«На курсах обещают быстрый результат, а когда выдают диплом — ты идёшь работать за копейки»: что не так с SMM-рынком

Разбор пяти проблем рынка, с которыми столкнётся каждый, кто решит, что SMM — это два часа в день поработать на пляже с ноутбуком, а потом можно уйти в закат и пить мохито, получая тысячи долларов за труд.

Вот так в Evil Mart читают комментарии пользователей vc.ru

Всем привет! С вами Павел Екимов, совладелец сервиса Evil Mart, на котором можно найти подходящего SMM-специалиста.

Со стороны работа SMM-менеджера кажется необременительной: выложить пост, снять сторис, ответить подписчикам. Но на самом деле это огромный труд, который часто обесценивают.

Это не единственная проблема рынка: фриланс-биржи часто работают непрозрачно, заказчики не разбираются в теме, а курсы обещают слишком быстрый результат. Обо всём этом расскажу подробнее.

Первая проблема: фриланс-биржи на стороне заказчиков, а не исполнителей

Расскажу в чём это выражается.

1. На биржах бывает нелегко найти клиента

До Evil Mart я работал маркетологом и искал заказчиков в разных каналах, в том числе на фриланс-биржах. Это не всегда было эффективно: когда ты — начинающий специалист без клиентской базы или не можешь заплатить за продвижение на площадке, заказчики тебя не замечают. Твой рейтинг и место в ленте — в самом конце.

На фриланс-биржах есть условная «элита» — около сотни исполнителей, которые успели поднять себе рейтинг быстрыми и лёгкими заказами или заплатили за высокие позиции в ленте. Именно к ним поступают почти все задачи, а остальные десятки тысяч фрилансеров сидят без работы.

Из-за этого продвижение на бирже сводится к «сарафанному радио», а сама площадка становится лишним звеном. Она не даёт никакой дополнительной ценности, кроме теоретической возможности найти заказ. В обмен на большой процент с гонорара исполнителя — 20–30%.

Поэтому многие фрилансеры уходят с бирж и уводят за собой более-менее постоянных клиентов. Их общение перетекает в мессенджеры, а договорённости они регулируют самостоятельно — чтобы не делиться с биржей процентом со сделки.

2. За все действия приходится платить

Например, до 2021 года на FL.ru исполнителю нужно было заплатить, чтобы отзыв о его работе отобразился в профиле. Это абсурд: фрилансер сдал классный проект, заказчик оставил искренний отзыв, но чтобы его увидели остальные, нужно заплатить. Сейчас похвалить или высказать претензию исполнителю можно бесплатно, но при условии заключения «безопасной сделки». Это гарантии, которые сервис предоставляет обеим сторонам сделки за дополнительный процент.

3. Площадки часто ограничивают специалистов

На некоторых платформах вывод средств возможен только по средам и воскресеньям, на других деньги поступают в течение пяти дней.

4. У бирж нет «человечного» подхода к работе с исполнителями

Биржи устанавливают собственные условия работы и не прислушиваются к пожеланиям участников. Поскольку площадки, в отличие от исполнителей, самодостаточны, они могут и дальше диктовать свои условия.

Например, некоторые крупные биржи называют своим конкурентным преимуществом работу 24/7, но непонятно, кто работает в этом режиме — техподдержка? Или часть фрилансеров, готовая принимать заказы в любое время? Я часто сталкивался с тем, что площадка декларирует круглосуточную работу, но техподдержка отвечает в рабочее время, а деньги можно вывести на свой счёт только в определённые дни. Такая непрозрачность умножает тревожность начинающих специалистов.

Из-за этого фриланс-биржи ассоциируются у меня с большой машиной, которая только зарабатывает деньги и никак не защищает участников. Возможно, со временем любой бизнес превращается в огромный механизм и теряет человечность. Но это очень грустно.

В какой-то момент мы с командой маркетологов из нашего стороннего проекта устали от подобной ситуации и решили запустить собственную площадку для поиска фрилансеров. Расскажу об этом подробнее в другой статье. А сейчас — продолжу делиться проблемами нашего рынка.

Вторая проблема: на рынке нет сообществ для начинающих специалистов

Начинающие специалисты часто нуждаются в поддержке: они не всегда понимают, сколько денег стоит просить за заказ, сомневаются в своих силах. Хорошо, когда в такой момент рядом более опытный специалист, который успокоит, ответит на все вопросы и приглушит бушующий синдром самозванца. У фрилансера, который работает в одиночку, такого человека нет.

Поэтому многим некуда обратиться: на рынке нет сообществ, которые бы поддерживали начинающих SMM-менеджеров.

Новички зачастую ищут заказчиков в профильных сообществах на Facebook. Иногда коллеги дают им конструктивную обратную связь. Например, если специалист просит за свою работу слишком мало. Но чаще под постами новичков начинается хейт, на который у «опытных специалистов» почему-то много свободного времени. Язвительные комментарии не помогают молодым специалистам становиться лучше.

SMM-специалистка разместила в профильном сообществе в Facebook объявление о своих услугах, но не указала цены. В личных сообщениях назвала откликнувшимся разную стоимость без предварительного просчёта и обоснований. Это вызвало волну критики под постом

Мне кажется логичным, чтобы комьюнити формировали сами биржи. Они могут создавать безопасное место, где можно общаться, обсуждать задачи, получать поддержку. Но пока этого не происходит, отчасти из-за того, что биржи агрегируют всех фрилансеров — SMM-менеджеров, репетиторов, переводчиков. На площадке без узкой направленности трудно развивать комьюнити: у каждой работы свои особенности, невозможно выделить общие правила или рекомендации для заказчиков.

В идеальном мире сообщество помогает начинающим SMM-менеджерам конструктивной обратной связью, например, устраивает разбор профилей с предложением своих услуг. Или пишет подробные разъяснительные публикации по мотивам вопросов новичков. Также в сообществе должна быть модерация комментариев и правила поведения, чтобы избегать травли участников.

Я считаю, что поддерживающее сообщество должно формироваться внутри биржи фрилансеров. Бирже это нужно, чтобы лучше понимать своих пользователей, учитывать их запросы и пожелания. Сегодня в тренде бизнес с человечным подходом, внимательный к обратной связи аудитории. Недостаточно просто создать платформу и лить на неё трафик. А участники сообщества — это будущие адвокаты бренда, «сарафанное радио»‎ и пиар.

Кстати, ещё одна задача сообщества, помимо поддержки специалистов, — просвещение заказчиков. Они не всегда адекватно оценивают работу SMM-специалиста, а сообщество помогло бы им разобраться в этом вопросе.

Третья проблема: заказчики не разбираются в SMM и никто их не образовывает

Поручить SMM-специалисту задачи, которыми занимаются смежные специалисты — классика рынка. Приведу пример.

Несколько лет назад ко мне обратился заказчик — женское комьюнити, которому нужен был анализ предыдущей стратегии продвижения в соцсетях и разработка новой. Когда я показал заказчику SMM-стратегию, выяснилось, что он ждал от меня ещё и позиционирование для нового продукта, упаковку этого продукта и другие элементы брендинга. Эти услуги не были прописаны в смете, не обсуждались на старте и не имеют отношения к моим компетенциям в SMM. Я попытался объяснить это заказчику, но переговоры напоминали диалог слепого с глухим.

С таким непониманием со стороны заказчиков SMM-специалисты сталкиваются ежедневно. Их работу часто обесценивают. Даже крупные российские компании уделяют SMM мало времени и бюджета, недооценивая этот инструмент влияния на рынок. Компании, в которых я работал, тратили на интернет-маркетинг 5% от всего маркетингового бюджета. А только 20% из этих 5% уходит на SMM.

Размер бюджета на продвижение в соцсетях зависит от типа и целей бизнеса. Но поскольку более 60% людей в мире пользуются соцсетями и этот процент будет расти, я рекомендую вкладывать в SMM 30% от общего рекламного бюджета.

Многие клиенты не готовы платить столько, сколько нужно для успешного продвижения в соцсетях. Так считает 66% SMM-специалистов. Они называют это основной проблемой рынка. Хотя профессиональная работа над соцсетями может в несколько раз увеличить продажи. Например, уже в первый месяц продвижения принести выручку 1 млн рублей.

Со временем ситуация меняется. Ещё 5 лет назад SMM-специалиста воспринимали как человека, который делает посты во «ВКонтакте». Сейчас заказчики понимают, что им нужен SMM, но пока не разбираются, какие KPI ставить, что входит в компетенции SMM-менеджера и зачем вообще вести соцсети.

Это парадокс рынка: к 2022 году большинство брендов завели аккаунты в соцсетях, но не понимают, как их эффективно развивать и к каким результатам это может привести.

Приведу пример: аккаунт Clarins Russia в Instagram. По нему не очевидно, какая цель у бренда в соцсети: имидж или продажи. Независимо от цели, бренд явно не в полной мере использует возможности Instagram. Во-первых, в шапке профиля не сказано, что пользователь получит в аккаунте: может ли он сделать заказ косметики или почитать про производство. Во-вторых, в ленте много студийных предметных фото и мало пользовательского контента. В-третьих, бренд выбрал спокойный нейтральный тон коммуникаций, который в соцсетях смотрится скучно, можно позволить себе больше креатива.

Отсутствие SMM- и контент-стратегии с чёткими целями и пониманием потребности аудитории напрямую влияет на вовлечённость. К примеру, пост от 1 февраля собрал всего 228 лайков и 1 комментарий. Это очень мало, когда количество подписчиков — более 200 тысяч. Под видео в аккаунте больше реакций, но всё равно несопоставимо с количеством подписчиков.

У аккаунта есть и плюсы: участие экспертов в сторис, много видеоконтента и присутствие амбассадоров — известных личностей. Но бренд мог бы добиться больших результатов.

Другой пример — аккаунт Audi Russia. Из шапки профиля понятно, что происходит на страничке. Контент выстроен профессионально: аккаунт наполнен визуалом, который хочется рассматривать, и эмоциональными текстами с чётким «голосом» бренда. SMM-менеджеры Audi Russia часто публикуют пользовательский контент в сторис и много видео от лица живых людей: это увлекает и вдохновляет. Кроме того, бренд пользуется всеми возможностями соцсети, например, магазином внутри Instagram и путеводителем с подборкой постов. Вовлечённость аудитории около 1,5% — это неплохой результат для аккаунта, у которого более 500 тысяч подписчиков.

Таких позитивных примеров, как Audi Russia, становится больше: пандемия подстегнула digital. Многие рекламодатели, игнорировавшие интернет-маркетинг, начали рекламироваться в соцсетях. Поэтому, по моему прогнозу, к 2025 году бизнес научится воспринимать SMM как важный рекламный канал.

Мы как участники рынка стремимся ускорить этот процесс. Для этого создаём комьюнити вокруг нашей платформы Evil Mart, ведём блог и публикуем образовательный контент для заказчиков.

Четвёртая проблема: курсы по SMM обещают дать «волшебную таблетку», а вместо этого выдают никому не нужный диплом

Курсы могут быть полезны тем, кто пришёл в профессию с нуля. Эксперты дадут базовые знания и понимание, как развиваться дальше. Но этого недостаточно, чтобы конкурировать с профессионалами на рынке. Тогда как авторы курсов уверяют, что за 3–6 месяцев ученик станет профи и начнёт зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц.

Подобные курсы давят на желание получить быстрый результат, обещают «волшебную таблетку» тем, кто не мотивирован прилагать усилия и учиться всю жизнь. Поэтому туда часто идут вчерашние школьники, которые считают себя творческими людьми. Они думают, что будут «пилить» сторис и получать за это деньги. И не понимают три вещи: SMM — это маркетинг, продажи невозможны без знаний в психологии, а сторис должны отражать потребности аудитории.

Из-за этого на рынок выходят «специалисты», которые не приносят пользы своим заказчикам. Создавая контент, они не учитывают задачи бизнеса и потребности аудитории. При этом заказчики не могут объективно оценить работу специалистов и выявить непрофессиональных исполнителей, поскольку не погружены в тему SMM.

Чтобы стать профессионалом, после окончания курсов необходимо развиваться дальше, но, к сожалению, так поступают немногие. Хотя в диджитал невозможно без непрерывного самообразования: рекламные площадки каждый месяц выкатывают обновления и всё, что было известно вчера, перестаёт работать. SMM-специалист — это не та профессия, из которой можно уйти на пару лет, отдохнуть на Бали, а потом вернуться и сразу влиться в работу. По этой же причине бессмысленно выпускать книги о том, как, например, делать рекламу на YouTube. К тому времени, как книга выйдет, всё, что написал автор, устареет.

Например, только за январь 2022 года Instagram объявил о четырёх обновлениях. SMM-специалисты должны быстро подстраиваться под изменения на площадках и работать с новыми форматами. Если специалист ведёт несколько соцсетей, ему приходится следить за огромным количеством обновлений.

Курсы не могут сделать студента профессионалом, они могут научить развиваться в профессии, показать, где искать материалы, на кого ориентироваться. Но это можно сделать и самостоятельно, если потратить время на сбор и систематизацию информации по теме SMM.

Не любые курсы дают полезную и применимую на практике информацию. Важно обращать внимание на авторов программы. Нередко курсы запускают звёзды или блогеры, у которых нет опыта в SMM. Специальная команда ведёт за них Instagram, а звёзды только монетизируют своё имя, создавая курсы.

Пятая проблема: труд SMM-специалистов часто обесценивают

Хотя SMM существует уже не первый год, заказчики по-прежнему сваливают всю работу с соцсетями на одного исполнителя. К примеру, нанимают студента, который должен создавать креативы, писать тексты, настраивать таргет и получать за это всего 30 тысяч рублей. Хотя эти задачи должны выполнять несколько человек, а зарплата SMM-специалиста не может быть ниже 40 тысяч рублей.

Работу в социальных сетях многие по-прежнему считают лёгкой и необременительной.

Ситуацию усугубляет демпинг, который происходит на рынке, особенно на фриланс-биржах. Заказчики часто устанавливают минимальные гонорары за выполнение задания, а новички соглашаются на эти условия, чтобы быстрее получить первые проекты и отзывы. Например, создание контента и публикация 15 постов, 60 сторис и 4 рилс в месяц не может стоить 10 тысяч рублей. SMM-менеджеру придётся писать посты, снимать и монтировать видео и понимать, как работает формат рилсов. За такой объём работы специалист с опытом один-два года получает как минимум 35 тысяч рублей.

Ещё один пример: заказчик предлагает вести аккаунты юриста в Instagram и TikTok за 15 тысяч рублей в месяц. В обязанности специалиста входит производство, упаковка и продвижение контента, а также настройка рекламных кампаний. Такая работа стоит от 60 тысяч рублей в месяц.

Зачастую исполнители сами недооценивают свой труд. Например, час работы специалиста с трёхлетним стажем не должен стоить 300 рублей, более адекватная цена — 2000 рублей.

Из-за этой тенденции средние цены на рынке снижаются, а значит, и профессионалам приходится брать за заказы меньшую плату.

Хотя услуга, выполненная опытным специалистом, не равна услуге, выполненной выпускником сомнительных курсов.

По данным опроса Workspace и SMMplanner, 20% SMM-специалистов получают за ведение аккаунта 25–50 тысяч рублей

Когда я только начинал работу в маркетинге, тоже хватался за любые заказы. В результате привлекал клиентов, которые считали каждый рубль и не понимали ценности моих услуг. Только со временем я научился объяснять клиентам, почему не согласен работать за меньшие деньги.

Но не все фрилансеры способны отстаивать своё предложение и аргументировать заказчику, почему, вложив в продвижение 30 тысяч рублей, он не заработает миллион. В идеальном мире фриланс-биржи возьмут эту задачу на себя: установят минимальный порог цен на SMM-услуги и расскажут бизнесу, почему нужно столько платить за «постики в Instagram».

По результатам опроса Workspace и SMMplanner, заказчики с небольшим бюджетом более требовательны к SMM-специалистам

Рынок SMM ещё молодой, а значит, проблемы неизбежны. Но мы с командой Evil Mart уже сейчас хотим менять ситуацию и помогать заказчикам и исполнителям лучше понимать друг друга. Поэтому помогаем специалистам презентовать себя на площадке, даём им рекомендации по работе с клиентами и рассказываем бизнесу о сложностях продвижения в соцсетях.

Расскажите в комментариях, какие проблемы вы замечали на рынке SMM? Будет интересно послушать мнение с разных сторон.

0
372 комментария
Написать комментарий...
Ияза Гара

Специалистов на рынке - как грязи. С чего вы вообще взяли что за ведение блога с картинками должны кучу денег платить? За красивые глазки и слова про воронки, таргетинг, позиционирование и прочую лабуду - так на это клиенты уже не ведутся.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Специалистов то как грязи, но и навыки у большинства на уровне той же грязи. Я вон интернет-маркетолог. Нас тоже как грязи. Но тем не менее, у меня больше года не поднималось резюме на HH.ru, зарплата в нем указана по верху рынка, предложения прилетают со всей страны 1-2 в месяц. Что отлично показывает уровень, что из грязи в князи не прийти.

Касательно того, что ведение блога с картинками не должно много стоить, это заблуждение. Для одного качественного поста в инстаграм надо потратить часа 3 минимум на изображение с просторов интернета и качественный текст-лонгрид. Если фото нужно авторское, то это уже организация фотосъемки и постобработка. Если видео, то и того больше. Кроме создания самого материала, надо еще продумать план публикаций хотя бы на месяц. Составление плана требует понимания баланса типов контента, это как минимум. В итоге, получается, что для качественного SMM требуется потратить много времени.

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Денис

Согласен, конкуренция на эту вакансию огромная, никто не будет платить лишние деньги за шаблонную работу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Арслан Панаев

А за что в реальность должны платить кучу денег?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Степанов

За красивые глазки и слова про воронки, таргетинг нет - не должны платить, а за реальную эффективную настройку работы соцсетей ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Джумига
Автор

Куча денег это для вас сколько? и за какой объём работы?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vyacheslav Rubanyuk

Вы даже не представляете масштаб и кол-во клиентов, которые ведутся)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Уважительная причина

Просто красивые глазки проще всего заменить

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Я сомневаюсь, что те, кто собирается этим заниматься, реально надеется на что-то большее.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Миша Изотов

на прошлой работе была такая девочка-фея, котороая позавчера прошла курсы, а сегодня очень убедительно всему офису рассказывает как нам строить ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ. реальных знаний ноль кейсов ноль зато самомнения вагон. долго она не продержалась к слову.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Minochkin

Так работают 90% сммщиков.
1 этап - убедить что все что ранее делалось - направильно.
2 этап - подготовка плана, таргетирование, концепция, пятое десятое, творческая работа (нередко, это листочек а4 через 2-3 месяца работы)
3. Постинг (2-3 мес)
4. Объяснение почему нет результата (надо подождать, товар так себе, руководство давит, нет вдохновения, вспышки на солнце и тп)
5. Увольнение
6. Переход в новую компанию и см п1

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Nosov

Она хотя бы сама работать пыталась. К сожалению, еще больше таких вот девочек идут учить других.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Максим Джумига
Автор

Курсы мало готовят к реальности. От этого и возникают такие ситуации, и профессия обесценивается как будто в глазах заказчика в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Ага!)

Ответить
Развернуть ветку
Сережа Орехов

Молодец заSMMил своё агентство. Такие вы лапочки, всё обижают, а вот вы точно дартаньяны. По факту какой то бред написан.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Текст о проблемах рынка. А у вас теория заговора получается) В чём вы увидели бред?

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Дмитрий Башкиров

Исходя из личного опыта найма - отдельный SMM самый бестолковый вариант потратить деньги

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

В штате?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
AK

Все как обычно, в целом. Рынок перегрет очень плохими специалистами и не потому, что они тупые или плохие, а потому, что рынок такой. Спуститесь на землю, посмотрите на бизнес и как он живёт. С одной стороны бренд детской одежды Уси Пуси (реальный бренд) с владельцем расистом, который считает, что 40к в неделю с вайлдберис - это збс, успех, а с другой стороны Озон, который 2 млрд денег пуляет в черную пятницу с промо "Руки загребуки".

Я уверен, что на рынке есть сапфиры и изумруды, но то, что через меня за последние 10 лет проходило - это полный ахтунг. Какой бы бюджет я не закладывал, будь то 20 млн за квартал на SMM или 200к / мес - все равно, количество денег не означает крутой результат работы.

Естественно, доверие к аутсорсу падает со страшной силой, потому что посмотрите, кто и где их обучает? Любой курс по интернет-маркетингу учит конкретно настраивать рекламу, что-то там рассказывает про целевую аудиторию, что-то там рассказывает про стратегию, но в общем и целом, все это настолько поверхностно, что момент, когда специалист сталкивается с реальным кейсом - фаталити ебабалити. Он открывает свои записи, где написано, что сейчас полетим, а х-й там, никуда не летим, никуда не едем. Заказчик, может и необразованный в своей массе, но у него очень простой запрос: вложить рубль, получить два или три с конкретного канала, а исполнитель сидит и думает, что сейчас он смайликов поставит крутых и фоточку выложит, все будет хорошо.

Я для себя выделил вот какие проблемы, независимо от бюджета / вида исполнителя:

- очень низкий уровень работы с аналитикой. Смотрят на цифры, а что с ними делать не понимают или делают неверные выводы, это везде. В России data driven подход в секторе МСБ вообще не принимают, как класс.

- очень плохое понимание того, как работает бизнес. Я в целом говорю, просто не понимают, как устроен бизнес сам по себе.

- очень скудное знание классического маркетинга, то есть фамилию Котлер знают, а про что этот Котлер - нет. Как итог: пытаются внедрять новые инструменты без понимания причины и следствия.

Короче, мой опыт (исключительно субъективный, разумеется), четко мне дал понять, что лучше и эффективнее содержать штат. Идеальный вариант, когда маркетолога лепишь из отраслевого специалиста, но это большая редкость. Так нас в LG подбирали, буквально, инженеров в маркетинг искали.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Третья проблема характерна для всего digital - заказчики ни в чем из этого не разбираются, оценивают по собственному мнению и всегда есть кто сделает дешевле, хоть и хуже. Последнее вообще ведет к мнению, что колеса за $1000 не могут быть круглее чем за $100, а раз за 100 далеко не уехали, то это все в целом бесполезно. Подстегивают такую позицию последователи инфоцыган с успешным успехом, которые ничего не умеют, но позиционируют так, что это должно стоить дорого. С таким столкнулся еще на восходе лендингов, когда начали появляться шараги, утверждающие, что лендинг меньше чем за 150к не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Роман?

Ага, помню было агентство моксель или моксаль, аффилированное с БМ. Прайс в небесах, качество — тушите свет просто

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Minochkin

Взгляд со стороны заказчика:
1. Крайне низкие качества сммшиков. Из 10 человек, 9 хотят постить котиков, добавляя глупую фразу.
2. СММ это пиар и лиды. Посты ради постов никому не нужны. Попытки привязать спецов к KPI в той или иной форме (как возможность повысить ЗП в разы или на порядок) - почти всегда встречают яростное сопротивление.
3. Удаленка. О, моя боль и кровь из ушей когда убеждают что "у меня повысится продуктивность". Удаленка с маниакальным нежеланием работать по KPI - деньги компании на ветер. Вспоминается vc где люди не видят проблем напарить кучу работодателей, говоря что работают только на одно, а самим бездельничать и ссать в уши работодателю.
4. Несколько случаев, когда "талантливые и незаменимые СММщики, которых не ценит руководство" уходили в свободное плаванье, продвигая свой товар (услугу). И, внезапно, когда работаешь на себя, оказывается что мало говорить умные слова, повышать свою незаменимость, постить дурацкие фоточки и копировать чужой текст. Мировозрение меняется, когда нет плохого эксплуататора бизнесмена, но сам еле-еле зарабатываешь себе на еду.
5. Хороших СММ спецов крайне мало. Их ищут годами и потом делают все, что бы удержать.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Посты ради постов никому не нужны - все так

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Согласен с каждым пунктом! Жёсткая позиция по поводу услуги деньги должна быть! И работа ради работы не нужна, ну совсем! Грубо говоря, вот моя инста, вот все доступы, вот бюджет на рекламу, вот темы статей, вот фото мои, должно быть так то. Первый месяц ЗП, второй месяц ЗП + %, нет результата досвидос. Снимая активность, имитация бурной деятельности и каждодневные отчёты не нужны. Важен результат.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Зачем вы сравниваете SMM и разработчиков? Не очень понятно)

И когда низкий порог входа в профессию определял уровень зарплат?

Уровень оплаты зависит от скиллов конкретного человека. Да, войти в профессию легко и на старте зп будет небольшой. Но если развиваться и стремиться вырасти, можно выйти на совершенно на другой уровень и высокие чеки. Как и везде.

Про низкооплачиваемую работу обычно говорят те, кто слабо представляет, как работает SMM, что входит в обязанности специалиста и какие результаты можно получить

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вася Яблочкина

Я думаю, что рынок не перенасыщен. По сути смм специалист, это человек, который взаимодействует от имени компании в социальных сетях. На этом всё. Что входит в его компетенции ,и, сколько они будут стоить определяет работодатель. Напоминает продавца в магазине. Кто-то стоит столбом за прилавком, а кто-то обладает глубокими знаниями о товаре и функциями мерчендайзера. Я на одной из фирм получаю 35 тыс. Это товарка, дешевая, мелкая, сложная к съемке и с условиями в закупке. По сути опт, но не совсем. В самой фирме маркетинговой стратегии нет. Купил в Китае-продал. Что входит в мои обязанности: ведение 2х аккаунтов в 3х соцсетях, (ОК по минимуму). без особой писанины постов, т.к.в основным идёт визуальный ряд. Есть штатный фотограф, у которого беру 20% контента, не больше, т.к. его фото не годятся в сети. Остальное, а это видеосторисы, без всяких стандартных "добрых утро", Видео в сам аккаунт, много фоток для акка, креативы. Проведение конкурсов. Заполнение инсташопинг и таргет. Ответ в директ. Взаимодействие с нашими представителями. Промоакции. Куча чего по мелочи. Занимает в среднем 4 часа в день. Иногда сижу сутками. процесс отлажен, кроме случаев когда приходит контейнер, тогда аврал Работа без выходных.По результату. Переходов с самого аккаунта на сайт много.но сделка происходит не сразу, т.к. опт.Сммщик не нужен мелкому предпринимателю. Т.к. никто не сможет раскрутить тебя лучше, чем ты сам. От этого и проблемы. Вроде отдал за ведение аккаунта 10 тысяч, а толку 0. Потому что за такие деньги никто париться не будет и предприниматель получает нечто стандартное с "выстроенной шахматкой". Таким предпринимателям надо получить пару грамотных консультаций по ведению и вести акк самому с привлечением таргетолога. или брать человека в штат на нормальные деньги, чтобы вместе жить проектом.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Виноградов

Сколько комментов за плохих СММ. Платить не пробовали?
Норм СММ на партнерках за пару дней вашу месячную зарплату сделает.
А если у вас сложный продукт и маржа 3 процента раз в пол года кому вообще нужны эти проблемы под такую зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Верно.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Не смог найти себе смм. Уже опыт трое слились, ибо ну совсем никакие. Разные схемы предлагаю, ЗП + с каждого клиента, либо ЗП. Но если нет ни опыта, непонимания работы, какая ЗП может быть? Тут его учишь только месяц, а по факту ну никак. Тупо переписать чью-то статью, и найти картинку в интернете. И за это просят 15тр в месяц? Либо начинают разбирать цитатники из ВК ))) Это либо школьники, по слитым курсам приходят, либо первокурсники.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Ну, давайте вы правду сначала скажите, что хотите что-то получить от человека платя ему 15 в месяц... Это смешно. SMM - это работа с коммуникациями через соцсети, это не картиночки постить и копипасты делать. Почему вы свой бизнес так не рассматриваете: "ну, вот я делаю такое же говно, как и остальные" (например сфера кухонь - все делают одно и то же говно), почему вам за это кто-то должен что-то платить? Так и с смм, хотите качества, платите смм-щику со знаниями от 70, хотите хапнуть говнеца, ищите смм-щика за 15 ))

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Игорь Мельник

Когда вы берете человека на 15 тысяч, у вас должно быть все готово для стажера - индакшен, концепции, гайдлайны, планы, скрипты разговоров и т.п. Если вы хотите, чтобы за эти деньги вам что-то придумали самостоятельно, вряд ли у вас появится опыт, отличный от предыдущего.

То, что у вас новички цитатники разбирают и картинки ищут, говорит о том, что вопросом системно вы не занимались и правил никаких нет.

То, что не идут на зп +% - ну раз найти никого не можете, поработайте с клиентами месяц сами, потом посчитаете, сколько заработали бы. Может, появится понимание, почему не идут)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

А где искали? Правильно понимаю, что брали начинающих специалистов?

Ответить
Развернуть ветку
Alireza Nabizade

Сколько ж «СММ-специалостов» накопилось за последние годы… 🤮

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

В любой сфере с относительно низким порогом входа так

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман?

СММ стоит ровно столько, сколько за него готовы платить. Если серьёзный бренд готов платить за выполнение конкретных kpi, то специалисты найдутся по сарафану или из агентства с именем.

Если бренд готов платить только за номинальное присутствие в сети, потому что «у всех есть», то и вести соц.сети будет или внутренний сотрудник, или недорогой фрилансер.

Что касается поиска работы — начинающему нужно набирать кейсы, поэтому адекватный новичок на первых парах будет готов к невысокому прайсу, ведь и он получает опыт от работы с клиентом. А неадекватных рынок быстро охладит. Ну и клиентов можно искать используя свои знания — в соц.сетях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Джумига
Автор

СММ стоит ровно столько, сколько за него готовы платить.

верно

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ермаков

Сммщики платят столько на сколько они полезны, аккаунт юриста в тиктоке как правило отличный источник для мемасиков и шутеечек со скринами, если бы он приносил от 60к в месяц взаимно бы админу платили 60. А сммщика с аргументацией из этого поста мне кажется и на вакансию с 15к, "Такая работа стоит от 60 тысяч рублей в месяц" ну ок, если должна то это все меняет по вашему? Юрист может иметь мнение, что не должна, его слово имеет даже большой вес, так как он платит.
Смммшик как правило неквалифицированная сила, отсюда и такое же вполне справедливое отношение, диплом пройденных курсов говорит только о его наличии, а не о квалификации смщика и даже возможно не том что он их реально слушал.
Может сммщик ценой в 300 рублей или 15000 может дать 100% гарантию достижения каких либо результатов стоящие тех денег, что он просит, таких гарантий естественно быть не может.

Хотите диктовать условия работодателю, получайте нужное образование,ищите востребованную профессию, и у вас не будет таких проблем. Никакие уговоры не убедят бизнес платить вам больше денег только потому что вы бы этого хотели. Хотите убеждать людей не разбирающихся в СММ что нужно заплатить не 300 рублей, а 2000 нужно то просто занимайтесь этим и дальше. Просто нужно определиться с выбором и правильно выставить приоритеты.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Смммшик как правило неквалифицированная сила

Из таких убеждений и формируется боль рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Serega T

О чем вообще эта статья? О том что начинающему специалисту SMM трудно выйти на нормальный доход. Абсолютно такие же проблемы в других сферах. Так же есть свои сложности. Если вы не дурак и готовы много работать то все эти проблемы решаться.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Потому что конкуренция огромная и притом специалистов нет! А платить непонятно кому, без претензий на результат, ну извините!!! Многим, кто окончил курсы, нужно нырнуть в реальный мир

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Спасибо за короткий анализ

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Отличный вопрос)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Один был начинашка, сразу после курсов, но более менее толковый. Двое других по сарафану пришли, с опытом, а оказались совсем не то. Не понимаю почему отказываются от процентов к ЗП, не уверены в своих силах?
И ещё одно дело "продвигать" соцсети физмагазина и другое дело например фотографа, визажиста и прочее. А платить за сотрудника, который типа что то там делает, ну хз. Главное мерило это сколько он тебе приводит клиентов в месяц. А повышение активности, графики и прочее, вообще побоку.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Вася Яблочкина

Каких клиентов и как? Если у вас прямые продажи как в магазине на диване, то да, покупка здесь и сейчас мерило продаж.
Соцсети же могут быть направлены на повышение узнаваемости. А узнать с какого канала потом пришёл покупатель уже задача отдела маркетинга, если покупатель вообще захочет отвечать.
Простой пример есть у нас в городе очень активная тётенька флорист. Она со своими сммщиками мне все уши прогрела елками- палками и цветами. Я её кинула в бан даже-настолько она активная.
В итоге я стала узнавать её по фото на баннерах и машинах, а потом, когда нам понадобились растения, спустя год, я вспомнила о тете и купила у неё ёлки на круглую сумму.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Приводит клиентов - скорее речь про лиды?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Kekish

Smm переоценен. Кейсы: или их нет … или они странные. Вы ничего не гарантируете! ) Кроме постинга или репостинга моих же статей. Вот чем вы можете конкретно помочь мне в https://price-matrix.ru ?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

SMM - не переоценен. Возможно он вам просто не нужен?
На старте важно ответить на вопросы:
- зачем вам идти в соцсети?
- зачем вашим потенциальным клиентам там на вас подписываться?

Если хорошо понимаете их запросы и потребности, и уверены, что сможете производить контент, который эти потребности закроет, соцсети будут работать.

Рекомендуем начать с консультации или аудита с SMM-специалистом. Найти можно вот тут: https://evil-mart.com/ru/catalog/service/analiz-vasego-akkaunta

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Ведущихся на что?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
ivan bagrov

Максим, как посоветуете новичку выстраивать диалог с заказчиком-неадекватом, на что ссылаться, чтобы предотвращать демпинг и просвещать клиентов, что СММщик не жнец-дудец - хотя бы со своей, со стороны исполнителя? если на начальном этапе браться за все "бесплатно", будет ли от этого выхлоп (смысл)? или сразу "заявлять о себе" адекватно, но тогда и клиентов не наскребется?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

1. Не рекомендую в принципе связываться с неадекватными заказчиками. Если вы уже поняли, что клиент такой, лучше отказаться от проекта. Поверьте, он вам ничего не даст, кроме траты нервов, времени и разочарования в профессии

2. Исполнитель не может "просветить" клиента. Но может быть корректно настойчив и попытаться аргументировать свою точку зрения, если понимает, что клиент не прав. Это не всегда срабатывает, но пробовать точно стоит.

Тут рекомендую почитать про закрытие возражений в продажах и про то, как не бояться конфликтов. Последнее можно делать этично. И помните, что отношения с клиентом ничем не отличаются от отношений с любым другим человеком, вашим партнером, другом или родственником

3. Нет, не будет выхлопа от бесплатных заказов на старте. Любая работа должна оплачиваться. Если это стажировка или заказ для пополнения портфолио, можно установить небольшую, комфортную для вас, почасовую ставку. Мотивация работать бесплатно пройдет очень быстро. В итоге вы будете страдать, а бесплатный клиент с большой вероятностью еще и сядет вам на голову. Никто не получит от такого сотрудничества пользы

4. И да, лучше сразу заявлять о себе адекватно. Это значит, в первую очередь, не штамповать одинаковые ответы-отклики и не рассказывать о себе везде по шаблону. Подумайте, какие проблемы клиент хочет решить с вашей помощью? Отталкиваясь от этого напишите текст-самопрезентацию. Не о себе, а для клиента.

Говорите честно, что опыта у вас не много, но вы можете загуглить любую информацию и знаете, с кем посоветоваться, если в процессе работы возникнут вопросы, что вы заинтересованы в хороших результатах. Прямо в отклике предложите свое видение — как планируете решать задачи клиента. Все это уже покажет, что вы не новичок с огромным самомнением, а неравнодушный специалист с потенциалом

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Брать к СММ обязанностям и другие, чтобы ЗП была, показать себя работодателю. И от этого плясать как говорится. Про демпинг не пойму? На курсах наобещали сразу от 60-80, а в жизни просят бесплатно или сколько?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Джумига
Автор

''колеса за $1000 не могут быть круглее чем за $100, а раз за 100 далеко не уехали, то это все в целом бесполезно''

в этом и есть боль.

Очень мало доверия к специалистам - тоже проблема. Как раз из-за негативного опыта в прошлом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Я думаю проблема в том, что почему-то все исполнители ждут что "заказчик должен разбираться и понимать". А это как раз и не так. Именно потому что заказчик не понимает он и идёт к специалисту, а если специалист не может обосновать значимость и стоимость своих действий, то это опять не проблема заказчика. Надо уметь объяснять. А тут опять таже проблема. Я хочу чтоб клиенты приходили и на доверии ко мне или понимая всю "глубину глубин", платили мне хорошие деньги.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Антон Лапухин

В 2014-2016 начинал карьеру фрилансера на freelance.ru. Таких проблем у меня не было.

Довольно легко находил клиентов, отзывы публиковались бесплатно, да и аккаунт стоил недорого.

Правда и зарабатывал около 30 тыс. рублей :)

Слышал, сейчас на биржах стало сложнее. Наверное, из-за монетизации ресурсов и возросшей конкуренции.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Конкуренция выросла, стоимость заказа падает, плюс большой процент берут биржи за посредничество.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

сообществ нет, денег не платят и валят всю работу подряд на одного специалиста, которому платят едой и копейками.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алексей

"SMM — это два часа в день поработать на пляже с ноутбуком, а потом можно уйти в закат и пить мохито, получая тысячи долларов за труд" - это цитата автора в самом начале. буквально 1 предложение. А после ооооочень много текста (я даже на стал дочитывать), который объясняет, почему люди желающие не напрягаться сидя на пляже не могут получать тысячи долларов.
Переиначу простым языком. Статья о том "почему нельзя получить много, делая мало". Я так думаю, что это слишком длинное и сложное объяснение.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Статья о проблемах рынка. А здесь лишь один из выводов)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Мария Елисеева

На мой взгляд немного вымирающая история именно у smm-щиков, потому как это нечто универсальное. Человек, который совсем по чуть-чуть делает работу и по стратегии, и по контенту, и по таргету, и по комьюнити, и по интергациям, и по модерации, и по дизайну, фото и видео - это плохо. Наверное заткнуть дыру в ряде компаний будет самое то, но с точки зрения того, чтобы соцмедиа реально работали на бизнес - бесполезно. Тенденция уже не новая: есть проджект по медиа, есть таргетолого, дизайнер, контент-менеджер и они таким номинальным набором решают задачу компании, продукта, услуги. Поэтому сожалеть о том что универсалом не будут много платить странно как по мне.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

На каждую задачу свой спец

Ответить
Развернуть ветку
Alexey QuQu

SMMщики не люди

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

По определению люди. Зачем так грубо-то

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Станислав Романов

С площадками для фриланса действительно, иногда кажется, лучше не связываться. Но кто запрещает пописать отзывы и почитать перед пробой ) https://otzyvmarketing.ru/category/freelance/ К тому же, в SMM нынче много препятствий для поиска клиентов и без бирж

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Конечно, важно читать отзывы и выбирать с головой. Это ответственность специалиста по защите собственных интересов.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gabdrakhmanov

Ну и такая девочка была, я Вам приведу ЛиДы )))) Толи ржать в голос, Толи плакать. Из 50 лидов, до сих пор уверен, что боты, никто не сделал заказ. Тут начинается от него, нужно это доделать, другое, Вам по скрипту нужно отвечать и прочее и прочее. Как понимаю, либо ботами создаётся активность, либо сами с разных аккаунтов пишут, чтобы показать видимость работы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Так это проблема в конкретном специалисте. на рынке есть толковые исполнители.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Василий Буров

С программистами тоже самое

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Поясните?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Edwin Megrabyan

Судя по тому, что Пикачу смотрит не VC, а Banki.ru - он ищет кредит, чтобы расплатиться за курсы

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Ну уж не банки.ру, вы что...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gong

"На курсах обещают..."

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Много чего обещают)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Новиков

Перенасыщенный рынок и тупиковая сфера. Куда может расти сммщик? Разве что вести более крупный блог. Маркетологи в целом зачастую бесполезные существа (не обобщаю), маркетологи в соцсетях - самые бесполезные из всех (не обобщаю). Чтобы быть успешны сммщиком надо изучить кучу смежных сфер и быть экспертом в них, а не тупо картинки и текст в ленты кидать

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

изучить кучу смежных сфер

например?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Спасибо за дополнения!

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Наивные граждане полагающие что МС и КМС можно стать пройдя недельные курсы )))
Кашпировских и Чумаков расплодилось, которые заряжают голову знаниями.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

За недельные курсы нельзя конечно. И без практики - тем более

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Женя Степанова

Да, рынок перенасыщен кадрами

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Но проблема все равно есть

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Nikulin

Тфу блядь. После курсов и на копейки.. Это норм, пацаны. Я после института пошел на копейки на завод, код писать. Главное не тупить и не засиживаться. Взял свое и вали дальше. И нечего рефлексировать

Ответить
Развернуть ветку
Tim Ad

Так вы сделайте что-нибудь значимое для первой компании (поднял revenue канала на X, снизил стоимость привлечения канала на Y) и идите в следующую компанию. Повторяйте цикл до тех пор пока не дойдёте до желаемого уровня компенсации. Кто будет спрашивать почему так мало задерживаетесь - говорите что работаете на результат (здесь здесь и здесь он есть)

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Киселева

А потом, такие "профи", других учат)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Пока к ним ходят, надеясь на волшебную таблетку, ситуация не поменяется

Ответить
Развернуть ветку
Nik_Li

Очень много плохих исполнителей. Вот поэтому никто и не рискует с новичками связываться.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Никто не рискует - сильное утверждение

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анатолий Голощапов

Опять реклама двух бездельников

Ответить
Развернуть ветку
Максим Джумига
Автор

Вы вообще о чем? Теории заговора?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

На фото типичный офис фирмы-однодневки.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Полухтин

Да чё вы с этим СММом заладили-то. В случае частного микро- и малого бизнеса, уверяю, никто не будет продвигать компанию активнее и лучше, чем сам владелец.

Да, не факт, что по началу это будет качественнее, чем у "специалиста" СММ-Института, но за 15к сммщики заморачиваются на 15к.

Так что идите работать спецами в компании за оклад+%, или займитесь уже NFT.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Полухтин
Ответить
Развернуть ветку
Rylai Media

" заказчики не разбираются в smm" Так а вы тогда зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кгми

Честно говоря, комменты интереснее статьи, но в этом ведь и была суть?
А так рыночек все порешает ;)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Гончарюк

ну не всем же везет) кто-то достигает чего-то. а кто-то нет

Ответить
Развернуть ветку
Артур Гончарюк

ну информация хорошо изложена

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чернощеков

Не согласен с четвертым доводом. Цена формируется Рынком, а не тем что кто-то кому-то что-то должен. Автору кажется, что здесь и сейчас в его конкретной ситуации стоимость услуг не может быть ниже чем....
Это ошибочное мнение направлено на манипуляцию рынком описываемых услуг. Специалист исходит из иных посылов устанавливая свою цену.
Ценовой демпинг это плохо, но товар товару рознь, а слуга и конкретная ситуация вообще не поддается внятной оцифровке. Хочет специалист продать себя малобюджетному проекту за небольшие деньги это его право и его доводы почему он так делает.
На рынке очень много примеров когда цена формируется "от состоятельности клиента". И это правильно и именно так работает Рынок.
Всем удачи и профита!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чернощеков

Не согласен с четвертым доводом. Цена формируется Рынком, а не тем что кто-то кому-то что-то должен. Автору кажется, что здесь и сейчас в его конкретной ситуации стоимость услуг не может быть ниже чем....
Это ошибочное мнение направлено на манипуляцию рынком описываемых услуг. Специалист исходит из иных посылов устанавливая свою цену.
Ценовой демпинг это плохо, но товар товару рознь, а слуга и конкретная ситуация вообще не поддается внятной оцифровке. Хочет специалист продать себя малобюджетному проекту за небольшие деньги это его право и его доводы почему он так делает.
На рынке очень много примеров когда цена формируется "от состоятельности клиента". И это правильно и именно так работает Рынок.
Всем удачи и профита!

Ответить
Развернуть ветку
369 комментариев
Раскрывать всегда