{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

Большая часть моей работы — это работа над мобильным приложением Innersense в компании, где я основатель. Также часть своего времени я консультирую другие компании в области бизнеса и управления продуктом.

В этой статье я хочу зафиксировать опыт применения разных инструментов и методологий в своей работе и поделиться тем набором, к которому я пришел к 2022 году.

Приоритетами в выборе инструментов для меня стали несколько принципов:

  • стремление к независимости
  • сокращение разнообразия инструментов
  • ориентация на человеческое взаимодействие и осмысленное общение
  • минимум администрирования

Расскажу подробнее о каждом из пунктов.

Стремление к независимости

Минимум инструментов от «гигантов» и «экосистем». Преимущество отдается независимым компаниям и отдельным инструментам — если, конечно, они удовлетворяют остальным требованиям.

Сокращение разнообразия

Если есть универсальный инструмент, который решает несколько проблем, выбираем его вместо трех отдельных идеальных инструментов.

Большое количество инструментов приводит к тому, что время на их интеграцию превышает выгоду от «идеальности». Управление десятком корпоративных подписок и аккаунтов в них тоже занимает время и ресурс.

Ориентация на человеческое взаимодействие и осмысленное общение

С начала XX века теория менеджмента пыталась автоматизировать максимальное количество процессов управления. В среде разработки программного обеспечения любят идею, что можно автоматизировать все менеджерские рутины: инженерам нравится автоматизировать, менеджерам не нравится работать — то идеальное сочетание для того, чтобы заменить общение на рутины и автоматизацию.

Слишком совершенные инструменты для менеджмента приводят к тому, что автоматизации становится слишком много, а гибкости — мало. Мы же занимаемся творчеством, а в творчестве рутина — это смерть.

Минимум администрирования

Мы хотим заниматься каждый своим делом и не отвлекаться на инструменты: не управлять сложными настройками доступов и подписками, не тратить время на «доработку под себя», не закапываться в процесс, оставляя за рамками результат. Также с нами работает много внешних исполнителей, от художников-иллюстраторов до режиссеров и операторов, и наша коммуникация с ними должна быть простой для обеих сторон: мы не должны погружать их в наши инструменты, а они нас — в свои.

Инструменты

No Slack Attached

Я постоянно исследую средства коммуникации, и моя история с рабочими чатами началась с Campfire и Hipchat (кто-то здесь помнит такие?), я пробовал Discord, Teams, но долгие годы именно Slack был моим верным спутником. Много лет назад я был драйвером внедрения Slack в компании, где работал — с тех пор он прочно укрепился там и стал стандартом для внутренней коммуникации.

Тем не менее будучи «большим боссом» я все реже заглядывал туда, в десятки чатов, в которых постоянно что-то происходит, а реагировать стоит только на личные сообщения. С ростом энтропии все важные личные сообщения стали приходить в личный Телеграм.

В итоге Slack — это еще одна почта, в которую сыплются нотификации, рабочие вопросы и общие рассылки. При этом он не может стать полноценной заменой почты, так как на почту приходят уведомления от разных сервисов, регистрируются аккаунты и так далее.

Кроме того, Slack провоцирует писать обрывочные сообщения. Если при составлении письма человек хоть сколько-то думает над формой, то в мессенджерах все рассчитывают на моментальную коммуникацию и на то, что любой вопрос можно уточнить уже по ходу диалога. А если непонятно в чате — надо созвать митинг.

Сам по себе Slack не виноват, это проблемы, свойственные любому корпоративному мессенджеру — живя в Китае, где Slack заблокирован, я использовал Microsoft Teams для китайского и русского офиса, и сталкивался с тем же.

Кроме того, как софт Slack и прочие корпоративные чаты работают куда медленнее и хуже, чем тот же Телеграм. В итоге на общем голосовании мы пришли к тому, что Slack нам не нужен — достаточно двух чатов в Телеграме и почты. Если бы я и смотрел в сторону общего мессенджера сейчас, я бы скорее выбрал Discord.

I Have a Notion on That

Вторым добрым другом был Trello. Он пробыл со мной куда дольше чем Slack, я пользовался им для персональных и рабочих проектов. Для меня он был оптимальной серединой между Jira, которую у меня просили разработчики, и моим «антимеханистичным» подходом, который ставит коммуникацию и мысль впереди методологии.

За всю карьеру, будучи энтузиастом, я сталкивался, наверное, со всеми трекерами. От Redmine или такой экзотики как Fogbugz до TargetProcess и Jira. Я до сих пор считаю Trello прекрасным инструментом, но мне не хватало небольшой wiki. В итоге получалось, что для организации полноценной работы нужны Google Docs или другой wiki для небольших команд. Для личных задач и заметок я год назад ушел в Notion, который не идеально но реализует большую часть из потребностей: корпоративного портала, канбан-доски и средства управления проектами и документации/wiki.

Альтернативой мог бы быть Trello + Nuclino (или аналоги), или Trello + Google Docs, хотя для структурирования информации нет ничего хуже чем Google Docs. Даже наш небольшой корпоративный сайт мы сделали как публичную страницу Notion благодаря Fruition Site.

I Wanna Say You Hey

Отказ от Slack требовал удобной почты. Обычный инбокс это мусор на 90%: рассылки, уведомления, чеки. Даже свежая корпоративная почта через год превращается в мусорку. Slack стал в этой среде «над-мусоркой», то есть почтой в которой меньше мусора.

Поддержание чистоты требует либо сознательных усилий аля применения принципа Zero Inbox, либо нового подхода к папке Входящие, который как раз и привнес Hey. Разделение на три папки и возможность отказаться от почты, которую не хочешь получать (а именно whitelisting входящих адресов) для меня сделали почту снова великой. Теперь это единственная точка входа для внутренней и внешней коммуникации, свободная от мусора и бесконечных нотификаций. Отдельно стоит упомянуть удобное соединение личной и корпоративной почты в единую папку "Входящие" без постоянно раздражающих окон авторизации, как у Gmail.

За свою жизнь я успел воспользоваться почтами Mail.ru, Yandex.Mail, Gmail, Fastmail, Microsoft 365, ProtonMail и бесчисленным количеством разнообразных почтовых клиентов.

Ma, Look at My Figma

Figma уже несколько лет как стандарт для проектирования цифровых продуктов. Впрочем, заменить с появлением Figjam Miro как средство сбора информации, доски для удаленных обсуждений и места для хаоса, который затем обретает структуру в документах, у Figma не получилось. Оба этих инструмента используются у меня во всех проектах

До Figma я прототипировал интерфейсы в Moqups, Sketch мне абсолютно не зашел, а рисовать графику я никогда не умел. Miro я пользовался периодически еще со времен, когда он назывался RealTimeBoard, но полноценным регулярным инструментом он стал для меня только в последние пару лет.

No More Daily Routine

Стендапы, cитапы, релиз-циклы, бесконечные синки невыносимы без «синьки». Все эти «инструменты» менеджера — не более чем попытка отвлечься от бесконечной экзистенциальной тоски, одиночества и беспомощности, проблем, которые ритуалы и методологии никак не могут решить.

В 2021 году я пришел к системе заключения договоренностей между людьми, раздал сотрудникам акции и забил на идею, что я, великий и гениальный менеджер, могу повлиять на что-то, кроме своих прямых компетенций: придумывать и улучшать продукт, работать над созданием общего культурного пространства, искать деньги, нанимать и расставаться с людьми и помогать коллегам в их работе, если они об этом просят.

Поэтому все привычные мне ритуалы и методологии — стендапы, двухнедельный релиз цикл, планирование и груминг задач, ежемесячные демо — я отменил и прошу просто выполнять договоренности и следовать миссии и принципам. Из обязательных ритуалов остались:

  • Оформление договоренностей раз в квартал с последующей корректировкой раз в месяц.
  • Ежемесячные статьи в Notion о том, что удалось сделать.

В своей жизни я успел поработать в разных системах управления: Waterfall, хозрасчет, Agile, Agile+Scrum, Scrumban, LeSS, SAFe 5.

Этот список не абсолютный, ведь мне интересно исследовать новые инструменты и возможно еще через пару лет в нем что-то изменится. А какие инструменты больше всего повлияли на вас и на то, как вы работаете за последние пару лет?

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах

Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко.

0
63 комментария
Написать комментарий...
Владислав Прудников

Не совсем понял про отсутствие стендапов / синков. Можно поподробнее? Как каждый член команды получает актуальные апдейты о состоянии проекта, чтобы по ошибке не сделать двойную работу, или, например, чтобы в нужный момент вкинуть идею, узнав об апдейтах коллег?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Сейчас большая часть апдейтов идут в телеге, в общем чате как hearbeat команды. Есть чат для важных сообщений, есть просто лента. Постепенно все апдейты уводим в карточки задач. Апдейт больше двух строк это документ в ноушене. Если есть идея, пиши и присылай ссылку в чат или карточку в бэклог сразу, если она стоящая, вытащим. Будет больше людей, сделаем доску для идей.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Не очень понял про двойную работу, у каждого свои задачи, они помечены на доске и в принципе знают какой скоуп раюоты впереди. Если человек не знает, он спрашивает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Weber

Энжой май пёрфект ынглиш, биииич

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Я примерно такой же фанат всяких сервисов.

В итоге на сейчас:

Почта Gmail + Диск + Документы. Ну просто потому, что альтернатив особо нет, Гугл-документы это пока стандарт и ничего другого не намечается, нравится мне или нет, но вот так. То же самое с Gmail, я пользуюсь лидерами просто потому, что больше всего интеграций, всем понятно и т.д.

Входящие у меня всегда пустые. Где-то писал об этом. Это принцип во всех сервисах, не накапливать помойку, а сразу распределять по проектам, папкам, тегам и т.д.

С Trello тоже ушёл. И, интересно звучит, но вообще отказался от канбан досок, хотя много лет пользовался и вроде бы их люблю.

Сейчас у меня Todoist + Twist и при кажущейся простоте конструкции — это огонь. Очень спокойная работа, очень. И как-то само всё делается и удобно. Не знаю как объяснить, но мне нравится, какой-то другой ритм получается.

Пока есть Телеграм, но думаю, что в следующем проекте исключу его, в Twist есть сообщения.

Пробовали внедрить Slite, который мне очень нравится, но что-то он дублирует функции Диска и Twist, не нужен, лишний.

Ну и по мелочам, типа Bitwarden или TeamSync Bookmarks, может ещё что забыл.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Twist выглядит симпатично. Не встречал его раньше Надо будет попробовать ради интереса. Slite тоже прикольная wiki.

Гугл диском как онлайн-диском пользоваться невозможно. Мне до сих пор нравятся документы, потому что все сошли с ума и делают блочные редакторы, но с текстами работать в блочном редакторе очень неудобно, поэтому до сих пор все статьи мы делаем в google docs. Spreadsheets мне тоже нравятся. Но как устроен drive это жесть, у меня на главной странице постоянно какие-то документы которые не открывались н-лет и без ручной сортировки и поиска это полный mess. Поэтому свалить с sheets и docs я не могу, от диска я отказался потому что файлы можно шарить в notion да и файлы такая редкость сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Mikhail Korolev

Иван, спасибо, интересная статья! Есть два вопроса:

1. Использовал ли ты когда-нибудь outline?
2. Что значит договоренности, это просто список задач на 3 месяца для всех сотрудников? Ежемесячный отчет в notion они пишут сами или кто-то другой на основе информации от них?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

1) Аутлайнеры использовал

2) Про холст договоренностей будет отдельная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Долгое время юзал checkvist для себя. Сейчас все в ноушене

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ложкин

Спасибо за статью. Всегда интересно узнать о новых инструментах)

Пока мне кажется, что асинхронная работа работает только с сеньорами.
Как устроено взаимодействие с джунами, которым нужен ментор/наставник?

И похожий вопрос: как происходит и сколько длится онбоардинг?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

1) апдейты к задачам идут в описании задачи, сейчас правда часто в общий чат, но с ростом команды все больше в ноушен.

2) каждый знает что делать, если не знает спрашивает, это его ответственность, не моя, я не папа.

3) Джунов нет, у меня в опыте все взаимодействие было по модели ментор-наставник, личное, стендапы тут не помогут.

4) ситуация такая что у меня больше желающих чем возможности нанять, и все они как родные, что будет в будущем, напишу

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Сколько человек в команде?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Вчера стало 7

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Mercator

Преимущество отдается отдельным инструментам (долой экосистемы), но если есть универсальный инструмент, то используем его. Убираем автоматизацию, так как она бесчеловечна, и тут же сокращаем администрирование. Хотя автоматизация помогает меньше администрировать. В общем, это какая-то изощренная небинарная логика.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Экосистема объединяет несколько инструментов с общим логином. Универсальный инструмент закрывает несколько потребностей. Пример универсального инструмента это spreadsheets в них можно делать 100500 workflows. Пример экосистемы (если не брать google drive) это dropbox — он объединяет несколько разных инструментов под одним логином.

"и тут же сокращаем администрирование. Хотя автоматизация помогает меньше администрировать." — администрирование saas-сервисов нельзя автоматизировать либо это сложно и ограничивает в выборе инструментов.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Насонов

Со стороны ситуация выглядит так как будто вы как руководитель погрязли в операционке и микроменеджменте и решили вместо того чтоб делегировать ответственность просто радикально отказаться от всего.
Но это конечно дело каждого

И что значит agile + scrum ? Есть ещё какой-нибудь scrum но не agile?)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Никогда не погрязал. В новом проекте я решил сразу строить бирюзовую структуру, не проходить промежуточные этапы

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Peshkov

Хороший стек в духе времени, вопрос только про Hey. Чем он так лучше gmail? В последнем можно создать несколько дефолтных папок, например для оповещений или промо писем? Смотрел на хей в свое время, но он не смог продать себя мне благодаря гуглу

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

тем что получатель по умолчанию не кладется в корзину, ты должен его разметить руками (а не автоматом как у гугла) и после этого он будет попадать в одну из трех папок + Feed я подписан на несколько интересных рассылок и читать их там удобнее чем в инбоксе.

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Полгода назад перешли на ClickUp. Оооочень гибкий инструмент сочетающий в себе Jira и Notion. Модульный, можно включить только нужные функции и не захламлять интерфейс. Не тормозит. Записи в блочном редакторе аттачатся к таскам, доски можно представлять в множестве разных представлений и способах выборки. В итоге процессы и коммуникация свелись к ClickUp + Telegram. Пристегнули готовую интеграцию с гитлаб и прямо в таску летят комментарии кто когда и куда сделал коммит, МР и тд. Из Qase приходят отчеты о регрессии. Добавили немного автоматизации через встроенный редактор событий. Просто песня. Команда довольна. Кстати первый инструмент, где адекватная система работы со спринтами, которая не ломается если что-то пошло не так. Цена в 5 баксов за место вообще победа.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Демидов

Все таки YouTrack даёт практически тот же функционал: доски, списки, форматирование текста, интеграция с VCS. Интеграция с email, спринты.
Разве что у YouTrack нет "папок" как в Clickup.
По функционалу Clickup круче своих собратьев: Asana, Jira, Wrike, Nozbe.
Хотя самый приятный интерфейс, имхо у Wrike (а самый крутой функционал для разбивки списков у Clickup).
В YouTrack можно писать свое API на JavaScript - к примеру вот недавно на коленке накатал связь YouTrack и Clockify (через API, а не через браузерный плагин).
JetBrains как то меньше за яйца подвешивает тебя, чем вот эти вот убийцы Jira - Clickup.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexandr Amanbay

Отличная статья, интересно почему для коммуникации выбрали дискорд?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Выбрал бы. У нас телега сейчас. Но если выбирать слак, то зачем он, когда есть дискорд? Дискорд даёт все то же самое, почти бесплатно, и самое главное это открытая среда, у него больше пользователей и с ними можно общаться за пределами компании. А вообще дискорд в странах первого мира это такая телега.

Ну и голосовые комнаты коленая штука

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктор

А чего конкретно не хватило в FigmaJam чтобы перебраться из Miro?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

1) Гораздо меньше темплейтов
2) Отсутствие моей любимой фичи заимпортить веб-страницу целиком как скриншот
3) Отсутствие возможности вставлять ссылки на веб-страницы с превьюшкой
4) Меньше опций для импорта контента

Ну и самое главное — она стоит теперь не сильно меньше миро, то есть подписки на фигму недостаточно чтобы юзать figjam, надо доплачивать. При этом в Miro я юзаю консультантский план и шарю коллегам доски по паролю, мне не так важно иметь там всю команду а в figjam так не получится.

Я юзаю Миро в основном для брейнсторма контента для иннерсенса или для консалтинга — в обоих случаях я добавляю кучу контента (доки, веб-страницы, картинки) на страницу и пытаюсь построить из него структуру.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Васильев

Notion поддерживает систему бекапа с возможностью восстановления? Или есть сервисы бекапа, что вы используете?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Нет, это чисто облачный сервис. Не использую. Все данные в облаках, ничего кроме фотографий у меня не имеет локального бэкапа. Что сгорит, то сгорит...

Данные самого приложения и клиентов бэкапятся в амазоне.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Лет 6 назад подсмотрел, как крутые ребята в OneNote все ведут, с тех пор только в нем все и веду.
Пробовал Notion по одному проекту - слишком перегружен, мне с большим опытом в ИТ было сложно разобраться, в итоге чем потратил и забил.

Сейчас по работе есть и Jira, Conflnuence, Gitlab, но OneNote заменить очень сложно.

Что касается мессенджеры, то до этого работал в Teams, сейчас Слак + zoom. В целом +- одинаково, тут уже кому что удобней с точки зрения настройки инфры и интеграции с внутренним сервисами) главное чтоб не скайп

Когда год назад отказался от домашнего ПК, то перешёл на Google (Drive+Photo), но в ближайших планах покупка домашнего Nas с настройкой бэкапов, доступов и домашнего облака для всего и вся))

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Я очень долго подходил к ноушену как корп инструменту, потому что да, он требует настройки все же, но посмотрел как делают другие, скопировал щаблоны и постепенно взлетело.

В onenote задачи для команды ведёте? Интересно, я не встречал такого его применения, хотя сам для себя года два пользовался. Расскажете?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Соколов

ИМХО возврат к Slack вопрос времени)) КОгда понадобятся интеграции с внутренними сервисами, ботами и тп

Слак и ТГ стоят, что на компе, что на телефоне - ТГ воспринимается как-то более неформально, а в слак все-таки понимаешь, что обсуждаешь рабочие моменты. Немного более строгое общение :) Хотя если у вас пока 7 человек, то вам и формализация не актуальна

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

1) Почти все интеграции есть в дискорде.
2) Но еще проще — почти все сервисы все равно шлют все в почту и можно не смешивать чаты и нотификации оставив несрочное в почте.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Хамхоева Хади

Тема норм

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Кулешова

порядочно

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Пользовался почтой hey полгода и в итоге отказался: не вынесла душа бесконечных тормозов и подвисаний веб-интерфейса. Перешел на superhumarn - тоже говно, но хотя бы работает супер-быстро

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Пока не заметил тормозов. Но не самый реактивный интерфейс, да

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда