Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

Основатель агентства контент-маркетинга на зарубежных сайтах Smile Bright Media делится впечатлениями после года развития своего проекта в США.

В прошлом году я рассказывал о том, как получил визу О1 и переехал в Америку. В комментариях читатели задавали вопросы о том, каково это — работать на себя в Штатах. И если тогда мой опыт был слишком скудным, чтобы ответить, то после года активной работы впечатлений накопилось достаточно. Так что сегодня я расскажу о плюсах и минусах запуска собственного проекта в США.

Дисклеймер: текст далее — это только мой опыт, не стоит проецировать его на всю страну (я живу во Флориде) и любой бизнес (у меня агентство, а не венчурный стартап).

Введение

Для начала немного о себе: мне 29 лет, у меня семья, я программист по образованию, но уже более 8 лет занимаюсь журналистикой и ИТ-маркетингом. Сейчас в Штатах развиваю своё агентство ИТ-маркетинга — мы помогаем технологическим стартапам и частным клиентам с созданием материалов для продвижения продуктов и услуг (примерную суть деятельности можно понять из этой статьи), также разрабатываем собственные инструменты автоматизации маркетинга (чат-боты и тому подобное).

До этого в России я работал журналистом в «Цукерберг позвонит» (ещё до его ребрендинга в vc.ru), а также развивал собственное агентство.

На самом деле конкретная область деятельности в контексте данной статьи не очень важна, речь пойдёт скорее об организационных моментах. Еще один важный нюанс: мы находимся в Майами, а до этого базой для меня всегда была Москва, так что весь опыт жизни в США и России ограничивается этими двумя городами.

Плюсы ведения бизнеса в США

Начнём с того, чем хорош процесс ведения бизнеса в США. Здесь есть множество плюсов, мне по душе три главных фактора.

Развитая инфраструктура

Ведение бизнеса облегчается и развитой инфраструктурой. Например, в США почта — это настоящий двигатель экономики. Обычной почтой пересылают документы, чеки, товары, ценные бумаги. Работает всё очень быстро и почти без проблем. На практике вполне удобной вещью оказываются и банковские чеки, которые всё ещё распространены в Америке и поначалу кажутся пережитком глубокого прошлого.

К примеру, почти все коммуникации с государственными органами ведутся по почте. Если вам нужно получить какой-то документ, то обычно нужно скачать на сайте нужного ведомства соответствующий файл, заполнить его по инструкции и отправить по требуемому адресу, вложив чек с прописанной ручкой суммой для оплаты пошлины.

Через пару дней документы дойдут, чек будет обналичен, и вскоре желанный документ будет получен. Из всех телодвижений — один поход на почту.

Очень просто решаются и другие потребности бизнеса. Например, снять офис проще всего в одном из коворкингов, многие из которых предоставляют и услугу почтового адреса. Сопутствующие услуги по бухгалтерии можно заказать в сервисах вроде Quickbooks. Или можно найти на Upwork лицензированного бухгалтера, у которого есть партнёрский договор с такими сервисами — в итоге вы получите и софт и личного бухгалтера. Причём по деньгам это выходит так же или даже дешевле аналогичных сервисов в России.

Возможно, дело в недостатке опыта на тот момент, но на родине на решение таких задач мне приходилось тратить больше времени и сил.

Атмосфера возможностей

На протяжении нескольких лет в России я был совладельцем бизнеса, похожего на мой нынешний проект, пусть и несколько менее технологически продвинутого. Одно из главных воспоминаний об этом периоде — постоянная борьба с клиентами, обстоятельствами, требованиями госорганов и тому подобное. В США, занимаясь практически тем же самым, я заметил, что компания развивается активнее при куда меньших затратах сил и ресурсов.

На мой взгляд, причина в различиях менталитета и отношения к бизнесу. В России клиенты, как правило, куда более требовательны, не жалеют времени на постоянные созвоны, совещания и согласования договоров. Процесс от первого контакта до заключения сделки и получения первой оплаты может растягиваться на месяцы.

В США всё происходит значительно быстрее, причём даже при взаимодействии с такими же недавно переехавшими соотечественниками. Люди здесь ценят своё и чужое время — в России клиенты бы просто не поняли, если бы за ответы на вопросы о маркетинге, работе со СМИ и ведении блогов мы попросили бы деньги. В США же понятие платных консультаций знакомо всем.

В России я постоянно думал о том, как увеличить выручку, тестировал какие-то гипотезы и так далее. В целом это совершенно нормальный и правильный бизнес-процесс, однако в США такие возможности возникают как будто бы из ниоткуда — в том числе благодаря мощному рынку, большому населению и открытости людей.

К примеру, недавно мы запустили новую услугу — помогаем продвигать не только компании, но и частных профессионалов, которым хорошие блоги и публикации в СМИ могут быть нужны, например, для развития карьеры или получения рабочих виз в другие страны (те же США). Запустить эту услугу нам посоветовал один из заказчиков, который тут же сам ею и воспользовался.

Отсутствие лишних сложностей на старте

Первое, что бросается в глаза при начале ведения бизнеса в Америке — это то, насколько легко запустить новый проект по сравнению с ситуацией на родине. Оговорюсь, что тут речь именно о старте (с самой деятельностью далеко не всегда всё так легко, о чём поговорим ниже).

Подход к бумажному документообороту здесь гораздо проще, чем в России. К примеру, компанию я регистрировал, ещё находясь на родине, и для этого мне не пришлось пересылать никаких бумажек— хватало сканов подписанных документов или даже простой их фотографии на айфон. Почти все документы (хотя и не все) подписывались в таком электронном виде и при оформлении визы. Единственный момент — открыть счёт в банке таким образом не выйдет, для этого придётся идти в отделение и подписывать бумажки самостоятельно.

Начало работы с новым клиентом тоже выглядит очень просто. Для этого достаточно даже устной договорённости и инвойса в электронном виде, в котором указаны оплачиваемые работы. Понятно, что во избежание проблем и разногласий лучше подписывать соглашение, в котором перечислены все права и обязанности, но это опционально, а о такой вещи, как акт об оказании услуг за год работы в США я успел забыть.

Жизнь наносит ответный удар: минусы бизнеса в США

В жизни всегда всё гладко не бывает, так что помимо плюсов, за год работы я подметил и некоторые минусы ведения бизнеса в Штатах. Итак, вот мой личный анти-топ таких моментов.

Все и всегда хотят от тебя денег

Если вы хотите ощутить на себе, что значит жить при капитализме — начните бизнес в США. Вы тут же превратитесь в кошелёк на ножках для всех вокруг.

Ищете бухгалтера для подготовки первого пустого отчёта, потому что не успели начать деятельность? Вам с радостью помогут, нужно лишь организовать консультацию за $250 (чтобы ответить на вопрос, умеете ли вы подавать отчет).

Адвокаты будут советовать обратиться за дополнительными консультациями, которые повышают шансы на успешный исход дела (но ничего не гарантируют) и проводятся исходя из почасовой ставки в $300.

Юристы, занимающиеся оформлением фирмы, не преминут предложить оформить отдельный пул акций, без которого нельзя жить инновационному стартапу. «В будущем вы сможете давать из него опционы сотрудникам», — весьма актуально для небольшого нового бизнеса, и стоит всего пару тысяч долларов.

При взаимодействии с бывшими соотечественниками всё вышеописанное проявляется в ещё более явном виде — денег с вас возьмут больше, часто даже за то, что в других местах можно получить бесплатно, а качество услуг не всегда будет на высоком уровне (это лишь мой опыт, но он имеет место).

Получать почту в США вам вряд ли понравится — чаще всего это различные счета, особенно если речь о корпоративном ящике. И если половина писем оказывается спамерскими, вторая половина — это всё же различные уведомления от партнёров и государственных органов, игнорировать которые не получится.

Взаимодействия с властями не всегда логичны

Госаппарат в США довольно развит, существует множество различных ведомств, чьи функции иногда дублируются вплоть до полного абсурда. Головной боли добавляет и административное устройство, при котором американские штаты имеют довольно широкие возможности по созданию различных правил и законов, в том числе регулирующих ведение бизнеса.

Иногда это выливается в забавные на первый взгляд ситуации, которые тем не менее требуют отдельных усилий и затрат. Пример: мы зарегистрировали корпорацию в штате Делавер, это довольно популярная юрисдикция для международных стартапов. Однако в США я с семьей живу во Флориде, здесь у нас офис, корпоративный счёт в местном отделении Bank of America и так далее.

Выяснилось, что несмотря на то, что я уже, казалось бы, зарегистрировал компанию в США, её нужно ещё раз регистрировать во Флориде под угрозой серьёзных штрафов. Интересна формулировка — во Флориде бывают местные корпорации (domestic corporations) и зарубежные корпорации (foreign corporation).

И зарегистрированная в американском штате Делавер корпорация будет считаться иностранной в американском штате Флорида. И должна пройти процедуру регистрации с уплатой соответствующих сборов, предоставлением документов из штата Делавер (там эти сертификаты тоже заказываются за деньги) и обязательством предоставлять ежегодные отчёты о своей деятельности.

Выдержка о необходимости регистрации во Флориде из статьи на сайте одной из компаний, регистрирующих корпорации в штате Делавер — понятное объяснение можно найти только на таких коммерческих сайтах, государственные ресурсы крайне неинформативны

Ещё одна ситуация не связана напрямую с бизнесом, но очень показательна. Я нахожусь в Штатах по визе О1, а моя жена получила визу О3 и работать не имеет права. Поэтому ей не положен номер налогоплательщика SSN, но он нужен для того, чтобы подать совместную налоговую декларацию (налоги в США — тема для отдельной статьи).

Чисто теоретически я мог бы подать декларацию один, но тогда платить нужно было бы больше, а семьям полагаются различные вычеты, и в итоге может получиться так, что за год ты даже переплатил налоги и разницу тебе вернут (поэтому налоговые декларации тут называют tax return).

Наш бухгалтер убедила нас в том, что получить какой-то номер налогоплательщика жене всё же нужно. В США есть разновидность SSN для тех, кому право на работу не положено, он называется ITIN. И его оформление оказалось нетривиальным квестом.

Сначала потребовалось дозвониться в налоговую (Internal Revenue Service), на что ушла пара дней. Потом записаться на приём в ходе разговора с пожилой дамой-оператором, которая переспрашивала каждое слово по два-три раза. Затем, наконец, мы приехали на приём для подачи заявки на получение ITIN. И именно в этот момент выяснилось, что (следите за руками):

  • чтобы создать семейную декларацию о доходах, нужен ITIN;
  • чтобы получить его, нужно подготовить декларацию о доходах так, как будто бы он уже был получен (упоминаний об этом нет ни на сайте, ни где-либо ещё, даже наша лицензированная бухгалтер об этом не знала);
  • привезти заявление о получении ITIN с распечатанной декларацией (при том, что обычно всё делается в онлайне);
  • этот пакет документов IRS начнёт обрабатывать и потом перечислит излишне уплаченные налоги на банковский счёт и когда-то («в течение 11 недель») на почту придёт сама карточка ITIN.

Чтобы узнать всё это, пришлось потратить два часа несмотря на то, что мы пришли чётко ко времени записи — любой московский МФЦ покажется космосом после офиса IRS в Майами.

Нужно постоянно быть начеку

США — это мекка капитализма, настоящая банка с пауками и змеями. Практически все ниши характеризуются мощной конкуренцией, все стараются заработать свой доллар. В целом это хорошо и двигает многие отрасли вперёд, но такая тяга к наживе может принимать и не самые приятные формы. Если чрезмерно расслабиться, это тут же выльется в прямые финансовые потери.

Простой пример из личного опыта — после того как я по описанной выше схеме зарегистрировал компанию во Флориде, наш корпоративный почтовый ящик начал очень быстро наполняться письмами. По всей видимости кто-то из местных ведомств слил базу недавно зарегистрированных компаний фирмам, которые оказывают им те или иные услуги.

Всё бы ничего, в конце концов они могут предлагать и что-то полезное, но директ-маркетинг в США не похож на российский. Если у нас все уже привыкли выгребать из ящика яркие рекламные буклеты (и тут же их выбрасывать), то в Америке их шлют очень редко, понимая неэффективность такого продвижения.

Вместо этого маркетологи местных фирм играют на незнании и страхах потенциальных покупателей. Для этого, например, они маскируют свою рекламу под официальные сообщения властей: используется казённый язык, похожие на официальные бланки, различные фразы вроде «Срочно! Уведомление требует немедленного ответа!», в них угрожают штрафами.

К примеру, вот письмо о том, что нам необходимо заказать некие постеры, которые должны быть размещены рядом с рабочим местом каждого сотрудника.

Каждая такая наклейка стоит $84, тут же любезно указана информация о том, что её отсутствие карается штрафом в $17 тысяч. Выглядит как устрашающее письмо от властей, но на самом деле — это фирма-посредник пытается получить нового клиента, чтобы оформить ему эти стикеры. На момент получения письма у нас был лишь один работник во Флориде — я, он же владелец компании, и такую наклейку получать было вообще не нужно.

А вот письмо о жизненной необходимости получения сертификата, подтверждающего факт существования компании (certificate of good standing). Тут обошлось без угроз штрафов, просто перечислили, когда и зачем он может быть нужен, ну и не забыли добавить на бланк официально выглядящий логотип.

Подобную рекламу присылают не только владельцам бизнеса, но и, например, автовладельцам или родителям. Нам присылали «требования» продлить сервисное обслуживание автомобиля или медстраховку на детей компании, с которыми мы никогда не имели никаких дел. Поначалу такие письма серьёзно меня смущали, например, те самые стикеры за $84 я чуть было не купил — хорошо, что вовремя сообразил посоветоваться с нашим бухгалтером, которая и объяснила мне, как тут всё устроено.

Взвесив все за и против, могу сказать, что работать в США мне нравится больше, чем в России. Когда в стране есть настоящий культ предпринимательства — это ощущается во всём. США — страна не без своих минусов, подчас довольно существенных, но зарабатывать деньги здесь можно гораздо комфортнее, не отвлекаясь на решение непрофильных задач.

На сегодня все, спасибо за внимание. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по визам, бизнесу, жизни во Флориде — пишите в комментах или в личку, постараюсь ответить.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Yan Yanov

"....При взаимодействии с бывшими соотечественниками все вышеописанное проявляется в еще более явном виде — денег с вас возьмут больше, часто даже за то, что в других местах можно получить бесплатно, а качество услуг не всегда будет на высоком уровне (это лишь мой опыт, но он имеет место быть)...."

Однако вы быстро учитесь :)

- Контент-маркетинг
Вы получите маркетинговую стратегию, учитывающую конкретные задачи бизнеса, а ее реализацией займется команда профессиональных и опытных редакторов.
Цена: $2000/мес.

- Работа со СМИ
Цена: $3500/мес.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

Ну если взять и посчитать экономику подготовки и размещения контента на русском и английском языке (от разработки идеи, до вычитки корректорами и редакторами-нейтивами - и это за пакет из целого ряда материалов, а не за один текст), включить налоги, аренды и прочие вещи, а потом еще запросить quote в местных агентствах, станет ясно, что это очень даже недорого. Но выглядит на первый взгляд вполне неплохо, согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Тогда такой вопрос - а достижение каких показателей вы гарантируете за такие цены?
Например по тому же контент-маркетингу и по работе со СМИ?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

В случае работы со СМИ мы договариваемся о том, где и какого формата публикации хотим получить, если это, условно, блог на Хабре, то можно прикинуть желаемые цифры просмотров и рейтинга блога. Разные варианты могут быть, кому что важно.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Я вообще-то имел ввиду англоязычную аудиторию.
Хабр уже не работает, к сожалению и не отобъет 500$/мес за корп аккаунт там + ваши 3500 за контент.
Можете привести какой-нить юзкейс с метриками, чем вы гордитесь на данный момент?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

Не очень понимаю, какие метрики и цифры вы хотите увидеть? Мы все же не занимаемся продажами, а решаем конкретную задачу создания контента. Условно, если мы написали White Paper для ICO, а денег в итоге собрали меньше, чем хотели, вряд ли в этом виноват лишь только этот текст, как и если софткеп был многократно превзойден, вряд ли это целиком и полностью наша заслуга. Такие вещи только в петициях на рабочие визы в США, подготавливаемые юристами, существуют.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Правильно ли я понимаю что вы ничего не гарантируете?
Контент, тем более на платной основе, создается не для того чтобы его просто прочитали, а чтобы в результате что-то получить, имхо.
А просто написать статью для блога люди и сами смогут - зачем им к вам тогда обращаться?
И еще такой момент - блоги могут быть разных тематических направленностей - у вас в штате есть люди которые разбираются абсолютно во всех областях?
Или вы просто делаете статью удобочитаемой и синтаксически правильной?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

Те, кто могут, это делают и нам не пишут. Мы же никого не заставляем с нами работать под дулом пистолета. Для чего каждой конкретной компании нужен контент мы обсуждаем на старте проекта, если мы в рамках задачи что-то можем гарантировать - мы это делаем, но надо понимать, что мы отвечаем за определенный участок работы и не можем обещать захват мира, для которого нужно еще много разных аспектов, на которые мы не влияем.

По поводу работы с разными отраслями, у нас больше фокус на ИТ и близкие сферы. То есть, например, мы помогали с контентом компании, создающей продукты для автоматизации ресторанов (в общепите мы не разбираемся, в ИТ - вполне) или сфере финансов. Ну и мы работаем в связке с заказчиком всегда - проводим интервью с экспертами компании, вносим правки по их рекомендациям и т.п. То есть тут речь далеко не об удобочитаемости и синтаксической правильности, все чуть сложнее.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

Занимались контент-маркетингом, вели свой блог, писали статьи в СМИ - на русском и английском. К примеру, американских клиентов принес в том числе Medium — публиковал свои статьи на английском в разных блогах на этой платформе.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Неплохой ресурс для размещения IT новости с пиаром Вашего продукта.
https://codegeekz.com/

Два года назад заплатили 200$ за все!
Они сами написали статью.
Отбилось многократно.
Так потом еще эту статью на 10-ок языков перевили на другие IT ресурсы.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

$200 за сайт с таким трафиком, имхо, многовато. А на какие еще ресурсы они репостят?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Два года назад посещаемость была около
200,000 в месяц.
Так еще и эффект от перевода статьи другими ресурсами на локальные языки:
Польский(Клиенты из Польши), Испанский(вся Латинская Америка, Испания, Португалия), Корейский, Японский, Китайский, Индонезийский, были еще какие-то но я уже не помню.

И всего навсего за 200$!

У меня исключительно прагматический подход.
Я не понимаю как могут отбиться вот такие услуги.
"- Контент-маркетинг
Цена: $2000/мес.

- Работа со СМИ
Цена: $3500/мес."

Если нужен очень професиональный контент, то навалом всяких IT писателей.
Можно задаться целью и найти одиночку в twitter или через upwork, который живет за счет написания таких статей.

Работа со СМИ?
Что это значит?
Можно завести блог на medium.com за 5$(не помню сколько сейчас стоит) в месяц и туда статьи кидать и эффект будет хороший.

Если совсем много денег, то можно стать backer-ом какого-нибудь IT продукт и получить свой лого их сайте и еще +10,000-100,000 посещений на сайт.

Можно самому находить статьи по теме Вашего продукта и оставлять коменты, чтобы попробовали еще и Ваш продукт.
А можно связаться с авторами популярных статей и попросить добавить инфу о Вашем продукте. Многие это делают даром.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lashkov
Автор

Все это можно делать, мы помогаем тем, кому это по тем или иным причинам трудно сделать самим, или просто нет времени этим заниматься. Ну и просто кинуть статью на медиум (это бесплатно, кстати), где ее прочитает ровно ноль человек, много ума не надо. А вот выбрать популярный блог на этой площадке, сделать под него качественный материал, договориться о размещении, помочь с продвижением материала после публикации - это уже несколько сложнее, не правда ли?

И по поводу того, как могут отбиться услуги - когда мы тут на VC презентовали в рубрике Трибуна наше прошлое российское агентство, все поражались, как может стоить одна статья 10 000 рублей - такие вроде цены тогда у нас были. И ничего, вполне все может быть, как оказалось.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Это Ваш бизнес и Вы молодец.
Разумеется если обороты большие то такими вещами заниматься нет времени.
К примеру нанимают Sales Engineer на full time.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда