{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Сабай-Сабай и ecommerce: что нужно знать об интернет-рынке Таиланда

Директор инвестиционного фонда Ad.ru Олег Дронов рассказал об особенностях этой страны и дал советы тем, кто хочет запустить бизнес в Таиланде.

В последние годы многие россияне открыли для себя Таиланд как популярное туристическое место. Считается, что в Таиланде развита лишь сфера туризма, но это не так: сегодня многие секторы экономики Таиланда переживают бурный рост.

Наш фонд занимается масштабированием стартапов на зарубежных рынках, поэтому мы изучаем страны, которые кажутся нам перспективными. Таиланд — одна из таких стран.

Демография и проникновение Интернета

Таиланд — это быстро меняющееся государство с развивающейся экономикой и населением 70,5 млн человек. Половина из них — люди младше 35 лет. Интернет-рынок Таиланда крупнее, чем российский, а средний таец проводит в интернете на три часа больше, чем россиянин.

В глобальную сеть вовлечены 76% тайцев в возрасте 15–19 лет и 52% жителей в возрасте 20–29 лет. С учётом распространения Интернета в сельскую местность количество активных пользователей, которые трудоспособны и располагают собственными финансами, будет неуклонно расти.

Смартфоны или ПК

Таиланд — страна победивших смартфонов. Ими пользуются 24 млн тайцев (всего в мире — 2,3 миллиарда пользователей). Это составляет 80–90% от числа всех пользователей интернета в стране. Большинство тайцев приобретают Android-смартфоны среднего и премиум-сегмента. Соотношение Android и Apple — примерно 70 к 30.

Спрос на мобильный интернет значительно возрос в благодаря растущей популярности социальных сетей, таких как YouTube, Hi5, Twitter, Facebook. У большинства жителей Таиланда нет собственного компьютера, однако в стране существует множество дешёвых интернет-клубов, а уровень компьютерной грамотности высок по сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии.

Соцсети

В плане социальных сетей и мессенджеров Таиланд не отстаёт от остального мира. Наибольшей популярностью в стране пользуется Facebook: его используют 75% населения или 52 млн человек, что ставит Таиланд на девятое место в мире по количеству пользователей Facebook.

https://www.statista.com/statistics/284483/thailand-social-network-penetration/

Для тайцев Facebook стала аналогом всего интернета. Здесь они не только общаются, но и узнают новости, ищут информацию и даже делают покупки. На страницах Facebook, YouTube, и Google Plus активно рекламируются самые разные товары. Также быстрыми темпами развивается реклама в Instagram и Line.

Ecommerce

В сегмент электронной коммерции Таиланда вовлечены 12,1 млн человек. По прогнозам, ещё 1,8 млн пользователей перейдут на онлайн-шоппинг к 2021 году. За год тайский пользователь тратит $243 на онлайн-покупки, и эта сумма вырастет до $382 к 2021 году.

Общий доход по ecommerce по всем категориям товаров составляет $2,9 млрд в год и к 2021 году достигнет $5,3 млрд. В настоящее время электроника является ведущей категорией покупаемых продуктов, на долю которой приходится $1,3 млрд. Следом идет мода ($525 млн в год). Согласно прогнозам, к 2021 году эта категория станет еще более популярной и будет приносить доход в $1,3 млрд.

Популярные сайты ecommerce

В Таиланде существуют как международные, так и местные онлайн-магазины. Мировые игроки, вроде Amazon, eBay и Agoda, остаются популярными. В то же время WeLoveShopping и Pantipmarket, локальные рынки c2c и онлайн-сообщества становятся сильными соперниками, которые могут удовлетворить локальные предпочтения жителей. Среди таких площадок- Pantip, Lazada, Lwn Shop, Tarad.

Что примечательно, 51% интернет-покупателей приобретают товары напрямую через социальные сети. В этом плане Facebook, YouTube, и GooglePlus являются ведущими площадками. Площадки типа Alibaba и Lazada восприняли тенденцию и также развивают свои страницы в соцсетях.

Огромной популярностью пользуются сайты знакомств вроде Badoo. Также стоит обратить внимание на телевидение. В Таиланде всё ещё популярны ТВ-шоу: вовлечённость людей в ТВ составляет 80-90% от общего населения.

Онлайн-платежи и регуляция

Несмотря на наличие сегмента электронной коммерции, значительное число платежей за покупки в онлайне всё ещё совершается в офлайне. К таким способам относятся оплата после доставки или оплата через прилавок — наличными. Вместе эти способы составляют 35% от всех платежей в Таиланде.

Несмотря на то, что практически у каждого тайца есть личный счёт в банке, в Таиланде живёт менее 8 млн держателей кредитных карт. Digital-платежи, производимые в онлайне, совершаются с помощью банковских переводов (это примерно 30% oт всех платежей). Тем не менее использование кредитных карт для оплаты покупок из года в год растёт.

В связи с возросшей активностью различных криминальных организаций, связанных с интернет-мошенничеством, с 2017 году военные, полиция и регулирующие органы пристально следят за рекламой в интернете и за любой другой информацией в сети.

Важные нюансы, которые надо знать, чтобы открыть бизнес в Таиланде

Первое и самое необходимое действие — полная легализация деятельности согласно действующему тайскому законодательству. Это поиск решений, не нарушающих закон, жёсткая работа с юридической и экономической составляющей бизнеса, проработка схем взаимодействия, введения и выведения денег, легализация бизнес-процессов, открытие части доходов для оплаты налогов, оформление всех необходимых разрешений, лицензий, официальное оформление сотрудников и так далее.

До недавнего времени в Таиланде работало огромное количество скамеров из Европы, Америки и Африки, а также мошенников, которые нарушали законы и правила работы в интернете: они не получали необходимые лицензии на продаваемые продукты, запускали заведомо ложную рекламу и так далее.

В конце концов эта ситуация привлекла к себе огромное внимание со стороны властей: поднялась волна проверок, разрабатываются новые законы контроля и регуляции интернет-рекламы и деятельности в сфере ecommerce.

В реалиях Таиланда необходимо, чтобы все ваши операции и данные по доходам были прозрачны. Работать в минус или около нуля на данный момент неприемлемо. Это только привлечёт интерес и внимание как регулирующих органов, так и военного правительства Таиланда.

В стране есть проблемы с действием Конституции — её исполнение полностью зависит от решений военного правительства, которое может использовать закон в своих интересах.

Оплата с помощью банковских карт не столь распространена, как в странах Европы, и составляет примерно 30% от всего объёма операций с деньгами. Поэтому нужно быть готовым к тому, что большинство сделок будет проводиться с помощью наличных. Ваша бизнес-модель должна учитывать этот нюанс.

Всё, что связанно с религией, королевской семьёй, военными, правительством — табу. Нельзя высмеивать культурные ценности, нельзя искажать исторические факты или менталитет.

Также стоит грамотно выстраивать отношения с местными подрядчиками: обговорить все нюансы работы и чётко обозначить ваши требования, дабы работа на рынке не превратилась в суматоху.

Вывод

Таиланд — единственная страна в Юго-Восточной Азии, которая не была подчинена европейцами во время колониальных войн. Это одна из самых важных ценностей для тайца после короля и собственного достоинства. Карма, Буддизм, ощущение вечного лета — всё это неотъемлемая часть культуры и поведения тайцев.

Чтобы понять, как вести бизнес в Таиланде, надо выучить фразу «сабай-сабай» — это когда человек чувствует себя комфортно, удобно, тепло и сыто. Эта фраза описывает менталитет тайцев: они никуда не торопятся и чувствуют себя непринуждённо, даже если это ваши сотрудники и партнёры. Учитывайте это при планировании выхода на тайский рынок.

Создавать бизнес в Таиланде очень интересно и выгодно. Данный анализ составлен с опорой на интернет-сегмент, но в Таиланде также существует множество успешно развивающихся офлайн-стартапов.

0
5 комментариев
Reflection

Интересная статья. Спасибо.
У меня коллеги и в России всегда «сабай-сабай» :)
Оказывается они похожи на тайцев. Завтра скажу им.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Javid M

отличная статья, большое спасибо.
много интересного и полезного.
будет статья про филиппинский рынок?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Дронов

Спасибо, Филиппины очень интересны, запланируем материал про эту страну.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Отлично, спасибо за инфу. Недавно была статья про инет-рынок Бразилии, удивило, насколько там всё отличается от нас, хотя уровень развития стран близок, партнеры по БРИКС как-никак.
А про Тай - еще интереснее, страна поближе, да и бывал там наверное уже каждый 10-й россиянин, многим страна близка и знакома

Ответить
Развернуть ветку
Олег Дронов

Спасибо за отзыв - мы как раз планируем сделать несколько обзоров, поставим Бразилию в план.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда