{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Управление бизнесом (компанией, предприятием) и продуктом, в т.ч. с помощью нейронных сетей

Данная статья об «управлении» как таковом. Она будет полезна как собственникам, так и руководителям всех уровней, особенно тем, кто только начинает свой путь в данном направлении.

Введение

Написать данную статью меня побудила массовое непонимание сути, причинно-следственных связей, а также нюансов просто каким-то нереально огромным количеством людей, которые учат других управлению не только в статьях на площадке vc.ru, но и в ютубе, на мероприятиях и так далее. Я не буду приводить ссылку на статью, которая побудила меня написать то, что я напишу в этой, однако, в комментариях меня неоднократно просили, чтобы я написал нечто подобное.

Важное начало

В данной статье, я не буду говорить о различных фреймворках или методологиях, я здесь буду говорить о важных вещах, которые в своей логике вас неизбежно приведут к тем или иным методикам, но благодаря этому вы будете понимать причинно-следственные связи и грамотно применять весь ваш арсенал.

Первое и самое важное с чего стоит начать это: «ПОНИМАНИЕ».

Не важно на каком уровне вы находитесь. Вы собственник, руководитель высшего или среднего звена. Вы должны понимать суть и причинно-следственные связи ведения бизнеса.

Бизнес целиком, или любая отдельная его часть это СИСТЕМА. Это отлаженный механизм в который вы можете вкладывать разные смыслы.

В основе бизнеса / продукта / направления и так далее лежит ЦЕЛЬ.

Вы можете сформулировать её по разному. Эта цель по простому может быть сформулирована как: «Извлечение прибыли». Или по другому: «Извлечение прибыли, путём удовлетворения потребностей клиента». (Давайте не будем обманывать себя и друг друга, бизнес это не альтруизм).

Здесь есть важный нюанс. Я бы даже сказал принципиальный момент, который в дальнейшем определяет всё. Вы должны сформулировать вашу цель КОЛИЧЕСТВЕННО.

Количественная формулировка цели определяет вашу дальнейшую стратегию развития, достижение которой я рассмотрю ниже.

Вы, уважаемый читатель, наверняка или собственник бизнеса, или директор, или может быть продакт, который управляет развитием определенного продукта. Спросите себя, сколько вы хотите?? Чего вы хотите достичь?? Какова ваша цель??

Сколько вы хотите достичь в рублях, долларах или другой валюте?? Каковы ваши предпочтения и ограничения в достижении целей.

И после того, как вы определились с тем, что вы хотите, вы формируете стратегии её достижения.

Принципиальная проверка достижимости целей

Когда вы концептуально, да и не только, прорабатываете стратегии достижимости целей, вы должны осознавать что это возможно или невозможно в принципе.

Это вы можете сделать оценив рынок проекта / продукта / бизнеса.

Рис. 1. Объёмы рынка

Вы понимаете, что хотите к примеру 1 миллиард долларов прибыли в год на продаже шаурмы. А реально это достижимый результат?? Что нужно сделать чтобы это стало реально достижимым результатом??

Рис. 2. Рынок фастфуда: https://marketing.rbc.ru/articles/13279/

Если рассматривать шаурму, то её нужно рассматривать как СЕГМЕНТ рынка фастфуда, который является СЕГМЕНТОМ рынка общепита.

Давайте взглянем на рис. 2. Объем рынка 2,2 миллиарда заказов. Если завтра все дико захотят шаурмы, то максимум в год можно получить 4,4 миллиарда долларов. Если допустить наценку величиной 100%, то можно было бы рассчитывать на 2,2 миллиарда долларов.

Всё бы хорошо, да вот беда. Для шаурмы рынок выглядит не так, как показано на рис. 2. А так как показано на рисунке 3.

Рис. 3. Место шаурмы в мире фаст фуда

Главное что вы должны из этого вынести, так это понимание того, что вы должны придумать/разработать/трансформировать/сформулировать/осознать вашу стратегию, которая бы привела вас к цели.

Да, допустим миллиарда долларов в шаурме вы при всём желании не получите. Но ведь вас никто не ограничивает. Вы можете заниматься смежными направлениями фасфуда, сделать экосистему, которая занимается не только продажей готовых продуктов, но и сырья с полуфабрикатами и так далее.

Это же касается любых высокотехнологичных проектов.

Например, я занимаюсь системами аналитики, принятия решений, торговлей и инвестированием с применением нейронных сетей. У меня B2C сегмент. Мои клиенты – частные инвесторы. То есть, люди, у которых априори есть деньги (понятное дело, что у всех они разные). И так далее.

У вашего продукта свой рынок и свои клиенты.

Финансовый план

После того, как вы определились со стратегией/стратегиями, давайте перейдем к другом супер важной части, которая является ОСНОВНОЙ бизнеса и управления.

Рис. 4. Финансовый план компании, взято отсюда: https://www.1cashflow.ru/finansovyy-plan-predpriyatiya

Ваш финансовый план является настольной книгой компании и руководит постановкой задач, контролем и планированием ВСЕХ его отделов.

Разработка финансового плана тесно связана с бизнес планированием как таковым.

Когда вы разрабатываете финансовый план, который тесно связан со стратегией развития предприятия / продукта / проекта и пр., то вы можете спланировать ВСЕ сферы деятельности вашей компании или направления.

Условно вы можете разделить план на два направления, затратная часть, доходная часть. В рамах обоих частей вы выстраиваете управление

Давайте рассмотрим некоторые моменты и логику принятия решений.

Пример 1 (маркетинг)

Допустим вы ИТ компания и разрабатываете какой-нибудь офисный софт, который продаёте «из коробки». В качестве примера конкурента можно взять Microsoft Office с ценой ключа в 10 долларов.

Вы понимаете, что хотите на данном продукте получить 1 миллиард долларов выручки. Чтобы получить выручку, нужны клиенты. И здесь рождается задача для маркетингового отдела по привлечению клиентов.

Понимаете?? 1 миллиард долларов выручки, 10 долларов цена продукта. Вам нужно продать 100 миллионов копий, чтобы достигнуть поставленной вами цели.

Исходя из ДАННОЙ части ФИНАНСОВОГО ПЛАНА, рождается МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН, когда маркетологи, понимания цель компании, осознавая свою задачу/цель по получению клиентов, формируют свои действия для достижения результата.

Тоже самое касается любой другой части предприятия.

Пример 2 (оффлайн магазин)

Например, если у вас не продажа софта через интернет магазин, а оффлайн структура.

Например, вы продаёте детские игрушки. У вас один продавец, который обслуживает 100 клиентов в час со средним чеком в 1000 тысячу рублей.

Осознавая цели вы можете спланировать операционную деятельность вашего отдела.

Сколько вам нужно менеджеров по продажам?? Какова эффективность работы ваших менеджеров?? Каковы ваши бизнес процессы?? Что нужно сделать чтобы достигнуть целевых показателей?? Что нужно сделать чтобы повысить прибыль, производительность труда и снизить издержки??

Когда вы понимаете цель, то вы можете внятно поставить задачу. Ваша задача будет конкретная, понятная, измеримая, достижимая и прочее НЕ ПОТОМУ ЧТО ТАК НАПИСАНО В SMART, И ЯКОБЫ ТАК НУЖНО СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Рис. 5. SMART

Вы так ставите задачи, потому что вы понимаете причинно-следственные связи, и если вы так делаете, то у вас всё формируется автоматически.

Вы понимаете что вам нужно контролировать: какие фундаментальные показатели и метрики напрямую влияющие на достижение бизнес целей, затратная часть, персонал и так далее.

Тоже самое применительно к производству.

Пример 3 (производство)

Если вам нужно продать 1 миллион изделий, то очевидно, что вам нужно изготовить 1 миллион изделий (+ запас, нужно учитывать риски, но о них ниже). Соответственным образом ставится задача. Формируется производственный план. Понятен технологический процесс изготовления продукта. Вы знаете сможете вы изготовить в срок требуемый объем продукта или нет. Что нужно сделать для достижения результата.

Опять же, понимания цели и задачи вы можете проконтролировать достижение с разных точек зрения: бизнесовых, технических.

Например, у вас есть требования к качеству, которые влияют на бизнес показатели => вы контролируете соответствующие показатели качества. И так далее.

KPI

Если вы ТОП менеджер, то вы понимаете причинно-следственные связи постановки целей и задач исходя из стратегии развития компании. Если вы руководитель среднего звена, то вы понимаете ПРИЧИНУ постановки вам тех или иных целей и задач.

И в рамках иерархии, каждый руководитель ставит конкретные достижимые показатели эффективности.

Пример (маркетинг):

Ваша задача обеспечить 1000 активных клиентов, которые совершат покупку.

При этому вы понимаете, что у вас клиенты могут быть как новые, так и те, кто уже совершал покупку.

И в рамках маркетинга, работа с клиентами ведется по РАЗЛИЧНЫМ направлениям.

У каждого направления свои KPI.

Пример (бизнес):

Тоже самое касательно бизнес направлений. Если ваш бизнес складывается из направлений, то каждому направлению исходя из общей глобальной цели ставятся достижение своих результатов.

Вы хотите получить 1 миллиард долларов?? У вас 10 направлений. В примитивном случае, каждое направление должно принести по 100 миллионов.

Пример (производство):

Тоже самое производство. Вы понимаете кто, что и сколько должен произвести/сделать в рамках соответствующих направлений.

Управление процессами и подразделениями

Если брать KPI, то это КЛЮЧЕВЫЕ показатели эффективности. Это не все подряд метрики, которыми вы можете завалить те или иные структурные подразделения.

Но тем не менее, для достижения результата вы неизбежно вынуждены контролировать большое количество различных показателей.

В каждом структурном подразделении это свои показатели, но каждый показатель неразрывно связан с достижением поставленных целей.

Пример (производство):

Вы производите подшипники качения. Ответственное изделие с набором технических требований.

Когда вы отгружаете товар поставщику, то он проходит приёмку и контроль. И если вы хотите продать 1 миллион подшипников, то условно говоря, вам нужно продать 1 миллион ГОДНЫХ подшипников.

Если у вас брак на уровне 50%, то вам нужно изготовить 2 миллиона подшипников.

Понимаете суть?? То есть, у вас возникает необходимость, например, контроля брака.

В рамках ЛЮБЫХ технологических процессах у вас есть множество контролируемых показателей качества.

Пример (управление серверами, ИТ):

Бизнес спускает задачу, обеспечить обслуживание 1 миллиона клиентов. В рамках обеспечения работы серверов и оборудования у вас возникает потребность контроля множества различных метрик. Это могут быть как технические метрики, требования по нагрузочной способности и так далее.

Если у вас в рамках бизнес логики возникает потребность обеспечения не просто обслуживания, а требования по надёжности, то это опять дополнительные метрики.

Пример (маркетинг):

Задача обеспечить привлечение 100 000 новых клиентов. В рамках маркетинга вы понимаете что есть воронка продаж, путь клиента, и во имя достижения бизнесовых целей вы контролируете бизнес процессы на всём пути движения клиента.

Основа управления это понимание глобальных целей, исходя из которых вы ставите конкретные задачи и контролируете их выполнение на основании тех или иных метрик.

Риски

Важной частью управления компанией или подразделением является понимание и проработка рисков.

Рис. 6. Ожидаемый график выручки

Допустим у вас есть цель. Рост выручки на 15% в месяц. Но вы понимаете, что всегда есть риски, которые неизбежно во всём своём многообразии могут привести к падению целевого показателя.

Рис. 7. Планируемые и реальные динамики выручки

В рамках понимания рисков, вы, как руководитель должны ставить соответствующие задачи по компенсации соответствующих рисков и достижению целевых показателей.

Например, причина может быть в маркетинге во всём его многообразии.

Рис. 8. Падение CTR

Вы видите что у вас по маркетинговым компаниям падает или может упасть CTR, что требует учёта данного риска.

Здесь же я сделаю замечание, что учёт рисков неизбежно связан с различными отделами компании, в том числе производством, складскими запасами и пр.

Realtime управление с помощью аналитики и нейронных сетей

Важно управлять бизнесом не реактивно, а проактивно.

Рис. 9. Прогноз выручки, взято отсюда

Вы должны в режиме реального времени понимать КУДА вы идёте. Например, у вас есть цель, вырасти на 15% в месяц. Но если у вас есть система аналитики, которая в режиме реального времени контролирует ваши показатели и составляет их прогноз, то видя неблагоприятную ситуацию, в сразу можете принять меры по её изменению.

Ваша система аналитики может быть разная, как на основе математической статистики, так и на основе нейронных сетей.

Давайте приведем пример.

Допустим вы контролируете маркетинговые показатели и достижение целей в рамках ваших маркетинговых стратегий.

Рис. 10. График посещаемости из Яндекс метрики

Взгляните на рис. 10. Допустим у вас есть цель, которая изображена зеленой линией. Если у вас есть система аналитики, которая покажет вам провал маркетинговых показателей (красная линия), то вы на лету сможете скорректировать ваши маркетинговые кампании, чтобы усилить вашу маркетинговую стратегию.

Контролировать и прогнозировать финансовые или маркетинговые показатели. Это совершенно любые показатели.

Рис. 11. График нагрузки CPU сервера

Взгляните на рис. 11. Например, ваша задача обеспечить бесперебойную работу ваших сервисов.

Ваша система аналитики видит, что нагрузка на систему возрастает, и если ничего не сделать, то примерно в 12:01 наступит отказ, и пользователи не смогут получить услугу. Таким образом, имя систему предиктивной аналитики можно настроить автоматическое управление серверами и оборудованием. Конкретно в данном случае в облаке можно автоматически развернуть 1-2 дополнительных сервера, чтобы скомпенсировать возросшую нагрузку.

Тоже самое применимо и к производству.

Например, один из видов инструментов, применяемых в машиностроительном производстве это резец.

Рис. 12. Резец: черное – державка, желтое – сменная многогранная пластина
Рис. 13. Изношенная/поврежденная сменная многогранная пластина

Когда вы управляете производством и технологическим процессом, вам важно контролировать качество изделия.

Рис. 13. Точение хвостовика коленчатого вала автомобиля

Например, если у вас есть система автоматизированного контроля, которая не просто реактивно, а проактивного контролирует технологический процесс, то она позволит вам понять КОГДА нужно произвести подналадку технологического оборудования или замену режущего инструмента с целью недопущения снижения качества или возникновения брака.

Нейронные сети для контроля и управления

В настоящее время для автоматизации контроля и управления бизнесом и всеми процессами в компании начинаю использоваться нейронные сети. Это можно сказать, что новый тренд, который повсеместно входит в нашу с вами жизнь.

Заключение

На этом я, пожалуй, закончу. Всё таки статья вышла достаточно большая, на 17 страниц машинописного текста. Здесь же я добавлю. Что само по себе управление многогранно. Я разобрал только его верхнеуровневую часть, но при этом, на мой взгляд, это самая важная часть с точки зрения управления. И как ни странно, именно это часть почему то всегда слабее представлена.

Также хочу сказать два слова о себе. В настоящее время я развиваюсь в направлении аналитики, принятия решений, торговли и инвестирования на базе нейронных сетей. Если кому-то интересно, то статьи по данным тематикам, вы можете найти здесь: https://vc.ru/u/253850-apollon-stepanov

Контакты:

FB: https://www.facebook.com/apollo.stepanov

0
5 комментариев
Александр Тимошин

Аполлон, с удовольствием прочитал Вашу статью.
Хорошие примеры "на пальцах", которые помогают понять содержание.
Одно небольшое уточнение.
Нейронные сети это интересный инструмент.
На Вашем рисунке показан пример их использования для анализа запаздывающих показателей.
То есть тех, которые уже достигнуты. Другими словами сравнение план/факт.
Так как они уже достигнуты, то их изменить уже нельзя, можно только задуматься об изменении действий в следующем календарном периоде.

Есть другой тип показателей - опережающие показатели.
Этот тип показателей "привязан" к действиям, которые необходимы для достижения целей.
Контроль действий позволяет оценить вероятность достижения целей в текущем периоде и принять необходимые решения не ожидая конца квартала.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов
Автор

Да, я с вами согласен. В рамках данной статьи под капотом не видно, что из себя могут представлять те или иные системы аналитики, но тем не менее, обобщенные модели несомненно имеют преимущество перед примитивными регрессионными.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Да, конечно.
В любом случае системный анализ требует серьезных человеческих ресурсов и времени.
Если нейронные сети, если я Вас правильно понял, сокращают время и издержки на проведение анализа, то конечно нужно использовать.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов
Автор

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда