слышал много хороших отзывов в разных местах, чем по ДМС к неизвестному, а тем более если про клинику с ДМС есть отзывы, что разводят на деньги)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex

А можно вопрос общий - в недавних разговорах мои знакомые рассказали, что хороший стоматолог в частной клинике свободно получает в районе 1 млн./мес. Это близкие к правде цифры?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

Только если это владелец частной клиники и одновременно практикующий там имплантолог

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артём Газаров
Автор

Близкие - так бывает

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Igor Pudovkin

Ожидаемый посыл от владельца частной стоматологии :)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

Рассказал об устройстве рынка, а дальше каждый выбирает сам что видеть

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Но у государственной страховой медицины нет ресурсов на решение менее радикальных задач

уж чего-чего, а ресурсов у государственной медицины полно

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

На чем основано это утверждение?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Смирнов

Почему статья в разделе Личный опыт: автору статьи неудачно вылечили зубы по ОМС?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

вы о чем?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Коновалов
Если клиники будут проводить некачественное лечение, к ним перестанут обращаться и они закроются.

Критерий некачественного лечения?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

Тема для отдельной статьи. Как минимум - лечение того, что не нужно было лечить. навязывание услуг. нерешенные проблемы, которые приводят к еще большим проблемам.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Вербицкий
Критерий некачественного лечения?

Справка о смерти )

Ответить
Развернуть ветку
Baas

Может быть не совсем в тему, но всё же хочется также упомянуть страхование ОСАГО. Смысл в принципе такой же: выплаты пострадавшей стороне настолько мизерные, что их еле хватает на какой бы то ни было ремонт. Я до недавнего времени относился к категории «сервисменов» и поэтому не понаслышке знаком с ситуацией. Так вот когда пострадавшая сторона выбирает ремонт на СТОА, работающей по договору со страховой компанией, то ситуация получается аналогично описанной вами. Так что такая проблема существует не только в сфере здравоохранения.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Белоусов

Все верно описано. Только в Москве, не знаю за всю РФ, ценник на стоматологию завышен в десятки раз. Как и на все мед Услуги. Для примера в Стамбуле в хорошей частной клинике можно сделать стоматологические услуги (включая хирургию) раза в 3 дешевле, чем в Москве. Про сопредельные государства типа Украины, Беларуси и тд я вообще молчу. При этом качество работы и материалов не ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

Ценник может быть ''завышен'' в связи с ФОТ, арендой и тд.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Степан Позняк

Ну в Москве зарплаты выше, вот собственно и причина. Личный стоматолог короля Зимбабве может ещё дешевле стоит. В Стамбуле: ну не в 3, но дешевле, да, Стамбул город относительно дешёвый.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
abufct

А как получается, что ценник завышен "в десятки раз," а в Турции можно сделать "раза в 3 дешевле"? :-D

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Amy And Amnesia

Хороший информативный пост. Я нашла себе частную стоматологическую клинику, в которую хожу уже несколько лет. Ни разу не пожалела о потраченных там деньгах. А пломба, которую мне когда-то поставили за 200 рублей в районной стоматологии, спустя полгода просто взяла и отвалилась. Может, и к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Газаров
Автор

спасибо. 200 рублей - это сильно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Григорьев

Хотелось бы узнать мнение автора насчет платных кабинетов в государственных больницах, где, как правило цены несколько ниже, чем в обычных частных клиниках

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Пётр Попов

Какая-то странная фигня. Живу в Челябинске. Хожу всегда платно, в последние 10 лет в стоматологическую поликлинику №4 (считается одной из лучших) только по рекомендации от знакомых к опытным врачам, но по качеству пломбы у меня примерно как на первом фото. Дважды переделывал два зуба у них по гарантии. Да, микроскопа нет в принципе. Может, в этом дело? Уже сменил несколько врачей, хотя отзывы о них хорошие и знакомых, и в интернете. А о времени жизни пломб - какое там десятки лет! Максимум 3-4 года. Причём было и так, что по китайскому отоскопу, да и просто в зеркало, вижу у себя кариес между 5 и 6 зубом справа. Стоматолог в очках говорит мне - да это просто камень, лечить не надо. При этом ценники на лечение простого кариеса у нас начинаются от 3,5 т.р. это до спецоперации и санкций. Ну как-то так. Сейчас готовлюсь на удаление зуба мудрости, который не раз лечил за деньги. Пару раз врача менял, но толку ноль. пломбы хватало на 2-3 года. С каждым разом зуб так расшарошили, что начали крошиться стенки зуба. Пойду по ОМС, попробую. Отзывы о врачах хирургах опять же хорошие. Парни молодые, думаю вырвать-то смогут. До этого два крайних зуба с другой стороны дергал платно, но у других врачей. Может в Москве с качеством гораздо лучше. А здесь как-то так. И за деньги можно получить посредственное качество. Берегите зубы, друзья! Меньше ешьте сладкого, да и в принципе - меньше ешьте, хоть и трудно это. Привыкаешь заедать любые эмоции и стрессы.

Ответить
Развернуть ветку
vsesamoeiinteresnoe

Я Доброго Доктора рекомендую 7 (495) 108-65-81 и никакой рекламы, потому что они лучшие.

Ответить
Развернуть ветку
vsesamoeiinteresnoe

7 (495) 108-65-81.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда